d9e5a92d

Преобладание одной ответственности чревато регрессом.


Такая свобода, с точки зрения личностного времени, не всегда обеспечивает обратную связь с развитием, зрелостью личности, с умножением ценностного времени. Она, как игра, обладает "способностью" втягивать личность в свою азартную протяженность, но при невозможности остановиться, завершить. Личность теряет самостоятельность, самодостаточность. Преобладание одной ответственности тоже чревато регрессом. Чрезмерная ответственность умножает проблемы, для решения которых слабы ресурсы активности, свобода вариаций, допущения неопределенности.

Ответственность, не пропорциональная личности, "разрезает" время жизни, ставя точки, в которых нужно резюмировать, подводить итоги. Время становится таким, которое присуще первому типу (по Н. Ю. Гри-горовской): только достигнув одного "срока", этапа, можно двигаться дальше. Личности не хватает свободы, чтобы охватить больший масштаб пространства жизни своей ответственностью.
 
Но в принципе оптимальная ответственность является установленной личностью пропорцией временипространства, охваченного ее гарантией, "объявленного ею своим, адекватным ее силам и возможностям ресурсом". В ответственности, как в механизме, заключена двойная детерминация: владение своими силами, способностями, ресурсами, возможностями дает личности масштаб, простор временипространства жизни, который она может охва-
тить, "присвоить", в котором она гарантирует возможность, реализовать себя. А от величины этого масштаба зависит по принципу обратной связи степень уверенности в себе и ...свобода (гибкость, стратегичность) распоряжения своими способностями. Поэтому ответственность это высший уровень организации самой личности и одновременно ее жизненная проекция.
По предварительным данным исследования Е. Н. Пащенко, представление об ответственности в разных менталитетах (российском и французском) связывается с разными реалиями. Французы связывают ответственность с личностной зрелостью, т. е. развитием;
русские с социальным условиями, с институтами, обладающими правом привлекать к ответственности. Но это различие не абсолютно, поскольку оно связано с психосоциальными особенностями развития личности в разных обществах.
Классический вопрос, может ли личность нести ответственность за поступки, последствий которых она не предвидела, должен быть переведен из плана взаимосвязи личностного и правового в собственно личностный. Может ли личность отвечать за собственные поступки, независимо от ее прогнозирующей способности? Зрелость личности заключается в том, что она охватывает своей ответственностью все настоящее и будущее своего поведения, независимо от страха наказания и соответствующих социальных институтов.

Она поступает определенным образом, чтобы достичь определенных ею целей, осознавая их последствия.
Ответственность выражает меру владения собой, своими ресурсами, возможностямиограничениями, своим внутренним отношением к времени (как готовностью, как внутренней концентрацией, как стратегией организации времени) и способом реализации этой меры в действительности.
Реально свобода обеспечивается ответственностью как силой, придаваемой личности взятым на себя в жизни, тем, что она может реально гарантировать, т. е. осуществить своими силами (силами ума, желания, способностей), "силами, которые сами по себе субстанциональны, силами, которые именно потому, что они заключают в себе истинное содержание человеческого существования, и остаются также тем, что движет действиями человека и что в конце концов осуществляет себя" [39, с. 225]. Ответственность есть более или менее выраженная у разных людей потребность не только в использовании своих способностей (ума, воли, чувств), но личностное проецирование, очерчивание границ жизненного пространствавремени их применения и их эффективности.
Таким образом, специфика личностной организации времени это прежде всего характер (и проблема) ее движущих сил, ресурсов, обеспечивающих ее жизненное движение и развитие. Если эти ресурсы низки и личность, не видя своей проблемы, их не может


умножить, она не развивается и тем самым не расширяет время своей жизни, а использует его ценность.
Личностная организация времени включает отношение к нему, определенное нами как способ самовыражения (последовательный и" ритм", дивергентный или ...свободный в смысле абсолютной субъективной детерминации). Если один тип однообразно организован сроками, двигаясь от одного момента к другому, то другой нетерпим к однообразию и монотонности, гибок, виртуозен, способен к жизненной игре. Он может сочетать интенсивность во времени и экстенсивность в пространстве, т. к. его вариабельность это множество одновременных событий, явлений, людей.

