d9e5a92d

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ МАГАЗИНА

Поэтому желательно оснастить ваш компьютер программой, которая будет создавать особый отчет обо всех корректировках файла с ценами с указанием тех, кто осуществлял эти корректировки.
В компьютерах также часто хранится информация, которая заинтересует ваших конкурентов. Данные о покупателях, поставщиках, закупочных и розничных ценах, состоянии банковских счетов и других финансах, все это необходимо конкурентам, чтобы нанести решающий удар по вашей компании в самый неожиданный момент.

Меры предосторожности

а) Компьютер устанавливается в безопасном месте, доступ к нему для работников магазина или посторонних должен быть строго ограничен.
б) Назначьте для каждого работника личный пароль и ограничьте доступ к служебным данным. Не предоставляйте доступ всем желающим.
в) Регулярно меняйте пароли.
г) Создавайте отчеты об изменениях, вносимых в компьютерные файлы.
Сценарий первый:
Хакер
Шестнадцатилетний хакер, имеющий игровой компьютер и модем, получает доступ к компьютеру магазина. Он меняет данные о погашении чеков, принимаемых при расчете у кассы.

К счастью, серьезного вреда мальчишка не нанес, но владелец магазина был сильно потрясен самой возможностью изменения этих данных.

Контролируйте слабые стороны

- Использовался только один уровень защиты паролем.
- Система не отключается автоматически после того, как пароль был трижды неудачно введен.
- Не ведется регистрация попыток входа в систему.
Сценарий второй: Компьютерная безопасность
В магазине компьютер используется для записи всех сделок, закупок, хранения информации о покупателях и поставщиках. Компьютер находится в кабинете, дверь в который всегда открыта.

Так как никто серьезно не беспокоится о компьютерной безопасности, пароль для входа в систему написан большими буквами на листке бумаги с заголовком ПАРОЛЬ, прикрепленном на стену.
Поставщик, посетивший магазин, ожидает менеджера в этом офисе. Не удивляйтесь, застав его однажды за изучением информации о других поставщиках и их ценах вы сами предоставили ему такую возможность.

Контролируйте слабые стороны

- Дверь в комнату с компьютером не запирается.
- Пароль для входа в систему доступен всем желающим.

Д. Психологические травмы

Что происходит, если в магазине случилась неприятность? Что чувствуют ваши работники после того, как все закончилось?

Происшествие может быть очень серьезным ограбление или пожар, сообщение о заложенной в магазине бомбе или арест вашего напарника. Когда такое случается, сотрудники магазина неизбежно получают психологическую травму.
Не будем сейчас подробно обсуждать психологические моменты, а остановимся на результатах многолетних исследований состояния работников после различных инцидентов.
Первое люди испытывают шок. Именно так действует на человека любое происшествие.

Работники не могут поверить, что это на самом деле случилось.
Следующая реакция гнев, раздражение. Если произошла кража, то этот гнев обращается на преступника.

Если раскрылось хищение со стороны коллеги по работе, то отрицательные эмоции остальных сотрудников переносятся на виновника, так как остальные понимают, что его действия навлекли подозрения на них.
Затем наступает примирение, так как люди осознают, что, только объединившись, они смогут преодолеть то, что случилось, и забыть происшедшее.
Однако в любой ситуации вам придется иметь дело со слухами. Они быстро передаются в обществе, постепенно искажая действительность.
Помните, что любой шок может вызвать прогрессирующее психологическое заболевание у кого-то из ваших сотрудников, а это принесет вам дополнительные убытки. Поэтому важно принять меры, чтобы уменьшить негативные последствия любой ситуации, какой бы неожиданной и жестокой она ни была.
Глава 8

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ МАГАЗИНА

Каким бы ни был магазин большим или маленьким, его владельцам и менеджерам придходится думать о том, как обеспечить его защиту и безопасность. Обсудим, какие меры следует принять для этого и какое оборудование понадобится для нормального ведения вашего бизнеса.
Понятие безопасности очень обширно. Отдельно следует рассматривать защиту людей и охрану имущества.

Кроме того, все меры по обеспечению безопасности магазина должны быть эффективны с экономической точки зрения. Вы можете обратиться за советом по организации системы безопасности вашего магазина в органы охраны правопорядка или получить консультацию у независимого эксперта.

А. Защита внешних границ

Любые действия по обеспечению безопасности магазина должны начинаться с защиты его внешних границ. Первый рубеж обороны может состоять из ограды вокруг магазина.



Займитесь также укреплением его окон и дверей. Если магазин расположен в отдельно стоящем здании, стоит подумать о защите принадлежащих вам объектов, находящихся неподалеку, складов и других подсобных помещений.

