d9e5a92d

Аналогии между понятиями разного масштаба

Профессиональная культура менджмента программами и проектами (МПП): мировозрение и/или инструмент

Аналогии между понятиями разного масштаба в одной и той же предметной (социальной) сфере. Культура как способ освоения действительности и существования

В докладе на заявленную тему я хочу показать другой тип аналогии по сравнению с той, которая была применена при рассмотрении темы Мутации проектов (см. материалы настоящей конференции). В предыдущем докладе аналогия переносила свойства биологических структур на структурные особенности процессов управления проектами.

В нашем случае попытаемся при помощи аналогии спроецировать структурные свойства более общего социального понятия (метапонятия) "культура" на более узкую по смысловому масштабу область той же предметной социальной сферы управления проектами.
Итак, начнем наш анализ с общепринятых определений.
Культура (лат. cultura - возделывание) совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности:

  • отражающая определенный уровень исторического развития общества и человека;
  • воплощенная в предметных, материальных носителях;
  • передаваемая последующим поколениям.

Мировоззрение система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.
Мировоззрение является конкретным проявлением самоидентификации субъекта (человека или группы людей) в окружающем его культурном поле. Он всегда может уточнять свое место в действительности, черпая из объективно, независимо от него существующего культурного пласта новые смыслы.
Инструмент (лат. instrumentum - орудие для работы) орудие или устройство, необходимое для изменения предметов труда.
Философия человеческой деятельности и науки, в частности, заразившись духом известного философского течения, именуемого инструментализм, трактует понятие инструмент значительно шире. К инструментарию она относит любые средства освоения действительности, в том числе теории, методы, методологии и т.д.

В рассматриваемом случае мы хотим понять можно ли такое масштабное явление, как культура, считать инструментом.
Вышеуказанные понятия могут распространяться на социальные группы (в предельном случае на общество в целом) или относиться к отдельной личности. Как мы видим, мировоззрение есть часть личной или общественной культуры, я бы сказал, ее статичная составляющая. Это базис, который определяет активную, деятельную составляющую культуры. Этот активный компонент соединяет два ростка, культивируемых мировоззрением: предмет труда то, на что направлена его деятельность, и ожидаемый результат деятельности.

В зависимости от видения себя в мире человек определяет, чем он хочет заниматься и чего он хочет добиться. Между этими двумя факторами функционирует третий инструментальный с помощью чего человек достигает желаемых результатов.
Итак, культура проявляет себя как мировоззрение, определяя смысл деятельности: откуда и к чему идет человек. Другой аспект деятельности, взращиваемый от культурных корней, способы достижения целей и отношение к ним.

Они формируются нормативной (ограничивающей, в том числе нравственной) частью мировоззрения.
Давайте попробуем понять на уровне метаструктурной абстракции, что означает, когда говорят, что человек или группа людей обладает высокой культурой. Это означает их способность действовать наиболее адекватно социальным установкам в объективной реальности, умение применять в известных сферах и переносить на неизвестные для них сферы структурные стереотипы деятельности, оправдавшие себя как продуктивные. Но умение адаптироваться далеко не все, что получает человек при освоении культуры.

Максимальная степень адаптации культурного человека сопряжена с умением доставлять минимум негативных последствий своему окружению при активном взаимодействии с ним. Причем способность непричинения зла отличается значительной масштабностью, как во времени, так и в функциональном пространстве. Это то, что называется заботиться о смысле высшего порядка.

Такое щадящее отношение к внешнему миру сродни библейской любви к ближнему или принципу невмешательства (невозмущения естественного хода событий) в восточных религиях.
Это не принцип добиться чего-либо, во что бы то ни стало. Здесь работает продуманность средств и обоснованность необходимости именно таких, а не иных результатов.
Налицо применение того самого метода аналогий, но в утонченном творческом режиме, в развитии и поиске новых ассоциаций в новой обстановке, в максимально широкой среде функционирования, но с учетом принципа "не навреди". Культура, творчество и любовь к ближнему неразрывны, они усиливают друг друга.


