d9e5a92d

Мошенничество с чеками

При этом нужный номер наносится поверх уже выбитого на украденной кредитной карте. Иногда украденные данные о реатьных номерах используют для создания так называемого белого пластика простых кусочков пластмассы, на которых выдавлены нужные номера.

Белый пластик мошенники используют в том случае, если они состоят в сговоре с работником магазина.
Такие карточки могут применять для собственных махинаций и сами работники магазинов, покупая с их помощью различные товары. Ловкачи пропускают поддельную карточку через считывающее устройство, вводят данные в кассовый аппарат, а взамен кладут в свой карман наличные деньги.

Правда, с каждым днем осуществлять такие махинации становится все сложнее, так как магазины оснащают свои кассовые аппараты специальными устройствами, проверяющими подлинность карты. Мошенничают с номерами кредитных карточек и при заказах по телефону. Поэтому следует проверить подлинность указанного номера кредитной карты, прежде чем доставить заказ.

Работник, обрабатывающий заказы по телефону, должен помнить, что вся ответственность за возможные убытки ложится на него, поскольку сам покупатель нигде не расписывается.

Меры предосторожности

а) Всегда проверяйте кредитные карты. Каждая сделка, оплачиваемая по ним, должна проводиться через отдел контроля.
б) Проверяйте карточки на наличие физических дефектов любой дефект может свидетельствовать о том, что предъявитель карты пытался ее подделать.
в) Владельцы карточек не всегда сразу заявляют о том, что их карту украли, поэтому следует обращать особое внимание на четкость номера карты и подписи ее владельца они могут быть искусно изменены.
г) Требуйте от покупателя поставить свою подпись на счете в присутствии кассира.
д) Сравнивайте подписи на кредитной карте и на счете.
е) Все ненужные копии счетов перед отправкой в мусорную корзину необходимо уничтожать. Лучше всего вообще не допускать, чтобы такие копии делались вашими сотрудниками.
ж) Будьте особо бдительны, если покупатель нервничает или торопится.
з) Внимательно следите за теми покупателями, которые хотят приобрести большое количество одежды без примерки. Вору ведь все равно, подойдет ли ему вещь.
и) Обращайте внимание на покупателя, достающего кредитную карту из кармана, а не из бумажника. Хранить поддельную карту в бумажнике опасно, поскольку там могут находиться документы на другое имя и мошенника разоблачат в любой момент (например, при проверке водительских прав сотрудником автоинспекции, или излишне наблюдательным работником магазина).

Д. Мошенничество с чеками

Общие сведения

Махинация с чеками нередкая форма мошенничества в магазинах. Чеки часто похищают вместе со всеми необходимыми идентификационными атрибутами. К примеру, если вор украл сумочку у женщины, то вместе с кошельком, в котором могут оказаться и чеки, он может заполучить все данные о владелице и воспользоваться ими в своих целях. Чаще всего такие мошенники пытаются пустить в ход чеки, выданные где-нибудь в другом городе.

Так что если вы получаете чек, выписанный далеко от вашего магазина, или он кажется подозрительным по каким-то другим причинам, обязательно потребуйте у его владельца документ с фотографией, удостоверяющий его личность. Иногда жулики изменяют данные, внесенные в чеки.

Меры предосторожности

а) При оформлении сделки работайте спокойно. Не позволяйте кому-либо торопить вас.
б) Сравнивайте подпись на чеке с той, что стоит на документе, предоставленном для идентификации. Проверьте срок действия документа и наличие на нем фотографии покупателя.
в) Убедитесь, что дата и сумма, проставленные цифрами, совпадают с написанными прописью.
г) В случае любых сомнений звоните в банк и требуйте подтверждения.
д) Если вы уверены, что чек украден или подделан, звоните в полицию.
е) Как и в случае с поддельными банкнотами, постарайтесь задержать подозрительного покупателя.
Сценарий третий:
Мошенничество с чеком
Мошенник делает покупку на сумму 25 долларов, а чек представляет на 200. На самом же деле чек был выписан лишь на 20 долларов. Подобрав ручку с чернилами похожего цвета, вор дорисовал нолик и переместил запятую.

Убыток магазина составил 200 долларов: цена товара плюс сдача 175 долларов, выданная мошеннику. Ни почтовая служба, ни банк не выплатят магазину даже тех 20 долларов, на которые и выписывался чек.

Контролируйте слабые стороны

- Работник не был проинструктирован о том, что следует внимательно рассматривать все принимаемые чеки и деньги.

Е. Фальшивые чеки

Общие сведения

Поддельные чеки появились относительно недавно, но их предъявление к оплате стало уже обычной практикой. Они представляют собой точные копии чеков вашего магазина.



