d9e5a92d

Денежные реформы.

Денежные реформы.


Денежная реформа - полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. Денежная реформа осуществляется различными МЕТОДАМИ (нулификация, реставрация, девальвация, деноминация) в зависимости от экономического положения страны, степени обесценения денег, политики государства.
Дефляция-изъятие из обращения излишних денег. Нулификация - изымание старых денег из обращения.

Деноминация - изменение масштаба цен в определенном соотношении.
61г. - 1/10, 98г. - 1/1000. В таком же соотношении изменяются цены, тарифы, з/п, срок для обмена короткий. Девальвация - изменение курса нац. валюты по отношению к иностранной или изменение металлич. содержания ден. единицы.

Ревальвация - повышение курса ден. ед. по отношению к иностр.
Реформы - кардинальное изменение масштаба цен. Главным условием проведения реформы является подъем производства.
1922 - реформа денег 1р к 10000, 1 червонец: 0,75г. золота. 23г. - 1 к 1000 была конвертируемая валюта до 26г. 24 - 1 к 100, вывозили, до 28 г.- ввозили.

29 - ввели карточные ненастоящие деньги 46 - не урожай - реформы нет 47-реформа за 10 дней, деноминация 1/10. У предприятий деньги остал 1/1.

Цены остались на уровне карточек 50 - новое соотношение рубля к доллару, 1рубль: 0.222 г золот. 61-девальвация 1/10, но отношение 1 рубля: 0,987 г. золота, т.е. пошла скрытая инфляция, т.к. старые деньги лучше новых. Валютная интервенция - введение в обращение параллельной твердой валюты

Структура и классификация доходов государственного бюджета.

Обобщающим источником доходов бюджетной системы является национальный доход общества. СОСТАВ ДОХОДОВ бюджетной системы выражается в различных платежах, уплачиваемых юр. и физ. лицами в тот или иной бюджет. Доходы, поступающие в бюджеты разного уровня, можно классифицировать по СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ признаку, ПОРЯДКУ и УСЛОВИЯМ ЗАЧИСЛЕНИЯ, ЮРИДИЧЕСКИМ ФОРМАМ. По СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ признаку доходы бюджетной системы делятся на доходы от хозяйственной деятельности организации; доходы от внешнеэкономической деятельности; акцизы; доходы от оказания брокерских и иных посреднических услуг организациями; пошлинные доходы, доходы от банковской и страховой деятельности; доходы от приватизации; ресурсные платежи; доходы от граждан, прочие доходы.

Необходимость деления доходов бюджетной системы по указанному признаку вызывается существенными различиями самих источников этих доходов по их получению, социально-экономической значимости. Развитие форм коммерческой деятельности с вовлечением в нее все большего числа субъектов, а также разработка и реализация программы приватизации привели к возникновению новых источников доходов бюджетной системы. Это - доходы от оказания брокерских и иных посреднических услуг, доходы от банковской и страховой деятельности, доходы от приватизации.

С расширением сети платных услуг и возможностей экспорта и импорта товаров увеличивается размер пошлинных доходов (гос-ная и тамо-женная пошлина). Приоритетная задача гос-ва - охрана окружающей среды; -ресурсные доходы бюдж. системы это ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ, ПЛАТА ЗА ВОДУ, ЛЕСНОЙ ДОХОДи др. Среди бюджетных доходов от граждан наиболее крупный ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ФИЗ.

ЛИЦ, так же НАЛОГ С ИМУЩЕСТВА (наследование, дарение). Среди прочих доходов б.с. соц-экон. характера следует отнести ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОС.

