d9e5a92d

Тип "медлительно-неопределенный"


Данные типы не представляют иерархии. В их обозначении первое слово отражает общую тенденцию скорости деятельности
' Высокой скорость считалась в том случае, если ее значение выше среднего арифметического по выборке (V\ = 187 сек., Уд = 171 сек.), где V\ средняя скорость времени в режиме дефицита, a Vg средняя скорость в условиях нормативного режима.
2 В режиме дефицита качество деятельности в целом ниже (V, = 5,03), где V\ среднее арифметическое количество ошибок в режиме дефицита), чем при работе в нормативном времени (Уд = 4,8), где Уд среднее арифметическое количество ошибок в режиме нормативно заданного времени.
(высокаянизкая) относительно среднего арифметического, второе раскрывает характер скорости деятельности (увеличениеснижение) в процессе деятельности как в режиме оптимальной временной заданности, так и в условиях временного дефицита.
Первой тип назван "скоростным возрастающим". У его представителей наблюдается высокая скорость деятельности. Ее показатель выше среднего арифметического по всей выборке как в условиях дефицита времени, так и в режиме оптимальной временной заданности.

Причем необходимо отметить то, что скорость выполнения деятельности имеет тенденцию постепенно увеличиваться от начала к концу в обоих режимах.
Второй тип обозначен как "скоростной неопределенный" и характеризуется тем, что скорость работы испытуемых в условиях Временного дефицита и оптимальной заданности времени выше среднего ее показателя по выборке отдельно в обоих режимах. Для процесса выполнения деятельности в режиме дефицита времени характерны либо постепенное понижение скорости (73%), либо ее постоянство (27%). В процессе деятельности в условиях оптимальной временной заданности наблюдается либо постепенное увеличение скорости (15%), либо ее снижение (85%).
Третий тип "медлительно-возрастающий" представлен испытуемыми, для деятельности которых в режиме дефицита времени и оптимальной заданности срока характерна невысокая (ниже среднего показателя по выборке) скорость работы. Причем ее значение постепенно увеличивается от начала деятельности к ее концу в обоих режимах.
Четвертый тип назван нами "медлительно-неопределенный". Деятельность испытуемых данного типа отличает невысокая скорость (ниже среднего по выборке), и для нее характерно или постепенное понижение в условиях временного дефицита, или сложное сочетание: понижение у 13,55% испытуемых и увеличение у 86,5% испытуемых в режиме оптимальной заданности времени.
Пятый тип "медлительно-постоянный". У его представителей, с одной стороны, при выполнении деятельности наблюдается в обоих режимах невысокая скорость работы относительно среднего показателя (ее значение меньше среднего арифметического по выборке) и, с другой стороны, отмечается, что при выполнении задания темп деятельности лиц данной группы постоянен как в режиме дефицита, так и в условиях оптимальной временной заданности. Скорость выполнения деятельности постоянна.
Шестой тип "разноскоростной возрастающий" представлен испытуемыми, для деятельности которых в режиме дефицита времени характерна невысокая скорость (ниже среднего показателя по выборке). При выполнении задания в условиях оптимальной временной заданности им свойственен показатель скорости выше
мую деятельность можно выбрать в качестве модели для исследования, если любая профессиональная деятельность привязана к своим специфическим формам, складывается из очень специфических задач, событий, а главное, предполагает свое "прошлое", историю, запечатленное в ее собственной логике и в "логике" ее субъекта (его профессионализме, мотивации и т. д.). Как вырвать фрагмент такой деятельности из этой логики и истории и при этом уравнять мотивацию, профессионализм, отношение к этой деятельности испытуемых? Во-вторых, как вычислить среднее, т. е. нормативное время этой деятельности, как смоделировать ее архитектонику, если в любой более-менее сложной деятельности совершенно различны ее этапы, композиция, последовательность событий и задач? В-третьих, как уравнять и можно ли в принципе уравнять мотивацию любой деятельности? Можно ли в принципе вычислять среднюю скорость, чтобы затем учитывать мотивационную "поправку" и т. д.?



