d9e5a92d

Дидактика.

Таким образом, руководству производственно-коммерческого объединения следует принять меры по следующим направлениям:
- снижение в составе источников средств удельного веса кредиторской задолженности;
- сокращение среднего срока оборота дебиторской задолженности;
- привлечение заемных средств.
Этого можно добиться путем использования банковских кредитов, а также внедрения эффективной политики управления дебиторской задолженностью.

Дидактика.

3.1. Вступление.
Каждый человек в своей жизни достигает определенную черту, называемую "совершеннолетием", когда его буквально "выбрасывает" из под родительской опеки в бурлящий поток общественных взаимоотношений. Несмотря на то, что данная временная граница установлена законодательно, с одними это происходит раньше, а с другими позже, резко или плавно. А ведь можно сказать, что в обществе (тем более в нашем) действуют те же законы выживания, как и в природе, но в более изощренном виде.

В зависимости от характера и темперамента человека одни подчиняются этому потоку, а другие противостоят с целью достигнуть своих желаний и интересов. Сложившаяся социально-экономическая ситуация в Украине показывает, насколько глубоко может упасть уровень общественного развития. Не вызывает также сомнений и то, что это падение может продолжаться сколь угодно долго.

Первопричиной такой ситуации является прежде всего затяжной и прогрессирующий экономический кризис в государстве, имеющий свой отпечаток в социальной жизни и поведении граждан.
Почему же государство, обладающее такими огромными потенциальными природными, трудовыми и интеллектуальными ресурсами не смогло выйти на уровень экономически развитых стран? Ответ приходит из прошлого. Политика и экономика Советского Союза воспитали людей, предпочитающих вслепую "плыть по течению" в потоке идей, планов, указов и директив.

До сих пор многие люди не понимают сущности экономических процессов как экономики существовавшего некогда СССР, так и современной рыночной экономики. Неизвестно также многим какими сырьевыми потерями огромной стране давалось обеспечение "хорошей" жизни людям.
А ведь все упирается в воспитание и образование граждан. Без элементарного знания основ экономики невозможно достичь уровня развитых стран.

Вот почему знания, которыми владеют молодые специалисты, сейчас необходимы государству вдвойне.
Тема дидактической работы - "Анализ рентабельности предприятия" - является одной из сторон понимания сущности функционирования предприятия в условиях рыночной экономики, так необходимого современному обществу. Зная порядок расчета относительных показателей деятельности и методику анализа финансового состояния молодые специалисты смогут без труда ориентироваться в финансово-хозяйственной жизни любого предприятия.

Ведь именно недостаток таких знаний и менталитет прошлого мешают сегодня экономическому развитию как на государственном уровне, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.
Целью написания данного раздела является представить экономическую тему Анализ рентабельности предприятия, как учебную, разработать дидактические материалы к занятию. Задачами исследования являются анализ психолого-педагогической литературы, составление социально-психологической характеристики группы обучения, разработка модели усвоения базы знаний, выбор и обоснование методов и форм проведения занятий, подготовка дидактических материалов для преподавания.

Цели обучения.


Тема данной выпускной работы - Анализ финансового состояния субъекта хозяйствования - достаточно объемна по количеству материала и включает в себя несколько других тем, которые изучается к тому же разными дисциплинами с различной степенью углубленности. Поэтому, в качестве практического примера мною была взята одна из частей данной темы, которая при преподавании будет звучать как Анализ рентабельности предприятия.

Сама же тема изучается в высшем политехническом училище, в котором я проходил педагогическую практику, как один из разделов учебной дисциплины Экономика предприятия. Первым шагом при разработке темы является формирование целей обучения. При формировании целей обучения необходимо помнить о том, что они имеют двойственный характер.

С одной стороны они представлены целями обучения, а с другой целями воспитания, так как в процессе образования обучение и воспитание дополняют друг друга.
Цели обучения обуславливаются таким объемным понятием, как усвоение общественно-исторического опыта человечества, которое колеблется непосредственно от предмета изучения. А цели воспитания призваны формировать всесторонне и гармонически развитую личность, или другими словами, ее черты.