И МУНИЦИП. СОБСТВЕННОСТЬЮ, в том числе от ее продажи, сдачи в аренду.
ПО ПОРЯДКУ И УСЛОВИЯМ ЗАЧИСЛЕНИЯ Д. Б.С. можно классифицировать на ЗАКРЕПЛЕННЫЕ( твердо фиксированный размер в % зачисляется в соотв.-ие бюд-ы), РЕГУЛИРУЮЩИЕ (ежегодно распределяемые отчисления в нижестоящие бюджеты на основе решения гос. власти), ДОТАЦИИ и СУБВЕНЦИИ(денежные отчисления с вышестоящ. б. в нижестоящ. б. в качестве материальной помощи), СОБСТВЕННЫЕ и ЗАЕМНЫЕ. По ЮРИДИЧЕСКИМ ФОРМАМ доходы б. с. делятся на НАЛОГОВЫЕ ( 81 % к общей сумме доходов бюджета) и НЕНАЛОГОВЫЕ (19 %).

Наиболее крупными налоговыми доходами б.с. являются: НДС(37%),налог на прибыль предприятий(16%), акцизы(13%),спец. налог с предприятий, учрежд. и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслейнародного х-ва РФ (9%).
Конкретный состав доходов и их объемы по каждому отдельному бюджету устанавливаются правовыми актами о соответствующем бюджете на каждый год.

СУЩНОСТЬ, ЭЛЕМЕНТЫ И ТИПЫ ДЕНЕЖНЫХ СИСТЕМ.


ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА-устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное национальным законодательством. В зависимости от вида денег (деньги как товар, выполняющего роль всеобщего эквивалента или деньги как знак стоимости) различают денежные системы 2 х типов: 1. СИСТЕМА МЕТАЛЛИЧЕСКОГО ОБРАЩЕНИЯ, которая базируется на действительных деньгах (серебряных, золотых), выполняющих все 5 функций (д. как мера стоимости, как средства обращения, как средства накопления и сбережения, как средства платежа, ф. мировых денег)., а обращающиеся банкноты беспрепятственно обмениваются на действительные деньги. 2. СИСТЕМА БУМАЖНО-КРЕДИТНОГО ОБРАЩЕНИЯ- при которой действительные деньги вытеснены знаками стоимости, а в обращении находятся бумажные (казначейские векселя) либо кредитные деньги.



При ПЕРВОЙ СИСТЕМЕ выделяются 2 ВИДА денежных систем: БИМЕТАЛЛИЗМ (денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента закреплена за 2 металлами -серебром и золотом) и МОНОМЕТАЛЛИЗМ (денежная система, при кот. один металл серебро или золото служит всеобщим эквивалентом) в зависимости от того, сколько металла принято в качестве общего эквивалента и базы денежного обращения. Различают 3 РАЗНОВИДНОСТИ золотого монометализма: - ЗОЛОТОМОНЕТНЫЙ(золотое обращение, свободная чеканка монет), ЗОЛОТОСЛИТКОВЫЙ (Великобритания,Франция - банкноты обменивались на золотые слитки); ЗОЛОТОДЕВИЗНЫЙ (Германия, Австрия, Дания, Норвегия- банкноты обменивались на девизы -платежные средства в иностранной валюте) разменные на золото. В результате мирового экономического кризиса (1929-33) были ликвидированы все формы золотого монометаллизма и утвердилась система обращения бумажно-кредитных денег, не разменных на действительные деньги.

При ВТОРОЙ СИСТЕМЕ БУМ.КРЕД.ДЕН.
господствующее положение банкнот, выпускаемых эмиссионным центром страны. В 1944 г Бреттон-Вудская денежная система представляла собой межгосударственный золотодевизный стандарт. Ее главными ориентирами являются: - золото выполняло функцию мировых денег; - использование денежной единицы США - доллар и английский фунт стерлингов. Доллар США обменивался на золото в Казначействе США по официальному соотношению; - национальные денежные единицы свободно обменивались через ЦБ на доллары и между собой по твердо установленным Международным валютным фондом соотношениям.

Все обратимые нац. денежные единицы через доллар могли превратиться в золото. В связи с ослаблением позиции США на внешнем рынке в результате сокращения золотых запасов страны Международная денежная система в 1971-73 гг потерпела банкротство и доллар перестал быть единственной мировой резервной валютой; роль резервных валют стали выполнять- марки ФРГ, японская иена, ЭКЮ.

