Например, в начале года у вас имеется 50 предметов стоимостью 10 долларов каждый. За год магазин закупает еще НО таких же предметов и продает 60.
В конце отчетного периода на полках остается 100 предметов. В инвентарных записях это отражается следующим образом.
В начале года | 50 х $ 10,00 | $ 500,00 |
Закупки | 110 х $ 10,00 | $1100,00 |
Продажи | 60 х $ 10,00 | |
Итог на конец года: | $ 1 000,00 |
Товара по документам | 50 х $ 10,00 | $ 1 000,00 |
Товара на складе | 90 х $ 10,00 | $ 900,00 |
Недостача на складе | $ 100,00 |
При использовании метода расчета по розничной цене любая ошибка в подсчетах приведет к неправильному указанию количества имеющегося товара и, как следствие, к увеличению недостачи. Покажем это на следующем примере:
Фактическое состояние | ||||||
|
Ошибочное состояние, зафиксированное | ||||||||||||||
|
а) При каждом проведении инвентаризации делайте упор на аккуратность всех расчетов.
б) Все документы, оформляемые от руки, должны заполняться четко и разборчиво.
Если в магазине применяется метод расчета недостачи товара по розничным ценам, то работники должны знать о необходимости фиксации всех изменений цен. Пользуясь специальными бланками (см. форму 12), любой служащий сможет указать: когда была изменена цена товара, сколько предметов попало под данное изменение и определить общую сумму (разницу) для использования в последующих расчетах.
Форма 12
Отчет о повышениях и снижениях цен ПОВЫШЕНИЕ /ПОНИЖЕНИЕ ЦЕНЫ НА ТОВАР
Номер товара |
Описание | Колич. | Старая цена |
Новая цена |
Увелич./ Умень. |
Сумма |
Всего повышений / понижений цен |
Если поврежденный или украденный товар не оформить соответствующим образом, то в конце года его стоимость добавится к общей недостаче. Списывание таких товаров не приносит магазину никакой прибыли, но зато помогает обнаружить проблему. Если списывается слишком много товара, то следует предпринять дополнительные действия, чтобы определить причину этого, внести необходимые изменения в процесс работы и увеличить прибыль. С помощью бланка, представленного ниже, работники магазина могут фиксировать все списания товаров.
С его помощью можно учитывать стоимость поврежденных товаров, а также тех предметов, которые пропали из пустых коробок, найденных в магазине. Более того, в этом же бланке можно фиксировать использование товаров в нуждах магазина.
Форма 13
Бланк списания товара
СПИСАНИЕ ТОВАРА | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Да | Нет | Не знаю |
|
Фиксируются все повышения и понижения цен, и общая стоимость товара изменяется в соответствии с разницей в ценах | |||
Кассиры всегда тщательно просматривают покупательские тележки | |||
Кассиры всегда проверяют цену товара, если они не уверены, что помнят ее точно | |||
Кассиры сравнивают цену, высвечивающуюся на дисплее кассового аппарата с той, что указана на ценнике товара или его этикетке | |||
Перед отправкой товара покупателям сотрудники, занимающиеся доставкой, проверяют количество отгруженного товара | |||
Сотрудники, принимающие товар, всегда проверяют соответствие количества доставленного тому, что указано в товаросопроводительных документах |
Да | Нет | Не знаю |
|
При приемке товара производится его осмотр на предмет обнаружения поврежденных предметов | |||
Счета поставщиков сравниваются с их прайс-листами | |||
Ценовые скидки, предоставляемые поставщиками, учитываются при подсчете стоимости товара | |||
Оплачиваемые возвраты товара автоматически вычитаются из очередных платежей поставщику | |||
Товар, использующийся в самом магазине, своевременно списывается | |||
Поврежденный товар списывается | |||
Товар, пустые коробки из-под которого обнаруживаются в магазине, списывается | |||
Лица, осуществляющие доставку, разгружают товар в специально отведенных местах и не пользуются главным входом в магазин |
В течение месяца в магазине были проведены торговые сделки. Просмотрите их и определите, какая сумма товара должна фактически иметься в наличии в конце периода.
В магазине используется метод расчета объема продаж по розничной стоимости товара.
