d9e5a92d

Активность личности и необычные темпоральные феномены


Н. Березиной, ни планирование будущего, как у В. Ф. Серенковой), но оказались получены такие интегральные показатели отношения личности ко времени, которые содержали емкую характеристику внутреннюю концепцию времени, специфическую для каждого типа, в соответствии с которой его представители и будут строить свою жизнь.
 
Н. Ю. Григоровская выявила не отношение ко времени жизни (ее масштабу, периодам и т. д.), а временную организацию личности, которая неизбежно проявляется в способе жизни, в темпоральном структурировании ее в соответствии со своим отношением. Н. А. Растригина, частично используя методики Н. Ю. Григоровской, пошла в своем исследовании от другого "отправного пункта" от мало освоенной модели личности С. Л. Рубинштейна ("могу", "хочу" и "я сам"), опираясь одновременно на идею само-
регуляции и разработанную нами модель семантического интеграла активности личности. Она отправлялась от активности, ее гипотетического механизма, который до сих пор не был исследован. Ее респонденты не рассуждали о времени, не продуцировали его образов, не определяли своего к нему отношения, они (рефлексивным, осознанным путем, т. е. на основе самонаблюдения) определяли меру своих желаний, возможностей, удовлетворенности, а экспериментатор выявляла (по методике Эйлерса) профиль их притязаний (ориентация на достижение успеха или на избегание неудачи).

В работе речь шла не впрямую о временной организации личности, а опосредованно о ее временной позиции. Но оказалось, что изученная в собственно личностных категориях архитектоника активности каждого типа дает ответ на вопрос о личностном временном ресурсе причем не том, который выявлялся у Н. Ю. Григоровской через соотношение неосознаваемого и осознаваемого уровней, а том, который дает ответ на вопрос о "движущих силах" личности, о ее в широком смысле слова импульсе. Но если ранее предполагалось, что движущая сила это мотивация, или даже мотивация достижений, притязаний личности, то в данном исследовании было доказано, что это интегральная характеристика, во-первых, и, во-вторых, ее "сила" зависит от соотношения ("разницы") составляющих. В более теоретическом выражении активность как личностный "двигатель" определяется тем, как сама личность (осознанно или нет) связывает свои потребности и "способности" на основе характера, а свои притязания и удовлетворенность через самореализацию.

Выявился своеобразный КПД активности личности (включающий и вариант "плато" пассивность). Таким образом, можно записать ряд следствий.
1. Нашла свое эмпирическое подтверждение идея семантического интеграла и как структуры, и как движущей силы активности личности.
2. Выявились не только теоретически определенные составляющие интеграла притязания, саморегуляция, удовлетворенность, но именно интегральный способ их связи, имеющий выраженный типологический характер.
3. Удалось выявить семантику этого интеграла не только путем подсчета непосредственных корреляций между притязаниями, саморегуляцией и удовлетворенностьюнеудовлетворенностью, но и:
а) типологической конкретизации притязаний (ориентация на успех или на избегание неудачи); б) конкретизации механизма саморегуляции в личностных модальностях "могу""хочу" (С. Л. Рубинштейн) и степени их выраженности; в) путем выявления связи "могу" и "хочу" с настоящим и будущим, т. е. временной позицией личности.
4. Путем подсчета разницы этих модальностей выявилась оценка личностью своих возможностей в отношении настоящего, в отношении желаемого результата и интегральный показатель личностный ресурс, который очерчивает диапазон возможностей человека в том пространстве, в котором он осуществляет саморегуляцию.
Установлено, что только уровень мотивации успеха или неудачи связан с удовлетворенностью, что оценка своих возможностей не зависит от преобладания мотивации успеха или неудачи, что удовлетворенные жизнью оценивают свои возможности применительно к данному моменту (к наличным достижениям), а неудовлетворенные рассматривают свои возможности не с опорой на наличные достижения, а на собственные потенциал, т. е. эти два типа используют различные стратегии не под влиянием стремления к успеху или избегания неудачи, а благодаря оценке возможностей "могу" относительно своих желаний "хочу". Но при высоких показателях преобладания неудач у неудовлетворенных жизнью их желания сильно расходятся с их возможностями, а при высоких показателях успеха оценки возможностей и желаний равны, а иногда первая превосходит вторую. У неудовлетворенных оценка возможностей превосходит их желания или практически им равна.



