d9e5a92d

Объекты франчайзинга

Была выведена формула успеха по-калифорнийски: интеллектуальный капитал плюс венчурный капитал.
Пятая часть американских венчурных компаний сосредоточена в Калифорнии, в основном в Сан-Франциско. В отличие от банков, которые на определенных условиях ссужают средства на основании дела, компании венчурного капитала поступают иначе.

У образующегося или уже действующей фирмы, которая еще не представлена на фондовой бирже, покупается пакет акций - 50% или больше. Подобным образом финансируется ее последующая деятельность. Согласно исследованию, проведенному одной из американских корпораций, в среднем каждая венчурная компания финансирует в год 7 проектов.

Механизм получения денег достаточно прост: необходимо прийти к венчурному капиталисту и убедить его в высокой прибыльности предлагаемого проекта. Каждая венчурная фирма получает в месяц двести-триста предложений от людей, обещающих, как правило, рост капитализации в 10 - 50 раз через два-три года после появления компании.

Но не каждый более или менее интересный проект или новая компания могут рассчитывать на вливания. Примерно из тысячи фирм, обратившихся за инвестициями в венчурные компании и приславших свои бизнес-планы, только семь получают необходимые средства в обмен на акции.
Однако перед тем, как сделать такой шаг, венчурные компании тщательно рассматривают предложения об инвестициях, обращая внимание, прежде всего, на профиль деятельности компании, ее руководство, перспективность и окупаемость предлагаемых проектов. Причем обычно у новых компаний основные проблемы возникают с руководством, которое в глазах потенциального инвестора выглядит малоопытным.

Именно поэтому венчурные компании часто включают в руководство клиентов своих менеджеров, которые не просто наблюдают за деятельностью подопечных, но и участвуют в принятии всех ключевых решений, назначают или снимают людей с руководящих постов. Одновременно ведется раскрутка новой компании в средствах массовой информации, призванная убедить потенциальных инвесторов покупать ее акции. По прошествии определенного периода (оговоренного сторонами при заключении сделки), обычно
через два-четыре года, венчурные компании вместе с высокой прибылью могут получить деньги назад, продав свой пакет, когда бумаги компании-клиента начнут котироваться на фондовой бирже.
Постоянный приток венчурного капитала и компьютерный бум начала 90-х последние восемь лет создали в Силиконовой долине более 200 тысяч рабочих мест. Ежегодные объемы средств, вкладываемых американскими венчурными компаниями и 1074 в новые технологии, постоянно растут. Не последнюю роль в этом играет законодательство США, снимающее с новообразованных компаний часть налогового бремени, стимулируя тем самым приток в них свободного капитала. При венчурном финансировании проектов долины 20-30 % новых предприятии дают фактический доход в 200-300 %, 10-20 % разоряются, оставшиеся имеют норму прибыли в 40 %. Нигде в мире столько людей за такое короткое время не становились миллионерами.

И это притягивает в долину все больше денег.
(по статье А. Кокишрова, П. Кирьяна Торговцы будущим, опубликованной в журнале Эксперт, 1999, 23)
Вопросы:
Проанализируйте приведенную ситуацию и выделите основные формы инновационного предпринимательства. Выделите ключевые факторы успеха инновационных стратегий. Раскройте механизм влияния малых инновационных предприятий на развитие техники и технологии.

Какие формы финансирования инновационных проектов оказали решающее влияние на успех предприятий Силиконовой долины и какие инфраструктурные условия способствовали этому успеху? Ответы обоснуйте.

Кейс 24. Компьютерные игры

К российским разработчикам компьютерных игр все активнее проявляют интерес крупные западные инвесторы. На днях венчурное подразделение корпорации INTEL и немецкий инвестфонд Quadriga Capital Russia купили 30% акций одного из крупнейший в России разработчиков - компании Акелла.
Еще в марте нынешнего года, когда американский венчурный холдинг Enerl приобрел 100% компании Nival Interactive, участники рынка сошлись во мнении, что за сделкой последуют другие
поглощения, которые изменят расстановку сил в отечественной игровой индустрии. В июле прогноз сбылся: 52,9% акций одного из крупнейших российских издателей игр - компании Бука - купил венчурный фонд ЕБРР Norum совместно с инвесткомпанией Финнам.

