d9e5a92d

Развитие способностей к получению неявных знаний


Развитие практических способностей к получению неявных знаний
Даже в тех случаях, когда обучение упрощается благодаря обращению к собственной практической деятельности, некоторые люди приобретают неявные знания более эффективным образом, чем другие. Нами уже рассматривались некоторые процессы, признанные основополагающими для успешного получения неявных знаний. В дополнение к выявлению этих процессов с помощью тестирования разработаны методы, направленные на поддержание и развитие этих навыков.
Если уяснить, почему же одни индивиды более действенно учатся на собственном опыте, чем другие, можно научить людей более внимательно относиться к тем урокам, что преподает им их собственный опыт. Например, им предлагаются стратегии, которые помогают осуществлять селективное кодирование, селективную комбинацию и селективное сравнение информации. Обучение этим стратегиям предполагает выявление примеров, в которых существенная информация выведена на первый план, показ графиков или иллюстраций, демонстрирующих, как комбинируется информация, и объясняющих, каким образом новая информация соотносится с полученными ранее знаниями.

Можно также давать подсказки в форме вопросов, указываемых при решении незнакомых индивидам практических проблем.
В исследованиях, проведенных Окагаки, Стернбергом и Вагнером (цит.: Stern-berg et al., 1993), респондентам предлагались различные подсказки, чтобы содействовать в приобретении неявных знаний. Участники были разделены на пять групп, две из которых были контрольные, а три экспериментальные. Всем участникам были предложены предварительный тест и заключительное тестирование на уровень неявных знаний, свойственных продавцам.

Дополнительно респонденты из некоторых групп выполняли задание, связанное с получением неявных знаний. Им отводилась роль менеджера по персоналу, в обязанность которого входили прочтение и анализ материалов, собранных по результатам трех собеседований, а также оценка кандидатов, претендующих на торговые должности в компании.
Респонденты, составившие первую контрольную группу, выполнили предварительный и итоговый тесты без постороннего вмешательства, не получив дополнительных заданий и подсказок. Во второй контрольной группе участникам дали задание, направленное на увеличение объема их неявных знаний, и они выполняли его безо всяких подсказок. Участники, вошедшие в первую экспериментальную группу, получили тестовое задание, для выполнения которого им были предоставлены дополнительные подсказки, чтобы помочь в процессе селективного кодирования. Точнее, была особо выделена значимая информация, кроме того, указан соответствующий экспериментальный метод. Задание для второй экспериментальной группы содержало подсказки, способствующие процессу селективной комбинации.

Также на первом плане оказалась значимая информация, был предложен экспериментальный метод и дан листок с замечаниями, которые должны были помочь участникам собрать информацию. В третьей экспериментальной группе опрашиваемые получили задание с подсказками, облегчающими процесс
Оценка
селективного сравнения. И снова была выделена существенная информация, а также предложено практическое правило. Но дополнительно предлагалось ознакомиться с оценкой ситуации, которую дал предыдущий продавец.
Исследователи обнаружили, что из числа респондентов, выполнявших задание, направленное на увеличение объема неявных знаний, те, кто был в составе контрольной группы (где не давалось подсказок), действовали хуже всех. Этот вывод получен на основании точности идентификации участниками значимой информации, вычлененной из условий задачи (Sternberg, Wagner, Okagaki, 1993). Среди экспериментальных групп лучше всего действовала та, которая получила подсказку в процессе селективной комбинации. Если оценивать уровни предшествующего и окончательного тестирования неявных знаний, то хуже всего они оказались у контрольной группы, не получившей дополнительного задания. Среди групп, которым его дали, наивысшие результаты при тестировании имели те, кто получил подсказки в плане селективного кодирования и селективной комбинации.



Группа, имевшая подсказки для селективного сравнения, не показала существенных изменений в результатах тестирования. На основе отмеченного можно предположить, что подсказка при селективном кодировании и селективном сочетании информации увеличивает способности индивида к получению неявных знаний.
Оценка
Неявные знания могут быть использованы также в оценке уровня приобретенного каким-либо человеком мастерства. Иными словами, они способствуют определению степени успеха, которого достиг индивид.
Критерий успешной деятельности применяется, когда необходимо принимать решения по зарплате и карьерному росту, обеспечить обратную связь и благоприятное развитие, а также оценить эффективность усилий отбора и обучения. Данный критерий предполагает оценку деятельности, уровня продукции, учета оборота, отсутствия на работе, уровня занимаемой должности и зарплаты, деятельности в тестировании и при выполнении тестов на выявление знаний, связанных с выполняемой работой (Borman, 1991).
Рейтинги исполняемой деятельности привлекаются наиболее часто, довольно хорошо изучены и методы оценки (Ilgen, Barnes-Farrell McKellin, 1993; Landy Farr, 1980). Обычно ее оценивают другие люди (например, сослуживцы, руководители, подчиненные), хотя иногда применяют и методы самооценки. При этом проводится оценка как общей эффективности деятельности, так и конкретных примеров поведения (например, неаккуратное отделение стружки при работе на токарном станке).

Шкала оценок поведения (А), например, предлагает сравнить наблюдаемое поведение с нормами, указанными в ней (Bernardin Smith, 1981) Конечно, такие оценки проблематичны независимо от их формата, поскольку они основываются на суждении других людей, некоторые из которых могли иметь весьма ограниченный контакт с тем человеком, кого им приходится оценивать (например, начальники). Они также могли иметь неполное представление о его деятельности (например, подчиненные или сослуживцы) или относиться к оце-



Содержание раздела