Ограждения

В зависимости от местонахождения магазина следует решить вопрос о возведении вокруг него забора или изгороди. Вообще заборы устанавливаются для того, чтобы предотвратить несанкционированные вторжение на вашу территорию. Хорошо, если, несмотря на ограждение, пространство за ним хорошо просматривается.

Однако во многих городах приняты правила, регламентирующие использование возможных типов ограды. Например, некоторые власти требуют, чтобы вокруг магазинов возводились исключительно сплошные деревянные заборы.
Нужно иметь ввиду, что ни один забор не способен остановить грабителя. Деревянную изгородь можно сломать, в ограде из металлической сетки прорезать проход.

Не очень трудно, умеючи, срезать замок на воротах и проникнуть внутрь помещения. Один из самых распространенных способов преступной наживы как раз и заключается в том, что грабители срезают замки на заборах, огораживающих склад, заезжают внутрь на тракторе, цепляют к нему полностью загруженный трейлер и исчезают, увозя с собой товары на десятки тысяч долларов.

Охранная сигнализация

Защитить внешние границы вашего магазина можно несколькими способами. Для того чтобы засечь нежданного гостя, можно натянуть поверх забора или в нижней его части проволоку, с пропущенным по ней слабым электротоком. Ворота удобно подключать к общей системе сигнализации с помощью разъемных контактов, которые прикрепляются к створкам ворот. Если попытаются открыть ворота, контакт разомкнется и взвоет сирена.

За воротами можно поместить подземные датчики, регистрирующие движение автомобилей. Для того чтобы обнаружить передвижение вора, используются микроволновые датчики. Располагать их нужно в наиболее уязвимых местах в проемах дверей, окон, на крыше, в стенах это поможет обнаружить нежелательного посетителя.

Все датчики также подключаются к общей системе сигнализации. Заметим, однако, что многие из перечисленных устройств довольно дороги, так что следует хорошенько взвесить все за и против перед их покупкой.

Б. Защита здания

Окна и двери

Защита здания начинается с укрепления всех входов в него. Все внешние двери должны быть прочными, цельными и установлены петлями вовнутрь.

Если же конструкция двери такова, что ее петли выходят наружу, их следует снабдить дополнительными укрепляющими шурупами, которые нельзя вывернуть обычной отверткой, купленной в любом хозяйственном магазине.
Магазин должен быть привлекательным для покупателей, поэтому на входе редко устанавливают сплошные двери. Никто не станет делать покупки в магазине, который выглядит, как хорошо укрепленный бункер.

Кроме того, немало мелких магазинов располагаются внутри больших торговых центров, где повсюду установлены стеклянные двери.
Для защиты таких дверей и окон существуют свои приемы. Окна с тыльной стороны здания можно укрепить решетками. Позаботьтесь о том, чтобы решетки крепились защищенными шурупами.

Бесполезно иметь решетки, установленные на болтах, которые может вывинтить кто угодно.
Другой способ защиты стеклянных дверей и окон заключается в нанесении на их поверхность специальной пленки. Она не позволяет преступнику разбить стекло и пробраться внутрь помещения. Особенно полезна эта пленка при укреплении витрин и прилавков.

Покупатели хорошо видят товары, а преступник не сможет разбить вдребезги витринное стекло и скрыться, унося с собой все, что за ним находилось.
Кроме того, и окна, и двери можно оснастить сигнализацией (подробнее такие системы рассматриваются в разделе Г этой главы). На дверях укрепляются контакты, срабатывающие при открытии. Так же поступают и с окнами, на которых укрепляются дополнительно датчики целостности.

Они реагируют на звук и вибрацию, возникающие при разбивании стекла. Конечно, стоимость подобных устройств необходимо соизмерять с выгодой от их установки.

При оборудовании системы сигнализации придется платить за каждое подключаемое устройство, так что не переборщите.

Крыша

Владельцы магазинов часто не уделяют достаточного внимания другому способу проникновения в здание через крышу. Все отверстия на крыше здания, будь то люки или стеклянные потолки, должны запираться и снабжаться сигнализацией.

Следует также контролировать доступ на крышу с улицы.

В. Замки

О замках нужно думать всегда неважно, установлен ли вокруг вашего магазина забор с навесным замком на воротах или же на замки запираются только входная и задняя двери. Очень часто случается так, что в магазинах продолжают использоваться замки, установленные еще при постройке здания.

Сколько же можно при желании найти ключей от них?

