d9e5a92d

Нештатные структуры службы безопасности

- методы разведки и контрразведки;
- оперативная работа;
- социальная психология и психология личности;
- основы банковского дела и бухгалтерский учет;
- основы менеджмента и маркетинга;
- гражданское и уголовное право.
Грамотный специалист обязан:
- разработать комплексные меры по обеспечению безопасности коммерческой фирмы и личной безопасности ее руководства;
- осуществить защиту конфиденциальной информации, в том числе хранящейся в компьютерной памяти;
- уметь применять технические средства скрытого наблюдения и прослушивания;
- противодействовать проведению аналогичных мероприятий конкурентами;
- разбираться в финансовой отчетности;
- заниматься профилактикой правонарушений в фирме;
- проводить внутреннее расследование случаев воровства, мошенничества, саботажа и финансовых преступлений;
- организовывать проверки (в том числе негласные) благонадежности сотрудников фирмы;
- предупреждать (выявлять) случаи сотрудничества работников фирмы с конкурентами или криминальными структурами;
- взаимодействовать со следственными органами и милицией при расследовании преступлений и иных происшествий;
- готовить документы, содержащие анализ финансово-экономического положения партнеров, оценку конкурентов и потенциальных клиентов;
- разрешать конфликты между сотрудниками фирмы;
- кратко и точно излагать свои мысли.

Права, обязанности и ответственность сотрудников службы безопасности


Сотрудники подразделений службы безопасности в целях обеспечения защиты сведений, составляющих коммерческую тайну, имеют право:
- требовать от всех сотрудников фирмы, партнеров, клиентов строгого и неукоснительного выполнения требований нормативных документов или договорных обязательств по защите коммерческой тайны;
- вносить предложения по совершенствованию правовых, организационных и инженерно-технических мероприятий по защите коммерческой тайны.
Сотрудники службы безопасности обязаны:
- осуществлять контроль за соблюдением инструкции по защите коммерческой тайны;
- докладывать руководству о фактах нарушения требований нормативных документов по защите коммерческой тайны и других действиях, могущих привести к утечке конфиденциальной информации или утрате документов или изделий;
- не допускать неправомерного ознакомления с документами и материалами, имеющими гриф Коммерческая тайна, посторонних лиц.
Сотрудники службы безопасности несут ответственность за личное нарушение безопасности коммерческой тайны и за неиспользование своих прав при выполнении функциональных обязанностей по защите конфиденциальных сведений сотрудниками предприятия.

Нештатные структуры службы безопасности


С целью более широкого охвата и качественного исполнения требований защиты коммерческой тайны решением руководства фирмы и службы безопасности могут создаваться отдельные комиссии, выполняющие определенные контрольноревизионные функции на временной или постоянной основе, в том числе:
- квартальные или годовые комиссии по проверке наличия, состояния и учета документов (материалов, сведений, ценностей);
- комиссия по оценке возможностей публикации периодических документов, объявлений, проспектов, интервью и других выступлений в печати, на радио и телевидении, семинарах, симпозиумах, конференциях и т. п.;
- периодические проверочные комиссии для проверки знаний и умения выполнять требования нормативных документов по защите коммерческой тайны, а также для оценки эффективности и надежности защитных мероприятий по обеспечению безопасности фирмы;
- специальные группы по аудиту безопасности фирмы.

Автоматизация деятельности службы безопасности

Изложенные функции организационных структур и сложность решаемых задач по обеспечению безопасности коммерческой тайны объективно вызывают потребность использования средств вычислительной техники. В качестве конкретных решений может быть рекомендовано использование организационно-функциональных автоматизированных мест должностных лиц службы безопасности (АРМов СБ).
На первом этапе внедрения средств автоматизации возможна разработка АРМов для начальника службы безопасности; для группы обработки документов с грифом Коммерческая тайна специального отдела; для инженерно-технической группы, а в некоторых случаях для группы анализа внешней деятельности и группы режима и работы с персоналом.
На последующих этапах масштабы внедрения средств автоматизации могут быть расширены в направлении обеспечения оперативного управления текущей деятельностью СБ в зависимости от изменения условий.
На последующих этапах внедрения средств автоматизации целесообразно создание специальных групп администратора безопасности корпоративной автоматизированной системы фирмы.

