d9e5a92d

Соотношение осознаваемых и неосознаваемых механизмов


Сложности возникают в связи с необходимостью воплощения планов, вот тут-то пассивность (лень) представителей этого типа и дает о себе знать. Возможно, им просто не хочется воплощать придуманные ими же самими планы.
 
Снижение чувства собственной субъектности проявляется и во внутренней речи этих испытуемых. У них самая низкая частота употребления местоимения "Я" во внутренней речи (достоверно ниже, чем у 2-го и 5-го типов). А люди, не склонные в мыслях говорить "Я", стараются не говорить "Я" и во внешней речи, например, когда распределяется работа или когда нужно взять на себя ответственность. С другой стороны, "Я-концепция" здесь достаточно сложна, поскольку в своей внутренней речи они иногда обращаются к себе на Ты, что подразумевает внутренний диалог, спор с самим собой и даже самокритику. Во внутреннем мире представителей этого типа существует, хотя и редко, диалог с другими людьми (мысленное обращение к Другим на Ты).

Интеграция с Другими в Мы возможна, но также не часто. Гораздо чаще во внутреннем мире представителей этого типа Другие интегрируются между собой в Они, и эти Они могут противостоять их личному "Я" (которого и без того "мало").
Испытуемые пассивного типа вряд ли займут высокие руководящие должности, причиной этому будет не столько отсутствие способностей, сколько все та же пассивность, нежелание брать на себя
инициативу и ответственность, преувеличение опасности во внешнем мире. Низкий уровень внутренней мотивации может быть скомпенсирован извне мотивацией близкого человека, который возьмет на себя роль "кнута". В этом случае возможны определенные успехи, в том числе и в области административного руководства, поскольку некоторые способности к руководству здесь имеются.
Пятый тип пессимисты (10%). Похожи на индивидуалов тем, что совершенно не пытались руководить группой, делегировать полномочия, распоряжаться. По организационному тесту у них способность к руководству группой минимально возможная 1 балл, но показатели делового мышления лучшие из этой группы (справившиеся с заданиями частично); все показатели выше 4 баллов (4-4,6 балла).

Как и у индивидуалов, у них высокая нестандартность мышления, разумеется, для своей группы (4,6 балла). Достаточно хорошо по сравнению с двумя последними типами развита также общая способность к планированию деятельности (3 балла).
Во фрустрирующих ситуациях, как и у индивидуалов, у них преобладает инпутивная (направленная на себя) реакция; выше среднего фиксация на препятствии. Достоверно ниже, чем у других типов, у них уровень импутивных реакций (несубъектных, например, предполагающих, что "все само устроится", что "ничего страшного не происходит"), т. е. представители этого типа не ожидают, что фрустрирующая ситуация разрядится сама собой по прошествии времени. Уже это может быть косвенным свидетельством пессимизма, поскольку в социальной психологии считается, что обычно людям свойственно надеяться на лучшее нереалистичный оптимизм.

А отсутствие такого оптимизма (бессознательной надежды на лучшее) часто является спутником легкой депрессии "печальный, но мудрый" [81].
Отвержение будущего (возможно, страх перед будущим) особенно ярко проявляется на уровне внутренней организации личностного времени бессознательных ожиданий относительно собственного будущего. Отвержение будущего начинается уже с того, что представителям этого типа было трудно представлять картины будущего (показатель "легкость представления образов будущего" у них самый низкий по выборке), обычно это бывает, когда людям по какой-то причине не хочется представлять образы будущего. А причина чаще всего одна ничего хорошего от будущего они не ждут.

Далее, у представителей этого типа (единственного из всех) линия будущего нисходящая, они неосознанно ожидают в будущем социального понижения, что тоже не способствует оптимизму. Наконец, их линия будущего сходящаяся. С одной стороны, это говорит о нетворческом планировании, отсутствии альтернатив в планах на будущее, с другой, что им трудно будет отойти от своих собственных пессимистических настроений (которые, овладев


