d9e5a92d

Развитие франчайзинга в России

Эта модель помогает понять, почему стандартный франчайзинговый договор должен приниматься как есть, без модификаций. Франчайзи должен быть готов работать в соответствии с правилами и положениями, установленными франчайзером.

Если франчайзи не готов распрощаться с независимостью и следовать наставлениям франчайзера, то его решение о покупке франшизе скорее всего неверно.
Несмотря на то, что основные положения договора франчайзинга носят стандартный характер, этот договор является индивидуальным для каждого конкретного франчайзи, и такие условия, как поставка товаров, уровень текущих платежей и др., могут быть различны. В основном это зависит от места расположения франчайзи, размера его предприятия и специализации.
При этом сами отношения по договору франчайзинга не носят единичного характера, т.е. основные условия являются общими для всех его участников. Вступление в систему требует определенного уровня подготовки к исполнению обязательств как между сторонами договора, так и в отношении потребителей.

Франчайзинг предполагает высокую степень доверия и взаимное согласие между сторонами.
Рассмотрим основные условия договора, которые должны быть, на наш взгляд, прокомментированы.
При оформлении договора необходимо соблюдать следующие условия:
договор должен быть заключен в письменной форме;
вся переписка и договоренности, существующие до подписания договора, утрачивают свою силу;
договор подлежит обязательной государственной регистрации в том органе, в котором зарегистрирован франчайзер;
договор подлежит обязательной регистрации в Роспатенте;
внесение изменений в условия договора, а также его досрочное расторжение подлежат регистрации в том же порядке, в каком происходит заключение договора.
Любой договор1 начинается с указания сторон, заключающих договор:
_именуем_в дальнейшем франчайзер, в лице_, действующ_
на основании_, с одной стороны, и_
_, именуем_в дальнешем франчайзи, в лице_
_, действующ_на основании_
_, с другой стороны, заключили настоящий договор.
Хотелось бы обратить внимание на то, что внедрение франчайзинга предполагает изменение стратегии франчайзера, поэтому договор должно подписывать лицо, уполномоченное на принятие такого решения.
Текст договора дается курсивом.
Потенциальный франчайзи в обязательном порядке должен быть юридическим лицом или зарегистрирован индивидуальным частным предпринимателем.
В случае, если потенциальный франчайзи ведет семейный бизнес, договор подписывают оба супруга или один из них по нотариально заверенной доверенности второго супруга. Доверенность остается у франчайзера.
Если организация потенциального франчайзи является долевой (товарищество, ЗАО), то она представляет выписку из реестра акционеров или устава. Договор подписывается по нотариально заверенной доверенности на право его заключения, выданной лицами, капитал которых составляет не менее 75%, или всеми партнерами. Все партнеры по настоящему договору несут солидарную ответственность по обязательствам перед франчайзером.

Об изменениях в структуре общества незамедлительно сообщается франчайзеру и представляется нотариально заверенная копия документа. При изменении основной доли необходимо письменное согласие нового участника с договором франчайзинга и принятие им солидарной ответственности по этому договору.
Если руководитель организации франчайзи не входит в состав учредителей, он должен быть ознакомлен с договором франчайзинга и дать письменное согласие на его исполнение.
В связи со спецификой отношений по договору франчайзинга, а также во избежание какого-либо разночтения в преамбуле договора должен быть определен смысл основных понятий, используемых в договоре. В предлагаемом варианте договора термины имеют следующий смысл:
франчайзер - правообладатель;
франчайзи - пользователь;
товарный знак - надпись -----(-----, оформление, логотип);
разрешение коммерческое наименование - разрешение наименование франчайзи (далее - коммерческое наименование франчайзи);
бизнес - направление деятельности;
товары - полный ассортимент продукции, предлагаемый к реализации; гудвилл - репутация франчайзера, его финансовое положение на рынке; коммерческая информация - информация, не известная третьим лицам;
условия - стандартные и специальные условия, прилагаемые к данному договору и рассматриваемые как неотъемлемая его часть;
единовременный взнос - взнос в размере_руб.;
рекламный сбор - проценты от валового дохода или фиксированный платеж;
текущее вознаграждение - проценты от валового дохода или проценты от вмененного дохода;
дата внесения платежей:
вступительный взнос - на следующий день после подписания договора с зачетом уже внесенных сумм;