Свойство "культурности" позволяет сбалансировано, бережно и осторожно переносить структурный ряд ассоциаций, отработанных на исходной предметной области в иные сферы или развивать их на той же предметной почве. Освоение предметной почвы, деятельность в ее среде или ее преобразование - все это слагаемые поддержания и проявления культуры.
Таким образом, освоение конкретных культурных достижений подразумевает не простое их знание и применение, а понимание и постоянное отслеживание многообразия их связей со всей совокупностью других сфер человеческих ценностей.
Итак, структурный смысл понятия "культура" показывает, что в бытийном (онтологическом) смысле культура выступает как условие и способ освоения действительности и самого существования человека и социальных групп, а также явлений, которые они порождают в среде культуры. Т.е. это касается и управления проектами.

Профессиональная культура МПП как элитарная субкультура

Возникновение и становление профессионального сообщества управляющих программами и проектами приводит к формированию их специфической профессиональной культуры. Единство метацелей создание в любых проектах нового качества, единство способов достижения целей, подобие отношений с окружением все это выстраивает общие для управляющих проектами структурные стереотипы профессионального мировоззрения и профессиональной деятельности.

Повторяемость структуры деятельности от проекта к проекту рождает культурную среду работы, притягивает в нее совершенно определенный круг отношений и ценностей, способов поведения, интеллектуальных и материальных носителей культуры.
Профессиональная культура это типичная субкультура.
В широком плане под субкультурами в социологии обычно понимают те социальные образования внутри общества, которые отличаются от преобладающей и нормативной культуры по некоторым культурным признакам: обычаями, нормами, ценностными ориентациями, стилем поведения, формальными и внешними признаками, а иногда и институтами. Существование субкультур является неизбежным следствием культурной дезинтеграции, ситуации, когда каждый может - и вынужден - относительно свободно выбирать из множества вариантов правил мышления и поведения.
Выбор профессионального кредо это последовательная цепочка принимаемых решений и серьезных усилий как интеллектуальных, так и волевых. В чем же проявляется дезинтеграция управляющих проектами от остальных культурных слоев?

Вовсе не внешними атрибутами, характерными для субкультур низкого уровня зрелости большинства молодежных субкультур, субкультур фанатов различного свойства. Последние тяготеют к контркультурам, противопоставляющим себя мейнстриму развития общечеловеческих ценностей.
Профессиональная субкультура МПП характеризуется:

  • высоким образовательным и интеллектуальным уровнем ее носителей;
  • ориентацией на создание нового;
  • толерантностью;
  • способностью проникновения и интеграции большинства субкультур делового мира;
  • технократичностью
  • и пр.

Она близка к субкультуре предпринимательства, но в целом ее не омрачают проблемы собственности, содержательный стержень в ней составляет дух инновации.
На Workshope в шутку попытались сравнить управление проектами с шаманством. Так, обсуждение показало, что эти профессии отличаются принципиально: шаманство в своей культурной основе обращается к прошлому, к духам предков, в то время как проектная деятельность нацелена в будущее на положительное изменение нашего мира, и это определяет мировоззрение управляющих проектами.
Вы скажете, что положительность изменений вещь относительная: нередко то, что считалось полезным для людей, приобретало вполне антигуманные формы. Вот здесь и должно себя проявлять прогнозное чутье, ориентированное на вышеуказанный принцип "не навреди".

Высококультурный человек с развитой нравственностью всегда почувствует отдаленную опасность негативных последствий.
Свойства эффективной адаптации и сбалансированного воздействия в профессиональной субкультуре МПП во многом становятся основополагающими инструментами деятельности, поскольку определяют успешность проектов. Широта кругозора, развитое мировоззрение становятся почвой, из которой черпается содержание принимаемых решений, а способность структурного обобщения опыта движущей силой выработки решений, конфигурация которых оказывается эффективной в конкретных ситуациях.
Особое качество субкультуры МПП в ее инструментальном проявлении связано с необходимостью эффективного взаимодействия управляющих проектами с носителями различных субкультур: это и профессиональные субкультуры делового мира, субкультуры различного уровня зрелости, национальные субкультуры и пр. Это означает, что субкультура МПП тяготеет к сверхкультурам, которые возвышаются над другими и впитывают из них качества, создающие условия для широкого кросскультурного взаимодействия.
Не следует относиться к указанной элитарности субкультуры МПП как к чему-то притягательному, несущему блага и удовольствия. Ее освоение и поддержание огромный труд, своеобразный образ жизни, полностью затягивающий человека в необходимость постоянной работы мышления, подобно образу жизни спортсмена с постоянными тренировками с утра до вечера.
Не следует обольщаться по поводу профессиональной субкультуры МПП, поскольку она только формируется по мере того, как происходит постепенная интеграция сообщества управляющих программами и проектами. Сейчас она в основном имеет черты субкультуры технической интеллигенции.