Знание приносит опыт и непосредственно влияет на развитие личности человека, на формирование ее направленности. Поэтому, перед тем, как начинать читать тему, необходимо определить, как она будет влиять на стремления, желания, интересы и особенно на мировоззрение обучаемых.
В качестве учебных мною были поставлены следующие цели:
- сообщение учащимся новых знаний и фактов;
- в ходе занятий усвоить такие вопросы как сущность относительных показателей деятельности предприятия, понятие рентабельности, виды и способы расчета рентабельности, формулировка выводов на основе рассчитанных показателей рентабельности;
- овладение умениями и навыками расчета показателей рентабельности;
- развитие наклонностей и способностей обучаемых в сфере финансового анализа деятельности предприятий;
- пробудить и закрепить интерес учащихся к преподаваемой теме;
- проверить уровень усвоения знаний на занятиях;
- установление связей между понятиями и материалами темы с другими темами дисциплины;
- формулировка задач, которые можно успешно решить на практике на основе полученных знаний по данной теме.
Воспитательные цели:
- развитие образного мышления;
- формирование у обучаемых способности свободного контакта с людьми;
- воспитание личностных качеств учащихся, обеспечивающих развитие памяти, воображения, деловитости и работоспособности;
- развитие активности, целеустремленности, инициативности.
После усвоения одной из частей темы данной выпускной работы - Анализ рентабельности предприятия обучаемые должны:
- уметь дать определение таким понятиям: относительные показатели деятельности предприятия, рентабельность предприятия, виды рентабельности;
- уметь использовать документы финансовой отчетности при расчете показателей рентабельности;
- уметь обосновывать выводы и давать рекомендации на основе результатов анализа рентабельности предприятия.

Психолого-педагогическая характеристика группы.


Основной целью преподавания в высшем политехническом училище является подготовка специалистов различных технических специальностей. Но перед тем, как выбирать формы организации, методы преподавания, строить модель усвоения базы знаний необходимо дать психолого-педагогическую характеристику. Необходимо отметить, что ограниченность времени прохождения педагогической практики, в сущности, не позволяет дать абсолютно четкую оценку группы. Ведь одной и той же группе встречаются обучаемые с различным интеллектуальным и социально-психологическим уровнем развития.

К тому же нужно помнить, что объективную психолого-педагогическую характеристику группы обучаемых может дать только опытный преподаватель, работающий с данной группой не менее полугода.
Во время прохождения педагогической практики для получения информации для написания характеристики я использовал заранее составленную анкету, результаты опроса по которой могли бы дать обобщенную характеристику, присущую именно данной группе обучаемых.
В предлагаемой анкете обучаемым предлагалось заполнить следующие вопросы:
1). Ваш возраст;
2). Ваше место проживания (Симферополь, сельская местность Крыма, город Крыма, другие области Украины);
3). Работали ли вы до поступления в вуз?
4). Работаете ли вы в настоящее время?
5). Имеете ли вы какую-либо специальность?
6). Есть ли у вас семья?
7). Назовите фамилии членов группы, с которыми вы находитесь в наиболее тесных взаимоотношениях, по убыванию степени взаимодействия;
8). На базе чего у вас сложились тесные взаимоотношения с этими людьми?
9). Назовите основные цели вашего обучения в вузе?
Данные анкет и собственные наблюдения во время проведения учебных занятий были использованы мною для составления психолого-педагогической характеристики.
Вначале следует определить те индивидуальные особенности, которые присущи возрастной группе, к которой относятся обучаемые. Возраст обучаемых колеблется от 17 до 20 лет.

Именно этот период называется познавательной юностью или началом зрелости. Развитие личности на этом этапе тесно связано с социальным статусом обучаемых, с их положением в коллективе группы, учебного заведения и общества. Продолжают совершенствоваться интеллектуальная сфера, расширяются умственные возможности, познавательные возможности становятся более глубокими и устойчивыми.

При этом, общий интерес к обучению сочетается с избирательным отношением к различным учебным предметам. Роль педагога на этом этапе огромна. У учащихся наблюдается большой прогресс в умственной работоспособности, что в частности, сказывается в работе памяти и мышления. Механическое заучивание уступает место смысловому, а в случаях необходимости его применения, оно не вызывает той отрицательной реакции, которую можно наблюдать у подростков.

