d9e5a92d

Человек и мир


Когда-нибудь это будет сделано и для физики времени. И уже в настоящее время делаются попытки не противопоставлять друг другу отдельные физические концепции, а объединить их метатеорией. Особенно много попыток сделано для объединения реляционного и субстанционального подходов, т. к. "не существует реляции без субстанции".

Как отмечал А. П. Левич, отличие рассматриваемых подходов в нюансах исходных постулатов; в субстанциональном подходе постулируется материя в неидентифицируемых современными технологиями формах и ее упорядоченное движение, в реляционных подходах постулируется материя в известных формах, а упорядочение движения не упоминается, т. е. субстанциональный и реляционный подходы, вводя время через разные виды различных форм материи, составляют не оппозицию, а дополнение друг к другу [74]. Однако создание такой метатеории в физике дело будущего, для психологии же современное многообразие физических концепций открывает более широкое теоретическое пространство ее собственных поисков и разработки метатеории психологического времени. В естественнонаучных представлениях можно выделить две пары взаимно дополнительных концепций времени. Первая пара концепций расходится по вопросу о природе времени, об отношении категорий времени и движения, или изменения. Субстанциональная концепция рассматривает время как особого рода субстанцию, наряду с пространством, веществом и прочим. Реляционная концепция считает время отношением (или системой отношений) между физическими событиями. Вторая пара концепций выражает разные точки зрения на процесс становления, т. е. расходится в вопросе об отношении времени и бытия.

В рамках статистической концепции события прошлого, настоящего и будущего существуют реально и в известном смысле одновременно, а становление и исчезновение материальных объектов это иллюзия, возникающая в момент осознания того или иного изменения. Согласно динамической концепции, реально существуют только события настоящего, события прошлого уже реально не существуют, а события будущего еще реально не существуют [84].
Современная физика предпочитает реляционный и динамический подходы к пониманию пространствавремени (и триумфом их явилась знаменитая теория относительности). В ней раскрывается неразрывная связь пространства и времени как единой формы существования материи, а также постулируется единство пространственно-временной и причинно-следственной структуры мира. Дальнейшим развитием реляционных взглядов являются теории многомерной Вселенной, математически обосновывающие существование дополнительных пространственных и временных измерений (модели КалуцыКлейна) [124]. Однако из-за того, что наш мир, к сожалению, очевидно четырехмерен (3 пространственных и 1 временное), дополнительные измерения обычно рассматриваются как скрытые, практически не влияющие на физическую реальность [36]. В большей части таких моделей описываются дополнительные пространственные измерения, но существуют и более экзотические точки зрения.

М. Павшич и Р. Ингрэхем предложили шестимерную модель Вселенной; в ней рассматриваются две скрытые времяпо-добные координаты в дополнение к 4-м видимым. Математически существование такой реальности допустимо, и наш мир вполне может оказаться именно ею. Однако вообразить на практике, что представляют из себя эти скрытые временные размерности, очень трудно.

Авторы концепции вместо этого рассуждают "о некоторых тонких свойствах, используемых в физике, или даже гипотетических уравнений, которые косвенным образом свидетельствуют о возможности трактовать их с позиции существования дополнительной временной координаты" [Цит. по: 36, с. 156].
Существование скрытых временных размерностей можно понять разве что по аналогии с пространственными (впрочем, человек всегда представлял время по аналогии с пространством). Дополнительные пространственные измерения обычно рассматриваются либо как очень маленькие (размером с гипотетический квант пространства), либо как замкнутые размерности, имеющие с нашей Вселенной в каждой ее точке лишь один общий квант. По аналогии с этим можно представить скрытое временное измерение как некоторую темпоральную протяженность (субъективно переживаемую как длительную, возможно, даже заполненную событиями психической жизни), которая по часам внешнего мира занимает долю секунды, при этом эта доля, являющаяся входом в замкнутую темпоральную мерность, остается доступной в каждый момент реального времени.


