d9e5a92d

Порядок проведения закрытых совещаний и переговоров

В случае установления факта утраты документов, дел и изданий с грифом КТ либо разглашения содержащихся в них сведений немедленно ставятся в известность директор, его заместители по направлениям и начальник отдела службы безопасности.
Для расследования факта утраты документов, дел и изданий с грифом КТ при установлении факта разглашения сведений, содержащихся в этих материалах, приказом директора (распоряжением руководителя структурного подразделения) назначается комиссия, заключение которой о результатах расследования утверждается руководителем, создавшим данную комиссию.
На утраченные документы, дела и издания с грифом КТ составляется акт. Соответствующие отметки вносятся в учетные документы.
Акты на утраченные дела постоянного хранения после их утверждения директором или его заместителями по направлениям передаются в архив.

Порядок проведения закрытых совещаний и переговоров

Разрешение на проведение совещаний и переговоров по вопросам, составляющим коммерческую тайну, имеют право давать руководители фирмы и лица, уполномоченные ими.
Руководитель, давший разрешение на проведение такого совещания (переговоров), назначает ответственного. Последний составляет список его участников с указанием фамилии, имени и отчества, должности и предприятия.
На совещание пропускаются только те лица, фамилии которых указаны в списке.
Проводящий совещание (переговоры) обязан напомнить участникам встречи о необходимости сохранения коммерческой тайны и уточнить конкретно, какие сведения являются охраняемыми. Это напоминание фиксируется в протоколе совещания (переговоров).
Совещания проводятся в специально отведенных для этого помещениях, исключающих возможность применения визуально-оптических, акустических и других технических средств,которые могут быть использованы злоумышленниками как в самом помещении, так и за его пределами.
На каждом совещании, связанном с вопросами, составляющими коммерческую тайну, ведется протокол (письменный или магнитная запись), в котором фиксируются доклад, информация, выступления, вопросы, решения пофамильно.
Отдельные переговоры по вопросам коммерческих секретов оформляются в виде записи бесед.
Все материалы в копии передаются в группу обеспечения безопасности внешней деятельности СБ.

Организация архивного хранения конфиденциальных документов

Документы текущего делопроизводства по истечении года могут быть переданы на хранение в архив предприятия.
Оформление и передача дел с документами с грифом КТ осуществляются в соответствии с требованиями инструкции по организации хранения дел, содержащих конфиденциальную информацию, в архиве.
Инструкция по организации хранения дел отражает основные технические операции, в том числе:
прием дел, содержащих конфиденциальную информацию, в архив;
составление и оформление сводной описи дел, содержащих конфиденциальную информацию;
составление и оформление сводной описи по личному составу;
учет документов, содержащих конфиденциальную информацию.

Отдел ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

К основным средствам инженерно-технической защиты информации относятся:
- физические средства защиты;
- аппаратные средства защиты;
- программные средства защиты;
- математические (криптографические) методы защиты. Указанные средства применяются для решения следующих
задач:
- охраны территории и наблюдения за ней;
- охраны зданий, внутренних помещений и наблюдения за ними;
- охрана оборудования, хранилищ и перемещаемых носителей информации;
- осуществления контролируемого доступа в защищаемые зоны, охраняемые помещения и хранилища;
- создания препятствия визуальному наблюдению, подслушиванию и фотографированию;
- нейтрализации побочных электромагнитных излучений и наводок;
- исключения возможности перехвата электромагнитных излучений средств связи, обработки информации и электронно-вычислительной техники.
Для выполнения этих задач отдел инженерно-технической безопасности осуществляет организационные, организационно-технические и технические мероприятия.

Организационные мероприятия


К организационным мероприятиям относятся меры ограничительного характера, сводящиеся в основном к регламентации доступа и использования технических средств обеспече-конфиденциальной информации в традиционных или автоматизированных режимах. Они, как правило, проводятся силами службы безопасности путем использования простейших организационных мер и доступных для этого технических средств. Организационные мероприятия предусматривают:
- определение границ охраняемой зоны (территории);
- определение технических средств, используемых для обработки конфиденциальной информации в пределах охраняемой зоны (территории);


- определение опасных с точки зрения возможности образования каналов утечки информации или способов несанкционированного доступа к ней через технические средства;
- реализацию мер локализации или воспрещения возможных каналов утечки конфиденциальной информации или способов НСД к ней;
- организацию контроля (поиска и обнаружения) возможного неконтролируемого излучения опасных сигналов за счет побочных электромагнитных излучений и наводок (ПЭМИН) или специально используемых для этого сигналов; организацию строгого контроля прохода и проноса каких-либо предметов, устройств, средств, механизмов в контролируемую зону, способных представлять собой технические средства получения и передачи конфиденциальной информации.

Организационно-технические мероприятия


Организационно-технические мероприятия обеспечивают блокирование возможных каналов утечки информации через технические средства обеспечения производственной и трудовой деятельности с помощью специальных технических средств, устанавливаемых на элементы конструкции зданий, помещений и технических средств, потенциально образующих возможные каналы утечки информации.
Для этих целей возможно использование:
технических средств пассивной защиты: фильтры, ограничители и т. п. средства развязки электрических и электромагнитных сигналов, системы защиты сетей электроснабжения, радио- и часофикации и др.;
технических средств активной защиты: датчики акустических шумов и электромагнитных помех.