текущие платежи - на 5-й день после окончания месяца в течение всего срока действия договора;
рекламный взнос - на 5-й день после подписания договора и далее поквартально в первый рабочий день начала квартала;
финансовый год - любой год в течение всего срока действия данного договора;
территория - зона деятельности франчайзи, ограниченная условиями договора (согласно границам, отмеченным красным цветом на карте, прилагаемой к данному договору);
доверенное лицо - физическое или юридическое лицо, действующее на основании доверенности франчайзера;
конфиденциальная информация - информация, касающаяся политики и методологии проведения маркетинговой, рекламной, торговой, сбытовой деятельности, ценовой политики, бухгалтерская информация, относящаяся к бизнесу, технология и методы ведения бизнеса, условия настоящего договора и другая информация, имеющая прямое или косвенное отношение к бизнесу и не известная третьим лицам;
уведомление - письменное сообщение; считается, что сообщение поступило: отравленное по почте - 7дней со дня отправки, т.е. указанного в почтовом штемпеле; отправленное по факсу или электронной почтой -24 часа с часа отправления.

Вопросы для самооценки темы 11:

1. Какие вы знаете виды договоров?
2. В чем особенности лицензионного договора?
3. Что нужно соблюдать при оформлении договора франчайзинга?
4. Кто должен подписывать договор франчайзинга?
5. Кто должен быть в обязательном порядке юридическим лицом или зарегистрирован индивидуальным частным предпринимателем?
6. Что понимается под конфиденциальной информацией?
7. Что такое доверенное лицо?
8. Что такое уведомление?
9. Дайте объяснение понятия - финансовый год.
10. Объясните понятие территория.

Тема 12. Развитие франчайзинга в России

Изучив данную тему, студент должен:
- знать основные понятия и термины;
- уметь ориентироваться в наиболее перспективных для развития франчайзинга отраслях и сферах деятельности.
При изучении темы 12 необходимо:
- читать учебное пособие: Ягудин С.Ю. Венчурное предпринимательство. Франчайзинг. - М.: МЭСИ, 2006.

Разд. 2. Т ема 12;
- акцентировать внимание на следующих понятиях: Российская Ассоциация Франчайзинга, договор коммерческой концессии, сеть дилеров или дистрибьюторов готовой продукции или услуг иностранной (или отечественной) компании.
В России сложились прекрасные возможности для быстрого развития франчайзинга. Огромный рынок испытывает недостаток в современных технологиях (особенно, в сфере услуг), а потенциал развития малого бизнеса не может быть полностью реализован без широкого применения франчайзинговых систем, снижающих предпринимательский риск.
Все эти преимущества особенно важны при организации бизнеса в России из-за ее огромной территории, высоких таможенных пошлин и политической нестабильности. Кроме того, компании, создающей в России сеть франчайзи, гораздо легче заручиться поддержкой региональных властей, чем иностранной фирме, торгующей готовой продукцией.

А такая поддержка может иметь большое значение.
Благодаря своим особенностям, развитие франчайзинга в России предоставит возможность смягчить некоторые характерные проблемы, стоящие перед российскими предпринимателями, особенно начинающими:
- обучение менеджменту и современным методам ведения бизнеса, оказание необходимых консультационных услуг, составление грамотного бизнес-плана;
- овладение современными технологиями и их применение в своем бизнесе;
- проблемы финансирования;
- проведение маркетинговых исследований.
Практически в системе франчайзинга уже работают на российском рынке такие компании, как Пицца Хат, Баскин Роббинс, Дока Пицца, Рибок и пр. Наряду с уже работающими международными франчайзинговыми системами свое место могут занять российские фирмы, например:
Русское бистро - быстрое питание;
Золотой цыпленок - быстрое питание;
Дока пицца - быстрое питание;
Русская трапеза - быстрое питание;
Синий кристалл - прачечные;
Хлебное дело - хлебопечение;
Партнер - детское питание;
1 С - программные продукты по бухгалтерии;
Модный трикотаж - розничная торговля.
Перспективным представляется развитие и создание франчайзинговых систем в таких сферах деятельности, как:
- предприятия питания;
- строительство;
- услуги по развитию предпринимательской деятельности;
- услуги по трудоустройству;
- бытовое обслуживание населения, в том числе с помощью передвижных торговых и сервисных точек, что особенно важно в удаленных сельских районах;
- упаковка (продовольствия и напитки);
- заправка и обслуживание автомобилей;
- гостиницы и мотели;
- бухгалтерский учет;
- другие.
Реализация франчайзинга, или договора коммерческой концессии, в России обычно происходит через образование сети дилеров или дистрибьюторов готовой продукции или услуг иностранной (или отечественной) компании (автомобильные центры, продающие автомобили и одновременно предоставляющие полный набор и услуг под маркой иностранного производителя).
Наиболее перспективные для развития франчайзинга в России следующие отрасли:
1. Обслуживание бизнеса. Развитие предпринимательства в стране требует создания специализированных предприятий, предоставляющих всевозможные деловые услуги: технические, финансовые, административные, юридические. Начинающим бизнесменам необходима помощь в составлении финансовой отчетности предприятия, в организации производства, сбыта, подбора и расстановки кадров, их обучение; бухгалтерские консультации; рекламные услуги.

