d9e5a92d

Мошенничество при возврате товара

Естественно, 365 долларов шли в карман мошенника. За короткий срок этот ловкач нанес своему магазину убыток в размере около тысячи долларов.

Контролируйте слабые стороны

- Кассиры не всегда выбивают чеки покупателям.
- Кассовые аппараты, обрабатывая заказы, не указывают сумму, которая была уплачена.
Сценарий четвертый: Неправильный ввод (банковский чек)
Магазин предлагает услугу по доставке товаров на дом. Покупатель оплачивает товар, получает счет и идет с ним в отдел доставки, который осуществляет отгрузку.

При регистрации этой сделки в магазине производится двусторонний обмен документами информация записывается на счете и затем вводится в кассовый аппарат.
Работник отдела доставки оформляет заказ и вводит в кассовый аппарат сумму, меньшую, чем он получил от покупателя. Если тот расплатился банковским чеком, то кассир вводит всю сумму чека как полученную, а сдачу (которую он присваивает себе) как выданную. Вот как выглядит разница между заказом и кассовым чеком:
ЗАКАЗ
ТОВАР 21334 250,00
ВСЕГО
ЧЕК
250,00
250,00

КАССОВЫЙ ЧЕК МАГАЗИН АВС 26 ФЕВРАЛЯ 1995 ЧЕК 44 15 : 09 КАССИР ЦЦ НОМ 1
21334 22,73
ВСЕГО 22,73
ЧЕК 275.00
СДАЧА 252,27
Жулик, промышляющий такими кассовыми чеками, успел причинить своему магазину чуть меньше 4 тыс. долларов убытка, прежде чем его сумели уличить в махинациях.
При рассмотрении сделок выяснилось, что он брал с покупателей банковские чеки, а сдачу выдавал наличными. Его подпись на бланке заказа подтверждала, что товар оплачен.

Контролируйте слабые стороны

- Персоналу магазина разрешается обналичивать банковские чеки покупателей.
- При оформлении заказа на доставку товара не требуют оплаты через кассу.
- Покупателю не выдают кассовый чек магазина.

Г. Мошенничество при возврате товара

Общие сведения

Есть два вида мошенничества, которое совершают работники магазина при возврате товара. Первый когда фиктивный возврат происходит прямо на месте продажи без оформления каких-либо документов, второй с использованием поддельных бланков.
В большинстве кассовых аппаратов предусмотрена функция выплаты денег в случае возврата товара. Работнику нужно всего лишь нажать на соответствующую клавишу, и машина позволяет вернуть деньги.

Нередко при этом печатается соответствующий чек, который, впрочем, нетрудно сделать и на чистом листе бумаги.
При втором способе мошенничества с поддельными бланками возврата работник выписывает настоящий бланк возврата. В этом случае все выглядит так, словно покупатель действительно вернул товар, но фамилия и адрес его зачастую оказываются фиктивными. Затем бланк обрабатывается кассовым аппаратом. Нередко мошенники работают вдвоем один выписывает бланк на возвращенный товар, а второй относит его кассиру.

Украденные деньги они делят между собой.

Меры предосторожности

а) Следует обязательно составлять расписку в каждом случае возврата товара (см. форму 3 в конце книги). В расписке указываются:
фамилия покупателя, адрес покупателя, номер телефона покупателя, причина возврата товара, дата продажи,
номер сделки продажи товара, вид оплаты, подпись покупателя.
б) Все выплаты за возвращенный товар должны производиться только с разрешения уполномоченного менеджера.
в) Требуйте от кассиров ежедневные отчеты, в которых необходимо указывать суммы денег, возвращенных покупателям. Менеджеры обязаны сопоставлять эти записи в отчетах с соответствующими расписками о приеме товара.
г) Регулярно проверяйте случаи выплаты денег покупателям (см. форму 4).