С помощью новых совладельцев Бука рассчитывает стать крупнейшим в России издателем игр, опередив нынешнего лидера -1C. Очередным подтверждением такой скупки стала и сделка по приобретению Акеллы.

По неофициальным данным, за треть ее акций было заплачено $3 млн., при этом Intel досталось 10% Акеллы, а фонду Quadriga - 20%. Сделку на рынке назвали обоюдовыгодной: Акелла сохранила за собой контрольный пакет, но получила возможность привлечь солидные финансовые ресурсы новых акционеров. Intel же за счет небольших капиталовложений смог закрепиться на нашем игровом рынке до прихода конкурентов.



Учитывая, что ежегодные темпы роста этого рынка превышают 50%, в скором времени стоит ожидать появления на нем и других мировых гигантов компьютерной индустрии.
Вопросы:
1. На сколько, по-вашему мнению, выгодна вышеописанная сделка для компании Акелла?
2. На сколько, по-вашему мнению, выгодна вышеописанная сделка для венчурного подразделения корпорации Intel?
3. Как вы думаете, может ли компания Бука опередить лидера 1C?
4. Назовите крупнейшие компании на российском рынке лицензионных компьютерных игр.
5. Каков, по вашему мнению, прогноз развития российского рынка компьютерных игр?

Тест к разделу 1

Склонны ли вы к риску?
Внимательно прочтите каждое из 25 утверждений. Выберете из предложенных вариантов тот, который наиболее точно, на ваш взгляд, характеризует вас.

Обведите символ, соответствующий вашему мнению: а - НЕТ, НЕ СОГЛАСЕН, б - ДА, СОГЛАСЕН. Сложите все б, присвоив каждому ответу 1 балл.
1. Мне не нравятся ситуации, которые я не контролирую полностью: а, б
2. Я не могу часами обдумывать проблему и в итоге ничего не успеваю сделать:
а, б
3. Я всегда стараюсь обращать внимание на детали:
а, б
4. Я не начинаю действовать до тех пор, пока не разберусь в проблеме до конца:
а, б
5. Сталкиваясь с проблемой, я внимательно обдумываю, как каждое из возможных решений отразится на мне:
а, б
6. Меня вряд ли можно назвать импульсивным человеком: а, б
7. Принимая решение, я обдумываю возможные результаты своих действий:
а, б
8. Мне никогда не нравились такие виды спорта, как альпинизм и авторалли:
а, б
9. Для принятия решения мне требуется изучить свои возможности:
а, б
10. Я поступаю осмотрительнее, чем большинство знакомых мне людей:
а. б
11. Если бы меня спросили, осторожный ли я человек, я бы не задумываясь ответил да:
а, б
12. Я более терпелив в разрешении проблемных ситуаций, чем другие:
а, б
13. Я не люблю непредсказуемых ситуаций:
а, б
14. Я всегда имею достаточно денег на крайний случай:
а, б
15. Мои друзья, вероятно, сказали бы, что мне не хватает безрассудности:
а, б
16. Я считаю, что осторожность никогда не бывает лишней: а, б
17. Почти всегда я планирую свои дела на день: а, б
18. В критических ситуациях я представляю себе истинное положение дел лучше, чем другие:
а, б
19. Я всегда серьезно обдумываю последствия своих действий: а, б
20. Решая проблемы, я стараюсь их обдумывать и исключать риск неожиданного развития событий:
а, б
21. Я хорошо распознаю ситуации, в которых присутствует риск неудачи:
а, б
22. Я не люблю браться за работу, в которой я буду вынужден рисковать:
а, б
23. Меня нельзя назвать опрометчивым человеком: а, б
24. Я не возьмусь решать проблему, не получив достаточно информации:
а, б
25. Даже есть мне ясно, как себя вести, я, как правило, медлю с принятием решения:
а, б
Как вы относитесь к новому?
Внимательно прочтите каждое из 25 утверждений. Выберите из предложенных вариантов тот, который наиболее точно, на ваш взгляд, характеризует вас.