Номер товара |
Рознична-я цена S | Закупочая цена S | В наличии на 1.02 | Розничная стоимость S |
Закупочная стоимость S |
12 3 | 10,00 | 7,50 | 2 3 0 | 2300,00 | 1725,00 |
12 4 | 2 3,00 | 17,25 | 12 3 | 2829,00 | 2121,75 |
2 3 4 | 44,00 | 3 3,00 | 2 5 | 1100,00 | 825,00 |
2 4 3 | 2 5,00 | 18,75 | 7 5 | 1875,00 | 1406,25 |
2 4 4 | 17,00 | 12,75 | 2 3 0 | 3910,00 | 2932,50 |
3 2 1 | 6 3,00 | 47,25 | 2 3 0 | 14490,00 | 10867,50 |
4 2 1 | 5 5,00 | 4 1,25 | 16 6 | 130,00 | 6847,50 |
4 4 4 | 2 1,00 | 15,75 | 8 11 | 17031,00 | 12773,25 |
4 4 5 | 19,00 | 14,25 | 2 4 | 14579,00 | 3434,25 |
57244,00 | 42 933,00 |
Номер товара | Куплено, штук | Пробано, штук |
12 3 | 10 0 | 12 5 |
12 4 | 5 0 | 16 0 |
2 3 4 | 4 0 0 | 3 5 0 |
2 4 3 | 3 0 | 6 0 |
2 4 4 | 3 0 0 | 5 0 0 |
3 2 1 | 2 0 0 | 10 0 |
4 2 1 | 2 3 4 | 3 5 0 |
4 4 4 | 5 0 | 4 5 0 |
4 4 5 | 10 0 | 5 0 |
Номер товара | Количество | Продан по цене S | Примечания |
12 3 | 5 5 | 7,00 | |
12 3 | 3 | 0,00 | Украден |
12 4 | 5 | 10,00 | |
2 3 4 | 2 5 | 12,50 | |
2 3 4 | 5 | 0,00 | Поврежден |
2 4 4 | 1 | 0,00 | Поврежден |
3 2 1 | 10 0 | 4 0,00 | |
3 2 1 | 1 0 | 0,00 | Украден |
4 2 1 | 5 | 4 5,00 | |
444 | 15 0 | 10,00 | |
445 | 10 0 | 10,00 | |
445 | 3 0 | 0,00 | Украден |
Настало время поговорить и об убытках, которые напрямую не связаны с утратой товара. Такие потери, как правило, не зависят от действий персонала магазина.
Сегодня ни один магазин не застрахован от ограбления. Вооруженные нападения происходят где угодно: в химчистках, ресторанах, предприятиях быстрого питания, крошечных лавочках и в супермаркетах.
Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть любую газету.
В течение многих лет вы считали, что ограбление вам не грозит. Но этот предрассудок растаял в одну секунду, когда ваш работник, отправлявший вечером деньги в банк, неожиданно ощутил упершуюся ему в затылок холодную сталь ствола.
К счастью, никто тогда не пострадал, но это происшествие заставило вас принять дополнительные меры по обеспечению безопасности магазина.
Первое, что должен сделать каждый владелец магазина, это очистить окна. Как часто вы встречаете магазины, все оконные стекла которых завешаны рекламными плакатами?
Закрытые окна предоставляют грабителю прекрасную возможность делать внутри магазина все, что ему захочется, не опасаясь что его кто-нибудь увидит с улицы.
Какие бы меры безопасности в этом направлении мы ни предпринимали, полностью исключить возможность ограбления невозможно, зато риск можно значительно уменьшить. Очень важно, чтобы каждый работник знал, что ему делать в случае ограбления.
а) На окнах и дверях не должно быть больших ширм, плакатов, занавесок и прочих заслонов, которые мешают увидеть кассу снаружи.
б) Кассы должны быть хорошо освещены.
в) Подсчет наличности при подведении баланса следует проводить в безопасном месте, недоступном для посторонних.
г) Работники, отправляющие деньги в банк, должны работать по двое, а сами отправки следует осуществлять в разное время.
д) Выносите деньги в обычных сумках, а не в специальных банковских упаковках или прозрачных пакетах. Не привлекайте к себе внимание.
е) Вблизи выходов из магазина не должно быть никаких лишних предметов или кустов не стоит самим создавать места, где можно спрятаться.
ж) Территория вокруг магазина должна быть хорошо освещена.
з) В течение рабочего дня периодически изымайте наличные деньги из кассы.
и) Всю оставшуюся наличность помещайте в сейф.
к) Положите в кассовый аппарат купюры-ловушки, номера которых переписаны.
л) В дверях магазина установите датчики замера роста. Такое простое приспособление может отпугнуть грабителя или, по крайней мере, заставит его задуматься: а что же у вас еще припасено для охраны? Даже не найдя больше ничего устрашающего для себя, он все же будет больше нервничать, чем при ограблении ничем не оборудованного магазина, а значит, может допустить ошибки или вовсе отказаться от налета.
Если ограбление все же произойдет, эти датчики, по крайней мере, дадут точные сведения о росте грабителя, что весьма пригодится полиции и даст возможность быстрее задержать вора.
Хотя никто не любит задумываться о таких неприятных вещах, как ограбление, вам не помешает знать о том, что необходимо делать, если оно все же случится. Подготовившись к любым неожиданностям, вы и ваши работники сможете уменьшить опасность для жизни и здоровья как персонала магазина, так и покупателей, а также сумеете помочь себе и полиции, которая начнет разбираться в случившемся.