Необходимые отчеты

Общий отчет по выплате денег за возврат товара

Такой отчет помогает выявлять работников, у которых отмечается слишком много случаев возврата товаров (больше, чем у их коллег). Сопоставляя номер расписки и дату возврата товара, легко обнаружить левые (подложные) расписки, например, когда работник каким-либо образом получает чистый бланк расписки, а позже оформляет его и получает деньги.
В примере 9 данные о бланке возврата товара под номером 111466 выглядят подозрительно. Этот бланк проведен кассиром 44 в 12:35, хотя бланк номер 111467, который должен был обрабатываться позднее, записан у кассира 23 на 10:29. Почему в первом случае от момента оформления до выплат денег прошло так много времени?

Время оплаты этого бланка соответствует перерыву на обед, когда в магазине мало персонала. Следует проверить, действительно ли деньги были выплачены покупателю.
Сценарий пятый:
Возврат товара и касса
По правилам, установленным в магазине, каждый раз при возврате товара работники отдела заполняют специальный пронумерованный бланк. Затем покупатель относит бланк кассиру, который обрабатывает его на кассовом аппарате.



При этом на бланке ставится кассовый оттиск.
Один ловкий кассир каждый вечер перед закрытием магазина нажимал клавишу возврата денег и осуществлял незарегистрированную сделку. Вместо реально существующего номера бланка возврата товара, он вводил первую цифру, которая приходила ему в голову, а когда дело доходило до печати на бланке, просто закладывал в кассовый аппарат чистый лист бумаги.
За четыре месяца этот мошенник украл более 25 000 долларов.

Контролируйте слабые стороны

- В вашем магазине в конце дня не сводится баланс по бланкам возврата и выплатам через кассу.
- Выплата денег за возврат товара не утверждается уполномоченным работником администрации магазина.
- Не проводится периодическая проверка данных о выплате денег за возвращенные товары.
Сценарий шестой: Возврат товара и бланки
Работник магазина просматривает данные об операциях предыдущего дня и, когда менеджер уходит на обед, составляет подложный бланк на возврат товара. При этом жулик использует данные одной из действительно совершенных сделок. Магазин невелик, так что фальсификатор имеет возможность обработать этот бланк и на кассовом аппарате.

Деньги он, естественно, забирает себе. В бланке указана реальная сделка, фамилия и адрес покупателя, который действительно приобрел товар.

Одна лишь закавыка этот товар никто никогда не возвращал.
За десять месяцев этому хапуге удалось украсть около 21 000 долларов.

Контролируйте слабые стороны

- Перед выплатой денег за возврат товара в вашем магазине не требуется разрешения уполномоченного работника администрации.
- Не проводится периодическая проверка данных о выплате денег за возвращенные товары.

Д. Воровство по дружбе

Общие сведения

Подобные эпизоды могут происходить не только у кассы, но и в любом отделе магазина. Позднее мы рассмотрим примеры таких краж, осуществляемых в торговом зале, а пока рассмотрим только те хищения, которые совершаются в момент оплаты товара.
Воровством по дружбе у кассы мы называем те случаи, когда кассиры оформляют покупки друзей или членов своей семьи. Покупатель, конечно, оплачивает покупки, но не все! Кассир может, к примеру:
пробить чек на меньшую, чем необходимо, сумму;
при покупке нескольких единиц товара одного наименования, чек пробивается только на одну штуку;
при покупке нескольких различных товаров в чеке указываются лишь самые дешевые, а более дорогие не фиксируются совсем.
От воровства по дружбе не спасают и сканеры. Нечестные кассиры просто прилепляют этикетку со штрих-кодом от более дешевого товара на ладонь и проводят ею по считывающему устройству.

Меры предосторожности

Установите такое правило: персоналу магазина запрещается обслуживать своих друзей или родственников.
Выявить такие продажи крайне сложно. В небольших магазинчиках все сотрудники, как правило, знают постоянных покупателей и их отношения со своими коллегами, однако если в торговом зале находится лишь один продавец, избежать обслуживания своих друзей и родственников он не может.
В крупных магазинах добросовестный работник всегда имеет возможность отправить друзей в соседние кассы, но покупателей здесь гораздо больше и проследить обслуживает кассир своих знакомых или просто клиентов намного трудней. Поэтому руководству и в том и в другом случае остается лишь положиться на честность всех сотрудников или... организовать мероприятия, которые помешают кассирам, слишком любезным к своим близким, оформлять заниженные суммы в чеках.