В РОССИИ официальной денежной ед. (валютой) является РУБЛЬ. Введение на территории РФ других денежных валют запрещено.

Соотношение между рублем и золотом и др. драг. Металлов законом не установлено.

Официальный курс рубля к иностранным ден. ед. определяется ЦБР и публикуется в печати. ВИДЫ ДЕНЕГ: имеющие законную платежную силу - БАНКНОТЫ, МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ МОНЕТЫ, которые обеспечиваются всеми активами Банка России в том числе золотым запасом, гос-ыми ц/б, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах в ЦБР.

НАЛИЧНЫЕ ДЕНЬГИ (банкноты и монеты) и БЕЗНАЛИЧНЫЕ ДЕНЬГИ (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях.

Изменения структуры расходов государственного бюджета

Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:
1. По своей роли в процессе воспроизводства - на затраты, связанные с финансированием мат. производства и содержанием непроизводственной сферы;
2. По функциональному назначению - на расх. на финансирование н/х, соц.-культурных мероприятий, обороны страны, содержание аппарата управления, на правоохр-ю деят-сть и обесп. безопасности, на фунд-е исслед-я и содействие НТП, на расх. по обслуж. гос. долга. Каждая из групп делится по ведомственному признаку.
Все расходы состоят из текущих расходов и затрат капитального характера. Основная часть это текущие расходы - закупка товаров и услуг, оплата труда гос. служащих, начисления на з/п, платежи по внутр. займам и гос. внеш. долгу и др.

Кап. расходы - это кап. вложения в осн. фонды, кап. строительство, кап. ремонт.
В условиях перехода к рынку стр-ра расходов фед. бюджета претерпевает сущ. изменения - резко сокращаются бюдж. ассигнования на н/х, прежде всего на централиз-е кап. вложения. С развитием приватизации происх. Преобр-е знач. части гос. предприятий в АО, кот. должны осущ. расширенное воспр-во за счет собств. средств и ресурсов. Расходы фед. бюджета вкл. осн. группы затрат: гос. поддержку отдельных отраслей н/х (это угольная промышленность, с/х, жилищно-коммунальное хозяйство, топливно-энергетический и аграрно-промышленные комплексы и т.д.), финансирование соц.-культурных мероприятий (образование, здравоохранение, физкультура, соц.обеспечение, соц. помощь, культура и искусство, СМИ); обороны страны, правоохр.

Деят-сти, междунар. сотр-ва, погашение гос. долга и финансовую поддержку регионов.
В обл. расходов имеют место существ. недостатки: бюдж. средства исп. не эффективно, распространена практика нецелевого расходования бюдж. средств. Бюдж. расх. не решают многих насущных проблем соц. политики.

Не организовано на должном уровне перераспред-е расходов в пользу незащищенных слоев населения. Продолжается списание долгов в аграрном секторе.
Основные задачи в области государственных расходов: 1.Сократить число федеральных целевых программ, сконцентрировать средства на эффективных и социально-значимых проектах; 2. Снизить расх. на содерж. гос. аппарата; 3.Продолжить децентрализацию инвестиционного процесса; 4.Повысить эфф-сть использ. ассигнований на нац. оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решение социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работ; 5.Снизить уровень дотации отдельным отраслям; 6.Усилить контроль за использованием бюдж. средств; 7.Обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обследование, образование.

Бумажные и кредитные деньги, закономерности их обращения


БД - представители действительных денег. Исторически они появились как заменители золотых монет. Объективная возм-сть этих денег обусловлена особенностями функции денег как средства обращения.

Впервые БД появились в Росии в 1769г. (ассигнации). Право выпуска БД присваивает себе государство.

Разность между номинальной стоимостью выпущенных денег и стоимостью их выпуска (расходы на бумагу, печатание) образует эмиссионный доход казны, является существенным элементом государственных поступлений.
БД выполняют 2 функции: средство обращения и средства платежа. Отсутствие золотого обмена не дает возможность им уйти из обращения. Государство, постоянно испытывающее недостаток средств, увеличивает выпуск БД без учета товарного и платежного оборота.

