d9e5a92d

Жизненная линия


В других случаях жизненная позиция, наоборот, может открыть перед личностью новый уровень возможностей, которые остается только реализовывать.
 
В нейролингвистическом программировании методика исследования временной организации (положенная нами в основу нашей модели) носит название "временная линия". Даже по названию термин близок к понятию "жизненная линия". Будучи построенной в пространствевремени носителя в виде последовательности образов, временная линия и в действительности представляет собой "траекторию жизненного движения личности".

Такое совпадение представлений, полученных в двух совершенно не связанных направлениях психологической науки, является очень интересным и доказательным.
ЖИЗНЕННАЯ ЛИНИЯ
Итак, как пишет К. А. Абульханова, жизненная линия "имеет восходящий или нисходящий характер, прерывистый или непрерывный". Что такое прерывистый или непрерывный характер жизненной линии и как он может проявляться в нашей модели? Как мы отмечали в предыдущих работах [28,30], на линии прошлого у человека отражаются события его жизненного пути наиболее
тяжелые физические и психологические травмы (клиническая смерть, попытка суицида и т. п.) разрывают линию прошлого, таким образом, выражая прекращение жизненного движения личности в данном году, появление нового движения личности или, возможно, по истечении времени движения изменившейся личности. Это, если так можно сказать, насильственное прерывание жизненной линии. Парадоксальным образом личность подвергается насилию со стороны жизни, причем имеется в виду жизнь, заполненная какими-то событиями.

Разрыв в этом случае всегда инициируется какими-то событиями в жизни человека.
Согласно проведенному нами исследованию [30], в образах линии прошлого ретроспективы нашли свое отражение следующие особенности жизненного пути личности:
События, представляющие угрозу для жизни индивидуума:
попытки самоубийства, клиническая смерть, тяжелые физические травмы. Обычно события такого рода приводили к разрыву ретроспективы.
Испытуемый А., 36 лет. Образы 30-, 20- и 10-летней давности находятся слева от него, образуя прямую. Образы 5 и 1-летней давности находятся далеко впереди от него, также на одной прямой.

С помощью построения дополнительных образов выяснилось, что критическая точка, точка разрыва возраст 30 лет. Оценка субъективной валидности данных, полученных с помощью нашей методики: испытуемый довольно давно решил, что жить стоит только до 30 лет, в 30 лет предполагал уйти из жизни, предпринял даже слабую попытку суицида. (На момент обследования, естественно, был жив.)
Потери родных и близких, психологические травмы. События такого рода часто сопровождались появлением темных, неподвижных, маленьких, нечетких картин, соответствующих возрасту происшествия, часто такие образы располагались ниже соседних. Если событие оказывало влияние на последующую жизнь, мог наблюдаться перегиб линии.
Испытуемая Б., 32 года. Образы 30-, 27-, 25-летней давности постепенно увеличиваются в размерах и расположены, далеко слева. Образ, относящийся к восьмилетнему возрасту, неожиданно маленький, темный и располагается внизу слева.

Последующие образы тоже относительно маленькие, постепенно поднимаются и выходят на прежний уровень только к 15-18-летнему возрасту. Оценка субъективной валидности: в 8 лет у испытуемой была глубокая психологическая травма, связанная с насилием по отношению к ней других людей, последствия которой, по ее словам, она ощущала все школьные годы.
Вытеснение неприятных и тяжелых переживаний. Визуализация образов, соответствующих времени вытесняемого пере-
живания затруднена. Испытуемые утверждают, что они "ничего не могут вспомнить", "ничего не могут придумать", при попытках сделать это они испытывают неприятные эмоции. Если же образы в конце концов и представляются, то они очень нечеткие, и на их визуализацию потребовалось значительно больше времени, чем на остальные.
Испытуемая В., 28 лет. Достаточно легко представляла образы 20- и 10-летней давности. Образ 5-летней давности не появился, появилось какое-то тяжелое чувство. Вслух испытуемая пожаловалась на то, что она вообще плохо помнит события того времени.



