d9e5a92d

Типология из пяти типов


В таком случае понадобились бы десятки лет, чтобы выявить, насколько типы организации времени, выявленные в одной профессии, проявляются во второй, третьей и т. д.
 
И если в каждой профессии выявились разные типы, то как свести
эти типологии?
Мы выдвинули другую гипотезу, что, несмотря на существенные различия разных профессий, в них могут существовать сходные режимы времени, а в сходных профессиях могут быть разные режимы. Таким образом, мы сформулировали новое понятие "временной режим деятельности". Проведя анализ ряда профессий, мы выделили, не претендуя на исчерпывающую классификацию, несколько типичных режимов или временных "задач" (Л. Ааран-сон, П. Мередит, Г. Шальтенбранд и др. пользуются более частным понятием "задачи"), которые приходится решать человеку.

Первый наиболее известный режим дефицит времени, когда его заведомо недостаточно для осуществления деятельности; второй лимит, когда человеку нужно работать особо напряженно, чтобы выполнить к сроку определенный объем работы; третий оптимальный (или нормативный) режим, который в разных профессиях устанавливается на основе учета особенностей труда и возможностей человека (например, темп работы конвейера); четвертый неопределенный, когда человек сам должен определить срок завершения деятельности (например, в творческих профессиях невозможно извне планировать срок осуществления научного открытия или завершения работы над книгой); пятый избыток времени, когда его заведомо больше, чем необходимо для получения продукта.
Пилотажное исследование доказало невозможность смоделировать все режимы деятельности в реальном времени и пространстве, поскольку в эксперименте их невозможно оторвать от тех или иных особенностей профессий. Как отмечалось в первой главе, деятельность осуществляется человеком в настоящем времени, и это не противоречит факту, что человек трудится почти всю жизнь, т. е. у его профессии есть прошлое, настоящее и будущее. Но, Кроме этих общих для любой деятельности фактов, мы предположили, что относительно к возможностям человека время деятельности может быть избыточно (или наоборот), т. е. имеет разные режимы. Смоделировать все режимы, учтя одновременно и "технологию" профессии, в настоящем времени оказалось практически невозможно.

В качестве стимульного материала испытуемому были предложены временные задачи или режимы. Тем самым перед ним была поставлена рефлексивная задача, опирающаяся на его способность осознать, как бы он действовал в этих режимах. Поэтому на первом этапе исследования использовались лишь рефлексивные данные, ответы испытуемых на вопросы, включавшие описание этих режимов.

Это давало гарантию того, что мы выявляем характерный, устойчивый способ действия (предпочитаемый режим), а не их случайное поведение в той или иной темпоральной ситуации. Одновременно этим была уравнена мотивация, поскольку в реаль-
ной деятельности она дает эффект ускорения или замедления, затемняющий исследуемую нами закономерность.
Чтобы уравнять мотивацию, первое исследование Л. Ю. Куб-лицкене проводилось на выборке аспирантов (300 чел.) в период предэкзаменационной сессии, когда существует реальный срок подготовки к экзаменам. Но были опрошены только те респонденты, которые до аспирантуры уже имели профессиональную работу и могли осознанно и обобщенно отвечать о предпочитаемом режиме деятельности. Как отмечалось в первой главе, первоначально была выдвинута гипотеза о трехкомпонентной структуре личностной организации времени, включающей осознание, переживание времени и его практическую регуляцию. В исследовании использовались три методики, каждая из которых была направлена на выявление одного из компонентов модели.

Как мы отметили, практическую регуляцию времени пришлось исследовать с помощью опросника, в котором, как очевидно, выявлялось не практическое действие, а обобщенный, рефлексивный ответ респондента о типичном для него способе. Несколько слов о характере опросника. В нем в виде разнообразных временных задач были введены "случаи" всех выделенных предварительно пяти режимов деятельности.



По каждому из временных режимов давалось несколько временных задач. От испытуемого требовалась рефлексивная самооценка степени успешности его решения тех или иных заданий, на основании чего делались выводы об оптимальности (успешности) и пессимальности (неуспешности) его деятельности в разных режимах. Наконец, чтобы исключить подмену реальных ответов желаемыми, в опроснике содержалось два ряда вопросов: "как Вы действуете обычно" и "как бы нужно действовать в идеале" (или как желательно действовать). Осознание времени, т. е. первый компонент исследуемой структуры, выявлялось в свободном интервью и мини-сочинениях.