Обычные замки и замки повышенной безопасности

Сегодня нам предлагают множество типов замков. Первый вопрос, который нужно задать себе, выбирая замок: Легко ли подобрать к нему ключ?.
Ключ для обычного цилиндрического замка изготовит любой слесарь, имеющий соответствующий станок. В большинстве торговых центров можно найти по крайней мере две-три мастерские, которые с удовольствием примут заказ на изготовление дубликата ключа.

Наличие на ключе отметки Изготовление дубликата запрещается вас не защитит.
В замках повышенной безопасности есть специальные пустоты, к которым не добраться ни одной отмычкой. Они сконструированы так, чтобы открыть их можно было только ключом, сделанным на особом оборудовании из специальной заготовки.

Такие замки устанавливают представители фирм изготовителей (дилеры), и только они могут выполнить копию ключа. От владельца замка требуется письменное заявление на изготовлении копии ключа.

В зависимости от требуемого уровня безопасности можно договориться о том, что все новые ключи для замка повышенной надежности будут делаться непосредственно на фабрике. Однако для большинства магазинов достаточно и дилера.
Преимущество таких устройств состоит еще и в том, что если работник, имевший к нему ключ, покидает организацию, необходимости в замене замка не возникает (конечно, если уволенный вернул ключ). Но даже замена замка не представляет особых хлопот, так как большинство устройств такого типа имеют заменяемый запорный механизм.

Вам просто придется вынуть его с помощью специального ключа и вставить новый. Замененный механизм можно использовать в другом месте, где исчезнувший ключ вряд ли будет применен.
Замки повышенной надежности стоят гораздо дороже обычных, но их стоимость с лихвой покрывает все издержки на замену замка в случае утраты ключа к нему. Существуют и навесные замки такого типа их навешивают на двери снаружи здания.
При установке замка, особенно на внешней стороне здания, убедитесь, что его запорный механизм снабжен защитным кольцом, которое предохраняет замок от выбивания простым отрезком трубы. Такие кольца можно заказать в любой слесарной мастерской.

Ключи

Все ключи должны быть пронумерованы и закреплены за определенными работниками. Необходимо составить список держателей ключей. Запасные ключи нужно хранить в сейфе или металлическом шкафу. Их лучше не пронумеровать, а зашифровать.

Шифр хранится отдельно, в безопасном месте, известном лишь уполномоченным работникам.
Так же можно поступить и с ключами, которые используются в магазине в течение рабочего дня. Не стоит прикреплять к ним какие-либо этикетки, либо хранить в доступном любому желающему месте.

Навесные замки

Мы рекомендуем использовать навесные замки повышенной безопасности. Такой замок обязательно нужно запереть, прежде чем он позволит вынуть ключ.
Если внутри магазина замки подобного типа не используются, то запирание висячих замков после открытия должно стать доброй традицией.

Г. Сигнализация

Общие сведения

Собираясь приобрести охранную систему, определите главное что она будет защищать. Очень часто владельцы магазинов устанавливают сигнализацию, не понимая до конца ее истинное назначение.
В этом разделе мы рассмотрим проблемы безопасности магазина, связанные с системами сигнализации. Не станем на-вя-зывать то или иное оборудование или производителя, а расскажем лишь об основных моментах, которые следует принимать во внимание, определяя уровень необходимой защиты.

Мы расскажем и о вопросах, которые необходимо задать при покупке любой системы.

Зона охвата

Насколько широко должна внедряться сигнализация в магазине? На примере первого сценария покажем, насколько важно владельцу магазина разбираться в различных типах сигнализации и зонах их применения.
Сценарий первый: Сигнализация
Владелец магазина, торгующего дорогими изделиями, решает установить у себя сигнализацию. Все внешние двери и окна снабжаются разъемными контактами, внутри грамотно располагаются датчики движения. В случае взлома система должна послать сигнал на контролирующую станцию по телефону.

Владелец магазина полностью доверяет последовательному набору номеров.
При ограблении магазина преступники первым дело перерезали телефонные провода. Охранная система включилась и начала посылать сигналы в никуда.

Так как телефон не работал, станция, контролирующая магазин, не получала никаких сигналов.
Магазин понес убытки в размере 18 000 долларов.

Контролируйте слабые стороны

- Не была установлена секретная линия. Кроме того, использовался цифровой набиратель номера.

На станции контроля никто не мог узнать о неполадках на линии.
- Владелец магазина не понимал до конца, что такое последовательный набор и к чему может привести его использование.
В описанном случае компания установила цифровой набиратель номера. Последовательный набор означает, что если по первому номеру дозвониться не удалось, то автоматически набирается другой.
Однако второй сигнал пойдет по тому же кабелю, что и первый. Если он перерезан, то вся телефонная связь выходит из строя.
Убытков можно было бы избежать, используя секретную телефонную линию. Если такая линия обрывается, то на станцию поступает сигнал тревоги, и там смогут принять соответствующие меры.

