d9e5a92d

Анализ затрат и рентабельность вспомогательного производства

Объем реализации в 1998 году составил 12757 т. руб.
Увеличение объема реализации:



Доход предприятия составит:
1275,7 736,8 = 538,9 т. руб.
Срок окупаемости затрат:
538,9 : 1275,7 = 0,58 года
Таким образом, можно сделать вывод о том, что введение в структуру организации специалиста по маркетингу и рекламе, и использования им новых методов управления сбытом, может принести заметные результаты повышения эффективности работы предприятия, улучшение его положения на рынке и общего финансового состояния организации, а также увеличение прибыли от реализации производимой продукции.

Реструктуризация производства


Объемы производства и реализации продукции, работ, услуг, выполняемых ДРСУ 4, могут быть увеличены также через реструктуризацию, то есть через консервацию, закрытие или сдачу в аренду нерентабельных производств.
В структуре общих затрат предприятия более 30 % составляют затраты на вспомогательное производство, поэтому решение о консервации незадействованных цехов и участков достаточно эффективно и позволяет снизить общие издержки.
Для того, чтобы оценить эффективность каждого цеха и участка, надо определить, какие издержки на это требуются.
Затраты на производство и расчет рентабельности по вспомогательному производству представлен в таблице 3. 5.
Таблица 3. 5
Анализ затрат и рентабельность вспомогательного производства

Вспомогательные цехи и участки Затраты на производство Затраты в % к общим затратам на вспомогательное производство Рентабельность цеха (участка), %
1. Приготовление щебня 14,729 0,3087 -0,027
2. Лесопильный цех 81,360 1,7 -1,31
3. Дробление щебня 225,267 4,72 0,478
4. Прочее подсобное хозяйство 73,408 1,54 -2,5
5. Автотранспорт грузовой 2172,420 45,54 13,26
6. Ремонтные мастерские 892,594 18,72 4,672
7. Котельная 1291,967 27,08 0,55
8. Электроэнергия 18,886 0,39 0,99
Итого 4770,631 100 16%


Из таблицы 3. 5 видно, что из 8 участков рассматриваемого предприятия только два высокорентабельны, поэтому в целом рентабельность производства низкая. Очевидно, что остальные цехи надо закрывать, а необходимую для производственного цикла продукции (или услуги) закупать в порядке кооперации, что уменьшит издержки на внутреннюю продукцию.

Это позволит не иметь излишков производственных мощностей и в результате увеличить эффективность производства.
Таким образом, если предприятие закроет нерентабельные производства (приготовление щебня, подсобное хозяйство, дробление щебня), то совокупные затраты по предприятию снизятся на 169,497 т. руб. На эту величину можно увеличить объем производства.

Исходя из того, что цена 1 квм равна 3,46 т. руб. (см. табл. 3. 1), объем производства может быть увеличен на величину, равную:



Рентабельность основной деятельности составит:


То есть увеличится на 6,4 %.
В результате проведенных мероприятий произошло сокращение подразделений; расходов; сокращение персонала не считается целесообразным в виду его интенсивного использования (см. табл. 2. 2); увеличение объемов производства за счет проведения маркетинговых мероприятий, то есть управление предприятием предполагается с помощью защитной и частично наступательной стратегии.
Сравнительный анализ показателей деятельности предприятия до и после внедрения мероприятий по увеличению объема реализации представлен в таблице 3. 6.
Таблица 3. 6
Показатели работы предприятия

Показатели 1998 год После внедрения мероприятий Абсолютное отклонение Относительное отклонение, %
1. Объем реализации в натуральном выражении (кв. м.) 3686,1 4103,697 417,597 -11,33
2. Выручка от реализации, т. р. 12757 14202,197 1445,197 11,328
3. Затраты по предприятию, т. р. 9687 10254,303 567,303 5,86
4. Прибыль, т. р. 3070 3947,894 877,894 28,6
5. Рентабельность основной деятельности 0,32 0,385 0,065 20,31
6. Производительность труда 94,5 105,2 10,7 11,3
7.рентабельность продукции 0,24 0,28 0,04 16,7


Таким образом, внедрение мероприятий целесообразно и ведет к увеличению прибыли от реализации на 28,6 %; производительности труда на 11,3 %; рентабельности основной деятельности (20,31 %) и продукции (16,7 %).

