Отставание России от других стран в этой сфере неприемлемо, хотя объяснимо более поздним развитием и недостаточным вниманием государственных органов к созданию дополнительных стимулов для увеличения объема рискоинвестиций частными компаниями. Это отставание необходимо преодолевать, для этого фонды рискокапитала должны образовываться за счет страховых компаний, пенсионных фондов, коммерческих банков и других кредитно-финансовых учреждений при значительной поддержке со стороны государственных организаций (например, с помощью налоговых скидок).
При этом необходимо учитывать особенности механизма рискового (венчурного) финансирования нововедений.
Для большего понимания специфики российского венчурного капитала уместно также представить его характеристики в синтетическом виде, что позволит сравнить российский венчурный капитал с формами венчурного капитала, получившего распространение в США и Западной Европе. Эти характеристики представлены в табл. 3.
Характеристики венчурного капитала в США, Европе, России
Таблица 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Как известно, для развития венчурного предпринимательства нужны три экономические составляющие - свободный капитал, среда, в которой функционирует бизнес и которая должна быть привлекательная для инвестиций, и приемлемая доходность самих инвестиций.
Что касается свободного капитала или источников инвестирования для венчурных предприятий, то к основным долгосрочным источникам, из которых формируется венчурный капитал, традиционно относятся: правительственные и международные организации, организации, специализирующиеся на инвестициях, пенсионные и страховые фонды и частные инвесторы. Вторая группа - коммерческие банки, рынок ценных бумаг и т. д. Третья группа - это зарубежные, чаще государственные деньги, которые, как правило, направляются на работу с крупным бизнесом или на реструктуризацию долгов.
По инициативе ЕББР в 1994 г. в России стали создаваться первые венчурные фонды. 10 региональных венчурных фондов образовали Российскую Ассоциацию Венчурного Инвестирования.
Одновременно с ЕБРР - Международная Финансовая Корпорация приняла участие в венчурных структурах. По последним данным, в России работает около 20 венчурных фондов, суммарные активы которых превышают 2 млрд. долл. К сожалению, инвестировано в развитие венчурного предпринимательства не более 500 млн. долл., в период за 1998-2000 гг. не было создано ни одного нового венчурного фонда.
Если более детально разобраться в структуре венчурных фондов, работающих на территории РФ, то можно заметить, что в них отсутствует национальный российский капитал, тогда как в развитых странах доля национального капитала в подобных фондах превышает 50%.
При этом все фонды, работающие в России, зарегистрированы за рубежом и финансируются исключительно иностранным капиталом, что представляет собой уникальное явление в мировой практике. Российским пенсионным и страховым компаниям (на Западе они являются одними из основных источников долгосрочного венчурного капитала) запрещено инвестировать в рисковые проекты, но зато разрешается инвестировать в государственные ценные бумаги.
Из всех агентов банки и действующие фонды наиболее подготовлены для развития венчурной индустрии на территории Российской Федерации. Другим и не менее важным видом является необходимость изменений в законодательстве и принятие ряда налоговых льгот для частных и иностранных инвесторов с целью увеличения количества источников венчурного капитала.
Пенсионным и страховым компаниям также стоит предоставить возможность участвовать в развитии венчурной индустрии.
Среди основных факторов, способствующих активизации венчурной инновационной деятельности, необходимо выделить следующие:
1) разработка системы законодательных и нормативных актов, регулирующих венчурную инновационную деятельность;
2) развитие институтов финансовой поддержки венчурной инновационной деятельности;
3) создание инфраструктуры: инновационной деятельности (информационное обеспечение; системы связи; финансовые, экономические, правовые консультационные услуги; консультирование в области маркетинга и рекламы);
4) решение вопросов стандартизации и управления качеством продукта;
5) развитие международного научно-технического сотрудничества.
Если рассматривать законодательную базу, регулирующую инновационную деятельность, то необходимо отметить, что сегодня не существует специального законодательства, посвященного венчурному предпринимательству, поэтому участникам венчурной деятельности необходимо использовать общие законы, регулирующие инновационную деятельность. Не существует и системы законодательных актов, способствующих ее активизации.