а) Внимательно осмотрите нападающего. Запомните, как он или она выглядит, во что одет.
Постарайтесь запомнить его слова, стиль речи, замечайте всякие подробности.
б) По возможности дайте другим работникам магазина сигнал о том, что совершается ограбление, но помните, что делать это нужно с величайшей осторожностью. Не делайте ничего, что может спровоцировать агрессивные действия преступника.
Излишнее геройство может обернуться трагедией.
в) Постарайтесь, чтобы все произошло быстро и максимально просто. Чем больше времени занимает ограбление, тем больше нервничает сам грабитель.
А чем больше он нервничает, тем более агрессивным становится.
г) Подчиняйтесь всем требованиям. Грабители редко причиняют вред тому, кто соглашается с их условиями.
д) Не пытайтесь спорить с грабителями. В большинстве случаев нападающие бывают очень возбуждены, и любая мелочь может спровоцировать их на агрессию.
е) Отдавайте грабителю только то, что он сам требует.
ж) Следите за тем, к чему прикасается преступник. Это поможет получить отпечатки его пальцев.
з) Сообщайте нападающему заранее обо всех своих действиях, которые вы собираетесь совершить. Если, например, вам необходимо сделать шаг или протянуть руку, сообщите грабителю об этом заранее, иначе он может неправильно понять ваши движения.
и) Не пытайтесь устраивать погоню, когда грабитель выйдет из магазина, но заметьте, куда он направится.
Сразу после ограбления следует предпринять следующее.
а) Запереть все двери.
б) Позвонить в полицию и сообщить:
1) где произошло ограбление;
2) в какое время это случилось;
3) описание грабителя;
4) куда он направился;
5) каким образом он покинул место преступления (пешком, на машине и так далее);
6) описание машины;
7) как был вооружен грабитель.
в) Позаботьтесь о том, чтобы на месте, где произошло ограбление, все оставалось на своих местах, ни к чему не прикасайтесь.
г) Все свидетели ограбления (как работники магазина, так и покупатели)должны заполнить специальный бланк, где они укажут все, что видели. Очень важно, чтобы каждый написал это как можно быстрее и независимо от других свидетелей.
д) Владельцу магазина следует подумать о том, чтобы вызвать бригаду скорой помощи после того, как будет совершено ограбление.
Более подробно об этом читайте в разделе Д этой главы.
Многие владельцы розничных магазинов сталкиваются с насилием в своих заведениях. Это происходит не только во время ограблений, но и при аресте магазинных воров или когда прямо около прилавка происходят семейные и прочие ссоры. Насилие может принимать различные формы. Оно может быть и совсем незначительным (словесная перебранка), и таким страшным, как убийство.
Оно может происходить по вине сотрудников магазина, или покупателей, или и тех, и других. В этой главе мы не сможем подробно остановиться на каждой причине, порождающей насилие, но зато дадим несколько наиболее общих рекомендаций.
Первое, что необходимо уяснить, контроль над разнообразными происшествиями помогает сократить потери. В скандалах и других происшествиях, связанных с насильственными действиями их участников, могут пострадать не только ваши работники, но и сам магазин, случается, несет весьма существенные убытки:
- служащие не являются на работу по причине нетрудоспособности или травмы;
- требования по оплате лечения могут привести к большим расходам на медицинское страхование;
- у вас возникнут дополнительные затраты на обеспечение безопасности;
- возможны судебные разбирательства с потерпевшими сторонами;
- объем продаж может снизиться из-за того, что покупатели, находясь в вашем магазине, не чувствуют себя в безопасности.
Отмечайте тревожные симптомы, которые показывают, что у сотрудника могут быть проблемы, делающие его опасным для работы с клиентами. К таким симптомам, например, можно отнести:
- резкие перемены настроения;
- постоянные жалобы, обиды;
- перемены во внешнем виде, поведении;
- неприятие критики;
- прогулы.
Нанимая работников, проводите их тестирование, которое поможет выявить наличие у человека склонности к насилию. (Более подробно о процессе найма читайте в Заключении), Требуйте от работников характеристики с предыдущего места работы, интересуйтесь их прошлым.
Разработайте и внедрите единую для всего магазина компании программу безопасности на рабочих местах. Постоянно напоминайте о ней.
Убедите работников в том, что они обязаны докладывать о всех вероятных опасностях, в том числе и неявных.
Расследуйте и регистрируйте все происшествия. Не игнорируйте ни одного инцидента, о котором вы узнали.
О вымогательстве и уж тем более о похищении, особенно детей, не хочет говорить никто, а если и заводится об этом речь, то все сходятся во мнении, что такое происходит только с руководителями крупных компаний. Увы, к сожалению, это может случиться и с менеджером приносящего неплохую прибыль магазина или уволившим кого-то с работы.
