d9e5a92d

Генералов В. - Анализ программ государственной поддержки предпринимательства

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ИОРГАНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА.НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВВЕДЕНИЕ

Государства в странах с развитой рыночной экономикой решают ряд взаимосвязанных задач по регулированию предпринимательской деятельности. Особое значение придается поддержке малого предпринимательства. Как показывает анализ опыта США, Великобритании, Германии, Японии и других стран ОЭСР, а также постсоциалистических стран (Венгрия, Польша), везде осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т. п.
Рыночные преобразования в России в последнее десятилетие резко активизировали внимание специалистов и общества к предпринимательству, как важному источнику развития, и его проблемам. Появились фонды и программы поддержки малого предпринимательства, существенно вырос поток публикаций, принят ряд законов, в которых учтен этот феномен.
Возрождение российского предпринимательства в 80-е и 90-е годы XX в. происходило на фоне ряда общеэкономических проблем. В области государственного регулирования и поддержки российского предпринимательства до сих пор акцент делался на малое предпринимательство, и происходили постоянные изменения всей конструкции государственных органов, участвующих в выработке и осуществлении политики на федеральном уровне в отношении МП.

Дискутировался даже вопрос об отмене государственной поддрежки предпринимательства вообще. Однако летом 2004 г. Государственная Дума РФ, убрав 6 статей Федерального закона от 14 июня 1995 года 88-ФЗ О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации, сохранила ст. 7, определяющую порядок разработки программ поддержки предпринимательства.

Тем самым остаются актуальными вопросы разработки, реализации и анализа программ поддержки как на федеральном, так и региональном уровнях.
К настоящему времени уже достаточно проработан вопрос о методиках разработки разных программ. Вместе с тем белым пятном создание методики анализа программ поддержки и ее применение для анализа всей совокупности федеральных и региональных программ. В известных нам работах:
1. Не представлена методика анализа как совокупности алгоритмически взаимосвязанных процедур получения, обработки и анализа информации.
2. Рассмотрены не все федеральные и региональные программы по всем их значимым частям.
3. Анализ проведен без учета возможности использования совокупности программ поддержки как ядра системы (механизма, совокупности методов) интеграции и систематизации знаний о предпринимательстве.
Это обусловило цель предлагаемой публикации, совокупность решаемых задач, предлагаемого метода и процедур его реализации.
Целью исследования является разработка методов анализа федеральных и региональных программ государственной поддержки предпринимательства и их апробация на доступном массиве программ для оценки согласованности элементов программ и их действенности программ, а также с использованием этих методов и полученных результатов для дальнейшей интеграции и систематизации знаний о предпринимательстве.
В работе описан базовый метод анализа программ поддержки предпринимательства в РФ. Он детализироаван в совокупности отдельных процедур, и позволяющий проводить согласованность как элементов отдельной программы, так и сравнительный анализ различных программ.

В качестве эмпирической базы для проверки метода использовались 167 документов, характеризующих состояние дел в сфере предпринимательства (в большинстве случаев малого) и его государственной поддержкой по РФ в целом и по 79 регионам.
Показано, что в подавляющем большинстве программ нет достаточной согласованности по базовым элементам (выделяемые в программах проблемы, их цели, задачи, принципы, мероприятия, ожидаемые результаты). Основной недостаток отсутствие надлежащей количественной оценки эффективности намечаемых мероприятий и программ в целом. Все это снижает действенность государственной поддержки предпринимательства и снижает достигаемые социально-экономические результаты.

Обосновано, что совокупность существующих программ поддержки предпринимательства совместно с методами и результатами их анализа можно использовать как точку роста знаний о предпринимательстве.

ДИСКУССИЯ О ФОРМАХ И МЕТОДАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Анализ публикаций показывает, что государство в развитой рыночной экономике решает различные задачи (табл. 1.1) и выполняет функции (табл.

1.21.3) по регулированию и поддержке предпринимательства.