Наконец, как ликвидировать момент случайности, связанный с локальностью каждой ситуации деятельности по отношению к тому, как человек действует обычно? Эта традиционная для любого психологического исследования дилемма была здесь особенно сложна: насколько сегодняшний замер типичен для данной личности и сколько замеров достаточно, чтобы выявить сложившийся способ ее деятельности?
Поэтому компьютерная модель была ограничена только двумя из пяти использованных выше режимов (диагностировался нормативный режим и дефицит времени). Это сокращение числа режимов по отношению к первому этапу исследования было сделано не только по техническим, но и по теоретическим причинам. Была поставлена задача: удастся ли выявить описанные выше пять типов только на двух режимах, т. е. могут ли они впоследствии служить достаточным диагностическим средством определения типа или будут получены совершенно другие типы, особенно учитывая восприятия в число компонентов личностной организации времени.

Таким образом, новая модель была более широкой по числу исследуемых компонентов структуры времени и более узкой по числу диагностируемых режимов.
Наконец, она отличалась от первого исследования тем, что там компонент осознания выявлялся с помощью интервью и потому, как выявилось, только у некоторых типов сознание оказалось связано с деятельностью (тогда как другие осознают время жизни в целом или время как абстрактно-философскую категорию), а здесь на осознание были поставлены две разные задачи: выявить осознание времени (в целом) и рефлексию конкретного способа деятельности на компьютере (после того, как она завершена). Эта дифференциация задач вытекала из данных первого этапа и оформлялась в гипотезы: могут ли типы, осознающие время вообще,
адекватно рефлексировать свой способ действия во времени (а далее как связана рефлексия времени жизни и времени деятельности), и наоборот способны ли типы, рефлексирующие свой способ действия во времени, осознавать время в целом. Иными словами, задача заключалась в выявлении связи (различий, противоречий) двух "видов" сознанияосознания времени вообще и рефлексии способа действия. Это одновременно и более глубокая теоретическая проблема.

В первом исследовании не удалось включить компонент сознания в характеристику полученных типов, они были описаны только по двум компонентам: переживанию и практической организации времени. Может ли рефлексия способа реальной деятельности служить связующим компонентом в выделенной вначале трехкомпонентной структуре организации времени?
Дополнительная гипотеза касалась характера связи между когнитивными компонентами структуры: как связаны и связано ли вообще осознание и восприятие времени (и более тонко: связано ли восприятие времени с рефлексией деятельности или с осознанием времени в целом).
Методический аппарат состоял из двух составляющих вербальных, опросных (в том числе диагностических) средств и собственно экспериментальных, привязанных к компьютерной модели и потому точно измеряемых. На компьютере несложно установить взаимосвязь между целями и качеством процедуры деятельности. Вначале использовался комплекс компьютерных заданий (6 задач), в которых фиксировались способы выполнения деятельности в двух режимах дефицита и нормативно заданного времени (специально установленного для данной деятельности "среднего" времени), а также степени точностинеточности восприятия временных интервалов, заполненных деятельностью на компьютере, по параметрам: оценка, воспроизведение, отмеривание, сравнение. Иными словами, измерялось не абстрактное восприятие времени, а восприятие, включенное в "контур" деятельности.

Испытуемым предлагалась работа с текстом (в условиях оптимальной временной заданности было необходимо выделить буквы "а", в режиме дефицита времени предлагалось заменить букву "а" на букву "е").
Затем после завершения деятельности в ходе беседы выявлялась адекватностьнеадекватность рефлексии оценивания своего способа выполнения заданий по критериям: качество работы, скорость деятельности и точность восприятия временных интервалов.
Далее применялись два диагностических вербальных метода, которые были направлены на осознание времени и на рефлексию своего привычного способа деятельности в профессии (как в первом исследовании, но с существенными методологическими уточнениями). Первый тест "временные ценности личности", разработанный О. В. Кузьминой, требовал проранжировать 10 понятий по крите-
'74
рию активностипассивности личности (осознание внешней и внутренней детерминации деятельности). Второй включал пять альтернативных высказываний для выявления рефлексии способа деятельности по параметрам: скорость, цикличность, планомерность, самостоятельность процесса деятельности.



Содержание раздела