d9e5a92d

Природа интеллекта


Природа интеллекта
Интеллект обычно определяется как способность гибко и эффективно адаптироваться к окружающей среде (Sternberg, in press a; Sternberg Detterman, 1986). Хотя теоретики интеллекта могут не согласиться с точностью этого определения, большинство из них примет идею адаптации. Истоки современного изучения интеллекта в значительной степени берут начало в исследованиях школьных условий (Binet Simon, 1905; Spearman, 1904). Данная научная область по-прежнему остается основанной на изучении школы. Однако наша цель понять интеллект в его связи с повседневной жизнью, реальными жизненными задачами.

Мы начнем с обзора различных теорий и подходов к изучению интеллекта.
Тесты интеллекта: история развития
Конечно, одной из самых значительных работ за все время исследования интеллекта была книга Чарльза Дарвина (1859) "Происхождение видов". Ученый предположил, что эволюция видов и развитие прослеживаются в процессе естественного отбора. Книга оказала большое влияние на многочисленные научные изыскания, в том числе на изучение человеческого интеллекта и специфики его развития.

Дарвин отметил, что способности человека есть в некотором смысле продолжение способностей низших животных.
Двоюродный брат Дарвина, сэр Фрэнсис Гальтон, возможно, был первым, кто использовал теорию Дарвина в изучении человеческого интеллекта. Гальтон (1883) выдвинул гипотезу, что людей с развитым интеллектом отличают от менее интеллектуальных два главных качества. Первое энергичность, работоспособность.

Гальтон заметил, что интеллектуально способных людей характеризует поразительный уровень энергичности. Второе качество восприимчивость. Согласно Гальтону, чем мы умнее, тем более чувствительны к стимулам, нас окружающим.
Семь лет, между 1884 и 1890 гг., Гальтон был управляющим Южного Кенсинг-тонского музея в Лондоне, где за небольшую плату люди могли проверить свой интеллект. В тестах использовались различные единицы измерения, например свист для определения самого высокого уровня звука, который человек может воспринять, ружейные патроны, наполненные всевозможными материалами, чтобы измерить ощущение веса. Большинству покажется сомнительной та идея,
Тесты интеллекта: история развития
что наша способность определять высокие звуки или различный вес является показателем уровня интеллекта. Однако тогда эти тесты люди воспринимали вполне серьезно, включая психолога Джеймса Мак-Кина Кеттелла, который "принес" идеи Гальтона в Соединенные Штаты. Кеттелл (1890) разработал аналогичные тесты, которые включали испытания сжатием и надавливанием инструментами, пока человек не почувствует боль.

Студент Кеттелла, Уисслер (1901), обнаружил, что баллы, полученные в результате такого теста, не соотносятся друг с другом и тем более с уровнем, который демонстрирует тестируемый в колледже, что поставило под сомнение правдоподобность интеллектуальных тестов Гальтона и Кеттелла.
Идея Гальтона имела смысл, если учесть эволюционную точку зрения. Когда-то животные и люди с высокими сенсорными способностями, вероятно, имели в процессе отбора преимущества над теми, у кого этих способностей не было, но сейчас чувствительность больше не является основным фактором, дающим преимущества при репродукции человека и выживании вообще. Тесты, разработанные в дальнейшем, приближались к интеллекту исходя из различных перспектив.
В 1904 г. французский министр просвещения создал комиссию, целью которой было найти способ различения действительно психически "неполноценных" детей и тех, кто не успевает в школе по другим причинам. Комиссия должна была гарантировать, что дети будут помещены в классы для психически отсталых только в том случае, если они "не способны извлечь пользу от обучения в обычных школах". Альфред Бине и его коллега Теодор Симон разработали тесты, удовлетворяющие этому требованию.
Концепция интеллекта и его измерения, которой придерживались Бине и Симон (1916), кардинально отличалась от идей Гальтона и Кеттелла. Считая другие тесты "потраченным впустую временем", Бине и Симон рассуждали о ядре интеллекта как о "суждении, иначе называемом здравым смыслом, практическим смыслом, инициативой, способностью адаптироваться к обстоятельствам. Обстоятельно оценивать, успешно постигать, рассуждать все это является необходимым для интеллекта".


Большинство людей знают Бине только по его тесту, но он создал и теорию интеллекта. По его мнению, развитое мышление состоит из трех элементов, определяемых им как целеполагание, адаптивность и оценка. Целеполагание это знание того, что нужно сделать и как этого достичь.

Адаптивность определение стратегии выполнения задачи, сохранение ее, а также ее приспосабливание. Оценка способность быть критичным относительно своих мыслей и действий.
Идеи Бине, как и Гальтона, получили распространение в Соединенных Штатах. Льюис Терман, профессор психологии Стэнфордского университета, создал американизированный тест, основанный на теории и тестах Бине (Terman, 1916). Самая последняя версия теста Стэнфорда-Бине все еще является ведущей при измерении интеллекта в сфере бизнеса (Thorndike, Hagen Sattler, 1986).

Четвертое издание шкалы интеллекта Стэнфорда-Бине (СБIV) представляет собой самое последнее из разработанных, начиная с 1905 г. Первый пересмотр (т. е. второе издание) шкалы Стэнфорда-Бине осуществлен в 1937 г. (Terman Merrill, 1937), третье ее издание появилось в 1960 г. (Terman Merrill, 1960). Это тести-



Содержание раздела