В запоминании учебного материала учащиеся этого возрастного периода совершенствуются выделять существенные мысли, положения, намечать опорные пункты для запоминания, связывают изучаемый материал с имеющимися знаниями. Учащиеся все более прочно овладевают навыками логического мышления, у них складывается определенный стиль умственной деятельности.
Обучаемые входят в отдельную социальную группу - студенчество, основная социальная функция которой лежит в подготовке общественной и профессиональной деятельности специалиста народного хозяйства. Эта функция обеспечивает воспроизводство социальной структуры общества, потому что студенчество в качестве резерва и подрастающей интеллигенции приобретает специфические умения и навыки; из социальной функции и положения студентов вытекает особый характер основной деятельности студентов. Он заключается в обучении, как в специфической форме усвоения знаний в определенной науке, а также в накоплении специальных знаний и умений для конкретной профессии, которая требует высшего и среднего образования.

Сфера окружения студентов расширяется, в нее входит профессорско-преподавательский состав, семинарские группы, соседи по общежитию и т.д.
По данным анкеты все студенты группы проживают в пределах Крыма. Из них примерно 30% - в городе Симферополь, 25% - в сельской местности Крыма, 45% - в других городах Крыма.

Низкий удельный вес учащихся, проживающих в сельской местности, свидетельствует о недостаточном уровне образования данной категории выпускников школ, что снижает их шансы на поступление в вузы по сравнению с выпускниками городских школ.
81% учащихся работали до поступления в вуз и 20% продолжают работать во время обучения. Можно сказать, что достаточно большой удельный вес студентов в группе совмещают учебу с работой, что в большинстве случаев не может положительно отразиться на качестве усвоения знаний.
Практически все учащиеся группы поступили в вуз сразу после школы и, соответственно, не имеют какой-либо специальности. Примерно у пятой части опрошенных уже есть семьи.

У этих студентов, по моему мнению, совершенно иному и более серьезное отношение к важности получаемых в вузе знаний и их применению в будущем, что обусловлено некоторым изменением системы ценностей.
Что касается вопроса о цели обучения в вузе, то результаты опроса следующие:
- примерно четверть студентов группы учится в данном вузе потому, что надо где-то учиться;
- большинство учащихся ответили, что учатся, чтобы в дальнейшем работать по полученной специальности.
Ответы обучаемых свидетельствуют о том, что среди современной молодежи существует сознание необходимости получения высшего образования для обеспечения нормального уровня жизни в нелегких экономических условиях.
Для выявления картины внутригрупповых отношений я использовал методику, называемую социометрией. Социометрия используется для исследования личных, эмоционально-непосредственных отношений: взаимных симпатий и антипатий людей, их взаимной привлекательности и непривлекательности, авторитетности или неавторитетности.

Кроме того, социометрическая методика позволяет выявить лидера в группе или в коллективе, а также оценить их сплоченность.
На основе ответов на вопросы 6 и 7 анкеты мною была составлена "социометрическая матрица", с помощью которой были определены взаимные выборы, количество индивидуальных выборов на каждого члена группы, количество выборов, сделанных каждым членом группы.
На основе данных матрицы в группе имеется 3 лидера. К лидерам можно отнести студентов, на которых пришлось самое большое количество выборов, причем число выборов лидера должно значительно превышать среднее число выборов на каждого члена группы.

К сожалению в группе имеются и "робинзоны", так как были студенты, которых никто не выбрал и которые сами никому не отдали предпочтения.
Можно также по результатам взаимных выборов в группе выделить три микрогруппы. Кстати на вопрос "На базе чего у вас сложились тесные взаимоотношения с данными людьми?" в основном были лаконичные ответы наподобие "общность интересов".
В целом, на основе результатов анкеты и собственных наблюдений, группу можно назвать достаточно сплоченной. Совокупность отношений между членами группы формируют достаточно благоприятный психологический климат, благоприятствующий эффективности учебного процесса. Это подтверждается и восприятием учебного материала.