Его жизнь, соответственно типу, должна быть богата, разнообразна, но не обязательна. Поэтому он (по типологии Л. Ю. Кублицкине) не выбирает заданный режим, определенный срок, потому что он хочет определить его сам. Определит ли он его, зависит от меры его ответственности, степени зрелости. Третий тип способен к экспромту, ему присуще чувство необычного, он сензитивен ко всему новому.

Это творческий тип (по Т. Н. Березиной), который предполагает свободу самовыражения.
Но, кроме характеристики личностного времени как жизненного движения, существует форма организации времени жизни, которая, на первый взгляд, носит строго статический характер это жизненное отношение личности. После появления концепции отношений В. Н. Мясищева она не была должным образом осмыслена и присвоена психологической наукой, несмотря на наличие множества ссылок на его имя. Единственная и очень продуктивная попытка ее концептуального освоения была предпринята Е. Б. Старо-войтенко, разработавшей теорию жизненных отношений личности.
Отношения это экзистенциальная "ткань" жизни личности, ее временно-пространственная архитектоника. Отношения это не только субъективное выражение мыслей и чувств личности к чему-либо или кому-либо (привязанность, ненависть, любовь). В отношениях личность не просто самовыражается, объективизируется, самореализуется, осуществляет себя.

Личность не субстанция, но и не только проекция, она расположена в реально-идеальном пространствевремени жизни своими отношениями, которые, по определению, не имеют границы между внутренним и внешним. Они и субъективны, и объективны в том смысле, в котором объективна жизнь.
Понятнее и объяснимее кажутся отношения как взаимоотношения между людьми, о которых в жизни говорят как о сложных, конфликтных, или дружеских, партнерских. В структуру отношения вбирается очень много составляющих и субъективное отношение к человеку (эмпатия, уважение), и намерения, вытекающие из его объективной и субъективно признаваемой роли в нашей
жизни (использования, воспитания, союза), и наше поведение, поступки, выражающие наше отношение и устанавливающие консенсус между нашим к нему и его к нам отношениями.
Но отношения проявляются не только к людям, но и к деятельности, познанию, ко всему, что становится принципиально важным в жизни человека. Отношения личности это ценностная временно-пространственная устойчивая архитектоника ее жизни.
Отношения во временном аспекте особым образом связывают прошлое, настоящее и будущее. Они пролонгированы и в этом смысле интегрируют во времени прошлое и настоящее, составляя не прогнозируемую, а проецируемую личностью реалию ее будущего. Статику им придает определенность их "сюжетов" или субъектов (наша семья, дети, супруги, родители, друзья и т. д.), а ценность наши потребности, значимость их для нас и наша индивидуальность.

Динамику отношениям придает активность или взаимодействие с сюжетом субъектом отношений.
Отношения во временном аспекте это самовыражение личности, которое, как показала Н. Ю. Григоровская, содержит определенную темпоральную "размерность" (циклично-ритмичную последовательность, диахроничность или такую детерминацию субъектом, которая представляет его готовность ко всему). Во всех случаях, у всех типов способ самовыражения представляет предпосылку самореализации. Во всех жизненных отношениях каждого типа личности, в его самореализации, объективации так или иначе неизбежно проявляется темпоральная характеристика способа самовыражения.

Как она проявляется задача следующего исследования. Но предварительно можно сказать, что один тип придерживается заданности отношений, следует их формальным критериям (ролевым, правовым), другой легок и необязателен, но гибок в своих отношениях, может удерживать множество отношений с людьми. Третий стремится творить небывалые идеальные отношения, но может столкнуться на этом пути со множеством противоречий.
Развитие личности проявляется в способности интегрировать их (в том числе и иерархически) в динамике жизни, соответственно своему типу личности, "Я-концепции". В зависимости от степени их интегрированности время жизни становится более парциально разделенным на сферы (подобно свободному и необходимому времени) действия личная жизнь, светская (как сейчас выражаются, "клубная"), деловая и "кухня, дети, церковь" (Kliche, Kinder, Kirche) у женщин.



Содержание раздела