Используя цветной копировальный аппарат и сканер, махинатор может подделать настоящий чек и изрядно уменьшить ваш банковский счет.
Часто подделывают чеки выплаты денег за возврат товара. Многие владельцы магазинов, которые не выдают в таких случаях наличные, отсылают покупателю чек по почте.

Но даже те, кто обычно выплачивает за возврат товара наличными, иногда высылают клиенту чек, например, если покупатель при возврате товара не имеет при себе документа, подтверждающего покупку.
Мошенник копирует этот чек, полученный им по почте, с помощью копировального аппарата или сканера и предъявляет его к оплате. Если банковский счет магазина проверяется редко, он может потерять крупные суммы денег.

Меры предосторожности

а) Установите предельную сумму, на которую может выписывать чек ваш магазин.
б) Для оплаты по чекам пользуйтесь специальным банковским счетом, и тогда мошенник не сможет получить крупные суммы денег с основного счета вашего магазина.

Ж. Воровство денег

Общие сведения

Речь идет о воровстве наличности из кассы. Работая по одному или в паре, мошенники обычно стараются на время отвлечь
внимание кассира и похитить у него из кассы наличность. У этого способа воровства есть две разновидности.
Первый способ выронить сдачу. Жулик делает небольшую покупку или просит разменять деньги и все для того, чтобы касса на какое-то время оказалась открытой.

Как только это происходит, воришка роняет что-нибудь на пол со стороны кассира. Когда тот наклоняется, чтобы подобрать упавший предмет, мошенник пытается выхватить из кассы максимально возможное количество денег и скрыться.
Второй способ требует участия как минимум двух сообщников. Один из них отвлекает кассира, в то время как другой (другая), находясь с противоположной стороны кассы, вынимает наличные.

Такой же спектакль разыгрывается, когда злоумышленник стремится подменить дорогие предметы, например ювелирные изделия. Пока внимание продавца отвлечено, первый покупатель, заменяет настоящие украшения на подделки.

Меры предосторожности

а) Никогда не отворачивайтесь от покупателя при открытой кассе или при показе товара покупателю.
б) После оплаты покупки немедленно закрывайте кассу.

Жульничество со сдачей

Общие сведения

В случае жульничества со сдачей кассира могут надуть на весьма приличную сумму денег. Чего только не вытворяют для этого мошенники!

К примеру, они используют чеки, работая при этом в паре. Первый жулик делает покупку и расплачивается чеком, выписанным на крупную сумму. Следом за ним к кассе подходит его сообщник и тоже выписывает чек, правда, уже на меньшую сумму. Тут же он начинает говорить, что сдачу ему выдали неправильно и притворяется, что пытается вспомнить дату или адрес, указанные на чеке.

Кассир открывает кассу, чтобы проверить принятые чеки. Сверху, естественно, лежит помеченный заранее чек, на котором указаны именно те данные, которые называет лже-покупатель.

Кассир забывает, что этим чеком расплатился предыдущий покупатель, верит жулику и выдает ему деньги.
Другой способ простой блеф. Мошенник пытается уверить кассира, что ему выдана не вся сумма сдачи с его чека или с якобы крупной купюры.
Нередко жулики прибегают и к другим методам. Особо поднаторевшие в своем деле скандалисты пробуют смутить кассира или другого работника, убеждая его в том, чего на самом деле не было и не могло быть. Например, просто требуют сдачу. Чаще всего они работают вдвоем, хотя некоторые умудряются делать все и в одиночку.

Их задача сбить кассира с толку.

Меры предосторожности

а) Ни один жулик не сможет обмануть кассира, если тот будет класть все принятые деньги сначала на край кассового аппарата, а не сразу в соответствующие отделения. Убирать деньги на место нужно только после того, как сделка будет полностью оформлена.
б) Закрывайте кассу и пересчитывайте деньги, если кто-то вдруг заявит, что ему недодали сдачу. Если закрыть кассу невозможно, запишите фамилию и адрес покупателя, чтобы связаться с ним в конце рабочего дня после подведения кассового баланса.
в) Помните, что сдачу покупателю можно выдавать лишь после того, как вы примете от него деньги. Никогда не допускайте ситуации, когда в руках у покупателя находятся и его собственные деньги, и деньги магазина.
г) Не позволяйте покупателям забирать товар, а оплату производить позднее, например, после того, как он уложит его в сумки.
Сценарий четвертый:
Жулик требует сдачу
Мошенник быстро-быстро говорит, провоцируя кассира, так что в результате у него в руках оказываются свои деньги и деньги кассы. Как только начинает оформляться сделка и касса открывается, жулик дает кассиру пачку десятидолларовых купюр и требует две по 50 долларов. Кассир выдает их и начинает пересчитывать принятые деньги. Одной купюры не хватает.