Заключение


Кризис предприятия, кризис управления довольно частое явление в наши дни. Перед многими руководителями встает проблема: как выйти из сложившегося положения, как улучшить свое состояние.

Этой проблеме и была посвящена дипломная работа Управление предприятием в условиях кризиса.
В первой главе рассмотрены теоретические вопросы по данной проблематике. Кризис случайность или закономерность? Почему благополучные ранее предприятия оказались в состоянии неплатежеспособности? На и финансовое, и экономическое многих организаций оказали воздействия внешние факторы.

То есть состояние экономики с ее непредсказуемостью, изменчивостью, неопределенностью. Но также многие причины экономического кризиса российских предприятий кроются в них самих.



Это неэффективное управление предприятием, и неудовлетворительный маркетинг, высокие издержки производства, устаревшая технология и другие. После выявления причин и факторов появления неблагоприятной ситуации целесообразна разработка путей выхода из нее через систему финансового анализа или стратегическое планирование, возможно через реструктуризацию или наиболее эффективную систему банкротства, а если это инвестиционный кризис, то это может быть и выработка комплекса мер по созданию реального и долговременного хозяина предприятия. и выявление резервов основного и оборотного капитала и многие другие мероприятия, которые бы, по мнению руководства, считались бы эффективными и необходимые для данного предприятия, так как каждая кризисная ситуация специфична и требует своего подхода.
Вторая глава дипломной работы посвящена объекту исследования это Государственное унитарное предприятие Дорожное ремонтно-строительное предприятие 4. Сейчас многие государственные предприятия испытывают трудности (ДРСУ 4 не является исключением), связанные с зависимостью от госкапвложений, отсутствием государственного субсидирования, платежеспособного спроса. Выживаемость предприятия в тяжелых рыночных условиях зависит в большей мере от самого предприятия, оно предоставлено самому себе. Для детализации причин возникновения кризиса неплатежеспособности проведен финансовый анализ деятельности предприятия, который показал, что на текущей момент ГУП ДРСУ 4 неликвидно; неплатежеспособно, о чем говорят показатели ликвидности; коэффициент текущей ликвидности составил 0, 57 на коней 1998 г., коэффициент быстрой ликвидности 0, 42; коэффициент абсолютной ликвидности 0,001, и находится в финансово-экономическом кризисе о чем свидетельствуют показатели рентабельности, оборачиваемости.

Вследствие этого встает необходимость в выработке мер по выводу предприятия из кризиса, которые были представлены в третьей главе.
В качестве мер улучшения финансового и экономического состояния предприятия была предложена антикризисная стратегия деятельности предприятия и ее обоснования, которое предполагало выявление критического объема производства, выручки от реализации, постоянных затрат, цены реализации, то есть анализ безубыточности производства, а также оптимизацию прибыли, издержек и объема производства. На основе выбранной стратегии строился план маркетинговых мероприятий и реструктуризация производства с расчетом их результативности.
План маркетинга включает следующие разделы:
1.Свод контрольных показателей (были выбраны на уровне оптимальных);
2.Изложение текущей маркетинговой ситуации;
3.Перечень опасностей и возможностей;
4.Перечень задач и проблем;
5.Стратегии маркетинга;
6.Программу действий; бюджет маркетинга;
7.Контроль за исполнением намеченного.
Основная цель выработки плана маркетинга это увеличение объема сбытовой деятельности, которая бы увеличила объем собственных оборотных средств и, как следствие, ликвидность и платежеспособность предприятия. В результате проведенных маркетинговых мероприятий (маркетинговых исследований, рекламы, стимулирования сбыта) был увеличен объем производства не менее, чем на 10 % от уровня 1998 года, доход предприятия составил 538, 9 т. руб., срок окупаемости затрат 0, 58 года.
В качестве защитных мер в антикризисной стратегии предприятия была выбрана реструктуризация производства, а именно: сокращение нерентабельных цехов и участков вспомогательного хозяйства, что привело к снижению издержек на внутреннюю продукцию на 169, 497 т. руб. и позволило увеличить объем производства на 48, 987 кв.м. при этом рентабельность основной деятельности возросла на 6, 4 %.
В целом мероприятия позволили увеличить прибыль предприятия на 28, 6 %, рентабельность основной деятельности на 20, 31 %, рентабельность продукции на 16, 7 %, производительность труда на 11, 3 %, то есть внедрение данного комплекса мер целесообразно и эффективно.

