d9e5a92d

АНАЛИЗ ЦЕЛЕЙ, ПРИНЦИПОВ И ЗАДАЧ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Комплексная программа развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Алтай на период до 2003 года (принята в 2001 г.) интересна тем, что в ней проблемы развития малого предпринимательства достаточно хорошо увязаны с проблемами развития региона в целом. В этой программе, в частности отмечается:
В Республике Алтай отсутствуют крупные предприятия. Создание новых крупных предприятий оправдано в случае использования передовых технологий, что требует огромных инвестиций.

Чрезвычайная хрупкость экологического равновесия в регионе не позволяет реализацию крупных проектов. Усиление антропогенного воздействия негативно скажется на хрупкой природной среде Республики Алтай.
В условиях жесткого дефицита финансовых ресурсов оправдано вложение средств в эффективные, коммерческие проекты с быстрой окупаемостью, которые предлагаются малыми предприятиями. Кроме того, небольшая населенность и отдаленность региона от ёмких рынков сбыта не позволяет развивать предприятия, продукция которых рассчитана на массовый спрос. Привлекает дерево проблем, представленных в рассматриваемой программе на отдельной схеме (рис.

2.1).
Причем эти проблемы подвергнуты раскрытию с использованием числовых данных для иллюстрации:
Неконкурентоспособность. Объективно неконкурентоспособность региональной экономики связана с ее сельскохозяйственной специализацией, так как сельское хозяйство по многим параметрам проигрывает промышленности, а именно, в следующем: медленный кругооборот и оборот капитала; потребность в относительно более объемном авансировании производственных затрат; неравномерная реализация произведенной продукции; преобладание скоропортящейся и малотранспортабельной продукции; территориальная удаленность от конечного потребления.
Таблица 2.7. Оценка параметров среды развития предпринимательства в программе Государственная поддержка малого предпринимательства в Красноярском крае на 2001-2002 годы*

Оцениваемые параметры среды Степень удовлетворительности значений параметров
1 2 3 4 5
Наличие трудовых ресурсов       n  
Доступность современных технологий и ноу-хау   n      
Доступность услуг:          
коммунальных     n    
транспортных       n  
связи   n      
Доступность консалтинговых услуг по вопросам:          
экономической деятельности   n      
менеджмента   n      
маркетинга     n    
юридическим       n  
Совершенство системы информационного обеспечения деятельности МП.   n      
Безопасность условий деятельности МП   n      
Внимание органов государственной власти края к малому предпринимательству     n    
Внимание органов местного самоуправления к малому предпринимательству n        
Отношение населения к малому предпринимательству     n    
Готовность населения включиться в предпринимательскую деятельность       n  
Возможность влияния общественных объединений предпринимателей на принятие управленческих решений, касающихся их деятельности     n    
Достаточность условий для свободной конкуренции   n      

* По результатам социологических опросов, проведенных специалистами администрации края совместно с Агентством поддержки малого и среднего бизнеса, общественными организациями предпринимателей. 5 наивысшая степень удовлетворенности.



Рис. 2.1. Ключевые проблемы Республики Алтай
Энергозависимость. Уровень энергопотребления один из самых низких по России и Сибири.

Потребление энергии на душу населения составляет 2000 кВт. час. в год, что ниже уровня Алтайского края в 2,5 раза, Западной Сибири в 4 раза.
Дотационный бюджет. Доходы республиканского бюджета на 2000 год составили 699,039 тысяч рублей, в том числе на долю трансфертов приходится 496,876 рублей, доходы Внебюджетного фонда развития республики (за счет средств участников Эколого-экономического региона "Алтай") составили 104,203 тысячи рублей, расходы бюджета составили 742,662 тысячи рублей. Дотационный бюджет является объективным результатом унаследованного экономического потенциала и в краткосрочной перспективе ситуация не может быть изменена кардинально.



Республика должна искать внутренние резервы пополнения доходной части бюджета, прежде всего за счет развития малого бизнеса.
Кадры. Сельскохозяйственная специализация региона формирует специфический кадровый состав. Особенностью сельского населения является низкая квалификационно-профессиональная подвижность, что затрудняет процесс адаптации к рыночным преобразованиям. Кроме того, сельское население более консервативно, с трудом воспринимает различные новшества.