Переживание времени исследовалось путем применения двух близких, в известном смысле взаимно контролируемых методик теста метафор времени Р. Кнаппа и шкалы переживаний времени Е. И. Головаха А. А. Кроника. По Кнаппу исследовалось переживание времени по следующим параметрам: 1. Протяженности как континуального или дискретного. 2. Эмоциональности как приятногонеприятного. 3. Напряженно-ненапряженного.

Все полученные данные: опросник, методики на переживание времени и методики на осознание времени (интервью и мини-сочинения) обрабатывались сначала отдельно.
' Некоторые наши оппоненты считали, что временной режим деятельности в принципе определяется только мотивацией, влияющей на ускорение или замедление темпа.
По результатам опросника эмпирический материал обрабатывался по каждой временной задаче отдельно (всего 8 временных задач по каждому из 5 режимов). Решения временных задач оценивались по критерию оптимальностинеоптимальности организации деятельности в пятибалльной системе. Для установления оптимального способа действия использовалось сравнение "реального" и "идеального" вариантов решения.
Обработка данных носила качественный характер, при котором сводились воедино способы решения задач, относящихся к одному режиму, что дало возможность обрисовать стратегию действия (оптимальностипессимальности) каждого испытуемого в каждом из 5 режимов. Затем методом многопараметрального шкалирования (метод, использованный в физике многопараметральных зависимостей) была получена типология, в которой каждый из типов характеризовался по шкале успешностинеуспешности (оптимальностипессимальности) в пятибалльной системе во всех пяти режимах. Некоторые испытуемые давали противоречивые, взаимоисключающие ответы на разные задачи, относящиеся к одному режиму, что было интерпретировано как неадекватность рефлексии их способа действия во времени, т. е. отсутствие представления о своем способе действия во времени.
В результате первого этапа исследования была получена следующая типология из пяти типов:
1. Первый тип, условно названный "оптимальным", успешно действует во всех пяти режимах, обладает способностями организовывать время и самоорганизовываться в нем, т. е. представляет наивысший (по В. И. Ковалеву) уровень практического владения собственным временем. Универсальная успешность этого типа во всех пяти режимах позволяет говорить о наличии у него способности к организации времени, в отличие от других, приводимых ниже типов, каждый из которых оптимален в одном или двух режимах и одновременно неуспешен в других.
2. Второй тип, условно названный "дефицитным", успешно действует в дефиците времени и, более того, все остальные режимы сводит к дефициту (т. е. все делает "в последнюю минуту", когда времени заведомо недостаточно). Его переживания времени парадоксальным образом не связаны с деятельностью (хотя, казалось бы, дефицит времени деятельности должен актуализировать его переживания). Этому типу свойственна способность самоорганизации, но проявляется она ситуативно, т. е. только под влиянием внешнего воздействия, которое (как лимит) является достаточно жестким.
3. Третий тип, названный "спокойным", напротив, испытывает трудности при работе в дефиците времени и при оптимальном режиме, и при заданном извне сроке завершения деятельности
 
будь то лимит или нормативное время, но успешно действует в остальных двух режимах (когда время не задано или когда его больше, чем требуется). Этому типу присуща развитая способность самоорганизации, поскольку он внутренне активен, оптимален во временной неопределенности. Эти лица предпочитают заранее узнавать о предстоящей им работе, чтобы заранее ее спланировать, Переживания их двойственны: когда они сами определяют время, оно переживается ими как напряженное и приятное, когда же время деятельности задается извне, они переживают его как дискретное и неприятное и их деятельность дезорганизуется.
4. Четвертый "исполнительский" тип успешно действует во всех временных режимах, кроме временной неопределенности. Если представителям этого типа предъявлено задание с любым указанным сроком (дефицит, лимит, оптимальный срок), они способны его выполнить, оптимально организуя свою деятельность во времени, но там, где отсутствуют внешние опоры в виде сроков, они не в состоянии самостоятельно самоорганизоваться.



Содержание раздела