Покупатель же утверждает, что кассир ошибся, и требует пересчитать деньги.
В этот момент в руках у жулика оказываются и десятидолларовые, и пятидесятидолларовые купюры. Он обнаруживает недостающую банкноту в 10 долларов, возвращает ее, извиняется и просит выдать ему пять купюр по 20 долларов. Из магазина он выходит, имея на руках и двадцати-, и пятидесятидолларовые купюры.

Вы скажете, что такого не может быть, кассир не может оказаться таким доверчивым? Но именно на абсурдность такой ситуации и делает расчет жулик.

В большинстве случаев развитие событий происходит настолько быстро, что кассир так и не понимает, что же произошло, пока не подведет баланс в конце дня.

Контролируйте слабые стороны

- Кассир обязан закрывать кассу после совершения сделки и оформлять размен денег отдельно.
- Кассир позволил мошеннику держать в руках и свои, и чужие деньги.
Воспользуйтесь рабочим листом 4 и определите, есть ли у покупателей вашего магазина возможность украсть. Ответ нет говорит о том, что такая возможность существует, и для того чтобы предотвратить потери, ее нужно устранить.

Все ответы обсуждаются в Заключении.

Вам решать!

С помощью коротких упражнений можно самостоятельно оценить, насколько хорошо вы понимаете принципы предотвращения потерь, связанных с воровством покупателей. В приложении 1 в конце книги приводятся верные решения.
1. Вы заняты работой в своем магазине бытовой электроники, когда входит покупательница. Кажется, что она интересуется товаром сначала осмотрела радиоприемники, затем телефонные аппараты.

Но ведет дама себя подозрительно, осматривается, нет ли поблизости кого из работников магазина. Ваши действия?
A. Подойду к покупательнице, представлюсь и предложу свою помощь.
Б. Подойду к покупательнице, представлюсь и скажу, что она странно себя ведет, попрошу ее покинуть магазин.
B. Прослежу за покупательницей, притворившись, что проверяю товары под прилавоком, и посмотрю, не украла ли она чего-нибудь.
Г. Не буду обращать внимание, посчитав, что если покупательнице понадобится помощь, она попросит об этом сама.
Д. Вызову охрану магазина.
2. Вы работаете в книжном магазине и вдруг замечаете, что один из покупателей длительное время пристально рассматривает одну и ту же книгу. Вы замечаете, что в конце концов он кладет ее себе в карман.

Что вы будете делать?
A. Подойду к покупателю, представлюсь и скажу, что он задержан за воровство.
Б. Вызову охрану магазина.
B. Прослежу за покупателем до автостоянки и задержу его там.
Г. Подойду к покупателю и скажу ему, что он сделал правильный выбор. Эта книга очень популярна и не залеживается на прилавках.
Д. Не стану ничего делать, так как не уверен, что действительно заметил кражу.
3. Ваш магазин продает дорогие свитера. В начале рабочего дня вы отмечаете, что на прилавке лежат три голубых свитера.

Через некоторое время остаются только два из них. Вы замечаете женщину, которая ведет себя как-то странно и все
Рабочий лист 4
Вопросы для самоконтроля: воровство покупателей

Да Нет Не
знаю
Каждого покупателя, пришедшего в магазин, встречают или по крайней мере замечают его присутствие
С мест расчета или торговли хорошо виден весь торговый зал
Стойки с одеждой на вешалках-плечиках размещены в разных направлениях, так что похититель не может схватить несколько вешалок сразу и убежать
Одежда на вешалках находится в застегнутом состоянии
В примерочной есть только один вход
За входом в примерочную наблюдают работники магазина
Количество предметов одежды, которые покупатель может взять с собой для примерки, ограничено
Покупателям запрещается брать с собой в примерочную сумки
Примерочные кабины регулярно проверяются на предмет отсутствия в них одежды, торговых чеков, пустых сумок и вешалок
Все места, плохо просматривающиеся напрямую, видны через зеркала.