Принципы и направления взаимодействия СБ с правоохранительными органами




Какой бы совершенной ни была самоорганизация безопасности коммерческого предприятия, она не обеспечит предотвращение преступных посягательств без взаимодействия с соответствующими правоохранительными органами, и прежде всего милицией.
Организационно-правовой основой такого взаимодействия являются:
- конституционные принципы равенства защиты всех форм собственности;
- законы Российской Федерации о милиции, об оперативнорозыскной деятельности, о прокуратуре и другие нормативно-правовые акты.
Целями сотрудничества являются: предупреждение и раскрытие преступных посягательств на персонал коммерческих предприятий, денежные средства и материальные ценности.
Приоритетными направлениями взаимодействия предприятия и территориального органа внутренних дел должны быть: обмен информацией:
- о фактах (способах) совершения хищений денежных средств с использованием подложных банковских документов, кредитных карточек, подделки иных документов;
- о физических лицах, работающих в коммерческих предприятиях, подозреваемых в совершении правонарушений; разработка совместных мер противодействия предполагаемым (реальным) фактам общеуголовных проявлений, угрозам убийства либо нанесения тяжких телесных повреждений, уничтожения имущества, руководителей, сотрудников и членов их семей по технической укрепленности и оборудованию средствами сигнализации объектов; по созданию так называемой горячей линии с территориальным органом внутренних дел (милицией); участия в формировании централизованного, регионального банка данных о предприятиях различных форм собственности, недобросовестных участниках деловых отношений;
работа по подбору, расстановке и профессиональной подготовке кадров служб безопасности: осуществление совместной проверки кандидатур на работу в службу безопасности с использованием информационных возможностей органов внутренних дел, сведений о судимости и т. д.; проведение совместной разработки и введение правил об ответственности персонала за противоправное использование либо разглашение коммерческой тайны; использование помощи милиции в обучении и повышении квалификации кадров службы безопасности.
Необходимость взаимодействия службы безопасности фирмы с правоохранительными органами обусловливается следующими причинами:
недостатком сил и средств СБ;
ограниченностью источников информации о криминальной обстановке и особенностях деятельности организованной преступности;
сложностью охраны транспортных перевозок материальных ценностей и финансовых средств на значительные расстояния;
необходимостью получения информации о новых сотрудниках фирмы и СБ;
необходимостью привлечения органов правопорядка к отражению нападения и оказанию содействия в поимке и задержании преступников и злоумышленников.

Управление безопасностью

Под управлением безопасностью будем понимать организованные действия, обеспечивающие согласованность функционирования всех служб, подразделений и сотрудников в целях устранения различных угроз деятельности фирмы.
По своей сущности управление безопасностью является непрерывным процессом поддержания заданной степени защищенности.
По содержанию управление безопасностью есть своевременное, строгое и четкое выполнение плановых мероприятий, разработанных на случай возникновения тех или иных критических ситуаций.
Необходимость планирования деятельности по обеспечению безопасности не вызывает сомнения, так как служба безопасности должна быть всегда готова к возникновению критических (кризисных) ситуаций, проявляющихся в результате столкновения интересов бизнеса и преступного мира.
Кризисная ситуация это проявление фактов угроз со стороны отдельных лиц или групп. Кризисная ситуация может проявляться и развиваться по-разному: медленно или спонтанно, мгновенно.
При оценке и анализе кризисной ситуации очень важно как можно быстрее определиться с ответом на вопрос, способна ли СБ справиться с ситуацией своими силами, либо для ее разрешения необходимо привлечение правоохранительных органов. Однако в любом случае, учитывая возможность возникновения кризисных ситуаций, любая фирма стремится создать в составе СБ отдельное формирование, именуемое кризисная группа.