Также в настоящее время резко вырос спрос на услуги, связанные с их эксплуатацией и программным обеспечением. Следует отметить, что в России функционирует сеть предприятий, оказывающих услуги такого рода (фирма 1С: бухгалтерия).
2. Предприятия быстрого питания. Практически во всех странах мира эта отрасль использует франчайзинговые отношения. В России до недавнего времени примером франчайзинговых отношений в этой области была компания Пицца Хат.

Сейчас на российском рынке успешно работают Баскин Роббинс, Русское Бистро и др.
3. Автосервис и бензоколонки. Формирование франчайзинговых отношений в этой области позволяет упорядочить цены на автомобили, удовлетворить спрос на их ремонт и обслуживание, изучить запросы потребителей.

Необходимость развития франчайзинга в автосервисе связана еще с тем, что в России появилось большое количество иностранных автомобилей. Их владельцы весьма заинтересованы в качественном и недорогом сервисе своих машин, а фирмы-производители - в расширении рынка сбыта своего товара и его качественном послепродажном обслуживании.

На российском рынке уже действуют компании по продаже и обслуживанию иностранных автомобилей (техцентры различных производителей), а также системы бензоколонок иностранных и отечественных франчайзеров (Бритиш Петролеум, Лукойл).
4. Розничная торговля. Это наиболее быстро окупающаяся сфера, уже имеющая франчайзинговые предприятия, организованные иностранными фирмами (Кока-кола, Пепси-кола).
5. Бытовое обслуживание. В этой сфере российские компании уже довольно успешно действуют: химчистки (Диана), копировальные работы (Рэнк Ксерокс), фотоуслуги (Кодак, Коника) и др.
В то же время для развития франчайзинга в России существуют ряд препятствий:
проблемы финансово-кредитного характера;
отсутствие необходимого информационного обеспечения;
недостаточная осведомленность предпринимателей (действующих и потенциальных) о возможностях и особенностях такого способа ведения бизнеса, как франчайзинг. Отсутствие знаний, в первую очередь, правовых, необходимых для ведения бизнеса, как в качестве франчайзера, так и в качестве франчайзи;
отсутствие соответствующих консультационных структур;
специфика российской хозяйственной практики в различных регионах страны;
специфика психологии и поведения потребителей в связи с большой территорией России;
фискальная налоговая политика государства, делающая проблематичным отчисления дополнительных денежных сумм франчайзеру;
порочная практика зачетных и вексельных схем, затрудняющая как выработку эффективной ценовой политики, так и движение реальных денежных средств.
Франчайзинг является перспективной формой взаимодействия крупного и малого бизнеса в России, а также важным элементом системы поддержки малого предпринимательства. Крупные предприятия, ставящие перед собой задачи увеличения объема продаж, развития региональных рынков сбыта, могут осуществить их с помощью малых фирм в рамках франчайзинговых отношений. Развитию франчайзинга в России способствует растущая потребность населения в качественных товарах и услугах на региональных и местных рынках. Количество людей, желающих открыть свое дело, резко возросло, а именно малый бизнес имеет все шансы закрепиться на местном рынке и специализироваться на производстве и реализации одного или нескольких видов товаров или услуг.

Но основать свое производство - задача сложная, связанная в первую очередь с нехваткой капитала, оборудования, технологий. При этом существует достаточное количество крупных российских предприятий, наладивших производство товаров и услуг и заинтересованных в их реализации на региональных рынках с минимальными издержками и максимальными гарантиями.

Установление договорных отношений франчайзинга между такими крупными предприятиями и малыми фирмами позволит получить обеим сторонам взаимные выгоды и решить проблемы.
В России франчайзинг появился только в 1992 году. Пионером выступила компания Дока-пицца, возглавляемая Владимиром Довганем. Развернутая франчайзинговая сеть насчитывала около тысячи пиццерий.