Технические мероприятия


Технические мероприятия обеспечивают приобретение, установку и использование в процессе производственной деятельности специальных, защищенных от побочных излучений и наводок, технических средств обработки конфиденциальной информации или средств, ПЭМИН которых не превышают норм на границе охраняемой территории.
Средства технической защиты:
- Средства охраны
охранная и охранно-пожарная сигнализация
охранное телевидение
системы контроля доступа
средства линейной безопасности
- Средства защиты информации
средства обнаружения и выявления КУ в НСД
средства защиты и противодействия
средства системного исследования
- Средства защиты программ
программные
аппаратные
комбинированные
- Средства контроля
радиологические
токсикологические
пиротехнические
металлообнаружители

Мероприятия по блокированию несанкционированного получения информации с помощью технических средств


Мероприятия по блокированию несанкционированного получения конфиденциальной информации с помощью технических средств сводятся к следующим основным направлениям:
- защита от наблюдения и фотографирования;
- защита от подслушивания;
- защита от перехвата.
Защита от наблюдения и фотографирования предполагает:
- выбор оптимального расположения средств документирования, размножения и отображения (экраны ПЭВМ) информации с целью исключения прямого или дистанционного наблюдения (фотографирования);
- использование светонепроницаемых стекол, занавесок, драпировок, пленок и других защитных материалов и конструкций (решетки, ставни, жалюзи и др.);
- выбор помещений, обращенных окнами в безопасные зоны, направления;
- использование программных средств гашения экранов ПЭВМ после определенного времени работы (работа по режиму времени).
Защита от подслушивания реализуется:
- применением звукопоглощающих облицовок, специальных тамбуров дверных проемов, двойных оконных переплетов;
- использованием средств акустического зашумления объемов и поверхностей (стены, окна, радиаторы отопления, вентиляционные каналы);
- закрытием вентиляционных каналов, систем ввода в помещения отопления, питания, телефонных и радиокоммуникаций, систем охранно-пожарной сигнализации;
- использованием специальных аттестованных помещений, исключающих появление каналов утечки конфиденциальной информации.
Защита от перехвата побочных электромагнитных излучений и наводок самого различного характера обеспечивается:
- размещением источников ПЭМИН на максимально возможном удалении от границы охраняемой (контролируемой) зоны;
- экранированием помещений, средств канальных коммуникаций;
- использованием пространственного и линейного электромагнитного зашумления;
- использованием автономных телефонных систем, локальных систем ЭВМ, не имеющих выхода за пределы охраняемой территории (в том числе систем вторичной часофика-ции, радиофикации, телефонных систем внутреннего пользования, диспетчерских систем, систем энергоснабжения и т. п.);
- развязкой по цепям питания и заземления, размещенным в границах охраняемой зоны;
- использованием подавляющих фильтров в информационных цепях, цепях питания и заземления.

Аттестация защищенных помещений

Аттестация защищаемых техническими мерами помещений имеет целью установить наличие в этих помещениях технических средств обеспечения производственной и трудовой деятельности и определить соответствие их характеристик требованиям безопасности.
На каждое такое помещение составляется технический паспорт, в котором указываются технические средства, их типы, номера, реальные технические характеристики и соединительные линии связи, питания, заземления и их состояние.
Технические паспорта помещений хранятся в группе инженерно-технической защиты. При установке или изъятии каких-либо технических средств обязательно внесение изменений в паспорт помещения.
Состав технических средств каждого помещения исследуется на наличие ПЭМИН группой инженерно-технической защиты самостоятельно или с привлечением специализированных организаций, имеющих на это лицензию, необходимую контрольно-измерительную аппаратуру и определенные методики проведения специальных исследований.
С учетом результатов анализа состава технических средств в защищаемых помещениях и результатов их специсследова-ний устанавливается опасность тех или иных устройств как потенциальных источников образования каналов утечки охраняемых сведений, и вырабатываются целесообразные мероприятия по их локализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Автор не претендовал на полное и всестороннее изложение всего множества вопросов, образующих проблему безопасности фирмы, и всех аспектов деятельности службы безопасности.
Важно своевременно уяснить факторы опасности, такие как нарастающая криминализация общества и необходимость противодействовать им. В настоящее время нет достаточного опыта защиты предпринимательских структур, в связи с чем многие рекомендации и правила еще предстоит выработать как на государственном, законодательном уровне, так и на уровне конкретной фирмы.

Опыт приходит со временем.

Необходимо также осознать, что не может быть готовых решений на все случаи жизни. Сегодня нужна готовность к систематической повседневной работе в данной области и постоянная, а не от случая к случаю озабоченность вопросами безопасности.

Автор надеется, что данная книга поможет читателю определить свое отношение к данной проблеме и сделать практические выводы на основе приводимых рекомендаций. Желаем читателям безопасного бизнеса.