На эти негативные тенденции накладывает отпечаток также низкое качество полученного образования.
Вместе с тем обращает на себя внимание, что в программе Республики Алтай присутствуют и утверждения, которые нуждаются в более углубленном обосновании с учетом региональной специфики. Например, в программе утверждается, что По объемам производства и реализации, прибыли, уровню доходов работников, платежеспособности, уплате налогов малые предприятия имеют более высокие потенциальные возможности по сравнению с крупными производствами Деятельность малых предприятий носит более эффективный характер, чем у остальных предприятий.. Однако, если взять Российский статистический ежегодник за 2001 г. и статистический ежегодник Регионы России за 2001 г., и на основе приведенных в них данных (с.

320, с. 323, с. 7071, соответственно) рассчитать объемы валового регионального продукта, приходящегося на одного работающего по всем предприятиям, то в Республике Алтай в 1999 г. эта сумма будет равна 32 тысяч рублей, а по малым предприятиям 27,6 тыс. руб. (или 73% от крупных). Также нуждаются в статистическом подтверждении утверждения о большей прибыльности и платежеспособности малых предприятий в регионе.
Более выпукло проблемы предпринимательства и проблемы программ поддержки видны при анализе других разделов программ.

АНАЛИЗ ЦЕЛЕЙ, ПРИНЦИПОВ И ЗАДАЧ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА


2.2.1. Анализ целей.

На основе результатов обработки блока целей программ поддержки, можно были выделены следующие формулировки целей (с указанием общего числа вхождения указанного термина в тексты программ и ссылками на аббревиатуры соответствующих документов).
Наиболее часто встречается следующая формулировка, связанная с созданием (формированием, обеспечением) условий (среды, климата) для развития (роста) малого предпринимательства (малых предприятий, бизнеса и другого) на основе (путем) государственной поддержки (пп. 141) с некоторыми уточняющими характеристиками (пп. 4252):
1. Создание (синоним: формирование) (42) Алтай03, Арх00, Башкир00, Брянск00, Бурят01-02, Воронеж02, Калин98-00, Калуга04-06, Кем02-04, КорякАО99-00, Костр00-02, Курган00-01, Липецк01-04, Мурм98-99, МО-01-02, Мордовия00-01, Пермь98-99, Псков96-97,98-00,02-06, Самар01-03, СПб00-01, Сверд98-99, Смол96,98-00, Тамбов02-04, Тверь02-04, Томск99-00, Тула01, Тыва02-04, Тюмень99-00, Удм97, Хаб99-00,01-03, Хак03, ХМАО02-03, Чел00, Чувашия00-01, Якут98-99, Якут00-01,02-04, ЯНАО02-04.
2. Обеспечение (34) Башкир01, Бел00-02, Бурят01-02, Влад00-04, Волго01-05, Евр99-00,01-03, Иваново02-06, Ирк01-02, Киров00-01, КрасКр01-02, Мари02-04, НижН00-03, НСО99,00, НСО01-03, Ореб01-02, Пенза00-02, ПримКр99-00, РФ03-05, Ряз03-05, Сарат98-00, Сах98-00,01-03, Ставр01-02, Татария98-99, Ульян01-02, Хак00-01,03, ХМАО98-99, Чел01-02, Чувашия02-04, Якут98-99, ЯНАО00-01.
3. Создание (формирование, обеспечение) чего? Условий (среды) п. 4, климата п. 14.
4. Условий (синоним: среды) для (64) РФ00-01, Адыгея02,03, Алтай03, Арх00, Башкир00,01,02, Бел00-02, Брянск00, Влад00-04, Волго01-05, Воронеж02, Евр99-00,01-03, Иваново02-06, Калин98-00, Калуга04-06, Кем02-04, Киров00-01, Коряк99-00, Костр00-02, КрасКр01-02, Липецк01-04, Мурм98-99, МО-01-02, Мордовия00-01, НижН00-03, НСО01-03,Оренб01-02, Орел00-01, Пенза00-02, Перм98-99, Псков96-97,98-00,02-06, РФ03-05, Самар01-03, СПб00-01, Сах01-03, Сверд98-99, Смол96,98-00, Ставр01-02, Тамбов02-04, Тверь02-04, Томск99-00, Тула01, Тыва02-04, Тюмень99-00, Тюмень02-03, Удм97, Ульян01-02, Хаб99-00, Хак00-01,03, ХМАО00-01,02-03, Чел00,01-02, Чувашия00-01,02-04, Якут98-99, ЯНАО02-04.
5. Условий (среды) каких? См. пп.

