d9e5a92d

Тип творческой личности


У представителей этого типа наряду с творческими способностями высокое развитие получают показатели интеллекта: расположение образов будущего вверху коррелирует как с творческими характеристиками (творческий склад и творческая продуктивность), так и интеллектуальными (интеллектуальная активность).
 
Полученный на основе нашего эмпирического исследования данный тип творческой личности близок к описанному В. Н. Дружининым типу, характеризующемуся, по его мнению, сочетанием высокого интеллекта и высокой креативности и живущему долго и
продуктивно [53].
Если же от творческого пути гения спуститься к обычным личностям, то, возможно, именно представителям этого типа свойствен способ самореализации, охарактеризованный Н. Е. Харламенковой:
"" [123, с. 148].
Другой тип творческой личности, представленный в нашем исследовании, характеризуется расходящейся линией будущего, последовательным возрастанием субъективного размера образов будущего. Мы предположили, что расхождение линии будущего связано с общей креативностью и дивергентным мышлением по Дж. Гил-форду.

Дивергентное мышление это мышление, "идущее одновременно в различных направлениях ", оно варьирует способы решения проблем и может привести к неожиданным выводам и следствиям, в то время как конвергентное мышление проявляется в том случае, когда человек решает задачу, требующую от него на основе множества различных начальных условий выбрать единственно верное решение [144].
Показатель "расходящаяся линия будущего" в наших исследованиях образовывал собственный кластер, кластер дивергентных характеристик, куда наряду с ним входили: дивергентный способ решения проблем и прогнозирующий способ планирования будущего (составление нескольких вариантов плана). Расхождение линии будущего в наших исследованиях коррелировало также с творческими шкалами MMPI: творческий склад и творческая продуктивность, и шкалами, говорящими о чувствительности и социальной дезадаптации. Следует отметить отсутствие корреляций между расхождением линии будущего и показателями интеллекта, во всяком случае определенными по тесту MMPI.
Мы определили параметр расхождения линии будущего как одну из временных характеристик дивергентного мышления. Мышление же вообще (конвергентное или дивергентное) это все-таки нечто большее, чем только способ решения проблем или способ планирования будущего, изучаемый в нашем исследовании. Поэтому, определяя с помощью нашей методики то, как конвергентным или дивергентным способом представляет свое будущее испытуемый, мы можем судить о предпочитаемом способе мышления данного испытуемого в отношении к будущему, но, безусловно, не можем делать о его способе мышления вообще.

Можно представить высокотворческую личность с дивергентным мышлением, нисколько не ориентированную на будущее (если такое, конечно, возможно), вероятнее всего, у нее будет сходящаяся линия будущего, что никак не умаляет ее творческих достижений.
Развитие индивидуумов при наличии расходящейся линии будущего предположительно близко к описанному К. Г. Юнгом процессу индивидуации [134]. Выше мы проанализировали представления о продолжительности своей жизни у индивидуумов с расходящейся и сходящейся перспективой. Испытуемые с расходящейся линией будущего более склонны распространить творческий период своей жизни до самого ее конца, который, в свою очередь,
они не склонны планировать вообще. В своем развитии такие испытуемые предпочитают ориентироваться на свой внутренний мир, бессознательное (положительная корреляция с интроверсией по MMPI), актуализацию неосознаваемых субличностей и скрытых возможностей, нежели на рост социальный.
Интересно проследить, как фактор "культуральных прототипов" или "социальных представлений" влияет на оценку испытуемыми своего способа решения проблем. Если в группе лиц со средним образованием менее половины всех испытуемых считали свой способ мышления дивергентным, то в группе аспирантов три четверти. При этом количество расходящихся и сходящихся линий будущего в обеих группах было примерно одинаковым.


Как показали исследования, люди обычно представляют умного человека как человека интеллектуального труда. Недаром в, русском языке "умный" и "интеллектуальный" синонимы. Как показало исследование Н. Л. Смирновой, люди в своих представлениях наделяют умного человека такими характеристиками, как оригинальность, нестандартность, креативность, а среди когнитивных качеств указывают: сообразительность, острый ум, гибкость мышления [109].