Однако процесс вскоре пошел вспять: имидж торговой марки был подорван ухудшением качества товара со стороны недобросовестных партнеров: продукт вскоре стал выпускаться франчайзи Дока-Пиццы с такими нарушениями рецептуры и технологии, что качество, а скоро и вся технологическая пирамида рухнули.
По данным Российской ассоциации франчайзинга, в нашей стране данную форму работы используют всего 26 компаний. Препятствием на пути реализации возможностей франчайзинга у нас является отсутствие соответствующих правовых норм, то есть необходимой юридической базы.
К сожалению, в последнее время достаточно реальна следующая ситуация. Партнер поначалу выполняет требования, предъявляемые головной фирмой ко всем держателям франшизы, а потом перестает. В России нет пока правовой базы для урегулирования таких проблем.

Как франчайзер может прекратить работу франчайзи под отданной ему на откуп торговой маркой?
Согласно действующему законодательству России, франчайзеры не вправе контролировать партнеров. Дав разрешение на использование собственного brand equity, франчайзер может осуществлять контроль за франчайзи лишь полюбовно, но если франчайзи стал нарушать правила ведения бизнеса - запретить использование материнского логотипа практически невозможно.

Вопросы для самооценки темы 12:

1. Какие существуют препятствия для развития франчайзинга в России?
2. Перечислите наиболее перспективные отрасли для развития франчайзинга в России.
3. Каким путем происходит реализация франчайзинга (или договора коммерческой концессии)?
4. Назовите перспективные для развития и создания франчайзинговых систем сферы деятельности.
5. Какие знания отсутствуют у предпринимателей для ведения бизнеса?
6. Когда франчайзинг появился в России?
7. Что является препятствием на пути реализации возможностей франчайзинга?

Практические задания к разделу 2

Кейс 1. Образовательный франчайзинг

Франчайзинг - это способ решить свой бизнес. Отсюда следует, что система франчайзинга применима почти к любому виду деловой активности.

Но более прогрессивно он развивается в тех отраслях, для успешного ведения которых необходимо добиться максимального охвата удаленных друг от друга рынков. Поэтому существует точка зрения, что применение франчайзинга именно в сфере услуг, а в частности образовательных услуг, является наиболее перспективным.

К примеру, средний объем продаж услуг одного образовательного учреждения США, задействованного в образовательном франчайзинге, составляет 175 тыс. долларов, а доля всех образовательных учреждений составляет примерно 3,5% от общего числа предприятий, действующих в рамках системы франчайзинга.
В Германии образовательные продукты и услуги занимают четвертое место в списке наиболее крупных сфер франчайзинга по числу задействованных франчайзи.
В настоящее время в Англии образовательный франчайзинг стал наиболее быстро расширяющейся сферой деятельности. К 1991/1992 учебному году количество высших учебных заведений, участвовавших во франчайзинге, составило 40%. На следующий год цифра достигла 56%.

Число студентов, задействованных во франчайзинговых программах, выросло за тот же период с менее чем 10000 чел., в 1991/1992 учебном году до 34 919 чел., в 1992/1993 году, так что в течение года составило 250%.
В России образовательный франчайзинг имеет 18 образовательных учреждений, реализующих дистанционные технологии обучения (МЭСИ, ЛИНК, СГУ, МГИУ и другие).

Кейс 2. Довгань и др.

Вслед за торговыми марками зарубежных компаний стали появляться продукты российских производителей, марочные образцы, которых были ориентированы на национальные, культурные традиции и историю. В качестве примера успешного продвижения могут служить молочные продукты под торговыми марками Домик в деревне, Милая Мила компании Вимм-Билль-Данн, Корона Российской империи и Русское чаепитие компании Майский чай. Успешно привлекает в помощь историю чайная компания НИКИТИН, продвигая образ своей торговой марки.

Размещенная реклама лучших сортов чая фирмы НИКИТИН в различных печатных изданиях - замечательный образец того, как остроумно обыгрывается название фирмы. Ладья, на борту которой старославянским шрифтом выведено НИКИТИН, с русичами, отправляющаяся в путешествие на Восток, как нельзя лучше иллюстрирует слоган ОТКРОЙ СВОЮ ИНДИЮ!, расположенный в верхнем углу рекламного листа. Правый верхний угол отдан логотипу с изображением в стиле былинного персонажа самого Афанасия Никитина на фоне моря и той же ладьи. Причем логотип выполнен в форме марки (обыгрывается понятие марка фирмы).