Она создается из числа ключевых фигур фирмы: директор, руководители линейных подразделений, филиалов, служб, юрист, главный бухгалтер и др. Кризисная группа может быть создана на постоянной основе с непременным включением в число ее членов:
- руководителя фирмы;
- юриста;
- финансиста;
- руководителя службы безопасности.
Руководство кризисной группой может быть возложено на
главу фирмы. Перечисленные лица, как правило, в силу своего служебного положения, обладания специальными знаниями, опытом располагают реальными возможностями достаточно эффективно воздействовать на обстоятельства, в условиях которых возникает и протекает кризисная ситуация, не выпуская при этом рычагов влияния на повседневную коммерческую и производственную деятельность.
В каждом конкретном случае в состав кризисной группы могут включаться и иные специалисты.
Кризисная группа решает следующие задачи:
- оценка обстановки;
- принятие неотложных мер по безопасности;
- управление деятельностью фирмы в экстренных условиях;
- обеспечение оперативного взаимодействия с органами правопорядка.
Главная цель создания кризисной группы противодействие внешним угрозам безопасности фирмы. Рабочие заседания группы должны проходить в условиях предельной конфиденциальности.
Как правило, деятельность кризисной группы регламентируется типовым планом действий руководства и персонала фирмы. В зависимости от складывающейся ситуации планы могут быть следующего вида:
- план действий при угрозе взрыва;
- план действий при захвате заложников или похищении со' трудников фирмы;
- план действий при вымогательстве;
- план действий при нападении на помещения фирмы;
- план действий при нападении на инкассаторов.
Типовые кризисные планы должны быть документами конфиденциального характера, доступ к которым должен иметь узкий круг лиц. Составляться подобные планы должны не более чем в двух-трех экземплярах.

Один хранится у руководителя, другой у начальника службы безопасности, третий может находиться у лица, замещающего руководителя фирмы в его отсутствие.
Осуществляя планирование, надо исходить из того, что план это не набор мероприятий, а последовательная линия поведения, стратегия деятельности фирмы в конкретной кризисной ситуации, направленная на обеспечение эффективной безопасности.
Рассмотрим возможные режимы функционирования системы безопасности.
Специалисты выделяют три режима: повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайного положения.
Повседневный режим это нормальное функционирование системы безопасности, включающее в себя:
1) действия по прогнозированию, выявлению, оценке, предотвращению и нейтрализации всех видов угроз;
2) разработку, корректировку планов и программ обеспечения безопасности;
3) подбор, обучение, мониторинг и совершенствование кадров и ряд других действий.
Режим повышенной готовности это функционирование
системы безопасности при наличии угроз, требующих мер по их пресечению. Этому режиму свойственно проведение мер по нейтрализации угроз, уточнение и совершенствование планов отражения с учетом особенностей ситуации, повышение готовности сил поддержки.

При этом режиме возможно начало работы группы оперативного управления безопасностью (кризисной группы).

Группа оперативного управления принимает любые необходимые ' меры по защите фирмы по ходу обеспечения безопасности.
В соответствии с этим режимом осуществляются следующие действия, в дополнение к уже проведенным по повседневной готовности:
4) уточнение и совершенствование планов отражения угроз;
5) повышение готовности сил поддержки;
6) начало работы группы оперативного управления.
Режим чрезвычайного положения это функционирование СБ при наличии реальных угроз, требующих отражения или пресечения активных действий злоумышленников.
В этом случае:
7) совет по безопасности начинает работать ежедневно;
8) обеспечивается полная готовность СБ, сотрудников фирмы и сил усиления к непосредственному отражению угроз;
9) привлекаются силы поддержки и усиления органов внутренних дел.

Начальник службы безопасности

Начальник службы безопасности является прямым начальником для всего личного состава службы.
Он непосредственно подчинен директору фирмы либо одному из его заместителей, определенному штатным расписанием или приказом по фирме. Начальник СБ осуществляет руководство всей текущей деятельностью СБ, решает все организационные вопросы деятельности СБ, кроме тех, которые отнесены к исключительной компетенции дирекции фирмы.