Библиографический список


1.О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 8. 01. 98.

6 ФЗ // Новое налогообложение в бухучете в России. 1998. - 9. с. 2 62.
2.Акопов В. С., Анишин Ю. А., Павлов И. А., Мошенин В. Л. О реструктуризации управления на российских предприятиях в современных условиях // Менеджмент в Росси и за рубежом. 1998. - 1, - с. 25 30.
3.Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению / Под ред. Г. П. Иванова.

М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1995. 320 с.
4.Базаров Т., Аксенова Е. Кризисная ситуация в организации. Норма или патология? // Психология в бизнесе.

1998. - 1. с. 65 69.
5.Банкротство предприятий: формирование механизма управления // Финансовая газета. 1994. Инф. Вып.

К 30, - с. 19 21.
6.Банкротство: проблемы. Нормативные акты. Методические материалы и комментарии.

Разбор практики. Ответы на вопросы.

М.: Начала Пресс, 1995. 192 с.
7.Голубев М. Реструктуризация главная дорога к росту прибыли // Рынок ценных бумаг. 1999.

1. с. 39 43.
8.Городецкий А., Городецкий Д. Управление государственными предприятиями // Экономист, - 1997. - 10, - с. 17 27.
9.Грамотенко Т. А., Мясоедова Л. В., Любанова Т. П. Банкротство предприятий: экономические аспекты. М.: Издательство ПРИОР, 1998. 176 с.
10.Грушенко В. И., Фомеченкова Л. В. Кризисное состояние предприятия: поиск причин и способов его преодоления // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. - 1. с. 31 38.
11.Евстегнеева Л., Евстигнеев Р. Кризис: траектория преодоления // МЭМО. 1999. - 1. с. 35 38.
12.Забелин Л. В., Мошеева Н. К. Основы стратегического управления: Учебное пособие М.: Маркетинг, 1997. 195.
13.Зикунова И. В., Кравцов Д. Г., Чернова Т. В. Антикризисное управление: Оценка финансового состояния и оздоровления предприятия: Учебное пособие / Под науч. ред. к. э. н. Т. В. Черновой. Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 1997. 140 с.
14.Ильдеменов С., Ильдеменов А. Как преодолеть кризис предприятиям // Финансовая газета. 1997. - 36. с. 14.
15.Карпова Т. П. Основы управленческого учета: учебное пособие М.: ИНФРА М. 1997. 392 с.
16.Карпова Т. П. Управленческий учет: учебник. М.: Аудит, 1998. 350 с.
17.Ковалев А. И., Привалов В. П. Анализ финансового состояния предприятия. М.: Центр экономики и маркетинга, 1995. 192 с.
18.Козаков В. Н. Специальные экономические предпосылки подготовки специалистов по антикризисному управлению // Юридический мир. 1998. - 5. с. 46 48.
19.Кононков Д., Рыжков К. Как выйти из кризиса крупным предприятиям // Проблемы теории и практики управления. - 4. с. 88 93.
20.Красовский Ю. Д. Формирование службы маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. - 5. с. 126 142.
21.Кузнецова Л. Г. Организация и планирование маркетинга: учебное пособие: Хабаровск: ХПИ, 1992. 84 с.
22.Логинов В., Курнышева И. Реструктуризация промышленности в условиях экономического кризиса // Вопросы экономики. 1996. - 11. с. 33 48.
23.Маркова В. Методические вопросы планирования производства на основе маркетинга // Маркетинг. 1998. - 5. с. 43 50.
24.Менеджмент на автомобильном транспорте в условиях рынка: учебное пособие / Под ред. Мирожина Л. Б. М.: ЭКМИ, 1995. 120 с.
25.Мильнер Б. Управление: пути преодоления кризиса // Вопросы экономики. 1997. - 6. с. 36 48.
26.Нещадин А. и др. Преодоление кризиса в российской промышленности.

