d9e5a92d

Жизненный путь личности


Во внутренней психической реальности одновременно существуют несколько различных вариантов будущего, некоторые из которых закономерно осуществятся, а другие останутся в виртуальной форме. Но присутствие в нашей психике всех этих вариантов, равно как и прожитых лет, предопределяет наше настоящее наши решения и поступки. Когда мы поступаем не
 
так, как нам подсказывает прошлый опыт, мы делаем это потому, что хотим достигнуть какой-то цели в будущем. Например, волнующие образы грядущей счастливой жизни заставляют нас переносить текущие трудности и методично работать над воплощением этого варианта будущего в жизнь. Бывает и наоборот, слишком навязчивые образы мрачного будущего (страхи) сковывают нашу энергию и волю и постепенно подавляют нас и в настоящем [41].
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ
Поэтому так и хочется порой "заглянуть внутрь" психической реальности и "увидеть", что же там "находится", чтобы понять человека с его сегодняшними проблемами и помочь ему. Исследованию жизненного пути посвящено много работ [76, 66]. Однако "чужая душа потемки", а психологи лишены возможности непосредственно наблюдать структуру психики другого человека [54, с. 49], поэтому приходится вновь и вновь обращаться к интроспекции, что мы и сделали в настоящем исследовании.

Чтобы преодолеть основные недостатки классической интроспекции: крайний субъективизм испытуемых в оценке своего опыта и невозможность сравнивать данные, полученные двумя разными людьми, мы применили новую систему получения и анализа образного материала, опирающуюся на адаптированную к задачам исследования стратегию НЛП.
Первым принципиальным моментом в нашей работе был подход к образу как к изображению (по Л. М. Веккеру и Б. Ф. Ломову [35]). Представление образа в виде изображения позволило нам сформулировать второй важный принцип нашего исследования. Мы решили отказаться от анализа содержания сознания, заключенного во внутреннем образе, потому что именно содержание наиболее субъективно и изменчиво, а провели анализ формальных характеристик образа, выделяемых методологией НЛП: особенностей его формы, величины, места расположения в пространстве воображения (по Р. Бендлеру и Д. Гриндеру [12, 20]).
В основу работы положена известная техника временных линий нейролингвистического программирования (С. и К. Андреасы) [12]. Данная техника творчески переработана под углом зрения личностной организации времени и апробирована на российской выборке.
Временная линия это последовательность образов (мысленных картин), в которых индивидуум представляет события своего прошлого, настоящего и возможного будущего. Обычно мы предлагали респондентам представить четыре образа прошлого: 20-летней, 10-летней, 5-летней и годичной давности; один образ, относящийся к настоящему времени; и пять образов будущего: через 1 год, через 5 лет, через 10 лет, через 20 лет и через 50 лет.
Иногда предлагалось представить' дополнительный образ "через 100 лет". Всего 1011 образов.
Для стандартизации представлений всем испытуемым предлагается воображать в картинах одно и то же максимально общее событие, например, "как они умываются", "как чистят зубы" или "как принимают пищу" и т. п. Если испытуемый утверждал, что он "не умеет представлять образы" (безобразный тип мышления), то ему предлагалось представлять мнимые картинки.
Образно представляя эти события, испытуемый как-то их располагает в пространстве своего воображения. Одни образы ему представляются ближе, больше, ярче; другие дальше, меньше, туманнее. Далее испытуемый сообщает интересующие экспериментатора характеристики своих образов.
В результате мы получали информацию о следующих формальных особенностях мысленных образов прошлого, настоящего и будущего у каждого испытуемого.
Субъективное местоположение образа в пространстве воображения: где именно человек представляет ту или иную картину своей жизни относительно самого себя впереди, позади или вокруг себя, справа или слева от себя, выше или ниже.