Но уровень их оценки своих возможностей определяет ориентацию на желания: при высокой оценке возможностей в настоящем они начинают превышать желания, т. е. респонденты не видят дальнейшей перспективы или ответственно выполняют только необходимое (долг в силу внешних обстоятельств). Чем выше оценка собственных возможностей и желание успеха, тем ниже степень удовлетворенности .
Здесь удалось вплотную подойти к объяснению гипотетически выявленной "двуликой" роли удовлетворенности в одних случаях завершающей активность, погашающей ее ("срок"), в других побуждающей именно дальнейшую активность, пролонгирован-ность. Об удовлетворенности, оказалось невозможно говорить абстрактно, а только соотносительно с другими составляющими интеграла.
Таким образом, Н. А. Растригина "вернулась" на новом витке к теоретическим категориям В. И. Ковалева о пассивностиактивности личности во времени. Но выявленный ею механизм, будучи органически соединен с результатами Н. Ю. Григоровской о способе самовыражения во времени, дает возможность не только сделать теоретическое допущение о ситуативностипролонгированности активного и пассивного типов, а говорить о том, какой "силы" активности (соединенной с временной позицией) "хватит" на какой масштаб жизни, на какую ее "мерность" не в чистых категориях длительности времени, а в категориях трудностей, неожиданностей, одновременностей, своевременности, способна личность.
„179
Данные Н. А. Растригиной позволяют сделать прогноз, не какую "дистанцию" (короткую или длинную) "пробежит" личность в жизни, а какой ресурс активности и прочности, устойчивости она имеет, чтобы вступить во взаимодействие с жизнью. Однако "двигателем" является не только активность. Мы не можем исключить совершенно не исследованную нами эмпирически роль уровня развития личности и как движущей "силы" активности.

К анализу этой сложной проблемы в силу минимума данных о развитии взрослой личности мы и обращаемся.
2. АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И НЕОБЫЧНЫЕ ТЕМПОРАЛЬНЫЕ ФЕНОМЕНЫ
Нам, живущим в потоке времени, довольно сложно судить о том, что представляет из себя весь поток. Для этого хорошо бы вырваться из времени, воспарить над ним и вглядеться бесстрастным оком в оставленную стихию. Или же, чтобы нас вырывали из потока какие-то силы, и тогда, может быть, на короткий миг время откроет перед нами свои глубины и продемонстрирует свойства, о которых пока мы даже не догадываемся.

Возможно, такое иногда и происходит с нами в моменты, когда гомеостаз внутреннего и внешнего нарушается, например, при стрессе, при угрозе нашему физическому существованию или в ситуации напряжения всех сил на пути к недоступной цели; привычные отношения между организмом и окружающей средой в этот момент рвутся, и время демонстрирует свои необычные свойства.
Прежде чем начать описывать эти свойства, обнаруженные нами в эмпирическом исследовании личностного времени, сделаем краткий обзор существующих в естественных науках теорий времени, поскольку некоторые из описанных нами свойств весьма фантастичны и традиционно объясняются как субъективные проявления психического, а не как темпоральные характеристики (игра воображения, вытеснение неприятных событий, бессознательные предпочтения, галлюцинации, обманы чувств и т. п.). Мы же полагаем, что все они отражают определенные аспекты реальности: и не субъективной (а тем самым как бы несуществующей), а реальной физической, и наша задача определить, какие же это аспекты. Для доказательства этого положения достаточно будет проанализировать, какие же существуют в естественных науках теории времени.

В математически безупречных теориях и строгих физических экспериментах уже давно описаны и порой подтверждены самые важные свойства времени, которые только могут наблюдаться в самой бурной фантазии самого оригинального из наших испытуемых. В физике, оказывается, достаточно места, чтобы вместить многие известные психофизические феномены [19].

Впрочем, нельзя не отметить, что большинство из естественнонаучных теорий, упоминаемых в этой главе, расходятся между собой в определении как природы, так и основных свойств времени, если не являются вообще прямо противоположными. Но это не помещает нам в дальнейшем ссылаться на положение то одной теории, то другой при описании свойств психологического времени. В конце концов история науки знает массу примеров того, как на очередном витке своего развития истина примиряла самые несовместимые концепции, объединяя их в новую интегральную теорию (корпу-скулярно волновая теория света объединила противоположности "свет это волны", "свет это частицы").



Содержание раздела