Рабочий лист 4 (продолжение)
Да Нет Не
знаю
В торговом зале нет мест, невидимых для продавцов
Применяется система электронного наблюдения (см. главу 8)
Товар, который более всего подвержен кражам, находится в безопасном или хорошо контролирумом месте
За каждым прилавком всегда находится продавец
Товар, по каким-либо причинам находящийся не там, где ему положено быть, быстро возвращается на место
Этикетки и ценники деформируются, если их пытаются снять или переместить
Все этикетки прикрепляются к самому товару, а не к его упаковке, крышке и так далее.
Этикет-пистолеты, когда их не используют, находятся в недоступных местах
На каждой этикетке ставится правильный номер товара и, по возможности, его цена
Кассиры всегда заглядывают на дно тележки для товара

Рабочий лист 4 (продолжение)
Да Нет Не
знаю
Для каждого конкретного товара кассиры проверяют проставленную компьютером цену и описание
В случае доставки товара на дом требуется подпись покупателя
Все возвраты товаров оформляются на специальных бланках
На каждом бланке возврата товара указываются фамилия, адрес и телефон покупателя, а также информация о первоначальной покупке
Любой возврат товара, прежде чем по нему будут выплачены деньги, должен быть заверен или утвержден представителем администрации
Для оформления возвратов используется специальная касса, расположенная рядом со входом в магазин
Выход из магазина организован таким образом, что покупатель не может миновать контроль
Товары не располагаются около выходов из магазина
время смотрит на эти свитера. Кажется, что у нее под пальто спрятано что-то объемное. Как вы поступите?
А. Подойду к покупательнице, представлюсь и скажу, что она задержана.
Б. Ничего. Я не видел, чтобы она брала свитер.
В. Выведу женщину из торгового зала и вызову полицию.
Г. Вызову охрану магазина.
Д. Громко спрошу остальных работников, не продал ли кто голубой свитер, раньше здесь лежало три штуки, а теперь только две.
4. Покупатель заходит в ваш магазин инструментов и требует выплатить деньги за электропилу, которую якобы подарил ему родственник. Чека у него нет. Что вы будете делать?
A. Откажусь выплатить деньги.
Б. Выпишу ему чек, по которому он сможет сделать покупку только в нашем магазине.
B. Выплачу всю сумму.
Г. Выплачу всю сумму за вычетом издержек за повторную доставку на склад.
Д. Положу товар за кассу и спрошу фамилию и адрес покупателя, чтобы отослать ему чек по почте.
5. Ваш магазин торгует изделиями из кожи. Вы замечаете, что один из покупателей схватил с полки дипломат и бросился прочь из магазина. Как вы отреагируете?
A. Выпишу счет для последующего списания товара.
Б. Начну преследовать вора.
B. Попрошу очевидцев составить описание преступника и позвоню в полицию.
Г. Закрою магазин и обеспечу необходимые меры предосторожности, чтобы полиция могла снять отпечатки пальцев.
Д. Закажу дополнительный товар.
Глава 5

ВОРУЮТ ПОСТАВЩИКИ

Хищения товаров поставщиками третья причина возникновения потерь в магазинах розничной торговли. Этот вид воровства ведет к недостаче товара в магазине, но ущерб от него обычно не такой большой, как от краж, совершаемых работниками магазина и покупателями. Тем не менее, если на такие потери не обращать внимания, это, в конце концов, может привести к значительным убыткам. К тому же, поставщики , обнаружив, что вы не очень внимательно относитесь к их деятельности, могут начать мошенничать все чаще, в результате чего ваши потери существенно возрастут.

Поставщики прибегают к различным способам, чтобы украсть товар. К их числу относятся неполные поставки, завышение цен, воровство при разгрузке и возврате товара.

Прочитав эту главу, вы узнаете какие меры контроля и предосторожности в работе с поставщиками можно использовать в рамках всеобщей программы предотвращения потерь.

А. Неполные поставки

Общие сведения

Количество полученного товара может оказаться неполным в результате ошибки, сделанной при погрузке на фабрике. Но гораздо чаще это происходит из-за действий нечестного водителя или лица, отвечающего за доставку.
Очень часто такие кражи совершаются там, где водителю разрешено самому размещать привезенный товар в торговом зале или на складе.Если у вас в магазине никто не отвечает за проверку поставок и не считает доставленный товар, то водитель легко может уменьшить цифру в накладной, а излишки сбыть другому магазину за наличные. Вы же заплатите за весь объем поставки, но на деле получите меньшее количество товара, создав тем самым недостачу еще до того, как доставленное попадет на полки.

Меры предосторожности

а) Используйте отпечатанные бланки заказов, которые должны подписываться уполномоченными работниками. Печатать бланки лучше в типографии, тогда их сложнее подделать.

При этом желательно, чтобы на каждом бланке проставлялся свой порядковый номер. Если же у вас небольшой магазин и вы распечатываете бланки на принтере, стремитесь сделать так, чтобы они были защищены например, печатайте их на особой бумаге, защищайте паролем файл с формой бланка, делайте незаметные на первый взгляд лишние пробелы между некоторыми словами.