Надо сказать, что в ней проявляются далеко не только элитарные, но и негативные качества. Самые простительные из них занудство, педантизм, самолюбование и др.

Они преодолеваются путем освоения предпринимательских качеств и средств гуманитарного регулирования.
В заключение, замечу о постановке на Workshopе вопроса: "Можно ли управлять проектом вне профессиональной культуры?" По-видимому, да. В современной культуре МПП гуманитарная составляющая то, что определяет эффективность управления проектами, крайне слаба.

Она напрямую берется из общей культуры человека, а организационно-технологические особенности при этом нередко подменяются общебюрократическими приемами и обиходными действиями на уровне здравого смысла, что вообще выкидывает управленца из профессионального поля. Но ответ "да", по сути, говорит, что такое управление непрофессионально и не гарантирует выполнения критериев успешности проекта.
Тем не менее, как видите, постепенное развитие специфических гуманитарных инструментов и расширение культурного слоя МПП происходит, в том числе и на Workshopах, пусть не вполне систематично, но способствовать этому развитию в наших силах.

Профессиональная культура МПП: мировоззрение и/или инструмент

Поздравляю! Вы стали счастливым обладателем Профессиональной культуры МПП (далее ПК МПП)! Ну, и что?

В своем кратком докладе автор сделает попытку ответить новым пользователям этого чудесного продукта, а также успевшим запутаться не новым, на часто за е вопросы. Следует иметь в виду, что это всего лишь жалкая попытка отщипнуть лакомый кусочек от столь неисчерпаемой темы, как ПК МПП, более того, отрезанный автором ломоть может оказаться спорным на вкус.

Но о вкусах в рамках настоящего сообщения не спорят.
Единственное, что можно сделать во имя прогресса в этом направлении это не путать ПК МПП с ПМ с КПП, ПП с МКП, а также КМ с ППП. Для постановки на театральной сцене данное Руководство пользователя содержит фарс в четырех частях и одном акте. Лицензионные копии на DVD предлагают дополнительные материалы о последних минутах составления Руководства, в течение которых и были написаны самые волнующие его строки, а также подробные угрозы о последствиях нарушения авторских прав, к которым все, кроме резидентов Российской Федерации, должны отнестись как к законным требованиям наследников автора по любому поводу. Резиденты же Российской Федерации могут воспринимать их как обычные угрозы.

Итак (Занавес поднимается). Часть 1-ая: Мировоззрение инструмента. Основные принципы работы ПК МПП
Культура возникает как ответ на потребность согласования деятельностей различных субъектов в рамках единой, эффективной системы. И существует только в рамках общественной организации.

Функция культуры это снижать издержки системы согласования деятельностей и управления социумом. Эта функция реализуется путем:

  • самовоспроизводства (восстановления) паттернов поведения субъектов в условиях включения в культурную среду,
  • создание предсказуемости реакций (поведения, деятельности), и, как следствие, их согласованности на основе единой смысловой решетки представителей одной культуры,
  • придания системе деятельностей целеполагания за счет формирования общей системы ценностей, разделенных информационных сущностей, обладающих инвариантной привлекательностью для представителей культуры.

Моделирование развития сообществ с общинной, иерархической и информационной системами управления выявили принципиальные различия в классах траекторий развития систем, причем безусловно более предпочтительным способом управления является Информационный (В. Бодякин, 2004.

Информоград). Таким образом, мы можем ввести меру эффективность той или иной культуры с точки зрения ее способности обеспечивать общественное производство.