Помните: безопасность лишней не бывает.
Отдел кадров

ПРИЛОЖЕНИЯ

Федеральный закон о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации
Принят Государственной думой 12 мая 1995 года.
Настоящий федеральный закон направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Настоящий федеральный закон определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Настоящий федеральный закон действует на всей территории Российской Федерации в отношении всех субъектов малого предпринимательства независимо от предмета и целей их деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности.
Статья 1. Законодательство Российской Федерации о государственной поддержке малого предпринимательства
1. Государственная поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации осуществляется в соответствии с настоящим федеральным законом, издаваемыми в соответствии с ним иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим федеральным законом, то применяются правила международного договора.
Статья 2. Разграничение полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации
1. Ведению Российской Федерации подлежат определение-общих принципов, приоритетных направлений и методов государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, установление порядка создания и деятельности федеральных органов государственной власти в области государственной поддержки малого предпринимательства, разработка и реализация федеральных программ развития и поддержки малого предпринимательства, финансируемых не менее чем на 50 процентов за счет средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов Российской Федерации, установление льгот для субъектов малого предпринимательства по федеральным налогам и иным платежам в федеральный бюджет и специализированные внебюджетные фонды Российской Федерации.
2. Субъекты Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями решают все вопросы в области поддержки малого предпринимательства, в том числе могут применять дополнительные меры по поддержке малого предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов.
Статья 3. Субъекты малого предпринимательства 1. Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности 100 человек; в строительстве 100 человек; на транспорте 100 человек; в сельском хозяйстве 60 человек;
в научно-технической сфере 60 человек;
в оптовой торговле 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
2. Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени. а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
3. В случае превышения малым предприятием установленной настоящей статьей численности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.
Статья 4. Государственная регистрация субъектов малого предпринимательства
Субъект малого предпринимательства с момента подачи заявления установленного Правительством Российской Федерации образца регистрируется и получает соответствующий статус в органах исполнительной власти, уполномоченных действующим законодательством.
Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные условия для регистрации субъектов малого предпринимательства по сравнению с условиями, установленными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Уклонение от государственной регистрации субъектов малого предпринимательства или необоснованный отказ в государственной регистрации могут быть обжалованы в суде в установленном порядке с возмещением первоначально уплаченной государственной пошлины истцу в случае решения в его пользу. Взыскание указанной пошлины производится с ответчика.
В случае признания судом незаконности действий органов регистрации последние возмещают расходы, перечисляемые на счет субъекта малого предпринимательства после его регистрации на основании решения суда.
Статья 5. Порядок представления отчетности малыми предприятиями
Государственная статистическая и бухгалтерская отчетность малых предприятий представляется в утверждаемом Правительством Российской Федерации порядке, предусматривающем упрощенные процедуры и формы отчетности, содержащие в основном информацию, необходимую для решения вопросов налогообложения.
Статья 6. Государственная поддержка малого предпринимательства
1. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:
формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятии.
2. Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий при проведении политики, направленной на государственную поддержку малого предпринимательства:
разрабатывают предложения по совершенствованию законодательств Российской Федерации в области государственной поддержки малого предпринимательства;
проводят анализ состояния малого предпринимательства и эффективности применения мер по его государственной поддержке, подготавливают прогнозы развития малого предпринимательства и предложения по приоритетным направлениям и формам его государственной поддержки, представляют указанные предложения в Правительство Российской Федерации;
организуют разработку и реализацию Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, обеспечивают участие субъектов малого предпринимательства в реализации государственных программ и проектов, а также в поставках продукции и выполнении работ (услуг) для федеральных нужд;
подготавливают предложения об установлении для субъектов малого предпринимательства льгот по налогообложению и иных льгот, а также об использовании средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов Российской Федерации для поддержки малого предпринимательства;
оказывают содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке и реализации мер по поддержке малого предпринимательства;
координируют деятельность федеральных специализированных организаций с государственным участием, осуществляющих поддержку малого предпринимательства.
Статья7. Государственные программы поддержкима-лого предпринимательства
1. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Правительство Российской Федерации ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.
144 - Приложения
В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на ее реализацию.
2. Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают в себя следующие основные положения:
меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях:
перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства:
меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки малого предпринимательства:
меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально не защищенных слоев населения, в том числе инвалидов, женщин, молодежи, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения;
предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;
меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства результатов научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ, а также инновационных программ;
меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства не завершенных строительством и пустующих объектов, а равно нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях:
меры по обеспечению субъектам малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств.
Государственные программы поддержки малого предпринимательства разрабатываются в порядке, установленном действующим законодательством, и должны быть соотнесены с государственными программами содействия занятости населения, реализации миграционной политики, решения экологических проблем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
3. Финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, а также за счет других источников, предусмотренных частью первой статьи 8 настоящего федерального закона.
Объем обязательных ежегодно выделяемых средств указывается в расходной части федерального бюджета отдельной строкой по представлению Правительства Российской Федерации.
Объем финансирования указанных программ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов указывается в расходной части соответствующих бюджетов отдельной строкой по представлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.



Содержание раздела