БД, застрявшие в обращении независимо от товарооборота. переполняют каналы обращения и обесцениваются. Причины обесценения: избыточный выпуск БД государством, упадок доверия к эмитенту и неблагоприятное соотношение экспорта и импорта страны.
Сущность БД заключается в том, что они выступают знаками стоимости, выпускаемыми гос-вом для покрытия бюдж. дефицита, обычно они не разменны на золото и наделены государством принудительным курсом.
КД возникают с развитием тов. производства, когда купля-продажа осущ-ся с рассрочкой платежа (в кредит). Их появление связано с функцией денег как средства платежа, где деньги выступают обязательством, кот. д.б. погашено через заранее установленный срок действительными деньгами.

Изначально экон. значение этих денег - сделать ден. оборот эластичным, способным отражать потребности товарооборота в нал. деньгах; экономить действительные деньги; способствовать развитию безнал. оборота.
В условиях господства капитала КД выражают не взаимосвязь между товарами на рынке как было раньше (Т-Д-Т), а отношение денежного капитала (Д-Т-Д), поэтому денежный капитал выступает в форме КД.
КД прошли следующий путь развития: вексель, акцептованный вексель, банкнота, чек, электронные деньги, кредитные карточки.
Вексель - письм. Безусл. обяз-во должника уплатить опред. сумму в заранее огов. срок в установленном месте. Различают простой вексель, выданный должником и переводной (тратту), выписанный кредитором и направленный должнику для подписи с возвратом кредитору.

В России в разных сферах действуют коммерческий, банковский, казначейский векселя и др. его виды. Комм.

В выдается под залог товара. Банк-й В выдается банком-эмитентом при наличии опред. суммы клиента на депозите.

В отличие от комм.В банк-й В в имеет депозитную форму. Это по существу простой В, так как выписывается клиентом банка своему поставщику в оплату за товары, но м.б. индоссирован третьему лицу.

Банк-й В дает предпр-ю новое плат. средство, гарантированное банком, кроме получения дохода по депозиту, предприятие получает возможность расчета со своими партнерами.
Банкнота - КД, выпускаемые ЦБ (эмиссионным) страны. Б поступает в обращ. путем банковского кредитования государства, хозяйства через КБ, обмена иностранной валюты на банкноты данной страны. ЦБ стран вып-ют Б строго опред-го достоинства.

По сущ. они явл. нац. деньгами на всей терр. гос-ва. Мат. обесп-е в виде товаров или золота отсутствует. Изгот-ся из особой бумаги и применяются меры, затрудн-е их подделку. В РФ эмитентом банкнот является ЦБР (Банк России), осуществляющий свою деятельность в соответствии с Фед. з-ном о ЦБ РФ от 26.04.95г.

Обращаются банкноты достоинством 5, 10, 50, 100, 500, 1000 рублей, на новых 500 и 1000 рублей указано "Билет Банка России".
Чек - ден. докум. устан. формы, содержащий безусл. приказ владельца счета в кред-м учр. о выплате держателю чека указанной суммы. В чековом обращении участвуют: чекодатель (владелец счета), чекополучатель (кредитор чекодателя) и плательщик по чеку (кредитное учреждение).

Различают 3 вида чеков: - именной - на определенное лицо без права передачи; - предъявительский - без указания получателя; - ордерный - на определенное лицо, но с правом передачи посредством индоссамента на обороте документа.
Во внутр. обороте Ч исп-ся для получ. нал. денег, в кред-м учр., как ср-во платежа и обращения, а т.ж. в кач. инструм. безнал. расчетов. В междунар. расч. т.ж. исп-ся банковские чеки для осущ. коммерч. платежей, в осн. при платежах неторгового характера.

С 1.03.92г. постановлением ВС России принято "Положение о чеках", которое определило порядок чекового обращения в стране. В России создан "Чековый синдикат", объединяющий КБ. Клиент заключает соглаш. с КБ, входящим в синдикат, вносит вклад, на сумму которого открывается счет, и получает чековую книжку.