Выделялись: восходящая линия будущего (образы будущего последовательно поднимаются вверх), горизонтальная (образы будущего на одной прямой) и нисходящая (образы будущего опускаются вниз).
Субъективное расстояние до образа: как далеко от себя испытуемый представляет ту или иную картину своей жизни. Обычно оценивалось относительное расстояние ближе или дальше от испытуемого представляется последующий образ относительно предыдущего.
Субъективный размер образа: насколько большими или маленькими представляются испытуемому эти картины. Оценивался также относительный размер большим или меньшим представляет испытуемый последующий образ относительно предыдущего.
Выделялись: расходящаяся линия будущего (образы будущего последовательно увеличиваются) и сходящаяся (образы будущего последовательно уменьшаются).
Цвет, яркость и четкость каждого образа.
Представление себя в образе: диссоциированное или ассоциированное. Если испытуемый на задание экспериментатора "представить, как вы гуляете по улице 5 лет назад" представлял изображение самого себя, гуляющего по улице, это диссоцииро-ванный образ. Если же он представлял окружающую обстановку, улицу, то это ассоциированный образ.
Объективированность образа: показатель описан Л. М. Век-кером и Б. Ф. Ломовым. Он характеризует расположение образов
во внешнем по отношению к себе пространстве (образ объективирован) или во внутреннем, "внутри головы" (образ необъективирован).
Кроме этого у линии прошлого и будущего анализировались еще два параметра:
Структурированность линии закономерное представление образов во внутреннем пространстве. Структурированная линия представляет собой функцию от времени, образы располагаются во внутреннем пространстве максимально упорядочение, каждая последующая картина появляется непосредственно после предыдущей, образуя линию. Обычно эта линия близка к прямой, но иногда может быть и более сложной формы.

Неструктурированной считалась такая линия, в которой внутренние образы располагались во внутреннем пространстве психики беспорядочно. Иногда их место зависело от реального положения предмета, например, испытуемый представлял свою ванную комнату слева от себя, потому что она и на самом деле была в левой части квартиры.
Отдельно анализировались: "разрывы", "перегибы" в ровной последовательности образов и "особо выделяющиеся образы" (самые большие или самые маленькие). С их помощью на основе свободных ассоциаций давалась психологическая интерпретация событий.
Сцепление между образами: характерно для структурированных линий. После того как испытуемый представил ряд своих временных образов в пространстве воображения, испытуемому предлагалось "мысленно передвинуть крайний образ". При этом у части испытуемых остальные образы оставались неподвижными (отсутствие мысленного сцепления), а у других самопроизвольно перемещались вслед за первым (наличие сцепления).

Если сцепление наличествует, то не имеет значения, какой именно образ двигать все равно смещается вся линия.
В наших экспериментах принимало участие 111 человек, мужчин и женщин в возрасте от 25 до 35 лет, у которых организация времени исследовалась описанной выше оригинальной методикой. Часть испытуемых имела среднее образование и на момент обследования обучалась на курсах; другая часть имела высшее образование и обучалась в аспирантуре.
Таким образом, мы получили возможность "заглянуть во внутренний мир" человека и по множествам характеристик образов увидеть, как он организует время своей жизни во внутреннем плане. Но что же означает каждый из выделенных нами параметров?
В концепции личностной организации времени, развиваемой школой К. А. Абульхановой-Славской, для анализа способов организации жизни предложена совокупность трех понятий, трех пространственно-временных ценностно-смысловых образований:
"жизненная позиция", "жизненная линия", "жизненная перспектива". Жизненная позиция есть результирующая достижений личности, она как бы аккумулирует ее прошлый опыт и одновременно является потенциалом ее будущего. Траектория жизненного движения личности определяется как "жизненная линия", которая, соответственно, имеет восходящий или нисходящий, прерывистый или непрерывный характер (с точки зрения самовыражения, самореализации личности).

И наконец, К. А. Абульхановой предложена оригинальная классификация перспектив: психологические, личностные и собственно жизненные [7].
Первые есть собственно когнитивная (сознательная) способность личности предвидеть будущее, прогнозировать его, структурировать и видеть себя в будущем. Однако когнитивная перспектива не содержит в себе готовности реализовать прогнозируемое будущее. Личностный потенциал, содержащий мотивационное устремление в будущее, связан с другой перспективой личностной, т. е. реальной личностной возможностью реализовать намеченные планы.

Третья перспектива жизненная создается предшествующей жизнью и выражается в жизненной позиции личности. Жизненная позиция может быть тупиковой и закрывать личности всякую возможность продвижения в будущее, несмотря на наличие хорошо продуманных планов и огромного мотивационного желания их осуществить.



Содержание раздела