Обведите символ, соответствующий вашему мнению: а НЕТ, НЕ СОГЛАСЕН, б - ДА, СОГЛАСЕН. Сложите все б, присвоив каждому ответу 1 балл.
1. Человеку свойственно стремиться к новому: а, б
2. Я быстро привыкаю к условиям любой новой работы: а, б
3. Меня не раздражают внезапные изменения распорядка работы: а, б
4. Я бы многое поменял в моей работе, чтобы сделать ее более привлекательной
а, б
5. Я готов активно содействовать нововведениям в нашем бизнесе: а, б
6. Большинство моих коллег с трудом принимают любые нововведения:
а. б
7. Я легко иду на любые перемены: а, б
8. Я могу действовать сам и не жду указаний сверху: а, б
9. Я быстро приспосабливаюсь к новому коллективу: а, б
10. Потенциально изменения в моей жизни чаще всего радуют меня: а, б
11. Я легко привыкаю к требованиям начальства: а, б
12. Я чувствую себя комфортно, попадая в новую обстановку: а, б
13. Я живу по пословице: Век живи, век учись: а, б
14. Я люблю путешествовать, потому что мне интересно узнавать новое:
а, б
15. Для меня важно, чтобы в жизни была радость познания и творчества:
а, б
16. Мне не нужно специально готовиться к переменам в моей жизни: а, б
17. На новой работе я быстро понимаю преимущество и недостатки моего положения:
а, б
18. Я считаю, что традиции, безусловно, ценны, но их стоит иногда менять:
а, б
19. При воспитании детей важно научить их легко относиться к переменам:
а, б
20. Я интересуюсь всем, что может быть полезно для моего профессионального роста:
а, б
21. Я считаю, что не всегда нужно руководствоваться инструкциями и правилами:
а. б
22. Можно сказать, что я живу будущим: а, б
23. Иногда мне хочется остановиться и проанализировать свой опыт:
а, б
24. Я считаю себя человеком, находящимся в русле всего нового: а, б
25. Я не считаю ежедневный труд рутинным: а, б

Объекты франчайзинга

Изучив данную тему, студент должен:
- знать основные термины и понятия;
- уметь различать объекты франчайзинга;
- приобрести навыки практической ориентации.
При изучении темы 6 необходимо:
- читать учебное пособие: Ягудин С.Ю. Венчурное предпринимательство.

Франчайзинг. - М.: МЭСИ, 2006. Разд. 2. Тема 6;
- акцентировать внимание на следующих понятиях: франчайзинг, франчайзер, франчайзи, франшиза, соглашение, источники доходов, преимущества франчайзинга, недостатки франчайзинга, лицензия на использование товарного знака.

Основные термины и понятия

Слово франчайзинг произошло от французского franchise, что означает льгота, привилегия, освобождение от налога, взноса. Впоследствии это слово закрепилось в англоязычных государствах.
Франчайзинг - это лицензия на использование товарного знака и технологии со взаимными обязательствами и льготами по ведению бизнеса между франчайзером (передающая фирма) и франчайзи (получающая фирма или частный предприниматель), предоставляемая за определенную компенсацию и оформленная в соответствии с законом о товарных знаках.
Франчайзинг - это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу и механизмы поддержки. Таким образом, выполнение правил не является недостатком, наоборот, следование правилам означает, что франчайзи имеет прекрасную возможность сделать прибыль и понять выгодность своего вложения.

Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзеру, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров.

Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области.
Франчайзер - это компания, которая выдает лицензию или передает вправо пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзер создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания.

Франчайзер исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (называемый брэнднэйм). После того, как компания дока-
зала работоспособность своей бизнес-концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу.
Франчайзи - это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзер предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства).

Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзера по более низкой цене, и таким образом это стоит дешевле, чем развивать бизнес без франчайзера. Франчайзи делает первоначальный взнос за помощь по созданию и открытию бизнеса. Франчайзи принимает на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право пользования торговым знаком и бизнес системой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзером.

Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес, и его прибыль превосходит затраты.
Франшиза - это полная бизнес-система, которую франчайзер продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру.
Любой вид бизнеса можно превратить во франшизу. Международная Ассоциация Франчайзинга выделяет 70 отраслей хозяйства, в которых можно использовать методы франчайзинга.