В пределах депозита выписываются чеки.
Быстрое расш. чекового обращ. потребовало измен. форм платежей. НТП и развитие ЭВМ обеспечили создание автоматизир-х электронных установок для обработки чеков и ведения текущих счетов. Эл-нные устройства и система связи для осущ. кредитных и платежных операций посредством передачи электронных сигналов без участия бумажных носителей способствовали возникновению электронных денег. Внедрение ЭВМ в кредитных учреждениях создало условия для замены чеков кредитными карточками, Выпускаются они кредитными учреждениями в форме пластиковой карточки с нанесенной на ней встроенной микросхемой.

За рубежом они применяются в розничной торговле и сфере услуг. В России они также появляются.

Кредобанк, Инкомбанк и другие начали выпускать карточки для своих клиентов, но для этого требуются значительные вклады в иностранной валюте.

Понятие ссудного капитала и источники его формирования. Рынок СК.

СК - совокупность денежных средств на возвратной основе, передаваемых во временное пользование за плату в виде процента.
На рынке капиталов СК занимает особое место, удовлетворяя потребности в лице государства, ЮЛ и ФЛ в свободных финансовых ресурсах.
Пром. о и торг. капитал на стадии передачи от продавца (кредитора) к покупателю (заемщику), в отличие от СК, обычно находится лишь в денежной форме.
В отличие от ростовщического капитала, осн. источником которого выступали собственные денежные средства кредитора, СК формируется за счет финансовых ресурсов, привлекаемых кредитными организациями у государства, ЮЛ и ФЛ.
На 1 этапе развития кр-х отношений единственным источником формирования СК выступали временно свободные денежные средства государства, ЮЛ и ФЛ, на добровольной основе передаваемые финансовым посредникам. Эти средства фиксировались на депозитных счетах и обеспечивали своим владельцам фиксированный доход в форме процента по этим вкладам.
По мере развития кап. способа пр-ва и безналичной формы денежных расчетов с прямым участием банков новым источником формирования ссудного капитала стали средства, временно высвобождающиеся в процессе промышленного и торгового капиталов. Основные причины высвобождения:

  • несовпадение времени реализации производственной продукции со сроками фактического осуществления затрат на приобретение сырья, материалов, выплату з/платы наемному персоналу и т.д.;
  • постепенное снашивание основных фондов и отсюда необходимость формирования амортизационного фонда, как резерва денежных средств, в последующем используемых для финансирования восстановления физического и морального износа;
  • образование нераспределенного остатка прибыли с момента ее формирования до фактического использования и т.д.

При этом для банка отсутствует необходимость:

  • получения предварительного согласия владельца р/счета на использование находящихся на нем средств;
  • выплаты дохода по р/счетам по аналогу с депозитными, то есть фактическая бесплатность этих ресурсов.

Для большинства современных банков рассматриваемый источник выступает в качестве основного мобилизационного ресурса и побуждает их к постоянному увеличению общего состава обслуживаемых клиентов.
Структура рынка ссудных капиталов:
Рынок СК - это финансовый рынок, особая сфера финансовых отношений, обеспечивающая кругооборот СК.
Основные участники этого рынка:
первичные инвесторы, то есть владельцы свободных финансовых ресурсов;
специализированные посредники в лице кредитно-финансовых организаций;
заемщики в лице юридических, физических лиц и государства;
Рынок СК может быть дифференцирован на четыре базовых сегмента: 1)денежный рынок - совокупность краткосрочных кредитных операций, обслуживающих движение оборотных средств; 2)рынок капиталов - совокупность средне- и долгосрочных операций, обслуживающих движение основных средств; 3)фондовый рынок - совокупность кредитных операций, обслуживающих рынок ценных бумаг; 4)ипотечный рынок - совокупность кредитных операций, обслуживающий рынок недвижимости.
Каждый из сегментов рынка имеет свои особенности в организации и функционировании, что привело к созданию коммерческих банков, специализированных финансово-кредитных институтов (инвестиционных, ипотечных и т.д.).

