d9e5a92d

Представление результатов лицу, принимающему решения

Служба ДР участвует в ситуационном анализе прежде всего тем, что помогает маркетинговому отделу собирать информацию по рынку и конкурентам.
Приведем примеры вопросов ситуационного анализа (например, по разделу Конкуренция и конкуренты).
1. Кто основные конкуренты нашего предприятия в каждой стране по каждому рынку и каждому сегменту?
2. Какие методы конкурентной борьбы они используют?
3. Какую долю рынка занимает каждый конкурент?
4. Каковы перспективы развития конкуренции?
5. Каковы сильные и слабые стороны каждого конкурента?
6. По отношению к каким конкурентам, и в каких странах мы действуем успешнее всего и почему?
7. Отвечают ли товары конкурентов таким требованиям покупателей как:
- потребительские свойства?
- цена?
- надежность?
- удобство использования? И так далее...
8. Какова возможная реакция конкурентов на:
- введение нами нового товара на рынок?
- изменение нами цены товара?
- увеличение доли рынка нашего предприятия?
- уменьшение доли рынка нашего предприятия?
9. Какие стратегии стимулирования сбыта применяют наши конкуренты?
10. Что нам известно относительно НИОКР наших конкурентов?
11. Какова патентная защита товаров конкурентов?
12. Каковы их официальные данные о прибылях и убытках?
13. Как они ведут рекламу новых товаров?
14. Как они подбирают себе управляющих (менеджеров)?
15. Какова у них обстановка со снабжением сырьем и комплектующими?
16. Каковы их коммерческие результаты на выставках и ярмарках?
17. Что пишет о конкурентах нашего предприятия местная и общенациональная пресса тех стран, куда мы ведем экспорт?

Представление результатов лицу, принимающему решения

На этом этапе - последнем в разведывательном цикле - созданные трудами аналитиков разведывательные сведения передаются тем лицам, для кого они предназначены.
Основываясь на результатах исследований, аналитики предлагают возможные варианты действий. От аналитиков требуется четко формулировать свои рекомендации и обоснованно защищать их перед руководством. Часто неумение убедительно представить результаты своей аналитической работы является причиной неприятия руководством деятельности деловой разведки.

Важным моментом является изучение специалистами ДР механизмов восприятия руководителем представленных аналитических материалов.
Чем отличается промышленный шпионаж от деловой (конкурентной) разведки?

Задание 16

Назовите известные Вам методы защиты от промышленного шпионажа.

Задание 17

В чем, на Ваш взгляд, состоит специфика методов, применяемых при аналитическом разведывательном исследовании?

Заключение

Мы рассмотрели вопросы ведения конкурентной борьбы, проанализировали базовые принципы безопасности бизнеса, методы выявления и предупреждения внешних и внутренних угроз безопасности предприятия, обсудили вопросы информационно-аналитического обеспечения безопасности бизнес-процессов, проблем кадровой безопасности; были даны рекомендации по противодействию промышленному шпионажу, корпоративным захватам и экономическому терроризму, предложены организационные методы защиты бизнеса. Таким образом, в данном пособии проблема обеспечения корпоративной безопасности рассмотрена в комплексе, с учетом всех возможных факторов.
Обеспечение собственной безопасности является одной из базовых, основополагающих задач компании. Конечно, объем функций, возложенных на службу безопасности (или специалиста по безопасности) зависит от размера компании и сферы, в которой та работает. Было бы ошибкой полагать, что на службу безопасности возложены только функции охраны и контроля (охраны руководителя и территории предприятия, контроля над соблюдением сотрудниками норм безопасности и режима рабочего дня).

Отметим подразделения компании, с которыми необходимо сотрудничать специалистам по безопасности. Российская специфика заключается в том, что в ряде случаев службе безопасности в тесном взаимодействии с корпоративными юристами необходимо противодействовать рейдерским захватам. От того, насколько эффективна будет такая защита, зависит не только сохранение прибыли, но и
само существование компании. Служба HR при найме и увольнении персонала должна также принимать во внимание рекомендации специалистов по безопасности, ведь 80% угроз компании создают ее собственные сотрудники.

Специалисты службы безопасности должны владеть инструментарием бизнес-разведки, их выводы, а не только результаты маркетинговых исследований, можно использовать для получения конкурентного преимущества на рынке. Таким образом, служба безопасности является важным подразделением компании, и от ее успешного функционирования во многом зависит процветание бизнеса.


Возможные ответы на задания к разделам Задание 5

Нематериальная мотивация персонала - оптимальный моральнопсихологический климат, хорошие условия труда, сильная корпоративная идеология и т.д. - самая надежная. Она напрямую связана с кадровой безопасностью, т.к. позволяет компании удерживать высококлассных специалистов в ситуации, когда конкуренты прикладывают усилия по их переманиванию.

У сотрудника появляется искренняя привязанность к своей организации, базирующаяся на убеждении, что фирмы лучше сотруднику не найти..

Задание 7

Как правило, при подборе кандидата на должность начальника СБ на первом месте стоит не вопрос профессионализма, а вопрос лояльности, так как в силу выполняемых функций начальнику СБ будут известны все проблемные места в работе компании. Еще одним качеством кандидата является умение мыслить системно и знать работу всех направлений СБ.

Важно не делать акцент на выходца из силовых структур, так как этот человек может быть профессионалом только в своей специальности, а начальник СБ должен обладать широким набором компетенций, иметь опыт работы в бизнесе.

Задание 8

Основы безопасности бизнеса
- сделать резервную копию файлов пользователя;
- организовать передачу дел;
- выяснить причины увольнения;
- выяснить будущее место работы;
- выявить мотивацию сотрудника и его лояльность к компании;
- выявить объем известной ему информации (особенно конфиденциальной);
- установить возможные риски угрозы разглашения конфиденциальной информации и принять меры к их нейтрализации;
- поменять коды доступа, компьютерные пароли, ключи криптозащиты, которые были известны увольняющемуся сотруднику;
- проверить, чтобы увольняющийся сдал имеющиеся у него источники конфиденциальной информации;
- проанализировать деятельность подразделения, где работает увольняющийся сотрудник: не было ли пропаж или утери документов с коммерческой информацией, образцов готовой продукции, ключей от кабинетов и сейфов и иных предметов, носящих конфиденциальный характер;
- провести специальный инструктаж с увольняющимся сотрудником о сохранении конфиденциальной информации после увольнении;
- установить, с кем в коллективе увольняющийся сотрудник поддерживал приятельские или дружеские отношения. Эти работники должны пройти специальный инструктаж и находиться под контролем, так как через них возможна утечка информации или иные негативные действия против компании;
- провести беседу с персоналом, в ходе которой объяснить им причины увольнения их коллеги;
- оповестить всех сотрудников фирмы, а также партнеров, постоянных клиентов и иных лиц, с которыми поддерживаются тесные взаимоотношения, о том, что сотрудник уволен.

Задание 15

Промышленный шпионаж отличается от деловой разведки тем, что он ведется с нелегальных позиций, то есть при его осуществлении нарушается законодательство, а также установленные нормы бизнес-этики.

Задание 17

Задачи ДР: подготовка аналитических материалов, обеспечивающих принятие оптимальных решений в конкурентной борьбе, проверка деловых партнеров на всех стадиях сотрудничества, создание собственной базы данных, в которой будут накапливаться собранные информационные массивы и др. Анализ бизнес-разведки направлен, прежде всего, на выявление конкретных "болевых точек": какие технологические новинки могут кардинально повлиять на развитие рынка и как их лучше использовать своей компании, какие фирмы неблагонадежны и способны на мошенничество и т. д.



Содержание раздела