Поэтому вполне естественно, что молодые ученые ищут и находят у себя характеристики творческого мышления, сознательно или бессознательно стремясь соответствовать, назовем это так, внутреннему эталону ученого.
Таким образом, в нашем исследовании было выявлено два типа творческих личностей и два способа организации жизни. Первый тип характеризуются сочетанием творческих, интеллектуальных качеств и показателей социальной адаптированное™; представители этого типа строят свою жизнь в большей или меньшей гармонии с социумом и развиваются путем, близким к описанной А. Маслоу самоактуализации.
Второй тип характеризуется общей креативностью и дивергентным мышлением; представители этого типа отличаются большей или меньшей социальной дезадаптацией, их развитие ближе к описанному К. Г. Юнгом процессу индивидуации, что отвечает второй точке зрения на творческую личность.
Следует отметить, что эти типы не являются взаимоисключающими, поскольку в основу типологии положены два различных показателя, а не разные значения одного и того же. Пространственно-временные континуумы некоторых индивидуумов включают оба этих показателя (расходящаяся линия будущего в верхней области интрапсихического пространства), у других индивидуумов ПВК включает только один из этих показателей (линия будущего или вверху, или расходящаяся), при этом второй показатель может быть или не выраженным (приравненным к нулю), или выражать противоположное качество (отрицательное значение); и наконец,
ПВК отдельных индивидуумов может быть полностью лишены творческих показателей: сходящаяся линия будущего внизу (к слову, в наших экспериментах такие ПВК обнаружены не были). Все это говорит об огромном разнообразии творческих личностей, которые могут быть встречены в реальности.
В сделаем некоторые выводы. Внутренний мир человека богат и разнообразен. Концепция личностной организации времени, являясь соединением объективных особенностей времени (психологических, психофизических) и субъективных (восприятие, переживание, осознание времени), позволяет нам проложить мост между глубинными внутрипсихическими процессами и внешне видимым поведением.
В данной главе мы проанализировали основные неосознаваемые компоненты личностной организации времени на уровне пространственно-временных образных гештальтов. На этом уровне мы выявили особенности жизненной линии субъекта, ее прерывистый или непрерывный, восходящий или нисходящий характер.
На основе анализа образов возможного будущего оказалось возможным исследовать когнитивную и личностную перспективы субъекта, показать интегральный характер временных ориентации (ориентации на прошлое, настоящее или будущее). Характер жизненной линии индивидуума напрямую связан с развитием личности во времени. Особенности процесса саморазвития, самореализации личности тесно связаны с ее интеллектуально-творческими характеристиками; на основе существующих образных представлений о будущем можно выделить два способа творческой организации жизни.
Непрерывный характер жизненной линии (представленный последовательной чередой образов во временной линии) говорит о наличии сквозной связи прошлого, настоящего и будущего (транс-спективы). Жизненные линии других индивидуумов имели прерывистый характер (наличие разрывов во временной линии, несвязанное друг с другом расположение линий прошлого, настоящего и будущего). Теоретически выделенный восходящий или нисходящий характер жизненной линии получил свое прямое выражение на языке пространственно-временных гештальтов.

Образы будущего восходящей линии представлялись испытуемыми в верхней части пространства воображения, а нисходящей в нижней. Другое воплощение характера жизненной линии выражалось в последовательном увеличении или уменьшении образов будущего.
Из трех видов перспектив две (когнитивная и личностная) нашли свое воплощение на уровне образных гештальтов. Когнитивную перспективу лучше всего может характеризовать способность индивидуума представлять образы будущего, скорость их визуализации, четкость изображения. Личностная перспектива, характеризующая мотивационную детерминанту представлений о бу-
дущем, проявилась в "сцеплении между собой" образов будущего. Сцепленной считалась такая линия будущего, когда при попытке респондента мысленно подвинуть один из образов остальные самопроизвольно двигались за ним.



Содержание раздела