Эмиссия денег и организация эмиссионных операций


Эмиссия денег является монопольным правом ЦБ и находится только в его компетенции. Коммерческие банки не имеют права самостоятельно выпускать в обращение денежные средства.

Поэтому их кредитные и кассовые операции производятся в пределах денежной массы, выпущенной в обращение ЦБ.
Необходимость выпуска новых денег обусловлена реализацией национального дохода или вновь созданной стоимости совокупного общ. продукта. ЭД производится в размерах, утверждаемых Советом Министров РФ.
Выпуск денег - главный источник денежных средств ЦБ, используемый для авансирования расширенного воспроизводства. ЭД осуществляется в двух формах: деньги банковского оборота при кредитовании коммерческих банков; наличные деньги, обеспечивающие кассовые операции по обслуживанию народного хозяйства и бюджета.
При кредитовании коммерческих банков происходит зачисление денежных средств ЦБ на их счета в расчетно-кассовых центрах (РКЦ). Операции банков, связанные с выдачей наличных денег предприятиям и организациям, осуществляются на основе кассовых заявок клиентов.

Эти заявки предоставляются в обслуживающие банки и содержат все необходимые данные о предстоящих операциях с наличными деньгами.
На основе кассовых заявок предприятий составляются прогнозы кассовых оборотов коммерческих банков. Приходную часть этих программ рассчитывают исходя из поступлений наличных денег в кассы банков.

Поступление денег организуется с помощью инкассации (доставки в банк) денежной наличности торгово-закупочных структур, предприятий общепита, транспортных систем и других органов, оказывающих платные услуги населению. Расх. часть прогнозируется на основании предстоящих выплат з/платы и прочих расходов предприятий, учреждений и организаций.
Величина денежных средств, поступающих в обращение, зависит от соотношения приходной и расходной частей кассовых программ банка. При росте предпринимательской деятельности наблюдается постоянное превышение расходной части программы над приходной и выпуск в обращение новых денежных средств.
Эмиссионная система - законодательно установленный порядок выпуска и обращения денежных знаков. Эмиссионные операции в государствах осуществляют:
центральный (эмиссионный) банк, пользующийся правом выпуска (банкнот) банковских билетов, составляющих подавляющую часть налично-денежного обращения;
казначейство (государственный исполнительный орган), выпускающий мелкокупюрные бумажно-денежные знаки: казначейские билеты и монеты, изготовленные их дешевых видов металла, на которые приходится около 10% (в развитых странах) общего выпуска наличных денег.
Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения - документа, дающего право ЦБР подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы, то есть предельного размера выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ.

Экономическая сущность, функции кредита и принципы кредитования.

Кр. отн. - ден. отнош. характ. предоставл. и возвратом ссуд, организ. ден. расч., кредит. инвест., использ. гос. кр. Возник. между г-вом, предпр., банком, населением, объект - ссужаемая ст-ть (уровни движ.- террит., отрасл., внутриотр.)
Кредит - временное заимств. ден. ср-в, мат. ценностей и недвиж. им-ва.
Функции кредита: 1.Перераспределительная, при его помощи свободные денежные капиталы и доходы аккумулируются и превращаются в ссудный капитал, который передается за плату во временное пользование. 2.Эмиссионная (частично замещая наличные деньги кредитными деньгами и ускорение обращения денег). Экономия издержек производства.

3.Контрольная функция - банк жестко контролирует этот кредит. 4.Ускорение НТП.

5.Обслуживание товарооборота.
Принципы кредита: 1.Срочность. 2.Принцип возвратности. 3.Платность - цена кредита зависит от спроса на кредит. Ссудный процент.

4.Целевой характер - предполагает будущую прибыль. 5.Материальная обеспеченность (т.е. залог имущества).
В России действует двухуровневая кредитная система: Центральный Банк - банковские институты и небанковские кредитные организации.



Содержание раздела