d9e5a92d

Теории компетентности


исполнения. Большинство видов компетентности требует также применения и некоторых творческих навыков. Ученые создают новые теории и эксперименты, чтобы познать неизвестное. Юристы творчески подходят к закону, чтобы защитить своих клиентов.

Наконец, компетентность требует практических навыков. Преуспевающий врач обладает навыками обращения с пациентами, т. е. способами "достучаться" до них, успокоить их и заверить в том, что они получают необходимую помощь. Юристам требуется убедить своих клиентов рассказать правду, чтобы они могли адекватно представлять их в суде.

Ученые должны убедить зачастую скептически настроенную публику, научную или иную, в том, что их идеи не просто легкий коктейль из фактов и домыслов, а основательно проработанное представление научных фактов. Музыкантам и артистам необходимо заинтересовать потенциальных слушателей, чтобы они уделили внимание их выступлению или творческой работе.
Компетентность можно рассматривать не только как свойство человека, но и как особенность восприятия его другими людьми в аспекте взаимодействия человека и ситуации. В этом случае компетентность аналогична обретению общепризнанного статуса, что позволяет назвать отдельную группу людей специалистами (Sternberg, 1994a), в противном случае могут возникнуть трудности в реализации своих способностей. Например, индивид, обучившийся медицине, не может практиковать без лицензии; человек с образованием юриста не может представлять клиентов, не получив звания адвоката. Ученый может заниматься наукой без академических "верительных грамот", но при этом у него возникнут трудности при получении академической должности или в финансировании исследований. Компетентность в шахматах признание рейтинговой позиции, определяющей место игрока в мировой классификации в зависимости от его мастерства.

При получении статуса специалиста могут потребоваться практические навыки, подтверждающие соответствие данной классификации.
Теории компетентности
Теории компетентности преимущественно фокусируются либо на умственных процессах, лежащих в основе деятельности, либо на возникающем в результате этих процессов знании и его организации. Эти факторы исследуются при дифференциации индивидов, обладающих большей или меньшей компетентностью. Мы кратко охарактеризуем эти теории, представленные в работах Эриксона и Смита (Ericsson Smith, 1991), Стернберга и Бен Зева (Sternberg Ben Zeev, in press) и Стернберга, Григоренко и Феррари (Sternberg, Grigorenko Ferrari, in press).
Теории, сосредоточивающиеся на умственных процессах. Некоторые теории компетентности подчеркивают роль планирования, решения проблем и процессов рассуждения (Charness, 1981, 1991; Charness, Krampe, Mayr, 1996). Другие теории выделяют процессы получения информации (Lesgold et al., 1985; Patel Groen, 1991; Sternberg, 1985b). Стернберг идентифицировал метакомпонентные процессы, отличающие эксперта от новичка: планирование, отслеживание, оценка решения проблемы, принятие решения.

Специалисты и новички представляют информацию по-разному; первые разрабатывают более сложные стратегии и мониторинг деятельности, чем вторые.
Специалисты в отличие от новичков занимаются глобальным, или стратегическим, планированием для решения проблем в целом, что требует значительных затрат времени. Новички, напротив, довольно быстро приступают к решению проблемы, но в результате на стадии поиска или, точнее, в процессе поиска они, вероятно, вынуждены будут переделывать всю работу. Дивидендом от больших затрат времени при глобальном планировании оказывается впоследствии меньшее время, отведенное локальному, тактическому планированию, необходимому для поэтапного решения проблемы.

В конечном счете, если глобальное планирование было неполным или неадекватным, локальное планирование, вероятно, займет больше времени в процессе решения проблемы (Sternberg, 1981).
Поскольку специалисты могут распознавать глубинную структуру проблемы, они в состоянии решать задачи, видя перспективу, в то время как новички чаще всего идут от обратного. Иными словами, специалисты видят условие задачи и затем продвигаются вперед от формулировки к решению. Новички с большей вероятностью начинают с известного или подразумеваемого решения, а затем действуют в обратном направлении, размышляя, можно ли решить задачу, исходя из ее условия и учитывая уже пройденные ими моменты.


Постоянное расхождение в видении проблемы (Chi et al., 1988) составляет главное различие между специалистами и новичками. Хотя поставленная перед ними задача с виду одна и та же, психологически она решается или по меньшей мере представляется по-разному. Там, где специалист-физик увидит проявление принципа, новичок-физик обнаружит чисто механическое взаимодействие. В поведении человека, на которое обыватель смотрит как на колебания настроения, психиатр увидит маниакально-депрессивный психоз.

Различие в представлениях показывает, насколько трудно отделить знание от обработки информации; утверждения, которые делаются специалистами, были бы невозможны без широкой и хорошо организованной базы знаний.
Теории, фокусирующиеся на знании. Теории, сосредоточенные на роли знания и его организации, часто подчеркивают роль накопленной информации в долгосрочной памяти как ключ к пониманию компетентности. Эти теории исходят из работ де Грота (de Groot, 1978) и Чейза и Саймона (Chase Simon, 1973).
Де Грот (1978) просил шахматистов разного уровня компетентности обдумывать вслух ходы, возможные в той или иной шахматной ситуации. В большинстве случаев и гроссмейстеры, и простые шахматисты оценивали ходы сходным образом. Не было никакого различия в количестве ходов, рассматриваемых группами различного уровня компетентности, но гроссмейстеры находили лучшее решение раньше, чем это делали обычные знатоки.

Де Грот пришел к выводу, что первые опираются на более широкую базу знаний, чем вторые. Они узнавали представленную позицию как подобную увиденной прежде или идентичную ей и, следовательно, могли быстро выбрать оптимальный ход. Приобретенные посредством опыта знания, а не какой-либо другой вид обработки информации и являются тем, что отличает гроссмейстера от обычных шахматистов.
Чейз и Саймон (1973) предположили, что у гроссмейстеров память лучше, чем у обычных игроков. Они проверили эту гипотезу, предложив обеим группам в течение 5 секунд запомнить шахматные комбинации и воспроизвести их. Вариан-



Содержание раздела