613.
6. Благоприятных (43) РФ00-01, Алтай03, Арх00, Башкир00,01, Бел00-02, Влад00-04, Волго01-05, Воронеж02, Калин98-00, Кем02-04, Киров00-01, КорякАО99-00, Костр00-02, КрасКр01-02, Курган00-01, Липецк01-04, Марий02-04, Мордовия00-01, НижН-02-03, НСО01-03, Оренб01-02, Пенза00-02, Псков96-97, Ряз03-05, Самар01-03, СПб00-01, Сах01-03, Смол96,98-00, СтавКр01-02, Тверь02-04, Тыва02-04, Удм97, Ульян01-02, Хаб99-00,01-02, ХМАО02-03, Чел00,01-02, Чувашия02-04, Якут00-01, ЯНАО02-04.
7. Правовых (16) Адыгея00, Алтай03, Арх00, Кем02-04, Курган00-01, Липецк01-04, Мурм98-99, Мордовия00-01, Псков 02-06, Сверд98-99, Тамбов02-04, Тыва02-04, Тюмень99-00,02-03, ХМАО00-01,Якут98-99.
8. Экономических (15) Адыгея00, Арх00, Кем02-04, Курган00-01, Липецк01-04, Мордовия00-01, Псков 02-06, Сверд98-99, Смол96, Тыва02-04, Тюмень99-00,02-03, Хаб01-03, ХМАО00-01, Якут98-99.
9. Организационных (11) Алтай03, Арх00, Кем02-04, Липецк01-04, Мурм98-99, Псков02-06, Сверд98-99, Смол96, Тамбов02-04, Тыва02-04, Якут98-99.
10. Социальных (2) Адыгея00, Курган00-01.
11. Необходимых (1) Хак97-99.
12. Симулирующих (1) ХМАО02-03.
13. Стабильных (1) Якут02-04.
14. Климата какого?
15. Инвестиционного (2) Алтай03, Мурм98-99.
16. Финансового (2) Алтай03, Мурм98-99.
17. Условий (среды) для чего?

См. пп. 1831:
18. Для развития (роста) малого предпринимательства (МП) (субъектов МП, приоритетных направлений МП) (45) РФ00-01, Адыгея02,03, Арх00, Башкир00,01, Бел00-02, Влад00-01, Волго01-05, Воронеж02, Евр99-00,01-03, Иваново02-06, Калуга04-06, Кем02-04, Киров00-01, Костр00-02, Курган00-01, Липецк01-04, Марий02-04, Мурм98-99, МО-01-02, Мордовия00-01, НижН02-03, НСО01-03, Оренб01-02, Перм98-99, РФ03-05, Ряз03-05, Сах01-03, СтавКр01-02, Тамбов02-04, Тюмень02-03, Ульян01-02, Хаб99-00, Хаб99-00, Хак97-99,00-01,03, ХМАО00-01, Чел01-02, Чувашия00-01,02-04, Якут 98-99, 02-04.
19. Устойчивого развития МП, устойчивости МП (12) Алтай03, НСО99,00, ПримКр99-00, Сарат98-00, 00, Сах98-00, Татария98-99, Томск99-00, Хак03, ХМАО98-99, ЯНАО00-01.
20. Устойчивой деятельности МП (9) Брянск00, Коряк99-00, Самар01-03, СПб00-01, Сверд98-99, Смол98-00, Тула01, ХМАО02-03, Чел00.
21. Предпринимательства, предпринимательского сектора, предпринимательской деятельности (ПД) (развития ПД) (9) Башкир02, Бурят01-02, Влад02-04, Калин98-00, Орел00-01, Псков96-97,98-00, Удм97, Тверь02-04.
22. Развития малого бизнеса (4) Арх03-05, Ирк01-02, НижН00-01, Смол96.
23. Повышения престижа МП (1) Тюмень99-00.
24. Повышения роли МП в экономической и общественной жизни (1) Тюмень99-00.
25. Роста эффективности деятельности малых предприятий (МПР), обеспечения инвестиционной и деловой активности МПР, увеличения вклада МПР в социально-экономическое развитие и бюджетную обеспеченность территорий (все по одному разу) Тюмень99-00.
26. Экономического роста региона (1) Смол96.
27. Создания новых рабочих мест (1) Бурят01-02.
28. Насыщения рынка товарами и услугами (2) Бурят01-02, Якут00-01.
28. Увеличения доходов бюджета (2) Бурят01-02, Якут00-01.
29. Роста деловой активности населения (2) Псков 02-06, Якут00-01.
30. Формирования среднего класса (2) Адыгея00, Арх00 (см.