Кстати, последнее применимо и к отдельно взятой корпорации. Часть 2-ая: Инструмент мировоззрения. Отличительные особенности и преимущества ПК МПП
ПК МПП может существовать только в рамках цивилизации (ответа на вызов по А. Тойнби), ибо вне рамок цивилизации ПК МПП не несет общественно полезной функции. Каждый тип цивилизации создает свою культуру, а значит должен создавать свою, специфическую ПК МПП. Рассматривая основные характеристики цивилизаций как ключевые дихотомии:

  • время пространство,
  • личность общество,
  • рационализм трансцендентность,
  • духовность материализм,

можно выделить три ныне существующих цивилизации: Западную, Восточную, Исламскую. (Переслегин С.Б. Самоучитель игры на мировой шахматной доске, 2005).
Обращая внимание на особенность ПК МПП, а именно (по материалам Workshop):

  • Ориентация на цель в будущем
  • Формирование новых позитивных ценностей
  • Миссионерство
  • Наукообразие
  • Отличительный лейбл
  • Отличий от шаманства нет

Становится понятным, что ПК МПП может быть продуктом только Западной либо Исламской цивилизации, т.к. только они ориентированы на время и способны оперировать этой категорией.
Относится ли Россия к одной из трех цивилизаций, упомянутых выше? Каковы национальные особенности ПК МПП в нашей стране, что это дает нам, где мы проигрываем?

Эти вопросы раскрываются автором в докладе.
Здесь же выскажем тезис, что причиной возникновения ПК МПП явилось то, что были исследованы, нанесены на карту, сделаны общедоступными и исчерпаны возможности функциональной культуры управления.
Часть 3-я: Мировоззрение на инструмент.
Техника безопасности. Устранение неисправностей.
ПК МПП может не работать, если она не включена. Никуда. В этой части рассматривается вопрос необходимости обеспечения достаточной степени связности между отдельными элементами системы как необходимое условие сохранения ее целостности.

Действительно, если характерное время передачи сигнала в системе больше характерного времени изменений условий внешней среды, то, даже при достаточной сложности элементов, устойчивость системы будет потеряна из-за несогласованности реакции системы на изменения внешних воздействий.
Мы можем рассмотреть проект как некоторую систему, которая простирается от моря мечты с одной стороны до физически воплощенных материальных ценностей с другой. ПК МПП является тем инструментом, который призван обеспечить достаточную связность между двумя этими полюсами в таком семантическом пространстве.

Перед началом работы убедитесь, что все включено!
Часть 4-ая: Инструментом по мировоззрению.
Гарантии и забота о потребителе.
Компания, которая разработала и вывела на рынок такой продукт как ПК МПП, заботится о его потребителях и не останавливается на достигнутом. Продукт постоянно совершенствуется. Тщательно анализируются все случаи как его отказа, так и отказа от него. Виновные жалеют.

В ближайшем будущем узким кругам платежеспособной общественности будет предложен качественно новый продукт, являющий прорыв в новую область пространства управления. Вы только представьте: результат есть, а менеджмента как такового вообще нет!

Это уже не мечты это наши планы. Более того, это суровые требования выживания. Но это уже совсем другая история Акт.

Реальный Менеджмент проектов и его интерпретации


Тезисы Доклада
1. Менеджмент проектов и программ: наука или интерпретации?
Применительно к представлению о полноте знаний о чем-либо вообще предмете, объекте, вещи - современное научное мышление признает их принципиальную непознаваемость. Истина не рождается в результате теоретических построений на уровне абстракции. Причем, по мере расширения наших знаний о чем-либо, незнание о том же становится все большим.

Это с точки зрения философии, занимающейся поиском истины. Но при чем здесь МПП?
А при том, что, строго говоря, такой вид профессиональной человеческой деятельности, как менеджмент, не является научной дисциплиной, если использовать ее классическое понимание (определение). В более простой и афористичной форме это выражено в законе Хеллера:
Первый миф науки управления (management) состоит в том, что она существует.
Но отсюда вытекает принципиально важный вывод для практической проектной деятельности или Следствие из Закона Хеллера:
Менеджмент проектов и программ (Project Management Programme) не является наукой
Для практика ничего страшного в этом нет. На нет и суда нет. Просто в этой ситуации для него встают вопросы об его отношении к тому, что называется в МПП научными знаниями, теорией, концепцией, методологией и проч. с целью понять границы их применимости и определиться:

  • Что делать в ситуациях, для которых нет научных объяснений, а для возникающих задач нет типовых решений и инструментов?