Таблица 1.1. Задачи государственного регулирования предпринимательства*

Задача
1. Обеспечение организационно-правовых основ предпринимательской деятельности: определение в законодательстве правового положения субъектов хозяйственной деятельности; определение порядка образования и регистрации фирм, их ликвидации фирм (банкротства), правил и стандартов учета и отчетности; защита различных прав (собственности, потребителей, товарного знака и т.д.); установление порядка стандартизации и сертификации продукции, текущего контроля качества продукции и услуг.
2. Создание и обеспечение правовых условий функционирования рыночного механизма хозяйствования и условий свободного предпринимательства: создание условий добросовестной конкуренции и свободы предпринимательства, обеспечение свободы перемещения рабочей силы, товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках; регулирование межфирменных рыночных отношений; борьба с бюрократическими барьерами.
3. Установление и обеспечение соблюдения правил и этико-правовых норм предпринимательства: установление норм и правил административной и деловой этики и контроль за их соблюдением; ведение борьбы с коррупцией, вымогательством, взяточничеством, мошенничеством; осуществление контроля за незаконной деловой практикой и принятие мер по борьбе с легализацией доходов от незаконного бизнеса (отмыванием денег); содействие в разрешении конфликтов, возникающих между предпринимателями.
4. Обеспечение повышения эффективности производства хозяйствующими субъектами: оптимизация структуры и размещения производства; создание благоприятного инвестиционного климата для местных и иностранных инвесторов и др.
5. Обеспечение развития предпринимательской инфраструктуры: транспорт, телекоммуникации, связь, страхование и др.
6. Оказание содействия предпринимателям в их хозяйственной деятельности: финансирование и кредитование бизнеса; развитии промышленного и научно-технического сотрудничества; поддержка экспортеров; создание условий непосредственной поддержки предпринимательской деятельности путем организации научных и учебных центров, инновационных и страховых фондов, предоставления информационных и консультационных услуг.
7. Обеспечение социально-экономических основ предпринимательства: разработка норм трудового законодательства и контроль их соблюдения; обеспечение справедливых основ частного найма и оплаты труда, стимулирование роста занятости и увеличения числа рабочих мест; создание безопасных условий труда и жизнедеятельности; обеспечение образования и профессионального обучения.
8. Реализация политики охраны окружающей среды.


* Построено на основе книги И. Н. Герчиковой [1, с. 9294].
Из приведенных таблиц видно, что, с одной стороны, предпринимательство распространяется и как бы сливается с экономикой в целом (поскольку есть и макроэкономика, и политика охраны окружающей среды). С другой стороны наблюдается сильное взаимное пересечение с рынками инноваций, инвестиций, труда и др., в регулировании которых также велика роль государства. Например, С. А. Кузнецова и В. Д. Маркова пишут в своей книге Развитие инновационного рынка как механизма распространения наукоемкой продукции: Являясь непременным участником национальной инновационной системы, государство выполняет следующие важные функции:
1. Аккумулирование средств на научные исследования и разработки.
2. Координация инновационной деятельности.
3. Стимулирование и поддержка инноваций.
4. Создание правовой базы инновационной деятельности.
5. Институциональное обеспечение инновационных процессов.
6. Формирование инфраструктуры рынка инноваций.
7. Кадровое обеспечение инноваций.
8. Регулирование направленности инноваций [2, с. 3644].
Таблица 1.2. Функции государственного регулирования предпринимательствапо И. Н. Герчиковой [1, с. 9294]

Функция и ее содержание
1 Организации: законотворчество; создание и обеспечение организационно-правовой основы предпринимательской деятельности; создание благоприятных условий функционирования всех рыночных механизмов; создание и обеспечение организационной основы хозяйственной деятельности; организация деятельности по борьбе с коррупцией, взяточничеством, уголовной преступностью, незаконным бизнесом и другими негативными явлениями, отрицательно влияющими на предпринимательскую деятельность; организация и финансирование исполнительных органов власти государственного аппарата, осуществляющего функции регулирования предпринимательской деятельности и экономики в целом; организация и управление государственной собственностью
2 Контроля: соблюдение правовых норм и законодательства о предпринимательской деятельности; контроль развития процессов на макроэкономическом уровне, внешнеэкономических связей, контроль исполнительных органов власти
3 Координации: осуществление деятельности, направленной на согласование и обеспечение мер и средств регулирования на трех уровнях: конкурентно-рыночном; частномонополистическом и государственном
4 Руководства макроэкономикой: деятельность государства, направленная на обеспечение макроэкономической стабильности, оптимизацию структуры экономики, стимулирование экономического роста, обеспечение основ социально-экономического развития, управления объектами государственной собственности
5 Содействия развитию предпринимательства: оказание финансового и организационного содействия частным предпринимателям в их хозяйственной деятельности