42).
31. Для развития и поддержки отечественного товаропроизводителя (1) Адыгея00.
32. Развития на основе (путем) чего?
33. Повышения качества мер государственной поддержки (15) РФ00-01, Волго01-05, Иваново02-06, Ирк01-02, Киров00-01, КрасКр01-02, НижН02-03, НСО01-03, Оренб01-02, Сах01-03, СтавКр01-02, Тверь02-04, Ульян01-02, Хаб99-00, Чел01-02.
34. Повышения эффективности мер государственной поддержки (18) РФ00-01, Адыгея02, Башкир01, Волго01-05, Иваново02-06, Ирк01-02, Киров00-01, Костр00-02, КрасКр01-02, НижН02-03, НСО01-03, Оренб01-02, Сах01-03, Ставр01-02, Тверь02-04, Ульян01-02, Хаб99-00, Чел01-02.
35. Развития инфраструктуры поддержки (9) Брянск00, Пенза00-02, СПб00-01, Смол98-00, Томск99-00, Хаб99-00, Хак00-01, ХМАО02-03, Чел00.
36. Совершенствования нормативно-правовой базы (9) Брянск00, Пенза00-02, СПб00-01, Смол98-00, Томск99-00, Хаб99-00, Хак00-01, ХМАО02-03, Чел00.
37. Освоения новых форм и механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства (8) Брянск00, Пенза00-02, СПб00-01, Смол98-00, Томск99-00, Хаб99-00, Хак00-01, Чел00.
38. Господдержки (5) Бел00-02, Костр00-02, Хаб99-00, Чувашия02-04, Якут02-04.
39. Общественной поддержки (2) Бел00-02, Калин98-00.
40. Количественного и качественного роста предпринимательского сектора Башкир01.
41. Системы подготовки кадров, расширения деловых связей, интеграции субъектов малого предпринимательства Томск99-00.
42. Средний класс (пп. 4344):
43. Самостоятельно создает собственное благосостояние и достаточный уровень жизни (5) Арх00, Липецк01-04, Сверд98-99, Тыва02-04, ЯНАО02-04.
44. Гарант стабильности общества (3) Адыгея00, Липецк01-04, Тыва02-04.
45. Дополнительные характеристики МП, малых предприятий (МПР) и малого бизнеса (МБ) (пп. 4652):
46. МП (МПР) насыщает местный рынок (отечественными) товарами и услугами и формирует средний класс (6) Арх00, Липецк01-04, Псков02-06, Сверд98-99, Тыва02-04, ЯНАО02-04.
47. МП основной инструмент (источник) создания новых рабочих мест (6) НижН00-01, Оренб99-00, ПримКр99-00, Сверд97, Хак03, ХМАО98-99.
48. МПР(МП) дает стабильное поступление налогов в бюджеты всех уровней (4) Сверд98-99, Тыва02-04, ХМАО98-99, ЯНАО02-04.
49. МП весомый источник пополнения бюджета (3) Оренб99-00, ПримКр99-00, Сверд97.
49. МПР(МП) для достижения социально-экономической и политической стабильности Марий02-04.
50. МБ источник развития территорий и секторов экономики НижН00-01.
51. МП является важным компонентом (неотъемлемой частью) новой структуры экономики (4) Оренб99-00, ПримКр99-00, Сверд97, ХМАО98-99.
52. МП основа обеспечения общественного благосостояния Чувашия00-01.
Также в составе целей государственных программ поддержки указываются:
53. Цели формирования системы государственной поддержки (пп. 5456):
54. Формирование системы господдержки предпринимательства (9) Волго98-00, 98-99, Воронеж01, Калин98-00, Коряк99-00, Смол96, Татария98-99, Хак97-99, Якут98-99.
55. Оптимизация системы господдержки МП (1) НижН00-01.
56. Имущественная поддержка малого бизнеса (предпринимательства) (2) Тюмень02-03, ХМАО00-01.
57. Цели общеэкономического характера (пп. 5866):
58. Повышение (рост) благосостояния населения (4) Арх03-05, Воронеж01, Калин01-02, Оренб99-00.
59. Повышение уровня жизни населения (3) Воронеж01, Калин01-02, Оренб99-00.
Повышение эффективности и социальной направленности экономики (1) АлтКр00-01.
60. Увеличение товарного производства (1) АлтКр00-01.
61. Повышение уровня бытового обслуживания населения края (1) АлтКр00-01.
62. Повышение конкурентоспособности экономики края (1) АлтКр00-01.
63. Поддержка местных товаропроизводителей (1) Арх03-05.
64. Увеличение налоговых поступлений в бюджет (2) Хак03, Якут00-01.
65. Привлечение дополнительных инвестиций (1) Хак03.
66. Развитие и модернизация ЖКХ (1) ХМАО00-01.
67. Цели в области занятости и подготовки кадров (пп. 6870):
68. Обеспечение (повышение) занятости (6) АлтКр00-01, Воронеж02, Калин01-02, Оренб99-00, Хак00-01, Чувашия00-01
69. Создание новых рабочих мест (5) Евр99-00,01-03, Тюмень02-03, ХМАО00-01, Якут00-01.
70. Подготовка кадров предпринимателей (1) Тюмень02-03.
71. Цели, связанные с МП (малыми предприятиями и бизнесом) (пп.