Еще один вариант заключается в использовании сотовой связи. Как правило, после включения сирены снаружи или внутри помещения кто-нибудь из прохожих или живущих неподалеку людей обязательно позвонит в полицию.
Здесь мы рассмотрели только две системы последовательного набора и секретную линию. У поставщика подобного оборудования вы можете узнать о других устройствах.

Стоит проконсультироваться также сотрудниками полиции и независимыми экспертами.

Сигнал об ограблении

Сегодня во многих магазинах устанавливаются системы оповещения об ограблении. Обычно это кнопка, расположенная под кассовым аппаратом и подключенная к общей системе сигнализации.

При нажатии кнопки на пульте контроля раздается сигнал тревоги и на место происшествия выезжает полиция. Устанавливать такие устройства следует с большой осторожностью. Главная забота владельца магазина в момент ограбления безопасность покупателей и персонала. Чем меньше времени проведет грабитель в вашем магазине, тем лучше.

Поэтому ваша цель дать ему уйти по возможности быстрее. Система оповещения об ограблении внушает работникам ложное чувство уверенности. Это не значит, что системами включения тревоги не следует пользоваться. Они могут защитить тех служащих, которые работают в одиночку по ночам.

Если вы не уверены до конца, стоит ли устанавливать такую систему у себя в магазине, попросите совета в местном отделении полиции.

Выбор поставщика оборудования

Решив установить сигнализацию и определив уровень необходимой защиты, начинайте подыскивать поставщика. Существует множество типов сигнализации и прочего охранного оборудования. Его можно приобрести в крупных государственных компаниях, небольших местных фирмах или в магазинах электротоваров.

Проконсультируйтесь с другими владельцами магазинов, пусть даже с конкурентами. Узнайте, какие типы охранных систем используют они, их плюсы и минусы.

Чтобы иметь хорошую, эффективную систему сигнализации, нужно сделать две вещи.
Первое выбрать и установить оборудование.
Второе вести за ним контроль.
Крупные компании, работающие по всей стране, и некоторые региональные предоставляют услуги и по установке охранной сигнализации, и по контролю за ее работой. Мелкие фирмы могут лишь продать, установить и обслуживать оборудование. Хотя это оборудование будет и высокого качества, но, обращаясь к небольшим компаниям, стоит действовать осторожно.

Подумайте о будущем если в системе возникнут какие-нибудь нполадки, кто будет их устранять?
Еще один повод для размышлений выбор сроков и объема отчетов, предоставляемых организацией, контролирующей работу сигнальной системы. В этом отчете указывается, когда включалась и выключалась охранная система (точная дата и время), а также кто производил включение и выключение, кто входил в помещение после закрытия.

Некоторые компании, отвечающие за контроль за системой, высылают владельцу отчет еженедельно или ежемесячно. Другие предоставляют информацию по мере ее поступления.
При ведении переговоров обязательно поинтересуйтесь, насколько стабильно работает охранная компания. Узнайте, не возникали ли у клиентов этого поставщика проблемы с оборудованием.

Изучите политику предоставления услуг компанией. Проверьте, есть ли у установщиков сигнализации соответствующие удостоверения, вы должны убедиться в том, что у компании-поставщика хорошие работники. Не бойтесь задавать вопросы.

Такую же информацию необходимо получить и о станции контроля.

Покупка или аренда?

Выбирая систему сигнализации, не забывайте и о ее цене. Что выгоднее купить оборудование или взять его в аренду?

Если вы работаете с крупной компанией, то вам наверняка предложат оба варианта. Помните, что есть еще и скрытые издержки. Например, купив оборудование, вам придется дополнительно платить за контроль.

А как насчет стоимости обслуживания? Ведь по истечении срока гарантии вам придется подписать договор на обслуживание своей системы сигнализации.
Кроме того, купив оборудование, вы становитесь его владельцем. Но так как технический прогресс не стоит на месте, рано или поздно вы будете владеть устаревшими и никому не нужными устройствами.

Вряд ли вам удастся сдать их в счет частичной оплаты новой системы.
При покупке помните и о цене. Система, покупка и установка которой обойдется дешевле других, наверняка принесет массу затрат в будущем.
Другой вариант заключение договора аренды. Компании-поставщику вы платите как за оборудование, так и за контроль за его работой. Стоимость обслуживания может учитываться, а может и нет. Будьте осторожны с такими договорами.

