d9e5a92d

Р. Дж. Стернберг - Практический интеллект

Авторы - Р. Дж. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хедланд, Дж. А. Хорвард, Р. К. Вагнер, В. М. Вильяме, С. А. Снук, Е. Л. Григоренко

В этой новаторской книге рассматриваются психологические исследования практического интеллекта и описывается его роль в повседневной жизни. Авторы акцентируют важность невербализованных знаний — того, что мы узнаем из собственного опыта в процессе деятельности. Основываясь на многолетнем исследовании, доктор Стернберг и его коллеги обнаружили также, что неявные знания могут быть оценены количественно. Кроме того, данные различных исследований показывают, что практический интеллект не только психологически, но и статистически отличается от научного интеллекта, а также от склада личности и мыслительных навыков. Показано, что практический интеллект так же, а иногда и более тесно, чем научный, детерминирует успешность школьного обучения и эффективность производственной деятельности. В книге дается подробный обзор изучения практического интеллекта в США и других странах в таких сферах деятельности, как менеджмент, военное командование, преподавание и научно-исследовательская работа, торговля

Практический интеллект, который большинство людей называют здравым смыслом, это способность формировать субъективное психологическое пространство в окружающем нас мире. В повседневной жизни практический интеллект значительно больше востребован, чем собственно интеллект. Не обладая хотя бы малой его долей, нельзя выжить в культурной и тем более в природной среде. В нашей работе мы исследовали многие аспекты практического интеллекта, но особое внимание сосредоточили на одной из его важнейших сторон неявном (имплицитном) знании, получаемом в процессе повседневной жизни, чему обычно не учат и что часто даже не получает словесного выражения. Неявное знание подсказывает оптимальное решение, позволяющее достичь максимального эффекта.
В нашей работе мы исследовали этот род знания у представителей самых разнообразных групп: менеджеров, военных руководителей, университетских профессоров, учителей школ, дворников, секретарей, коммивояжеров, американских детей и детей из сельской местности Кении. Но для большинства из них интеллект не ассоциируется ни с имплицитным знанием, ни с практическим интеллектом.

Практический интеллект
Что такое практический интеллект?
Теории компетентности
Приобретение компетентности
Практический интеллект как форма приобретаемого опыта
Природа интеллекта

Теории интеллекта
Границы имплицитных теорий
Эксплицитные теории
Биологический подход
Когнитивный подход
Альтернативные когнитивные подходы

Контекстуальный подход
Компонентная субтеория
Особенность практического интеллекта: его природа и развитие
Решение задач математического типа
Принцип, применимый к взрослым
Прелесть старения: возрастные паттерны
Практические и академические способности

Проявления прагматического интеллекта
Что изменяется в практическом интеллекте?
Роль контекста в решении практических проблем
Содержание решения практических проблем
Стратегии решения практических проблем

Интерпретация (определение) проблем
Прототипические формы развивающегося практического интеллекта
Мудрость
Респонденты старшего возраста
Действие не может быть приложено к интеллекту
Практический интеллект в служебной деятельности
Рациональные подходы к менеджменту
Применение практического интеллекта в служебной деятельности

Решение нелинейных задач
Рефлексия во время действий
Подходы к изучению практического интеллекта
Социальный интеллект
Невербальные подходы при измерении социального интеллекта
Последующие исследования

Эмоциональный интеллект
Метод измерения эмоционального интеллекта
Всесторонняя структура способностей
Структура жизненных систем
Компоненты приобретения знаний
Трехкомпонентный тест способностей стернберга

Аналитика-фигуральный тест
Результаты тестирования с применением staт
Измерение практического интеллекта
Понимание практического интеллекта
Неявные знания как теоретический концепт

Типичное получение неявных знаний
Чем не являются неявные знания
Описание неявных знаний как различных уровней абстракции
Семантическая память
Идентификация и измерение неявных знаний
Измерение неявных знаний
Метод оценки неявных знаний

Неявные знания как оцениваемый конструкт
Разработка опросника неявных знаний
Протокол для проведения интервью
Рассказ интервьюируемого о руководстве
Отбор примера
Создание инструментария
Создание опросника неявных знаний: выводы

Субстантивный аспект
Результирующий аспект
Роль практического интеллекта в гражданской жизни
Бизнес-менеджеры
Центр исследования креативного лидерства
Новобранцы военно-воздушных сил
Менеджеры различного уровня
Неявные знания и опыт
Неявные знания и успешная деятельность
Программа исследования неявных знаний

Практический интеллект: примеры из военной сферы
Подходы к пониманию руководства
Узость существующих подходов
Неявные знания в области военного руководства
Неявные знания, связанные с самой личностью
Неявные знания в области военного руководства

Категории неявных знаний
Неявные знания военных руководителей
Другие неявные знания
Неявные знания в области военного руководства
Опросник для определения неявных знаний военных
Рейтинги эффективности руководителя
Опросник командира роты
Валидные измерения
Подсчет баллов
Доказательство конвергентной валидности

Доказательства конвергентной валидности
Роль неявных знаний в военном руководстве
Валидизационное исследование
Расшифровки интервью содержат истории руководителей
Практическая значимость
Навыки получения неявных знаний в сфере менеджмента

Увеличение полученных неявных знаний
Неявные знания контекстуально обусловлены
Развитие способностей к получению неявных знаний
Тесты на специальные, профессиональные, знания
Заключение
Третье доказательство
Литература






Расти, мое дерево, процветай, побольше плодов нам давай. Мыши не тронут, червь обойдёт, мои деньги дадут росток. Так тому и быть, и слово мое крепко, как бел-горюч камень.