Студенты серьезно отнеслись к теме, излагаемой мною во время прохождения педагогической практики, на лекции задавали вопросы, а на практическом занятии результаты письменного тестирования показали хороший уровень усвоения материала.
Что касается дидактических требований к преподаванию в данной группе, то они должны строиться на основных дидактических принципах:
- гуманизм процесса обучения;
- научность обучения;
- связь теории с практикой обучения;
- систематичность и последовательность в обучении;
- соединение наглядности обучения с развитием абстрактного мышления;
- сознательность и активность студентов при обучении;
- доступность обучения;
- прочность усвоения знаний, умений и навыков;
Студенты училища должны понимать, что в будущем их знания будут важны для развития общества. Объем усвоенных знаний из разных отраслей науки, большой запас понятий в общем, бытовые экономические знания, также способствуют большей заинтересованности этой категории молодых людей в освоении экономических знаний.

Преподавание должно давать студентам конкретную установку, чем они будут заниматься после окончания высшего учебного заведения.

Модель усвоения базы темы "Анализ рентабельности предприятия".


Перед тем, как непосредственно перейти к составлению модели усвоения базы знаний, необходимо дать краткую характеристику основным понятиям, которые будут использоваться при написании этого раздела. Под учебным предметом понимают дидактически обоснованную систему знаний, умений, навыков, видов и способов деятельности, которые отобраны из определенных отраслей науки или искусства для усвоения в процессе обучения. Учебная тема представляет собой часть учебного предмета, которая раскрывает отдельный вопрос, явление, предмет. Усвоение же учебной темы дает возможность использовать приобретенные знания в различных ситуациях жизни. Содержание любой темы представляется системой элементов базы знаний, которые формируют мировоззрение человека.

Знания выражаются в понятиях и явлениях, процессах и особенностях, систематизированных фактах, правилах, алгоритмах и зависимостях, моделях и теориях, законах и гипотезах.
Базой знаний учебного предмета считают максимально необходимое и возможное для усвоения количество понятий, явлений, теорий и др., которая будет достаточно для использования на начальных этапах практической деятельности и дальнейшего самообразования. Использовать в полной мере базу знаний можно будет только после усвоения ее элементов.
Основными терминами, которые необходимо усвоить в рамках изучения темы "Анализ рентабельности предприятия", являются:
1). относительные показатели деятельности предприятия;
2). общее понятие рентабельности;
3). Рентабельность продукции: рентабельность реализованной продукции, рентабельность товарной продукции, рентабельность отдельного изделия;
4). рентабельность предприятия (общая рентабельность): рентабельность оборота, рентабельность всего капитала, рентабельность основных средств, рентабельность собственного капитала, рентабельность перманентного капитала.
При изучении данной темы важно выделить элементы знаний, которые должны были быть изучены студентами по другим темам предмета. К ним относятся следующие понятия: выручка от реализации, издержки предприятия, прибыль, основные средства предприятия, собственный капитал предприятия, заемные средства.
К основным элементам базы знаний по теме "Анализ рентабельности предприятия" следует отнести:
- методику расчета приведенных выше показателей рентабельности;
- взаимосвязь между показателями рентабельности;
- анализ показателей рентабельности.
К прикладным знаниям по этой теме относится изучение форм отчетности предприятия, на основе которых рассчитываются показатели рентабельности.
Модель усвоения базы знаний учебной темы представляет перечень элементов ее базы знаний с определенным уровнем усвоения каждого элемента. В практической деятельности выделяют три уровня усвоения:
1. Усвоение на репродуктивном уровне - это умение воспроизводить элемент базы знаний и решать типовые для учебного предмета задачи в типовых условиях;
2. Алгоритмично-действенное усвоение - это умение применять элементы базы знаний для решения типичных задач учебного предмета в новых условиях;
3. Творческое усвоение - это умение использовать базу знаний для приобретения новых знаний и решения новых задач в новых условиях и нестандартных ситуациях.
С моей точки зрения, наиболее желательным является творческое усвоение, которое раскрывает горизонты развития перед личностью. Но оно не возможно без первых двух.

Поэтому, минимально необходимо, чтобы студенты полностью усвоили тему на репродуктивном уровне с ориентацией на то, что в процессе практических занятий и после прохождения производственной практики они смогут усвоить тему на двух следующих уровнях.
Модель усвоения базы знаний темы Анализ рентабельности предприятия представлена в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Модель усвоения базы знаний.