Таблица 1.3. Функции государственного регулирования предпринимательствапо В. Е. Савченко [3, с. 142157]

Функция и ее содержание
1 Формирование субъектов современного предпринимательства и, прежде всего, цивилизованных предпринимателей людей, способных к инновационной, рисковой деятельности во всех сферах экономики и реализующих эти возможности в каждой отрасли, комплексе народного хозяйства, регионе России, предпринимательской структуре
2 Формирование конкурентной среды, способствующей развитию подлинной экономической состязательности, в которой конкурентные преимущества обеспечиваются за счет непрерывного обновления технологии и техники на базе высших достижений науки и техники; внедрения инновационного менеджмента и маркетинга; полной реализации инновационных и рисковых способностей предпринимателей
3 Создание условий для устойчиво развивающегося предложения товаров и услуг высокого качества, производимых на инновационной основе с помощью стимулирования, целенаправленной ориентации, поддержки предпринимательских структур в сфере производства
4 Стимулирование и непосредственное формирование спроса на инновационную продукцию
5 Формирование организационной и рыночной инфраструктуры предпринимательства (в переходный период к смешанной экономике)
6 Обеспечение социальной ориентации процесса формирования и развития предпринимательства


В интересном обзоре зарубежного опыта поддержки сектора малого и среднего предпринимательства (МСП), приведенного в книге Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее [4], в частности, отмечается, что изучение головных государственных организаций, ведающих поддержкой МСП в развитых странах, показало, что наиболее кардинальное решение было найдено в США, где в 1953 г. была создана такая организационная структура, как Администрация малого бизнеса при Президенте США (Small Business Administration SBA). К настоящему времени SBA является одной из наиболее крупных в мире правительственных организаций, специализирующихся в поддержке и развитии МСП. О влиятельности SBA говорит тот факт, что при годовом бюджете 18 млрд. долл. в 2002 г. она планирует привлечь в сферу МСП из различных источников около 400 млрд. долл., в том числе 46 млрд. долл. по госзаказам.

Т.е. либеральная экономическая политика, даже в США, ни в коем случае не отрицает возможности использования имеющихся у государства рычагов, когда речь идет о косвенной поддержке такого сектора экономики, как малое предпринимательство. SBА имеет 108 представительств во всех регионах и крупнейших городах страны с общим штатом свыше 4,2 тыс. сотрудников.

Государственная поддержка МСП осуществляется непосредственно структурными подразделениями SBA или уполномоченными компаниями, партнерскими организациями и фирмами, а также консультационными пунктами, бизнес-центрами и т.п. [4, с. 139].
В рассматриваемом обзоре также освещается еще ряд направлений государственной поддержки предпринимательства. Так, мощным рычагом косвенной финансовой поддержки МСП является предоставление государственных гарантий по обеспечению кредитов, выдаваемых в рамках государственных или региональных программ обеспечения доступа МСП к финансовым ресурсам. Такие программы существуют в США, Японии, Германии и многих других странах. Упоминается об опыте инвестиционного кредитования МСП, широко распространенном в США, Японии и Англии.

В его основе создание сети частных инвестиционных компаний (Small Business Investment Companies SBIC), которые, используя собственный капитал и привлекая заимствованный капитал под гарантии правительственных организаций.
Примером поддержки инновационной деятельности МП в США являются программы Инновационные исследования в МСП (Small Business Innovation Research SBIR) и Распространение технологий МСП (Small Business Technology Transfer STTR). Эти программы обеспечивают бюджетное финансирование на конкурсной основе НИОКР, проводимых предприятиями сектора МСП по тематике ведущих федеральных ведомств (NASA, министерств обороны, энергетики, транспорта, медицины, образования и др.).
Большое значение за рубежом отводится созданию национальной системы информационного обслуживания МСП. Например, известна американская сеть бесплатного информационного обслуживания SBA-Net, в которой действует несколько информационных систем.
Опыт многих стран свидетельствует об эффективном использовании возможностей сектора МСП в сфере выполнения государственных и муниципальных заказов. Например, в США крупные предприятия обязаны размещать в секторе МСП до 20% оборонных заказов.