Необходимые отчеты

Отчет о занижении цены
Если в кассах вашего магазина есть информация по всем видам товаров, то важно знать, когда кассир вводит в компьютер заниженные данные. Частые нарушения такого рода свидетельствуют о воровстве по дружбе. Правда, случаи ввода заниженной цены могут происходить и оттого, что кто-то неправильно наклеил этикетки на товары или в компьютер изначально были введены неправильные данные.

В примере 10 приводится отчет, который поможет обнаружить вероятные упущения.

Отчет о ценовых скидках

Отчеты о скидках, предоставленных на товар, схожи с отчетами о занижении цены. Они помогают обнаружить воровство по дружбе еще на ранних стадиях.

Типичный отчет такого рода приведен в примере 11.
Сценарий седьмой: Воровство по дружбе
Кассир оформляет покупку трех предметов, которые приобретает его друг. Товары стоят 6,99, 12,99 и 6,99 долларов соответственно. При вводе цены каждого из них кассир ошибается и записывает всего лишь 2,48, 1,24 и 1,24 доллара.

Общая стоимость покупки 4,97 долларов вместо положенных 26,97, то есть убыток лишь от одной сделки составил 22 доллара.

Контролируйте слабые стороны

- Кассиру разрешается изменять цену без согласования с руководством магазина. сг оо
СП СГі


Общие сведения

Иногда нечестные кассиры регистрируют не все совершенные сделки. Когда покупатель расплачивается наличными деньгами, кассир может нажать клавишу по sale (несостоявшаяся сделка), чтобы открыть ящик с деньгами и отсчитать сдачу.

Такое возможно, когда наряду с кассовыми чеками используются бланки заказов и им подобные документы, например, когда один работник оформляет заказ покупателю и отправляет его с бланком заказа к кассиру для оплаты. Если покупатель знает, как правильно должна оформляться такая сделка, и потребует чек, кассир просто поставит на бланке заказа печать или подпись как свидетельство оплаты.

Меры предосторожности

а) Ведите журнал несостоявшихся сделок (см. форму 5), в котором обязательно должна указываться причина. Каждый случай несостоявшейся сделки заверяется подписью кассира.
б) Если товар доставляется на дом, то на бланке заказа должен быть оттиск кассового аппарата с указанием стоимости сделки. Как минимум необходимо прилагать к бланку заказа кассовый чек с указанием полной суммы и суммы, полученной от покупателя.
в) Четко распределяйте обязанности между кассирами и административными работниками магазина.

Ж. Выплаты за возврат тары

Общие сведения

В магазинах, продающих товары, за упаковку которых взимается отдельная плата (например, различные бутылки), воровство происходит особенно часто. Как и в случаях с возвратом товара, кассир просто оформляет выплату денег якобы за возврат тары, а деньги присваивает.

Меры предосторожности

Все выплаты денег за возврат тары должны сопровождаться заполнением специальных бланков. В каждом из них должны указываться фамилия и номер телефона покупателя, а также его подпись.

Мошенничество с дебитными карточками

Общие сведения

С появлением дебитных (банковских) карточек у владельцев магазинов возникли новые проблемы. Дебитная карточка во многом схожа с кредитной , отличие состоит лишь в том, что по дебитной карточке деньги автоматически переводятся с банковского счета покупателя на счет продавца.

Тут-то и появляются возможности для мошенничества. При использовании этой формы оплаты деньги могут пропадать как со счета покупателя, так и со счета магазина.
Магазин несет убыток, когда с помощью дебитной карточки производятся выплаты за фиктивный возврат товара. При совершении покупки деньги переводятся непосредственно на счет магазина, а при выплате за возвращенный товар снимаются с него.

К сожалению, информация, выводимая машинами, которые обрабатывают дебитные карточки, не позволяет определить, кто получает деньги. Для оформления возврата товаров необходимо применять систему личной идентификации (PIN), что и позволяет снимать деньги со счета магазина.
Эту систему следует тщательно контролировать, доступ к ней должен иметь ограниченный круг лиц из числа администрации магазина. В противном случае, да еще без обязательного ежедневного подведения баланса, у нечестного кассира появляется прекрасная возможность для мошенничества. Он может просто воспользоваться собственной банковской карточкой, провести оплату возвращенного товара и с помощью PIN-системы магазина перевести деньги на свой счет.