МПР, МБ) (пп. 7280):
72. Увеличение вклада МП (1) Мордовия00-01.
73. Рост числа субъектов малого бизнеса (1) Ростов03-05.
74. Дальнейшее становление и эффективное развитие МП (1) Волго98-00.
75. Выравнивание потенциала и условий для развития МП в различных территориях области (2) Ростов03-05, РФ03-05.
76. Повышение конкурентоспособности продукции субъектов МП (1) Сарат98-00.
77. Эффективное развитие малых предприятий (1) Самар97-00.
78. Повышение потенциала малого бизнеса (1) Воронеж02.
79. Обеспечение равных прав для реализации предпринимательских проектов (1) Якут02-04.
80. Устранение проблем малого бизнеса (1) Ирк01-02.
Как видим, в ряде программ формулирование цели завершает часть, содержащая декларирование того, почему надо развивать малое предпринимательство (предприятия), так как это: насыщает местный (отечественный) рынок товарами и услугами и формирует средний класс, является основным инструментом создания новых рабочих мест, обеспечивает стабильное поступление налогов в бюджеты всех уровней, служит важным компонентом новой структуры экономики. Однако достаточной аргументации обычно не приводится. Ряд вопросов остается неясным. Во-первых, действительно ли в данном регионе именно малое предпринимательство создает рабочие места, увеличивает доходы бюджета и т.д.

Может быть, надо поддерживать среднее или крупное предпринимательство? Во-вторых, какова относительная значимость отдельных целей, насколько они взаимосвязаны? В-третьих, каковы критерии для количественной оценки целей, в частности, что понимается по устойчивой деятельностью малого предпринимательства?

Перечень неясностей и расплывчатостей в формулировках целей можно было бы продолжить.
Даже в утвержденных программах одного субъекта РФ для двух смежных периодов встречаются различные формулировки целей, что дается без должного обоснования. Например:
Свердловская область, 97
Обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства в Свердловской области как важного компонента новой структуры экономики области, основного инструмента создания новых рабочих мест и весомого источника пополнения бюджета
Свердловская область, 98-99
Создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий для устойчивого развития малых предприятий, обеспечивающих насыщение рынка отечественными товарами и услугами, стабильное поступление налогов в бюджеты всех уровней, формирование среднего слоя общества, самостоятельно создающего собственное благосостояние и достаточный уровень жизни.
Другой недостаток программ расхождение формулировок целей в паспорте программы и самом тексте программы: Хакасия, 00-01
Паспорт: Обеспечение условий для развития МП малого предпринимательства в Республике Хакасия. Содействие в обеспечении занятости населения республики.
Текст программы: Основной целью Программы является создание благоприятных условий для повышения устойчивости деятельности малых предприятий путем совершенствования нормативно-правовой базы, развития инфраструктуры, а также развития прогрессивных технологий финансовой поддержки МП.
Обращает на себя внимание полная идентичность целей, декларируемых в программах различных регионов. Например, в Брянской области и в Республике Бурятия в программах на 19992000 г. и в Республике Дагестан на 20002001: создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий путем совершенствования нормативной правовой базы, развития инфраструктуры, освоения новых форм и механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства.