Даже если вы заключили соглашение на пять лет, в нем могут быть скрыты различные уловки, которые позволят поставщику увеличить арендную плату. Если у вас уже заключен подобный контракт, еше раз обсудите его условия с торговым представителем компании. Часто он может отложить или уменьшить ваши выплаты.

Аренда оборудования предоставит вам некоторые дополнительные возможности модернизации оборудования по истечении срока договора.

Ложные тревоги

Устанавливая сигнализацию, помните и о возможности ее ложного срабатывания. Сегодня органы правопорядка реагируют на сигналы тревоги со значительным опозданием, в связи с тем, что очень часто к ним поступают ложные вызовы. Вот почему так важно правильно выбрать оборудование, на которое можно положиться и которым легко управлять.

Рассмотрите вариант, когда сигналы тревоги из вашего магазина будут направляться не в полицию, а в частную охранную фирму. Хотя это и потребует дополнительных затрат, но лучше немного переплатить, чем неизвестно сколько ждать приезда полиции.

Известно ведь, что некоторые взломщики намеренно вызывают включение сигнализации, чтобы впоследствии полиция, устав от ложных тревог, выезжала в магазин не так быстро.

Что делать после установки сигнализации

Установив систему сигнализации, вы должны знать, как взломщик может попытаться ее обойти.
Как видно из второго сценария, по включенным контрольным огонькам на датчиках движения воры могут определить безопасные для себя зоны в вашем магазине. Однако только по этим огонькам и можно определить, что система действует. Если вы решите отключить их, то необходимо не реже раза в месяц проверять работу всех датчиков.

Тут уж каждый должен решить для себя, что для него лучше.
Еще раз напомним, что лучше всего обсудить все вопросы, связанные с установкой и эксплуатацией сигнализации, с возможно большим количеством специалистов. Только это поможет вам разобраться и сравнить все возможные варианты.

Д. Защита товара

Для защиты от воров владельцы магазинов пользуются самыми разными устройствами и приспособлениями от зеркал до электронных систем наблюдения, вплоть до подключения сигнальных датчиков к каждой упаковке. Все они эффективны, но требуют одного участия людей.

Если ваши работники не умеют пользоваться охранными устройствами, то и толку от системы безопасности не будет никакого.

Зеркала

Хорошим сдерживающим средством против магазинных воров оказались зеркала. Они бывают различных форм, размеров и могут устанавливаться на стенах, потолках, в углах магазина. Размещать их следует таким образом, чтобы все проходы и закоулки магазина были видны его работникам.

Именно в слепых точках магазина воры пытаются спрятать украденный товар. Неплохо сдерживает грабителей обилие зеркал вокруг дорогих, ценных товаров.

Вор не знает, наблюдают ли за ним, и вероятность того, что он рискнет похитить товар, уменьшается.
Тем не менее персонал магазина довольно редко пользуется зеркалами. Большинство работников попросту игнорирует их наличие. Необходимо обучать сотрудников вашего магазина правильному пользованию зеркалами так же, как они обучались вождению автомобиля.

Каждый раз, проходя мимо зеркала, работник должен заглянуть в него и оценить, все ли в магазине нормально. Использование зеркал положительно сказывается и на уровне обслуживания покупателей.

Циклический видеоконтроль

Зеркала можно дополнить установкой системы циклического (кругового) видеоконтроля. Видеоконтроль полезен для предотвращения случаев не только воровства, но и мошеннического возврата товара покупателями. Расположив камеру рядом со входом в магазин, вы сможете определить случаи такого возврата. Если вы считаете, что покупатель пытается получить деньги за вещь, которую он только что взял с прилавка, у вас будет возможность просмотреть запись на видеопленке, начиная с того момента, как мошенник вошел в магазин.

Если при этом у него не было с собой товара, то наверняка он взял его с полки и попытался тут же вернуть. С ростом технических возможностей системы видеоконтроля увеличивается и ее цена. Она зависит от качества и количества ее элементов.

Первое, о чем стоит задуматься: какие камеры использовать цветные или черно-белые. Хотя чернобелые видеокамеры дешевле, но и информации о преступнике дают не очень много.

Например, такая камера не передает цвет одежды грабителя; иногда бывает трудно определить, какой именно товар он взял. Если камера не подключается к видеомагнитофону, а используется лишь для наблюдения за находящимися в магазине людьми, то можно воспользоваться и черно-белой.

Как и в случае с зеркалами, толк от использования видеокамер будет только тогда, когда работники научатся пользоваться ими.



Содержание раздела