Полное их перечисление не имеет смысла, но вы сможете понять ширину применимости франчайзинга из следующей выборки: бухгалтерский учет, авторемонт, книжные магазины, детская одежда и обучение, строительство, небольшие продовольственные магазины, магазины косметических товаров, образование, услуги по трудоустройству, рестораны, отели, прачечные и услуги по уборке, частные почтовые ящики, фотостудии, риэлтерские компании, туризм и развлечение, прокат специального оборудования и туристические агентства.
Франчайзинговые взаимоотношения могут быть прибыльными для обеих сторон. Франчайзи заинтересован в максимальных продажах при минимальных затратах.

Франчайзи должен следовать правилам ведения бизнеса по франшизе и участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзером. Франчайзер со-
средоточенно работает над тем, чтобы лидировать в конкурентной борьбе, что было бы очень трудно сделать одному франчайзи. Франчайзер предоставляет необходимую поддержку с тем, чтобы франчайзи мог уделять все внимание своим ежедневным операциям.
Для того чтобы достичь такого уровня взаимодействия и защиты со стороны франчайзера, франчайзи должен сформировать особые взаимоотношения с франчайзером. Эти взаимоотношения являются достаточно сложными, но эта ситуация сравнима с положением президента, которому помогает группа экспертов по всем важным вопросам. Президентом является франчайзи. Президент отвечает за данный бизнес.

Но президент никогда не является абсолютным специалистом во всем. У президента есть всегда группа советников, которые являются экспертами по техническим вопросам.

Эти люди понимают, что президент сознает их авторитет и опыт, и будет следовать их рекомендациям. Чтобы стать президентом, франчайзи должен выполнить семь условий:
Полностью принять точку зрения франчайзера, его цели и ценности в данном бизнесе.
Доверять и уважать франчайзера и в свою очередь формировать уважение и доверие франчайзера к себе.
Принимать четко установленные правила и обязанности, описанные в договоре, поскольку после подписания договора они не подлежат никаким изменениям или дополнениям.
Стремиться работать и общаться с франчайзером.
Связать себя определенными обязательствами с бизнесом, быть верным ему в хорошие и плохие времена.
Следовать операционным процедурам и стандартам, установленным франчайзером.
Стать частью системы путем внесения в бизнес новых идей (с согласия франчайзера) и постоянного вкладывания усилий в бизнес.
Любой заинтересованный в покупке франшизы должен решить, являются ли для него приемлемыми такие взаимоотношения. Когда франчайзер берет на себя обязательства по отношению к франчайзи и принимает предпринимателя в качестве франчайзи, франчайзер таким образом говорит: Я доверяю вам, вы являетесь хорошим вложением для нас, я верю в то, что вы будете выполнять законы франшизы, а я обещаю, если вы будете следовать законам франшизы и принимать наш опыт и знания, мы защитим ваш бизнес и сделаем вас богатым и счастливым.
Можно разными способами получить разрешение, чтобы стать франчайзи, наиболее распространенными из них являются:
Прямой франчайзинг. Франчайзер продает франшизу напрямую местному предпринимателю (франчайзи).

Это самый лучший способ обеспечить хорошую взаимосвязь между франчайзером и франчайзи. В случае с международным франчайзингом, где географическое расстояние между франчайзером и франчайзи велико, недостатком такого метода может быть отсутствие поддержки на местном уровне и меньше внимания к местным особенностям. Многие мелкие франчайзеры не прибегают к такой форме франчайзинга, потому что уходит много времени и усилий на поддержку таких франчайзи. Крупные франчайзеры используют такую систему с целью исследования рынка и условий ведения бизнеса в данной стране.

Представьте себе, как сильно вы рискуете, когда, планируя создать систему из 50 франшиз, обнаруживаете после развития 5 франшиз, что существуют местные культурные различия, которые делают ваш бизнес невыгодным. Вместо этого, франчайзер продает одну франшизу и следит за ее развитием.

Если все идет хорошо, то франчайзер может начать продавать большее количество франшиз в этой стране.
Мастер франшиза. Отношения по мастерской франшизе возникают, когда международный франчайзер продает исключительные права на развитие всей системы на территории всей страны одному франчайзи.

Такой тип франчайзи называется владельцем мастерской лицензии. Таким образом, франчайзи становится франчайзером в данной стране, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату (роялти). Это часто происходит, когда существует очевидный спрос на франшизу.