В 2002 г. стоимость госзаказов, выполненных силами МСП, достигнет 46 млрд. долл.
Интересен опыт вовлечения старших школьников и студентов в предпринимательскую деятельность. Правительством Германии при содействии Deutsche Ausgleichsbank (Германского компенсационного банка) и других партнеров в университетах страны создано 42 кафедры предпринимательства. Реализуется программа EXIST для финансовой поддержки и стимулирования студенческого предпринимательства. Германским Институтом труда запущена программа JUNIOR для старших школьников по созданию мини-предприятий, работающих в рыночных условиях под контролем опытных консультантов.

В 20012002 гг. в 12 регионах страны было создано 220 таких мини-предприятий, с которыми сотрудничали свыше 3000 учащихся.
Сфера рискового (венчурного) предпринимательства призвана обеспечить мощное развитие деловой активности в новых видах деятельности.
Правительства многих стран через торгово-промышленные палаты (интересный обзор их деятельности дан в [5]) и другие организации финансируют обучение и консультирование молодых предпринимателей. Например, в Германии ежегодно более 200 тыс. предпринимателей бесплатно получают соответствующие консультации.

В новых землях создано 40 консультационных центров. В 30 городах проводятся круглые столы по обмену опытом выхода из кризисных ситуаций с участием предпринимателей и иностранных экспертов.
Примечателен зарубежный опыт совершенствования законодательства и правоприменения особенно в странах ЕС и конкретно в Великобритании. Сложная и обременительная система государственного регулирования экономической деятельности (административные барьеры) препятствует развитию МСП.

Поэтому тщательная разработка новых и совершенствование ранее принятых правовых актов, наряду с упрощением административных механизмов регулирования экономической деятельности МСП, позволяют интенсифицировать рождение новых предприятий и создать благоприятные условия для их дальнейшего развития.
По мнению ряда специалистов, для развития предпринимательства в России должен вызывать подход, применяемый в бывших социалистических странах в сфере государственной политики развития МСП, в частности, в Венгрии и Польше. Анализ доступных публикаций показывает, что в развитых рыночных экономиках, и в условиях постсоциалистических народно-хозяйственных комплексов осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т.п.

И можно полностью согласиться с выводом, сделанным в конце книги [4]: везде государство инициирует создание и развитие определенной инфраструктуры, обеспечивая для этого правовую базу, финансовые условия, организационно-методическое и аналитическое сопровождение.
Возрождение российского предпринимательства в 80-е и 90-е годы XX в. происходило на фоне ряда общеэкономических проблем, которые в разных сочетаниях уже достаточно широко освещены в печати. В [5], например, выделены:
1. Диспропорция между высоким экономическим потенциалом реального сектора производства и относительно низкими фактическими объемами выпуска товаров и услуг.
2. Деформация воспроизводственного цикла и эрозия производственного капитала.
3. Внешние заимствования и долговая зависимость.
4. Усиление структурно-производственной диспропорциональности развития народного хозяйства в целом и в особенности промышленности.
5. Низкая инновационная активность отечественных предприятий реального сектора в освоении новых технологий, достижений НТП и внедрении новой техники.
6. Эрозия системы взаимосвязей хозяйственных субъектов, кризис взаимных ожиданий и рост теневой составляющей в реальном секторе.
7. Низкая эффективность предприятий реального сектора, неконкурентоспособность выпускаемой российской продукции.
Каждая из отмеченных проблем может быть детализирована. Например, С. А. Кузнецова и В. Д. Маркова, определяя инфраструктуру инновационного рынка как совокупность экономических субъектов и механизмов, организационно и материально обеспечивающих эффективное взаимодействие потребителей и производителей наукоемкой продукции в процессе создания инновации и последующую диффузию (распространение) наукоемкого продукта в хозяйственной среде [2, с. 45].