Налицо явное злоупотребление типовым методическим шаблоном.
С другой стороны, приятно видеть вдумчивые и оригинальные трактовки целей. Например, в Областной программе поддержки малого предпринимательства в Курской области на 20002001 гг. по методу дерева целей раскрыты экономические, социальные и организационные цели.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ: обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства в области; увеличение налоговых поступлений в местный, областной и федеральный бюджеты; более эффективное использование производственного, кадрового, научного, природного потенциала области; активизация инвестиционной деятельности и привлечение инвестиционных ресурсов; увеличение объема, разнообразия и качества производимых товаров, работ и услуг.
СОЦИАЛЬНЫЕ: снижение уровня безработицы и увеличение занятости за счет создания новых рабочих мест на малых предприятиях; содействие занятости населения, формирование мощного социального слоя собственников; максимальное удовлетворение потребителей населения области в товарах и услугах.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ: совершенствование рыночной инфраструктуры области; оказание содействия системе поддержки малого предпринимательства; создание системы информационного обеспечения и подготовки кадров для субъектов малого предпринимательства; совершенствование нормативной правовой базы развития малого предпринимательства в области; помощь в организации добровольных объединений предпринимателей области и повышение их роли в развитии экономики области.
Затем в программе Курской области предпринимается попытка оценить, что именно и на каком этапе программы надо сделать для ее реализации. В частности, для достижения экономических целей программы необходимо:
а) на первом этапе - доведение объемов производственной продукции (работ, услуг) в отпускных ценах без НДС и акциза от 1358 млн. руб. до 1801 млн. руб. в год;
на втором этапе - доведение объема произведенной продукции (работ, услуг) в отпускных ценах без НДС и акцизов до 2226 млн. руб. в год;
б) развитие малого предпринимательства в следующих приоритетных видах деятельности: промышленность строительных материалов; легкая промышленность; пищевая промышленность (кроме спиртовой, ликеро-водочной, пивоваренной, табачной промышленности); мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность; сельское хозяйство; строительство; здравоохранение, физическая культура; народное образование; наука и научное обслуживание;
в) размещение на малых предприятиях области не менее 15 % ежегодных госзаказов на производство продукции, работ и услуг для нужд области;
г) целевое финансирование социально - значимых для области инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства.
Всего нам удалось найти 30 оригинальных формулировок целей.
2.2.2. Принципы в программах поддержки. В пяти региональных программах отдельно выделены либо Принципы государственной поддержки малого предпринимательства, либо просто Принципы программы:
Москва, 19982000 гг. М98-00 5 принципов;
Москва, 20012003 гг. М01-03 7 принципов;
Смоленская область, 1996 г. Смол96 8 принципов;
Свердловская область, 1997 г. Сверд97 7 принципов;
Республика Хакасия, 19971999 гг. Хак97-99 6 принципов;
Республика Саха (Якутия), 20002001 гг. Якут00-01 4 принципа;
Чувашская Республика, 20022004 Чувашия02-04 7 принципов.
Итого 44 принципа. В этой совокупности встречаются следующие принципы, общие для двух и более программ:
1) конкурсность обеспечение равных возможностей для субъектов малого предпринимательства при получении государственной поддержки невозможность для отдельного конкретного предпринимателя требовать обязательной государственной поддержки без конкурсного отбора, учета значимости и необходимости его проекта, продукции или услуги для области М98-00, М01-03, Смол96, Сверд97, Хак97-99, Якут00-01 6 упоминаний;



Содержание раздела