Финансовое оздоровление и реструктуризация предприятия // Вопросы экономики. 1997. - 4. с. 57 67.
27.Норберб Том Управление изменениями // Проблемы теории и практики управления. 1998, - 1. с. 68 75.
28.Основы предпринимательского дела: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Ю. М. Осипова, Е. Е. Смирновой.

М.: Издательство БЕК, 1996. 496 с.
29.Попов Е. Маркетинговые пути выхода из кризиса // Маркетинг, - 1998. - 6. с. 75 82.
30.Постышев В. Финансовое оздоровление по рыночным рецептам: неплатежи предприятий // Экономика и жизнь. 1997. - 43. с. 3.
31.Предприятие: стратегия эффективного хозяйствования // РИСК, - 1996. - 10 12, - С. 20 21.
32.Промышленность предприятия России: проблемы преодоления экономического кризиса // Социальные и гуманитарные науки. Сер.

2.: Экономика, - 1998. - 2. с. 3 12.
33.Ребров С. Реструктуризация управления промышленностью как один из путей выхода из кризиса // Проблемы теории и практики управления. 1998. - 2. с. 30 34.
34.Риполь-Сарагоси Ф. Б. Санация предприятия банкрота // Бухгалтерский учет. 1996. - 7. с. 64 68.
35.Розов Н. А., Розов Ю. Н. Управление производством в дорожном хозяйстве, М.: Транспорт, 1978. с. 88.
36.Смирнов С., Леднев В. Антикризисное управление: проблемы подготовки кадров // Экономика и жизнь. 1995. - 17. приложение Ваш партнер консультант. с. 24.
37.Томпсон А., Формби Д. Т. Экономика фирмы: учебное пособие. Пер. с англ. М.: БИНОМ, 1998.

544 с..
38.Тренев Н. Н. Механизмы управления предприятием // Аудит и финансовый анализ. 1998. - 3. с. 5 35.
39.Турчихин Э. Л. Экономика строительства и эксплуатации городских дорог. М.: Высшая школа, - 1971, - с. 312.
40.Управление финансами предприятия // Журналъ для акционеровъ. - 2. 1998. с. 33 35.
41.Шабарова Е. А. Управление персоналом в кризисной ситуации // Управление персоналом. 1998. - 11, - с. 28 29.
42.Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА М, 1996. с. 176.
43.Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Финансы предприятий. М.: ИНФРА М, 1997. с. 343.
44.Экономика, организация и планирование промышленного производства: учебное пособие для ВУЗов / Н. А. Лисицин, Ф. П. Висюлин, В. И. Выборнов и др.; под общ. ред. Н. А. Лисицина. 2-е изд., перераб. и доп.

Мн.: Высшая школа, 1990.
45.Экономическая стратегия фирмы: учебное пособие / Под ред. проф. Градова А. П. СПб.: Специальная Литература, - 1995.
46.Менеджмент. Методические указания по написанию и оформлению дипломных работ для студентов специальности 061100 Менеджмент дневной и заочной форм обучения.

Хабаровск: ХГАЭП, 1998. с. 32.
47.Сквозная программа практики для студентов специальности 061100 Менеджмент 4 5 курсов дневной и заочной форм обучения. Хабаровск: ХГАЭП, 1997. с. 40.
48.Бухгалтерский баланс (форма 1) ГУП ДРСУ 4 за 1996 год.
49.Бухгалтерский баланс (форма 1) ГУП ДРСУ 4 за 1997 год.
50.Бухгалтерский баланс (форма 1) ГУП ДРСУ 4 за 1998 год.
51.Отчет о прибылях и убытках ГУП ДРСУ 4 за 1997 год.
52.Отчет о прибылях и убытках ГУП ДРСУ 4 за 1998 год.
53.Планово-экономическая документация (сметы, накопительные ведомости, планы и др.) ГУП ДРСУ 4.
54.Устав ГУП ДРСУ 4.



Содержание раздела