Далее они отмечают несбалансированное развитие различных подсистем инфраструктуры является фактором, сдерживающим реализацию инновационных возможностей [2, с. 45].
В научной литературе уже неоднократно предпринимались попытки дать периодизацию развития российского предпринимательства в зависимости от того, что автор (авторы) периодизации считаю возможным положить в основу такой периодизации (личность предпринимателя, малый бизнес, формы государственной поддержки). Например, В. Е. Савченко в [3] выделяет четыре этапа:
В 19871988 гг. происходит объединение в кооперативы представителей спекулятивного мелкого бизнеса, занимавшегося в основном мелкооптовой и розничной торговлей. До выхода закона о кооперации они спекулировали товарами, в том числе и привозимыми из-за границы. Под видом кооперативов открывались мелкие частные торговые фирмы.

Четвертая часть таких бизнесменов были связаны с уголовным миром, 22,5 % из них привлекались к уголовной ответственности.
В 19891990 гг. в частный бизнес влились управленцы и НТР государственных производственных предприятий, из них 46% составляли сотрудники промышленных предприятий и отраслевых НИИ, 15% работники министерств и ведомств, остальные работники других учреждений, в том числе аппарата КПСС и ВЛКСМ.
В 19911992 гг. армию бизнесменов пополнили руководители приватизированных предприятий различных сфер и отраслей и прежде всего транспорта и строительства. Сумев прихватизировать за минимальную плату или бесплатно государственную собственность, они смогли пустить в хозяйственный оборот деньги, накопленные от деятельности в теневой экономике.
На четвертом этапе, начавшемся в 1992 году и продолжающемся в настоящее время, бизнесмены формируются в основном в результате массовой шоковой приватизации. Наряду с процессом формирования крупных и средних бизнесменов происходит процесс формирования малого бизнеса.
В монографии [5, с. 160172] О. А. Вороновская, Н. Е. Егорова, В. В. Иноземцева, Е. Р. Майн и А. В. Филипович, опираясь на исследования А. Виленского [6] и других авторов, разделяют новейшую историю развития российского малого предпринимательства (МП) на следующие пять этапов. Первый этап развития МП (19871989 гг.). Кооперативы 19871989 гг. были прообразом современных МП. Число занятых в кооперативном секторе составляло: в 1987 г. 88 тыс.; в 1988 г. 152 тыс.; в 1989 г. более 5 млн человек.

Большие льготы всех видов, в том числе и за счет госбюджета, экономическая стабильность, наличие поддержки госаппарата позволяют охарактеризовать этот период как золотой век малого предпринимательства. В этот период осуществлялось достаточно быстрое и относительно безболезненное первоначальное накопление капитала. Негативной стороной этого этапа было то, что уже тогда закладывались основы второй экономики путем перекачки ресурсов государственного сектора в сферу МБ, в том числе в теневую экономику и в полукриминальные предприятия псевдорыночного типа.

При этом аккумулируемые в недрах второй экономики средства надолго замораживались или даже навсегда уходили из сферы реального производственного накопления, направляемого на развитие промышленности и народного хозяйства.
Второй этап (19901991 гг.) приходится на начало экономических реформ и характеризуется резким скачком в развитии малого предпринимательства. Этот этап начало бума учредительства, когда создавались разнообразные карманные торговые структуры, банки, совместные предприятия и т.д. Оборот капитала в малых структурах увеличился в этот период на 12 порядка.

Образование МП в этот период можно рассматривать как один из способов воплощения народной мечты о лучшей жизни.
Третий этап (19921993 гг.). Начало его связано с введением в русло экономических реформ политики шоковой терапии и массовой приватизации.

Этот этап может быть охарактеризован как парадоксальный в развитии малого предпринимательства. С одной стороны, либерализация цен, налоговый пресс и галопирующая инфляция, приведшая к обесценению сбережений населения и резкому скачку процентных ставок за кредитные ресурсы, подорвали финансовую базу малого предпринимательства и привели к инвестиционному параличу.



Содержание раздела