Битые опытом Управляющие и специалисты в области МПП в явной или неявной форме выходят на практическую модель деятельности, сущность которой можно выразить словами Дэн сяо Пина: Неважно, какого цвета кошка, лишь бы она мышей ловила. В этом смысле, та или иная теория, методология, модель являются всего лишь интерпретациями в рамках представлений и опыта той или иной группы специалистов, научной школы и взглядов. А количество различных точек зрения существует множество.

Например, на Workshopе мнения его участников также были многосторонние: интерпретация: что это?

  • То, что мы об этом говорим
  • Делаешь, не понимая, что это такое
  • Перевод на другой язык
  • Субъективное толкование
  • Субъективное понимание и восприятие
  • Обязательно выразить
  • Нахождение нового иного смысла
  • Легитимизация смысла

2. Несоответствие МПП символам и законам математики
Особенностью технических представлений является то, что ее элементы, свойства и отношения можно описать в математической форме. А в последующем можно проводить операции по правилам математики.

Поэтому весьма распространен стереотип (особенно среди предметников) того, что проекты и проектную деятельность, если напрячься, можно описать в математической, системной, процессной форме. А потом, проведя операции в таком структурированном пространстве получить результат, тождественный тому, который был бы получен, если бы все эти действия проводились в реальности. Но работает 1-я Аксиома неадекватности::
Любая модель (по определению) в МПП принципиально неадекватна реальной деятельности по реальному проекту.
Мы работаем в интерпретациях МПП, а не в нем самом. Поэтому, если грамотно строить пространство интерпретаций, то оно должно, по крайней мере, иметь те же свойства, что и оригинал. Если же это условие не соблюдается, то и такой модели грош цена. А теперь попробуйте хотя бы показать, что в МПП, как мире реальности, можно точно описать в математике, в системном или процессном подходе?

Точно можно описать только придуманную модель, которая (по определению) неадекватна реальности. Приплыли! Глобальный вывод прост и выражен в Правиле не науки МПП
Математики и других известных научных подходов принципиально недостаточно для реального МПП
Но можно ли использовать какую-либо другую символьную, знаковую систему и соответствующие инструменты для отражения в ней реального МПП более-менее адекватно? Пока нет такого.

Приходится работать в приближениях, в интерпретациях, в видениях (visions), больших картинах (big pictures), в N-мерных управленческих пространствах, в зонах неопределенности и размытости, в иррациональности и т.п.
3. Интерпретации и позиционность
Помимо ненаучности МПП, многообразие реализуемых проектов приводит к разнообразному опыту. Обобщение такого опыта в едином терминологическом и понятийном пространстве проблематично. Пока нет ни одной успешной попытки такого обобщения, но заявок - множество.

Частные случаи, которые позиционируются как универсальные, глобальные, единые и т.п., это всего лишь естественное стремление людей все объяснить. Иначе, применительно к практике Управляющего действует Правило интерпретации:
Каковы позиционность и многообразие опыта работы в МПП Управляющего проектов такова и интерпретация
Иначе, если МПП не наука, то как его обозвать? Как интерпретировать?

И тут возникают проблемы.
4. Проблемы интерпретаций
Современный МПП сталкивается в своей интерпретации с тремя проблемами, которые не являются уникальными и существуют для многих профессиональных областей деятельности:

  1. Проблема языка.
  2. Проблема модели.
  3. Проблема позиции.

Проблема языка.
Она заключается в естественной неадекватности реальности любых знаковых систем (языков). Иначе, любые человеческие знаковые системы (изобразительные средства, математика, обычный язык, язык науки и проч.) являются всего лишь средством отражения части реальности, но не целого.



Содержание раздела