d9e5a92d

Трехкомпонентный тест способностей стернберга


когда возникает новая проблема. Если же он хорошо ориентируется в относительно новой ситуации, у него остается больше ресурсов на автоматическую обработку информации.
Субтеория контекста. Как гласит эта теория, интеллектуальное мышление направлено на одну или более из трех целей поведения, какими являются адаптация к окружающей среде, формирование или выбор ее. Эти три цели могут быть рассмотрены как функции, на которые и направлен интеллект. Интеллект это не бесцельная или произвольная умственная деятельность, направленная только на активизацию, необходимых компонентов обработки информации с учетом определенного уровня опыта.

Он, вероятно, полностью направлен на то, чтобы достичь этих основных целей, которые конкретны и специфичны в жизни каждого отдельного человека.
Чаще всего интеллектуальное мышление сориентировано на адаптацию человека к окружающей обстановке. Требования такой адаптации продиктованы конкретными ситуациями, причем независимо от того, идет ли речь об обстановке в семье, на работе или относительно культуры и субкультуры. Согласно трехком-понентной теории, в особенности субтеории контекста, процессы, опытные факты и функции интеллекта по существу остаются в рамках одного контекста неизменными, а вот их отдельные нюансы могут варьировать.

Итак, интеллектуальное мышление и его проявления в поведении необязательно свидетельствуют о сходстве контекстов. Чтобы понять интеллект, нужно попытаться изучить не только то, как он проявляется во внутренних процессах мышления, или его внешнее проявление в аспектах опыта, надо также понять, как благодаря интеллекту мышление преобразуется в действие в рамках определенного контекста. Эти ситуативные различия связаны с адаптивностью; интеллект обусловливает различную деятельность в рамках конкретных культурных условий.
Формирование окружения действенно как стратегия дублирования, когда не удается приспособиться к каким-либо условиям. Если человек не способен изменить себя для того, чтобы адаптироваться к окружающей среде, он может попытаться ее изменить, чтобы она больше подходила ему. Формирование среды, однако, не всегда просто заменяет собой адаптацию.

Порой оно испробовано еще до того, как человек попытался адаптироваться к ситуации. В науке можно провести различие между теми, кто формирует научные парадигмы (разработчики), и теми, кто следует этим образцам (последователи) (Sternberg, 1999a).
Отбор включает в себя отказ от определенных условий в пользу других. Он применим, когда ни адаптироваться, ни сформировать новые условия не удалось. Невозможность приспособиться к условиям работы или подстроиться под чьи-либо интересы, ценности, ожидания или способности может привести к тому, что человек решит искать другую работу.

Однако выбор не всегда используется в качестве последнего средства. Он отражает признание этим человеком того, что ситуация ему не подходит и не имеет смысла пытаться ее изменять.
Адаптация, формирование и выбор это функции развитого мышления и его контекстуально обусловленного проявления. Благодаря им компоненты интеллекта задействуются на различных уровнях опыта, будучи актуализированными
в реальной жизни. Это и есть определение практического интеллекта, которым воспользовались Стернберг и его коллеги (Sternberg, 1997a; Sternberg Wagner, 1986).
Трехкомпонентный тест способностей Стернберга
Для оценки компонентов теории Стернберга (Sternberg, 1985a, 1988) был разработан способ измерений. Трехкомпонентный тест способностей Стернберга (STA Т) (Sternberg, 1991a, 1991b, 1993) измеряет три основные составляющиеинтеллекту-альной обработки информации, а именно аналитические, творческие и практические способности, которые отражены в субтеориях, описанных выше. Аналитические вопросы выявляют способность контекстуального понимания и индуктивного обоснования (т. е. определяют отношение интеллекта к внутреннему миру). Вопросы творческого характера должны установить способность разбираться с незнакомыми ситуациями (т. е. определяют отношение интеллекта к опыту).

Вопросы практического рода направлены на установление способности решать повседневные проблемы реальной жизни (т. е. определяют отношение интеллекта к внешнему миру).


Существующая ныне версия STAT( 1993) имеет девять субтестов, включающих разнообразные варианты выбора. Каждый из субтестов состоит из четырех пунктов и трех эссе. В этих девяти субтестах репрезентируется скрещение трех типов обработки информации (аналитического, творческого и практического) с тремя главными сферами (вербальной, фигуральной и количественной).

Три эссе помогают оценить деятельность в аналитической, творческой и практической областях. Мы опишем каждый из субтестов, созданных с учетом различных областей обработки информации.
Существуют четыре аналитических субтеста 5ТЛГ(вербальный, количественный, фигуральный и эссе). Тесты, традиционно определяющие вербальные способности (т. е. тесты на синонимы и антонимы), значительно коррелируют с показателем IQ (Sternberg Powell, 1983). Но эти тесты больше говорят о достижениях, чем о способностях. Другими словами, они подчеркивают результат, а не процесс обучения.

Аналитико-вербальные способности, оцениваемые тестом STAT, характеризуют обучаемость в определенных условиях. Словарный запас рассматривается как показатель способности выбирать информацию из значимого контекста (Sternberg, 1987) Аналитико-количественный раздел тестирования позволяет определить способности индуктивного размышления в сфере цифр. Аналитико-фигуральный раздел подобным же образом позволяет определить способность индуктивного мышления или при цифровой классификации, или же в решении задач на фигуральные аналогии.

При тестировании, предполагающем цифровую классификацию, экзаменуемый должен указать, какие цифры не являются принадлежностью рядов. Четыре аналитических субтеста таковы:
Аналитика-вербальный тест (неологизмы). Студенты видят в параграфе новое слово и должны сделать заключение о его значении, исходя из контекста.
Аналитико-количественный тест (серии чисел). Студенты должны сказать, какое число будет следующим в предложенном им числовом ряду.
Q8



Содержание раздела