человеком, обладают способностью самовоплощаться). Единственное, что в данном случае успокаивает, что личностная перспектива у этого типа не очень выражена (сцепление между образами ниже среднего), а значит, они не очень мотивированы на воплощение своего (не лучшего из возможных) жизненного плана и не будут целенаправленно и активно пытаться воплотить его в жизнь.
На уровне внутренней речи у них частота употребления местоимения "Я" самая высокая из всех типов. Вероятно, это связано с отсутствием у представителей этого типа способностей руководить группой и объясняется значительной концентрацией на своей собственной персоне. Остальные показатели средние.
Исходя из полученных данных, можно предположить, что пессимисты решили обучаться по специальности "менеджмент" не потому, что почувствовали в себе призвание к руководящей работе или обнаружили какие-то организаторские способности. Они пошли учиться не "для того, чтобы" (стать руководителем, добиться успеха в жизни, разбогатеть и т. п.), а "из-за того, что"; из-за того, что в их настоящем все плохо (нет работы, нет дохода, прежняя специальность никому не нужна) и выхода из этого они не видят, а учеба для них прежде всего способ отложить принятие решений (где найти новую работу или как заработать деньги).
По общим результатам этого исследования можно сделать следующие выводы.
1. Взаимосвязь между Миром Внешним (организационная и управленческая деятельность) и Миром Внутренним (особенностями организации личностного времени и социального пространства), безусловно, существует. И полученные в нашем исследовании положительные корреляции лучшее тому подтверждение.
2. Успешность организационной деятельности связана с развитием "Я-концепции" человека и формированием у него отношения к себе как к субъекту носителю активности и творцу собственной жизни. Это сопровождается появлением во внутренней речи обращения к себе на Ты, Имен других людей и использованием местоимения Мы, облегчающего интеграцию своего "Я" с другими "Я" в коллективный субъект.
3. Успешные управленческие стратегии часто обеспечиваются близкими психологическими механизмами. Выделенные в нашем исследовании две организационные стратегии: индивидуальная и социально-психологическая, предполагают развитие у испытуемого прогнозирующего способа планирования времени, представления объективированных образов и хорошего развития "Я-концепции".
4. Однако эта связь (внешнеевнутреннее) не является однозначно линейной. Численные значения коэффициентов корреляции невелики (0,3-0,4 по Спирмену); это подразумевает, что, кроме обнаруженных нами взаимосвязей внешнего и внутреннего, суще-
ствуют и другие причины, влияющие на показатель и объясняющие значительную часть успеха управленческой деятельности.
5. Всех будущих управленцев, принявших участие в нашем исследовании, можно разделить на пять типов. Два первых успешно справились с заданием, при этом первый тип использовал индивидуальную стратегию (индивидуалы), а второй социально-психологическую (руководители). Три последних типа не смогли справиться со всеми заданиями Организационного теста и выполнили только часть работы. При этом третий (прожектеры) и четвертый (пассивные) типы пытались использовать социально-психологическую стратегию и руководить другими людьми. Для успешности третьему типу не хватало развития когнитивной перспективы, а четвертому личностной.

Пятый тип (пессимисты) использовал индивидуальную стратегию; его ожидания относительно будущего пессимистичны, что мешает ему добиться жизненного успеха.



Глава 3
В ЛИЧНОСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ
1. ЛИЧНОСТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ НА ЯЗЫКЕ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ОБРАЗНЫХ ГЕШТАЛЬТОВ
Каждый человек живет во времени, и время его жизни не исчезает бесследно, а вовлекается в глубины субъективной психической реальности, формируя внутренний мир, который закономерно включает в себя представления о прошлом, о настоящем и будущем личности. Прошлое существует в нашей памяти (прожитых годах и событиях, их заполнявших; в воспоминаниях: радостных и печальных) и в структурах нашей личности, в характере, складывавшемся в те далекие годы, когда прошлое было настоящим. Прошлое никуда не исчезает, оно продолжает существовать в нас самих, и каждый раз, когда мы принимаем какое-то решение, мы сознательно или бессознательно опираемся на прошлый опыт (когда-то мы так поступили, и у нас все получилось).

Незнакомые люди нам нравятся или не нравятся в зависимости от того, на кого из наших давних знакомых они похожи, или от того, чьи поступки из нашего прошлого напоминают нам их поступки. Наконец, сегодня мы знаем о мире только то, что узнали в прошлом.
Будущее неизвестно, но люди не могут не думать о нем, а думая, не воссоздавать его в планах, мечтах, страхах, надеждах. Поэтому-то будущее также существует, существует в образах нашего внутреннего мира.



Содержание раздела