При передаче дирекцией фирмы части принадлежащих ему прав в компетенцию начальника СБ начальник СБ осуществляет указанные в решении дирекции фирмы функции.
Начальник СБ назначается дирекцией фирмы из лиц, имеющих высшее образование. Директор фирмы по поручению дирекции заключает с ним трудовой договор, в котором подробно оговариваются его должностные обязанности и условия труда.
Начальник СБ подотчетен директору фирмы и несет перед ним ответственность за осуществление деятельности СБ и выполнение возложенных на нее задач и функций.
Начальник СБ без доверенности действует от имени СБ во всей его деятельности, имеет право подписи всех правовых и бухгалтерских документов СБ, определяет должностные оклады сотрудников СБ, решает вопросы о поощрениях и взысканиях, заключает трудовые договоры с сотрудниками СБ, привлекает для работы работников на основе гражданско-правовых договоров, самостоятельно определяя условия их оплаты, представляет на согласование дирекции фирмы кандидатуры на должность заместителя начальника СБ, руководителей отделов и групп СБ.
На время своего отсутствия начальник СБ передает свои
права заместителю.
Начальник службы безопасности отвечает за:
- оказание охранных и сыскных услуг в интересах безопасности своей фирмы-учредителя при строгом и точном соблюдении действующего законодательства Российской Федерации;
- обеспечение сохранности специальных средств, оружия и боеприпасов, приобретенных фирмой;
- качество профессиональной подготовки лиц из состава службы безопасности.
Он обязан:
- руководствоваться в своей деятельности требованиями Закона Российской Федерации О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации, другими законами и правовыми актами Российской Федерации, нормативами устава фирмы и положения о службе безопасности;
- на себя лично и на вверенную ему службу безопасности получить лицензии на право заниматься охранной деятельностью;
- организовать несение службы подчиненными лицами и контролировать ее качество;
- принять незамедлительные меры по обеспечению сохранности вверенного имущества собственника, организовать отражение противоправных посягательств на него, на здоровье и жизнь граждан и личного состава службы безопасности; обо всех таких посягательствах и их последствиях немедленно докладывать своему непосредственному руководителю;
- обо всех случаях применения огнестрельного оружия личным составом службы немедленно уведомлять органы внутренних дел по месту применения оружия;
- немедленно уведомлять прокурора о всех случаях смерти или причинения телесных повреждений;
- представлять на подпись руководству фирмы договоры с предприятиями и организациями на услуги инкассации, заключаемые по распоряжению руководства фирмы;
- своевременно организовывать подготовку, переподготовку и повышение квалификации личного состава службы безопасности, используя для этих целей на договорной основе специализированные базы (центры, полигоны, тиры, стрельбища и т. п.) государственных либо негосударственных лицензированных учебных (образовательных) учреждений;
- организовывать в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации, прохождение периодической проверки частных охранников и детективов на их пригодность к действиям, связанным с применением специальных средств и огнестрельного оружия;
- осуществлять взаимодействие с кадровыми и финансовыми органами фирмы по вопросам исчисления трудового стажа для работников службы, стажа для начисления пособий по государственному социальному страхованию, обязательности страхования на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением охранных действий;
- контролировать сроки действия лицензий на личный состав и службу безопасности, принимать своевременные меры для их продления;
- организовать учет и обеспечить надежную сохранностьору-' жия, боеприпасов и специальных средств;
- осуществлять контроль за порядком учета, хранения, ношения и перевозки огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и специальных средств;
- проводить служебное расследование по каждому случаю недостачи, порчи, излишков специальных средств, огнестрельного оружия и боеприпасов;
- своевременно выполнять налоговые и иные финансовые обязательства службы безопасности и контролировать соблюдение аналогичных обязательств личным составом службы;
- предоставлять уполномоченным лицам органов, осуществляющих контроль за деятельностью частных детективных и охранных предприятий и служб безопасности, требуемые документы, письменную и (или) устную информацию, необходимую для выполнения контрольных функций. Начальнику службы безопасности не разрешается совмещать охранную деятельность с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях, а также оказывать услуги лично или через своих подчиненных, связанные с обеспечением безопасности сторонних предприятий.
По мнению американских специалистов в области безопасности, высказанному на международной конференции Бизнес и безопасность, для успешной работы руководителю службы безопасности требуются следующие затраты времени:
Таблица 10

1. 6% - менеджмент
2. 5% - организационные вопросы
3. 1% - безопасность персонала
4. 16% - физическая безопасность фирмы
5. 1%с - защита информации
6. 20% средства безопасности
7. 4% - рассмотрение злоупотреблений со стороны персонала и сотрудников СБ
8. 14% - предотвращение угроз
9. 8% - связь с другими организациями и с органами
внутренних дел
10. 18% - прочие вопросы