Можно периодически заменять бланки, размножаемые на принтере или копировальном аппарате (к примеру, еженедельно или ежемесячно перемещайте лишние пробелы в другие места, недопечатывайте какие-нибудь линии или делайте в них случайные пробелы). Частая смена бланков позволит вам выявить поддельные документы, поскольку мошенники не будут успевать за изменениями, даже если догадаются о них.

Вы же, зная особенности каждой серии бланков, сможете быстро обнаружить подделку.
б) Установите процедуру приемки товара и ведите соответствующий журнал. От незаказанного или ошибочно доставленного товара следует отказываться.
в) Никогда не разрешайте водителям вносить товар в магазин через главный вход. Товар должен разгружаться в специально отведенных для этого местах, где вы сможете проследить за работой и проверить соответствие груза документам в коробках может оказаться не тот товар, который вы заказывали, или товар не того качества.

Случается, в упаковках не хватает одного или нескольких предметов, в мешках обнаруживается меньший вес и т. д. Поэтому весь товар необходимо пересчитать или взвесить, проверить все коробки с нарушенной или небрежной упаковкой.
г) Не разрешайте работникам, осуществлявшим доставку, забирать пустые коробки, даже если они уже сложены вместе с коробками грузчик может вынести ваш товар. Следите и за тем, чтобы разгрузка шла только в одну сторону.

Иногда одна и та же машина привозит какой-то товар в магазин, а другой забирает. В этом случае вначале нужно разгрузить машину, а только потом загружать, причем и та, и другая операции должны проводиться под присмотром ответственных работников магазина.

Если позволить одному человеку одновременно разгружать и отгружать товар, проследить за правильностью этих операций вам будет очень сложно.
д) Ведите журнал приема товара (см. форму 10 в 3 главе), чтобы предотвратить оплату одного и того же счета дважды.
е) Никогда не позволяйте людям, доставившим товар в магазин, заниматься его размещением в торговом зале. Любая излишняя услужливость или суета со стороны этих работников должна вызывать настороженность.
ж) Четко разделяйте обязанности по закупке и приемке товаров, чтобы избежать разногласий между вашими работниками и поставщиками.
з) Никогда не обменивайте товар. Следите за возвратом поврежденных товаров и покупкой новых взамен.

Последние две функции должны быть четко разделены и во времени, и по документам.
Сценарий первый:
Неполная поставка
Водитель, доставивший груз, приходит к менеджеру магазина и говорит, что у него в грузовике есть несколько дополнительных единиц товара. При этом водитель уверяет, что, когда у него остается лишний товар, компания разрешает продавать его постоянным клиентам.

По его словам, фирме выгоднее сразу продать товар, чем возвращать его обратно на свой склад. Если при загрузке машины на оптовом складе не было допущено никаких ошибок, этот товар украден из заказанной кем-то партии.

Контролируйте слабые стороны

- Магазин, в который была произведена неполная поставка, не проверил выполнение заказа.
- Менеджер магазина, которому водитель хотел продать товар, не сообщал о подобных случаях в компанию, осуществлявшую доставку.

Б. Фальсификация квитанций об отгрузке или счетов

Общие сведения

Иногда нечистые на руку работники, доставляющие груз в магазин, привозят столько товара, сколько указано в квитанции об отгрузке, а после приемки изменяют цифры в этой квитанции или счете. Вы можете расписаться за десять коробок товара, а водитель потом изменит это число на двенадцать и продаст две лишние коробки или же обменяет их у другого шофера.

Если не вести все записи о заказах и доставках, то может случиться так, что за те две коробки (которые вы не заказывали и не получали) платить все же придется. Когда деньги за доставку принимает сам водитель, он легко может изменить счет так, что в нем будет указано меньшее количество товара, чем вы на самом деле получили.

Разницу в наличности мошенник присваивает.

Меры предосторожности

а) Используйте отпечатанные бланки заказов. Предупредите поставщиков о том, что наряды водителей всегда будут заверяться подписями уполномоченных работников магазина на специальных бланках доставки либо на бланках заказа, где отдельной строкой должна следовать отметка о доставке.
б) Установите процедуру приемки товара и ведите соответствующий журнал, в котором водитель должен расписаться за весь привезенный груз. От незаказанного или ошибочно доставленного товара следует отказываться.
в) Определите время, когда должна производиться доставка товаров. По возможности, попросите всех поставщиков заранее сообщать вам о времени прибытия машины в магазин, чтобы в этот момент на месте обязательно находился уполномоченный сотрудник.



Содержание раздела