d9e5a92d

Роль практического интеллекта в гражданской жизни


Роль практического интеллекта в гражданской жизни
В своей программе исследований мы исходим из предпосылки, что существуют более успешные методы прогнозирования деятельности, нежели измерение так называемого генерального фактора, проводимое в рамках традиционных психометрических тестов интеллекта (Sternberg Wagner, 1993). По нашему предположению, неявные знания как аспект практического интеллекта являются главной составляющей успеха в любой сфере. Разумеется, не все соглашаются с этой точкой зрения (ensen, 1993; Ree Earles, 1993; Schmidt Hunter, 1993, 1998), поскольку считают, что индивидуальные различия в действиях преимущественно объясняются общей когнитивной способностью.

Некоторые сторонники применения тестов на общую когнитивную способность идут дальше, доказывая, что ценность подобных измерений заключается в их приложимости к работе любого рода, в их "экономичности", так как не требуется больших расходов на разработку и проведение данного тестирования, и в высокой валидности (Schmidt Hunter, 1998). Однако даже Шмидт и Хантер признают, что альтернативные измерения, например тесты образцов деятельности и тесты на знание работы, имеют близкую и, возможно, даже более высокую валидность, чем тесты, определяющие генеральную способность, и обладают большей прогностической ценностью, нежели последние.
Стернберг и его коллеги изучали неявные знания бизнес-менеджеров, профессоров колледжей в университетах, учащихся начальной школы, продавцов, студентов университета. В результате анализа проведенной работы выяснилось, что этот важный аспект практического интеллекта вообще не имеет отношения к академическому интеллекту в том виде, как его оценивают традиционные тесты, проводимые с людьми различных групп, профессий и возрастов (Sternberg et a}., 1993; Sternberg et al., 1995; Wagner, 1987; Wagner Sternberg, 1985). Основная задача в изучении неявных знаний определить их сущность и разработать способы их измерения.

Тесты такого типа предоставляют набор проблемных ситуаций, респондентов же просят оценить качество или уместность множества возможных реакций на эти ситуации. (Формат и разработка тестов на неявные знания рассматривались выше.) В восьмой главе мы обратимся к исследованиям неявных знаний, проводившимся в гражданских условиях, а в девятой представим специфический проект тестирования военачальников.
Университетские психологи
Университетские психологи
Одно из первых исследований, предусмотренных программой изучения неявных знаний, проведено Вагнером и Стернбергом (Wagner Sternberg, 1985) с психологами университетов. Ученые разработали тест на неявные знания, применимый к данной группе респондентов. Он базировался на интервью с пятью профессорами, имеющими докторскую степень, проводился же с тремя группами тестируемых.

Первая состояла из 54 членов профессорско-преподавательского состава 20 факультетов психологии, в том числе 15 лучших национальных колледжей. Вторая из 104 студентов, изучающих психологию на тех же факультетах, где работают и преподаватели. Третья из 29 выпускников Йельского университета. Каждый участник получил для оценки 12 описаний ситуаций, связанных с выполняемой работой и предполагавших от 6 до 20 вариантов ответа.

Например, одна из них представляла доцента, занимавшего эту должность второй год и опубликовавшего годом ранее две не связанных между собой статьи эмпирического характера; он не сделал пока никакого выдающегося открытия, работал вместе с аспирантом. Цель первого стать величиной в своей области и добиться признания на кафедре. Участников просили оценить по шкале от 1 до 9 ценность нескольких рекомендаций относительно того, что доцент мог бы сделать в ближайшие 2 месяца. Образцы ответов были таковы:
улучшить качество преподавания;
написать заявку на получение гранта;
приступить к проекту долговременного исследования, который привел бы к главной работе теоретического плана;
сконцентрироваться на "вербовке" большего количества студентов;
участвовать в работе университетского научного комитета, сосредоточившись на общественных отношениях;


начать несколько связанных между собой краткосрочных проектов, каждый из которых мог бы вылиться в статью эмпирического характера.
Ответы респондентов подсчитывались согласно корреляции оценок каждого вопроса с индексом, определенным для различных групп (1 студенты, 2 аспиранты, 3 преподаватели факультета). Положительная корреляция указывала, что более высокие оценки в рамках ответа на данный вопрос связаны с большей компетентностью, а отрицательная корреляция показывала противоположную зависимость. Вагнер и Стернберг (Wagner Sternberg, 1985) обосновали тест, используя несколько критериев.

Они получили от преподавателей факультета сведения о цитатном рейтинге их работ, числе публикаций, количестве конференций, посещенных в прошлом году, числе представленных на конференциях научных работ, распределении времени на преподавание и исследования, об академическом звании, годе получения научной степени доктора и звания профессора и о ранге учреждения (высоком или низком). В случае со студентами они привлекли баллы по разделу вербального рассуждения дифференциального теста способностей (DAT) (Bennett, Seashore Wesman, 1974).
40



Содержание раздела