ОТДЕЛ РЕЖИМА И ОХРАНЫ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ


Основной задачей службы безопасности по обеспечению режима и охраны является организация и осуществление мер по обеспечению безопасности деятельности и защите информации всеми возможными в конкретных условиях способами и средствами.
В целях обеспечения надежной охраны материальных ценностей, конфиденциальных документов и информации, содержащей сведения коммерческого характера, а также своевременного предупреждения попыток несанкционированного доступа к ним устанавливается определенный режим деятельности, соблюдение которого обязательно для всех сотрудников, посетителей и клиентов.
Руководители и сотрудники фирмы, обеспечивающие и осуществляющие режим и охрану, руководствуются в своей деятельности соответствующим законодательством, нормативными документами и настоящими рекомендациями.
Основными задачами организации режима и охраны являются:
- предупреждение проникновения в служебные помещения, в охраняемые зоны и на территорию объекта посторонних лиц;
- обеспечение порядка вноса (выноса), ввоза (вывоза) материальных ценностей и входа (выхода) сотрудников и клиентов.
Все помещения фирмы в зависимости от назначения и характера совершаемых в них актов, действий или операций разделяются на несколько зон доступности (безопасности), которые учитывают степень важности различных частей объекта с точки зрения возможного ущерба от криминальных угроз.
Зоны безопасности располагаются последовательно, от забора на территории объекта до хранилища ценностей и информации, создавая цепь чередующихся препятствий, которые придется преодолевать злоумышленнику.

Требования внутриобъектового режима


1. Внутриобъектовый режим это установленный в фирме порядок выполнения правил внутреннего трудового распорядка, направленных на обеспечение экономической безопасности, сохранения материальных средств и защиты конфиденциальной информации.
2. Внутриобъектовый режим предусматривает следующие основные требования:
- установление четкого распорядка рабочего времени;
- строгое соблюдение сотрудниками правил экономической и информационной безопасности, правил противопожарной и противоаварийной безопасности и техники безопасности;
- установление порядка приема и работы с посетителями сторонних организаций;
- оборудование фирмы техническими средствами обеспечения производственной деятельности (связь, автоматизация, охранная и пожарная сигнализация, замки, ограждения и др.);
- порядок сдачи и приема помещений под охрану;
- порядок ведения телефонных, факсовых и телекоммуникационных обменов информацией с соблюдением режима конфиденциальности и экономии.
3. Работа с представителями сторонних организаций осуществляется в следующем порядке:
- принимающий специалист накануне делает заявку канцелярии на следующий день с указанием Ф.И.О. прибывающих, их места работы и времени предполагаемого прибытия;
- в день прибытия приглашенных канцелярия фиксирует их прибытие в журнале учета посетителей и приглашает специалиста фирмы;
- специалист встречает прибывших, получает в канцелярии ключи от комнаты переговоров и сопровождает туда посетителей. Запрещается прием представителей сторонних организаций в других помещениях офиса без специального на то разрешения директора или его заместителя;
- в ходе работы необходимо плотно закрывать окна и шторы;
- по окончании работы с посетителями принимающий их специалист провожает их до выхода из офиса и деллт в журнале учета посетителей соответствующие заметки о времени их ухода. Во время пребывания посетителей принимающий специалист обязан контролировать их пребывание и действия.

После завершения встречи специалист фирмы закрывает комнату переговоров и сдает ключи от нее канцелярии.

Пропускной режим

Пропускной режим это установленный в фирме, организации, на предприятии порядок, при котором исключается возможность бесконтрольного прохода (проезда), вноса (выноса) материальных ценностей.
Проход (проезд) сотрудников, служащих и других лиц на территорию охраняемого объекта и обратно, внос и вынос материальных ценностей производится по пропускам через контрольно-проходные и проездные переходы.
Пропускной режим предусматривает:
- установление определенного порядка допуска на территорию объекта рабочих и служащих данного объекта и посетителей;
- установление определенного порядка вывоза (выноса), ввоза (вноса) продукции и материальных ценностей;
- устройство ограждения, освещения, оборудование контрольно-проходных и проездных пунктов (постов) и бюро пропусков средствами сигнализации, связи и др. необходимой техникой, обеспечивающей осуществление пропускного режима, а также обеспечение их документацией и инвентарем;
- определение круга должностных лиц, имеющих право выдачи и подписи всех видов пропусков;



Содержание раздела