Правовая не защищенность инновационного бизнеса, деятельность которого связана с большими рисками, делает инновационную сферу непривлекательной для российских и зарубежных инвесторов.
Как известно, вопросы правовой охраны интеллектуальной собственности относятся к числу важнейших в инновационной сфере. Они призваны обеспечить основу инновационного предпринимательства и являются необходимым условием, без которого инноватор не защищен в конкурентной среде.
Законодательство в этой области находиться в зачаточном состоянии и развивается довольно медленно.
Было принято пять законов: 1) патентный закон; 2) закон о товарных знаках; 3) закон о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных; 4) закон о правовой охране топологий интегральных схем и 5) закон об авторском праве и смежных правах.
Несомненно, что принятием перечисленных законов был продемонстрирован важнейший шаг в сторону создания системы правового обеспечения инновационной деятельности в целом. Тот факт, что большинство из них относится непосредственно к инновационной сфере, свидетельствует о возрастающем внимании законодательной власти к вопросам правового регулирования отношений между наукой и производством.
Ранее уже упоминалось, что законодательно был установлен ряд налоговых и иных льгот, направленных на стимулирование инноваций. На практике, оказывается, что на фоне общих высоких налоговых ставок этот рычаг макроэкономического воздействия на инновационную и инвестиционную активность не работает.
Чутко реагируя на общий предпринимательский климат в стране, инновационный бизнес является по существу заложником общей макроэкономической ситуации. Высокие налоги выступают в качестве трудно преодолимого барьера для притока частных инвестиций и инвестиций государственных промышленных предприятий в инновационную сферу.
Таким образом, несмотря на то, что для достижения разветвленной системы правового обеспечения инновационной деятельности в России еще предстоит пройти большой путь, уже сегодня чрезвычайно актуальной становиться проблема перехода от односторонних законодательных шагов к комплексному решению вопросов законодательного регулирования инновационного предпринимательства. Такой подход к развитию правовой системы инновационной деятельности позволит обрести прочный юридический фундамент не только российским предприятиям, но и тем зарубежным компаниям и организациям, которые хотели бы сотрудничать с российскими предпринимателями в области высоких технологий.
Вторым из перечисленных факторов, оказывающих влияние на развитие венчурной деятельности в России, являются институты финансовой поддержки. К ним относятся:
инновационные коммерческие банки;
инновационные фонды, формируемые на различных уровнях;
другие финансовые структуры.
В настоящее время в России действует большое количество инновационных коммерческих банков. Участвовать в венчурной инновационной деятельности банк может несколькими путями:
1. Предоставляя кредиты для финансирования венчурных инновационных проектов.
2. Участвуя в организации венчурного инновационного фонда, являясь источником формирования его финансовых средств.
3. Непосредственно самому инвестировать финансовые средства в венчурные инновационные проекты, в полном объеме или частично. Банк берет на себя весь риск, связанный с реализацией инновационного проекта, но также получает право полностью или частично распоряжаться результатами исследований или разработок.
4. Предоставляя своим клиентам комплекс организационноэкономических услуг по инжиниринговому сопровождению процессов создания, организации выпуска и потребления продукции, включая оценку риска, определение стоимости, оценку научно-технического уровня новшества и его конкурентоспособности и др.
На данный момент крупными коммерческими банками в России накоплен серьезный финансовый потенциал, который при создании благоприятной обстановки в стране они готовы вложить в инновационную сферу. Поэтому степень участия коммерческих банков в инновационной деятельности во многом зависит от политики, проводимой правительством.
Помимо инновационных банков широкое распространение получают инновационные фонды, формируемые на различных уровнях. В настоящее время в стране действует ряд фондов, ассоциаций и других организаций, способствующих развитию венчурной деятельности в России. К ним относятся Фонд технологического развития, Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, а также Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Эти фонды способствуют развитию венчурного предпринимательства, предоставляя льготные кредиты, а также организовывая на конкурсной основе получение грантов для реализации венчурных инновационных проектов.