Вторая половина рекламной площади словно бы открывает тайну столь остроумной интриги - здесь изображены пачки с индийским чаем, разумеется, автор рекламы (рекламное агентство ТМ) на каждой пачке высвечивает логотип - марку. Привлечение исторического аспекта в имидж торговой марки сразу задает мощный эмоциональноэнергетический потенциал для дальнейшего развития образа марки и создает некое конкурентное преимущество перед образами других марок.

Поэтому возникает необходимость разработки компанией перспективной стратегии художественного развития образа. К примеру, образцом успешного развития образа может служить популярная в свое время на телевидении художественная линия исторических рекламных роликов банка Империал.
Свое дальнейшее развитие на российском рынке тема патриотизма получила в маркетинговой стратегии компании Довгань. После августовского кризиса 1998 года снизилось потребление товаров импортных марок.

Этот период совпал с активной рекламной компанией торговой марки Довгань. Ее маркетинговая стратегия заключалась в гарантии качества, которая ассоциировалась у потребителя с запоминающимся и внушающим доверие лицом самого
предпринимателя. У создателя марки Довгань была попытка воздействовать на потребителя на третьем уровне: он говорил, что любит свою страну, и словно призывал, - будьте со мной, и вы станете такими же успешными, как я. Все было очень цельно.

Марка Довгань имела колоссальный успех, но стремление превратить ее в зонтичную марку для огромного количества самых разных товаров привело к финансовому краху. Впрочем, права на марку были приобретены МФК Ренессанс, и она до сих пор пользуется определенной популярностью, хотя с выпадением персоны В. Довганя из рекламного сюжета марка, по сути, опять вернулась к функциональному уровню.
Вопросы:
1. Дайте свое видение проблемы.
2. Приведите франчайзинговые компании, действующие сегодня в России.

Кейс 3. Родом из фаст-фуда

Российский франчайзинг в сфере общественного питания начинался с уличного фаст-фуда. Сети мобильных киосков - Стоп-Топ, Крошка-картошка, Теремок - Русские блины - быстро выросли в Москве и Санкт-Петербурге, а затем устремились и в регионы.
Вслед за мобильным фаст-фудом обратились к франчайзингу и рестораны быстрого обслуживания. Как подсчитали в исследовательской компании Interactive Research Group (IRG), сегодня в одной только Москве работает 71 ресторанная сеть быстрого питания, включающая 168 брэндов.

С прошлого года численность предприятий фаст-фуда в столице выросла на 17%. И рынок еще далеко не заполнен, по обороту он может вырасти вдвое.
Франчайзинговый пакет ресторатора обычно заключает в себе завершенный бизнес-формат: марку и дизайн заведения, технологические методы и методы управления, маркетинговую политику и обучение персонала.
Лидером ресторанного франчайзинга в России является компания Ростик Групп, с 2000 года открывшая по этой схеме уже 23 предприятия быстрого обслуживания Ростикс. Кроме того, она предлагает франчайзинговую программу для другого ресторанного брэнда - Патио-Пицца.
Ростик Групп три года назад выделилась в самостоятельную структуру из компании Росинтер Ресторантс, которая, в свою очередь, владеет правами на продвижение по франчайзину ресторанного брэнда T.G.I.Friday's. В 2001 году Росинтер Ресторантс получила эксклюзивные права на франчайзинг ресторанов Benihana of Tokio на территории Европы и в 2003 году открыла первое такое заведение в центре российской столицы.
Франчайзинговые схемы действуют в сетях кафе, кофеен и концептуальных ресторанов. Старейшина российского франчайзинга - сеть Баскин-Роббинс - разрослась за истекшее десятилетие более чем до 100 франчайзинговых и партнерских кафе.

ЗАО Ланч, владеющее сетью трактиров Елки-Палки, реализует по франчайзингу концепцию русского ресторана.
Все чаще начинают развитие по франчайзину региональные брэнды. Новосибирская компания Подорожник предлагает партнерам отлаженную систему быстрого питания, включающую в себя розничную сеть и цех по производству полуфабрикатов.

Здесь же, в столице Сибири, местные предприниматели в 1996 году открыли первый ресторан быстрого питания Нью-Йорк Пицца, который имел ошеломляющий успех у посетителей. Сегодня сеть Нью-Йорк Пицца насчитывает 11 ресторанов и является самой крупной за Уралом.



Содержание раздела