Уволенный может неожиданно потерять самообладание и стать для вас угрозой.
Первый шаг к предотвращению таких происшествий создание системы наблюдения за своим домом местом, где вы наиболее уязвимы. Неплохо посоветоваться со специалистом по безопасности, который укажет, какие меры необходимо предпринять, чтобы обезопасить ваше жилище.
Специалист по безопасности должен обратить особое внимание на следующее.
- Как выглядит подход к вашему дому?
- Есть ли вокруг кусты, которые создают плохо просматриваемое с улицы пространство?
- Где находится ближайшее полицейское управление?
- Кто ваши соседи?
- Как можно проникнуть в дом?
- Всегда ли запираются двери?
- Есть ли дверь из гаража в дом?
- Можете ли вы видеть пространство перед входной дверью, не открывая ее?
- Какими замками вы пользуетесь?
- Все ли окна первого этажа всегда держатся закрытыми?
- Установлена ли сигнализация?
- Хорошо ли освещается дом снаружи?
Вам также следует разработать план действий на случай похищения или вымогательства. Первое, что необходимо сделать, это убедиться, что преступление действительно произошло и сообщить об этом полиции.
Довольно часто вымогатели пытаются получить деньги, не беря никого в заложники. Рэкетир может позвонить вашей жене (мужу) и сказать, что с вами случился несчастный случай и следует немедленно ехать в больницу. Затем он звонит вам и требует денег, а связаться с супругой вы не сможете ее нет ни дома, ни в офисе. Преступник рассчитывает на то, что вы заплатите ему требуемую сумму, так как боитесь за свою жену.
Или злоумышленник может просто сказать вашей жене, что телефонная компания проверяет линию, и ей не следует отвечать на звонки и поднимать трубку в течение следующих 15 минут.
Преступники делают ставку на наше замешательство и заботу о близких, надеясь, что мы заплатим им требуемую сумму немедленно и не будем связываться с властями.
В любом подобном случае следует обратиться за помощью в полицию. Кроме того, существует несколько мер, используя которые, вы сможете уменьшить вероятность возникновения такой ситуации.
а) Старайтесь ходить на работу и с работы разными пу-тями.
б) Выбирайте людные улицы и избегайте пустынных.
в) Оставляйте машину только в освещенных местах, где уже стоит много других машин.
г) Будьте постоянно бдительны. Отмечайте для себя присутствие любых подозрительных машин около своего дома и странные телефонные звонки.
д) Составьте письменное описание себя самого и членов своей семьи. В него следует включить такие данные, как возраст, рост, вес, цвет глаз и волос.
Также стоит указать имя вашей супруги (супруга), если вы женаты (замужем), адреса и телефоны тех мест, где с ней (с ним) обычно можно связаться. Если у вас есть дети, то запишите их имена, адреса и телефоны школы, в которой они учатся.
Кроме того, в это описание следует включить любую информацию, которая может помочь властям в случае похищения. Ведь в такие моменты многие не могут вспомнить даже собственное имя...
е) Помните, что лучшая мера предосторожности всегда БЫТЬ ПОДГОТОВЛЕННЫМ!
Если у компании несколько магазинов, то компьютеры, находящиеся в них, могут быть соединены между собой в единую сеть. Компьютер магазина нередко используется и для того, чтобы делать заказы непосредственно у поставщиков.
Вообще говоря, если ваш компьютер оснащен модемом, подключенным к телефонной сети, то потенцииальная опасность не-санкционированнного доступа к его данным существует всегда.
Что может сделать преступник с компьютером розничного магазина? Да все, что угодно.
Например, какой-нибудь хакер (компьютерный взломщик) может получить доступ к вашему компьютеру с помощью устройств, способных случайным образом подбирать телефонные номера, и программ, определяющих пароль. Устройство набора номера делает случайные звонки до тех пор, пока не наткнется на другой модем. Номер такого телефона автоматически регистрируется.
Затем хакер использует этот номер, чтобы соединиться с компьютером. Существуют также программы, способные генерировать пароли до тех пор, пока не будет получен доступ в систему, то есть пока она не будет взломана.
Пробравшись в вам в компьютер, хакер может уничтожить файлы, изменить любые записи или получить конфиденциальную информацию. Если в магазине данные о номерах и ценах товаров хранятся в компьютерной памяти, то нечестный сотрудник, имеющий к ней доступ, может по своему усмотрению изменить цену, продать подешевевший товар своему другу и вернуть все в исходное состояние.
Даже если потом будет составлен отчет об изменениях цен, показывающий, какие товары были проданы по другой цене, все равно мошенник сможет избежать разоблачения, оставшись анонимным.