Группы и элементы базы знаний темы Уровни усвоения
Анализ рентабельности предприятия Репродук-тивный Алгоритмично-действенный Творческий
1. Термины и понятия:
- понятие относительных показателей;
- понятие рентабельности;
- виды рентабельности.
+
+
+
-
-
-
-
-
-
2. Основные элементы:
- методика расчета показателей рентабельности;
- взаимосвязь показателей рентабельности;
- анализ показателей рентабельности.
+
+
+
+
+
+
-
-
+
3. Прикладные знания:
- формы финансовой отчетности, необходимые для анализа рентабельности
+ - -


Выбор уровней усвоения, приведенный в таблице 3.1 требует пояснения. Практически все элементы базы знаний должны быть усвоены на репродуктивном уровне, так как студенты должны четко представлять сущность рентабельности и знать основы методики расчета его показателей в типовых условиях.

К тому же, основные элементы базы знаний должны быть также усвоены на алгоритмично-действенном уровне. Это объясняется тем, что на основе полученных и усвоенных знаний, во время прохождения практики или на рабочем месте может потребоваться рассчитать новые показатели рентабельности, определяемые спецификой деятельности анализируемого предприятия.

В этом случае усвоенная база знаний будет применяться уже для новых и условий. Наконец, к творческому (проблемному) уровню усвоения я посчитал целесообразным отнести умение анализировать показатели рентабельности. Действительно, умение делать аналитическое заключение при исследовании рентабельности предприятия развивает логическое мышление, усиливает понимание структуры взаимосвязи показателей деятельности, позволяет ориентироваться в новых и нестандартных ситуациях и находить пути улучшения финансового состояния.
Таким образом, создание модели усвоения базы знаний помогает конкретизировать цели обучения, выбрать формы и методы проведения занятия, разработать тестовые задания для проведения контроля знаний учащихся и задания самостоятельной работы.

Методы и формы обучения.


Основой любой успешной деятельности человека является организация. Поэтому и при преподавании нужно сначала выбрать одну из организационных форм обучения. Формой называют внешнее выражение какого либо содержания. Формы организации обучения входят в операционно-деятельностный компонент процесса обучения и представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности преподавателя и обучаемых, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме.

К основным организационным формам относятся индивидуальная, индивидуально-групповая, классно-урочная, белл-ланкастерская, дальтон-план, план Трампа, метод проекта. Все формы организации обучения можно условно разделить на две группы: 1. Общие формы.
2. Специальные формы.
Все формы, как правило, определяются следующими правилами:
- составом тех, кто учится;
- местом и временем проведения занятий;
- содержанием обучения;
- характером учебно-познавательной деятельности студентов;
- способами управления обучаемыми со стороны преподавателей.
К общим формам организации обучения относятся:
1. Индивидуальное обучение, которое предполагает выполнение студентом учебного задания самостоятельно, на уровне его учебных возможностей и без взаимодействия с другими обучаемыми, используя помощь преподавателя;
2. Коллективное (фронтальное) обучение, которое предполагает одновременное выполнение всеми обучаемыми одного и того же задания под руководством преподавателя;
3. Групповое обучение - способ организации учебных занятий, при котором ставится определенное задание для группы студентов. Различают следующие формы группового обучения: бригадная, звеньевая, парная.
К специальным формам организации относятся: лекции, практические занятия, семинары, учебные экскурсии, предметные кружки, факультатив, практикумы, лабораторные работы, учебные конференции, дискуссии, диспуты, дополнительные занятия, консультации, конкурсы, олимпиады.
Как известно, обучение представляет собой разнообразную деятельность преподавателя и обучаемых, направленную на овладение последними знаниями, умениями и навыками, развития их умственных способностей, способов мышления, а также воспитанием. Эта деятельность осуществляется на основе применения тех или иных методов.

Методы обычно определяют, каким образом способы работы преподавателя, при помощи которых достигается приобретение учащимися знаний, умений и навыков, формируют их мировоззрение и развиваются способности.
Все существующие группы методов обучения можно условно разделить на 6 групп:
1). устное изложение материала (лекция);
2). Обсуждение изучаемого материала - может реализовываться в форме беседы, классно-группового занятия, семинара, собеседования, конференции и т.д.;
3). Показ, демонстрация - такая организация занятия, когда либо слово преподавателя подкрепляется наглядными материалами, либо наглядные материалы обосновываются, комментируются преподавателем;



Содержание раздела