В таком случае франчайзер не беспокоится о том, будет его бизнес развиваться успешно или нет. Вместо этого франчайзер ищет хорошо обеспеченного местного предпринимателя, обладающего организацией, которая позволит ему сделать систему франчайзера успешно работающей концепцией на территории всей страны.
Франчайзинг как система зародился в ХХ веке в США и первоначально служил для изготовителей средством увеличения сбыта своей продукции. Позднее франчайзинг приняли независимые оптовые и розничные фирмы для сохранения конкурентоспособности с торговыми сетями цепного подчинения других фирм. В 30-е гг. их
примеру последовали нефтяные компании, которые начали использовать франчайзинг для создания сети заправочных автостанций. Если до этого времени нефтяные компании имели только собственные торговые предприятия, то за короткий период основным способом распределения их продукции стали предприятия, получившие от них лицензию на продажу по системе франчайзинга, что помогло этим компаниям успешно выдержать экономический спад 30-х гг.
Наиболее быстро франчайзинг развился в США в 50-60-е гг. в юридической обстановке политики невмешательства.
Впервые в мировой практике франчайзинг был внедрен в 1945 г. в США. Кондитер Ирвин Роббинс открыл кафе-мороженое.

К 1949 г. совместно со своим родственником Бертоном Баскином он владел уже шестью кафе. Но бизнес рос дальше, и в один прекрасный момент предприниматели поняли, что не в состоянии уследить за ним.

Тогда Баскин и Роббинс стали открывать новые кафе и тут же перепродавать их предпринимателям, желающим создать свое дело на условиях работы под торговой маркой BaskinRobbins.
Наибольший успех в развитии системы удалось достигнуть в 50-х гг. ХХ века братьям МакДональдам.

В настоящее время франчайзинговая система McDodald's насчитывает более 14 тыс. предприятий в разных странах мира.
В настоящее время в США и других западных странах, несмотря на жесткое государственное регулирование взаимоотношений при франчайзинге, эта система наиболее развита в области реализации бензина, автомобильных товаров, алкогольных и безалкогольных напитков, сельхозоборудования, а также в сфере услуг. Всем известны сети ресторанов McDodald's, мотелей 777, магазинов Бен Франклин.
Сегодня франчайзинг получил развитие более чем в 70 отраслях хозяйства. Франчайзинг признан в мире как наиболее прогрессивная форма ведения бизнеса и широко распространен в зарубежной практике.

Договор франчайзинга является самостоятельным объектом правового регулирования более чем в 80 странах мира.
В России франчайзинг получил свое развитие с приходом на рынок таких компаний, как Pizza Hut, Kodak, McDodald's, Coca-Cola и др.
В 1998 году объем розничных продаж предприятий, действующих на основе франчайзинга в США, составил более 1 триллиона долларов. Согласно данным министерства труда США, в 1999 г. он вырастет 10%. Сейчас доля франчайзинговых компаний превы-
шает 40% общего объема торговли американского рынка, суммарно в них задействовано 7,2 млн. сотрудников.
В Европе в части, касающейся франчайзинга, лидирует Германия - там 530 франчайзеров лицензировали 22 тыс. франчайзи. А в роли аутсайдера выступает Дания - там насчитывается 98 материнских компаний и 2 тыс. дочек.
На государственном уровне франчайзинг очень выгоден: к примеру, в США эта форма малого бизнеса дает свыше 13% валового национального продукта. Сравните: автомобильный бизнес дает родине Генри Форда 4% ВНП - в три раза меньше.

Именно поэтому как в США, так и в Западной Европе существует четко отлаженное законодательство, регламентирующее прозрачный доступ франчайзера к информации о состоянии дел в компании-франчайзи, равно как и право отозвать у нее лицензию за нарушение обязательств.

Основные черты и особенности франчайзинга

По своей сущности франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (фирмой, имеющей, как правило, ярко выраженный имидж и высокую репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (фирме или индивидуальному частному предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (товарного знака обслуживания, фирменного стиля), технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации, использование которой другой стороной будет содействовать росту и надежному закреплению на рынке товаров и услуг. При этом передающая сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь.
Франчайзингу свойственны следующие основные особенности:
1) франчайзинг предполагает собой наличие двух сторон соглашения (договора) - франчайзера и франчайзи;



Содержание раздела