Кроме номера дебитной карты, о получателе ничего не будет известно.
До тех пор пока в магазине не налажена четкая процедура подведения баланса по всем расчетам с помощью дебитных карт, кассиры будут воровать.

Меры предосторожности

а) Следите за использованием PIN-системы, ограничьте круг лиц, имеющих к ней доступ.
б) Ежедневно подводите баланс по расчетам, которые оформляются с помощью дебитных карт.
Сценарий восьмой:
Незарегистрированные сделки
Когда покупатель приобретает товар, требующий доставки на дом, ему выписывают бланк заказа и отправляют к кассиру для оплаты. В бланке заказа указывается сумма сделки с учетом налога.
Кассир берет у покупателя бланк, называет полную сумму и нажимает клавишу по sale (несостоявшаяся сделка), открывая ящик с деньгами. Так как в отделе доставки потребуют оттиск кассового аппарата, кассир делает его, но в своей отчетности оформляет все как несостоявшуюся сделку.

На оттиске не ставится слово несостоявшаяся указывается лишь номер, дата сделки и номер кассира.
Кассир вручает клиенту сдачу, а деньги за покупку оставляет у себя. Так как заказ оформлялся на компьютере, то в системе остается открытый заказ, то есть заказ, который не был ни отменен, ни оплачен.

Кассир, имея доступ к нужному компьютеру, закрывает заказ, оформляя его как оплаченный.
Проработав немногим более трех месяцев, один из таких умельцев причинил своему магазину убыток на 7 000 долларов.

Контролируйте слабые стороны

- Кассиры не заполняют журнал учета несостоявшихся сделок и не объясняют, почему собственно сделка не состоялась.
- На оттиске кассового аппарата не проставляется сумма сделки.
- Доставку товара разрешается осуществлять даже в том случае, если к бланку заказа не приложен кассовый чек.
- Обязанности между кассирами и административными работниками не разделяются.
Сценарий девятый: Мошенничество с дебитными карточками
Клиент магазина совершает покупку и расплачивается с помощью банковской карточки. Когда он набирает свой личный номер (PIN), кассир следит за его действиями и запоминает цифры. Затем мошенник чем-нибудь отвлекает покупателя, так что тот забывает в магазине дебитную карточку.

Она тут же оказывается в руках жулика.
С помощью украденной карточки, зная ее идентификационный номер, этот работник через банкомат снимает со счета клиента значительную сумму денег. Прямого убытка магазин при этом не несет, но его репутация оказывается подмоченной .
Контролируйте слабые стороны
- К сожалению, предотвратить это не в ваших силах.

И. Использование при мошенничестве посторонних предметов (маркеров)

Общие сведения

Очень часто торговые работники пользуются различными посторонними предметами, чтобы украсть деньги из кассы.
Это могут быть листы бумаги, спички, кнопки, все, что не имеет непосредственного отношения в кассовому аппарату. Эти предметы обозначают сумму денег, которую кассир должен забрать себе в конце дня.

Ежедневный баланс, подводимый в конце смены, на первый взгляд, не вызывает подозрений. Кассир может аннулировать несколько сделок в свою пользу, но опасается быть пойманным за руку при изъятии денег из кассы.

Поэтому мошенник оставляет деньги на месте до конца смены, а для того чтобы не сбиться со счета, использует посторонние предметы, называемые маркерами.
Каждый предмет у ловкача-кассира обозначает определенную сумму денег. Кусочек бумаги может стоить пять долларов, спичка десять. Монетки достоинством в один цент, положенные в отсек для двадцатипятицентовиков, напомнят злоумышленнику о двадцати неправедно заработанных долларах.

У каждого кассира существует своя система использования маркеров.
Если вы обнаружите в кассе посторонние предметы, лучше всего провести немедленную проверку.



Содержание раздела