Этими фондами также проводятся обучающие программы, направленные на развитие венчурной деятельности в России и появление высококвалифицированных инновационных венчурных предпринимателей. Эти фонды также проводят экспертизу инновационных
проектов и оказывают помощь в разработке бизнес-плана. Большую роль в становлении венчурной инновационной деятельности должны сыграть различные ассоциации по поддержке малого бизнеса, а также созданию региональных фондов поддержки венчурной инновационной деятельности.
Третьим фактором активизации инновационной венчурной деятельности является инновационная инфраструктура. Вопрос создания инновационной инфраструктуры является одним из наиболее острых на данный момент.
Инновационная инфраструктура должна охватывать и связывать воедино все сферы инновационной деятельности. Существующая в советское время инфраструктура разрушена, а на создание новой, соответствующей рыночным условиям, нет денежных средств.
Традиционно инфраструктура была одной из самых слабо развитых составляющих в различных отраслях российской экономики. Что касается инновационной инфраструктуры, то ее приходится создавать практически с нуля. В начальный период реформ большие надежды возлагались на создание технопарков. В Министерстве науки и технической политики РФ была разработана специальная программа развития технопарков, которые по замыслу авторов, должны были активизировать инновационную деятельность.
Однако скоро стало ясно, что в современных условиях подобные проекты малоэффективны в силу их огромной капиталоемкости. Стоимость услуг (аренда помещений, связь, консультирование и т. д.) оказывается слишком высокой в этом случае и недоступна изобретателю и начинающему предпринимателю. Тем не менее создание образцовых технопарков (например, в Санкт-Петербурге, Москве) позволяет накопить некоторый опыт в осуществлении поддержки инновационной деятельности, что, несомненно, имеет положительное значение.
Инновационные предприятия не остаются безучастными к своим трудностям, и многие из них объединяют усилия с целью защиты своих интересов. По этой причине возникли такие организации, как Союз инновационных предприятий, Союз независимых инжиниринговых организаций, Ассоциация технопарков, Ассоциация поддержки малых инновационных предприятий, технологических центров и технополисов.
Кроме специальных объединений, важную роль по оказанию различного рода услуг инновационным предпринимателям играют ассоциации, союзы и другие общественные организации общего профиля. Так, Союз малых предприятий Москвы и Московской области создал банк данных об имеющихся разработках
для поиска потенциальных инвесторов в производство перспективной продукции. Союз также оказывает помощь в регистрации предприятий, экспертизе разработок, патентовании, поиске партнеров и источников финансовой помощи.
Большое значение для развития венчурной деятельности имеет доступность телекоммуникационных сетей. Для рядового изобретателя или инновационного предпринимателя пользоваться услугами таких коммерческих сетей, как ROSNET, RELCOM, ROSPAC, пока еще дорого, как и подключение к зарубежным компьютерным сетям.
В настоящее время на уровне министерств обсуждается проект создания единой общероссийской сети, точнее, -телекоммуникационной системы передачи данных Наука. А тем временем большинству инноваторов остается лишь надеяться на благоприятные сдвиги в области компьютеризации инновационного обеспечения их деятельности.
Помимо выше перечисленных факторов, влияющих на становление и развитие венчурной деятельности, следует выделить проблемы стандартизации и управления качеством.
При решении вопросов сертификации и контроля качества инновационной продукции гарантируется определенный уровень качества продукции и технологий. В рыночных условиях они являются частью более широкого понятия - управление качеством продукта, которое представляет собой совокупность форм и методов достижения определенных потребительских свойств товара, обеспечивающих определенную конкрентноспособность выпускающей его фирме при производстве и продвижении товара на рынок к потребителю.
Эта область предпринимательской деятельности является одной из важнейших в конкурентной борьбе на современных рынках. Эффективное применение в инновационной деятельности мирового опыта управления качеством должно значительно повысить возможности выхода российских инновационных предприятий на международные рынки.
Одним из важнейших факторов, способствующих активизации инновационной венчурной деятельности в России, является международное научно-техническое сотрудничество. В условиях российской экономики международное сотрудничество способствует не только получению недостающих знаний, но и выступает важным дополнительным источником финансовых средств, позволяющим в определенной степени облегчить ситуацию, создавшуюся в результате острого дефицита финансовых ресурсов внутри страны.