В других направлениях физики существуют свои блестящие концепции, теоретические и экспериментальные находки, возможно, и не сравнимые по популярности с теорией относительности, но открывающие свою грань в познании времени.
Статический подход детально проработал оригинальный русский мыслитель начала века М. Аксенов в своей трансцендентально-
кинетической теории времени, где он впервые (до Минковского) назвал время четвертым измерением, однако понимал его, скорее, как еще одно пространственное измерение, в котором осуществляется "движение не тела нашего, но самого недоступного нашему восприятию, для нас трансцендентального, воспринимающего в нас начала". Именно в этом четвертом пространственно подобном измерении "все объекты и все явления (события) существуют до нашего их восприятия и после него (нужды нет, что для всех нас, для всего человечества существование их еще не наступило или прекратилось уже)" [10, с. 26, 58]. В современной физике близкие идеи развивает, например, известный американский астрофизик Т. Голд.

Согласно его концепции, "реальный мир полностью может быть описан с помощью схемы, состоящей из линий, протянутых в четырех измерениях, где каждая частичка материи представлена некоторой линией (...). Мы, которые являемся частями этой схемы, имеем такое отношение к ней, что порождаем фикцию "времени", которое всегда движется вперед и перемещает нас вдоль себя" [143]. Важнейшим приложением статической теории времени для психологии является принципиальная возможность обратного хода времени не только в психическом плане (воспоминания), но и физическом (существование "машины времени"), а также возможность переместиться в будущее психологически (предвидение) и даже физически.
Субстанциональное направление представлено работами многих современных исследователей [16, 33, 129]. Ярчайшим представителем субстанциального направления мы бы назвали отечественного астронома, доктора наук Н. А. Козырева с его причинной механикой, представляющей собой энергетическую концепцию времени, В которой он рассматривал время не как отношение, а как субстанцию, заполняющую Вселенную и связанную с выделением и поглощением энергии. Именно время он рассматривал как источник энергии звезд.

Если отвлечься от проблемы звезд и обратиться к психическому, то в рамках этой концепции возможно не только влияние времени физического мира на человека, но возможен и обратный процесс влияние человека на это время, поскольку "время представляет собой самостоятельное явление природы и оно может каким-то образом воздействовать на объекты нашего мира и протекающие в нем процессы (причем не исключено и обратное воздействие состояний объектов и характеристик процессов на какие-то свойства времени" [67, с. 413]. Итак, едва ли впервые физик постулирует принципиальную возможность воздействия объекта (а это понятие относится и к человеку с его психическим) и состояний объекта (а для человека это разнообразные психические состояния) на время. Это утверждение близко к онтологической концепции философской антропологии, разработан-
ной С. Л. Рубинштейном в книге "Человек и мир". Он рассматривает присущую человеку детерминацию как "самопричинение" и "причинение другому", считая, что человек не только деятельностью, но и самим фактом своего существования изменяет бытие, изменяет его своим познанием (познание тоже выступает в новом качестве). По-видимому, это относится и к психике.
Материалистическая философия выделяет несколько темпоральных протяженностей: физическое, химическое, биологическое, психологическое и социальное времена, каждое из которых характеризуется своими особыми свойствами, делающими невозможным свести одну временную размерность к другой. Однако, с другой стороны, об особенностях течения времени в любом случае судит человек, и лишь то время, которое он воспринял и пережил, становится доступным науке, будь то химия или геология. Поэтому любое изученное нами время в известной степени психологическое, а значит, каждое темпоральное явление, обнаруженное нами хоть раз в каком-либо объекте (от всей Вселенной до летящего к свету комара), является свойством и человеческого времени; и наоборот, все феномены нашего внутреннего Хроноса имеют свое место и в масштабах всего Мира.
Наши представления о времени в чем-то схожи с концепцией, развиваемой физиком, лауреатом Нобелевской премии И. Приго-жиным. Он выделяет только две основные темпоральные протяженности: время внутреннее и внешнее. "Переход от динамического обратимого по времени описания, характерного для классической механики, к вероятностному описанию осуществляется не через локальное преобразование специального вида, включающего в себя нарушенную временную симметрию.



Содержание раздела