Переживание было обусловлено трудными первыми родами. Вытеснение психологического материала, вероятно, было связано с тем, что ребенка очень ждали и хотели. Вероятно, испытуемой было неприятно связывать долгожданного малыша с болезненными переживаниями.
Этапы жизненного пути. Этапные жизненные события (переезды, изменения статуса) обычно приводили к перегибу линии в точке соответствующего возраста. Это не сопровождалось ни ухудшением образов, ни тяжелыми чувствами.
Испытуемый Г., 30 лет. В его линии прошлого 2 отчетливых перегиба, попадающих на период 5-7 лет и 12-15 лет. Первый перегиб испытуемый связал с тем, что "в этом возрасте я научился читать", а второй "я написал свое первое стихотворение и понял свое призвание".
Следует учесть, что предлагаемая классификация в достаточной мере условна. У некоторых людей даже самые тяжелые переживания не могут поколебать их жизненной линии и выражаются разве что едва заметным уменьшением образа. У других людей и небольшая психологическая травма может разорвать линию, если они придают ей большое значение.
В наших исследованиях [30] было выявлено два уровня организации личностью своего времени: сознательный ориентированный на существующие в обществе социальные нормы и представления, и неосознаваемый более глубинного, экзистенциального характера. Вероятно, жизненная линия интегрирует особенности как неосознаваемого, так и сознательного уровня организации жизни и жизненного пути личности. Для оценки сознательного пласта мы просили испытуемых дать характеристику своему уже пройденному жизненному пути, разделить его на этапы и отметить самые важные в их жизни события.

Разделяя свою жизнь на этапы, испытуемые преимущественно ориентировались на обыденные представления (а именно на существующее в обществе представление о том, что жизнь складывается из детства, отрочества, юности и зрелого возраста). При этом начало и конец каждого этапа большинство испытуемых соотносили со временем своего
приобщения к определенному социальному институту или событию (поступление в школу, окончание школы, поступление в вуз, окончание вуза, начало трудовой деятельности, армия, реже вступление в брак и рождение ребенка).
Однако, как это видно из приводимых выше примеров, на более глубоком личностном уровне, на уровне существования пространственно-временных образных гештальтов получили свое отражение совсем другие события жизненного пути человека, прежде всего жизненно важные как для самого человека, так и для выживания всего рода человеческого. На временной линии отразились события, представляющие собой угрозу для жизни индивидуума;
сильные эмоциональные потрясения, психологические и физические травмы [30].
Интересно, что в качестве значимых (или этапных) событий рождение ребенка называли и мужчины, и женщины, но только у женщин оно отражалось на уровне образных представлений, приводя к перегибу временной линии или изменению образов. Довольно часто критические точки временных линий приходились на время переездов испытуемого из города в город. Вероятно, в детском, подростковом и юношеском возрасте переезд воспринимается как ломка всей прежней жизни и начало новой.

Что же касается социально значимых событий (основываясь на которых, человек сознательно организует свою жизнь), то они получили удивительно незначительное отражение на временной линии. При этом те из них, которые все-таки приводили к перегибу линии, чаще всего сопровождались каким-либо другим событием (тем же переездом).
Другой интересный полученный факт то, что на уровне образных гештальтов у некоторых испытуемых запечатлелись события их внутренней жизни, связанные с личностным ростом. Это такие события, как "осознание смысла собственной жизни", "просветление", "написание первого стихотворения" и т. д. Это означает, что внутренняя жизнь человека может быть настолько напряженной, что сравнима по силе воздействия на подсознание с факторами, влияние которых закреплено на биологическом уровне продолжения рода, сохранения жизни).
События прошлого формируют внутренний мир человека, изменяя пространственно-временные характеристики образов-представлений о том или ином этапе своей жизни. Еще раз подчеркнем, что изменяются именно формальные характеристики образов, имеющих отношение к данному жизненному периоду, поскольку содержание каждого образа было максимально нейтральным и не имеющим никакого отношение к происходящим в это время событиям (картина того, "как испытуемый умывался в это время"). Следовательно, происходящее в это время с испытуемым отразилось на каком-то очень глубоком уровне организации психики, приводя

к изменению всего образного слоя, относящегося к этому возрасту. Например, все (любые) образы, относящиеся к году тяжелой болезни, представляются испытуемому черно-белыми, хотя образы Других лет жизни цветными.



Содержание раздела