d9e5a92d

Степень латентности развития


Я не могу с уверенностью сказать, говорит ли это о преждевременном развитии генитальности или же указывает на то, что на ранних ступенях эволюции в этом возрасте уже достигалась половая зрелость. Как бы то ни было, но исследования аналитиков показали, что ребенок пяти-шести лет вполне осознает взрослую сексуальность в своих фантазиях и представлениях. Однако его фантазии соответствуют его сексуальным переживаниям, которые, не допуская взаимодействия со взрослым, распределены по всему телу и не слишком сильно сконцентрированы на генитальном аппарате.

Поэтому желание девочки "выйти замуж за отца" не подразумевает сексуальной связи с ним, а содержит только желание быть близкой и любимой. Двукратный расцвет сексуального чувства сначала в догенитальный период, а потом в юности, подобен явлению двукратного роста зубов.

Психологическое значение этого явления изучено пока не полностью. Если развитие происходит нормально, то достаточно сильные сексуальные фантазии и образы подавляются ребенком при переходе на следующую ступень, но сознание сексуальности не утрачивается; ребенок знает свой пол и сознает различия между полами, хотя представление о значении этих различий сдвигается в подсознание. Таким образом, ребенок отказывается от первой точки опоры в области генитального функционирования, и делает он это ради принципа соответствия реальности, обещающего более крупный выигрыш в дальнейшем.

Фактически он не оставляет достигнутых позиций, а только откладывает исполнение своих интересов.
Такое развитие событий показывает, что индивидуальность и сексуальность тесно связаны между собой; одна не возникает без другой. Концепция генитальной первоочередности функционально тождественна росту индивидуальности, поэтому если предгенитальная фаза это фаза недифференцированности, то она заканчивается с наступлением дифференциации.
Начиная с 6 лет и до наступления половой зрелости ребенок проходит стадию развития, которую психоаналитики называют "периодом скрытого развития" или "латентным периодом", характеризующимся спадом сексуального интереса и чувства, пик которых приходился на предшествующие годы. Ребенок сознает половые различия, но его главный интерес заключается в познании роли мальчика (или девочки).

Акцент смещается в сторону личности в целом и решения важной задачи приобретения знаний и навыков, необходимых для эффективного функционирования в современном сложном мире. Можно, конечно, утверждать, подобно Райху, что это неестественный путь развития, обусловленный антисексуальным моральным кодексом нашей культуры. Такая точка зрения предполагает, что ограничивающее влияние высокоразвитой культуры противоречит реальной жизни. Может быть это и так, но не всегда.

В культуре, требующей длительного обучения для обеспечения умения жить в обществе, уменьшение сексуального интереса и чувства способствует переносу внимания на решение именно этой задачи.
Степень латентности развития зависит от индивидуальности. Там, где Эдипова проблема не решена и не подавлена, латентность нарушается. У меня был пациент, рассказавший, что в этот период он занимался мастурбацией до 22 раз в день, и каждый раз достигал кульминации. Это не нормально, и он, став взрослым, испытал действие острой параноидальной шизофрении.

Его болезнь, впрочем, не была, никоим образом, вызвана избыточной мастурбацией, скорее, нарушения его личности стали причиной ментального срыва, создав такое беспокойство, что он был вынужден допустить чрезмерную мастурбацию, чтобы их контролировать. В его семье создалась ситуация, принявшая форму открытого сексуального конфликта.

Он испытывал чувство эмоционального искушения по отношению к матери, которая, пренебрегая его переживаниями, насильно его кормила и постоянно ставила ему клизмы; отец же отвергал его и внушал ему страх. Вряд ли можно ожидать нормального роста и развития ребенка в такой обстановке.
В латентный период многие дети занимаются сексуальной деятельностью: мастурбируют или играют в сексуальные игры с другими детьми. Обычно это указывает на существование сексуальных проблем, не решенных в предыдущий период, и действия ребенка представляют собой попытку разрядки напряжения, вызванного проблемой.



Поскольку зрелость детей неодинакова, то не существует и абсолютного критерия нормальности; все же можно полагать, что если сексуальная деятельность затрудняет способность ребенка предаваться занятиям, обычным для этого возраста, то это уже будет признаком нарушения его личности.
Латентный период это время развития у индивидуума сознательного отождествления себя со своим телом. В этот период в поведении мальчиков и девочек решительно доминирует физическая деятельность, которая лишь постепенно уступает место занятиям культурой и умственному труду. В эти годы почти заканчивает свое формирование индивидуальный телесный образ; лежащие в его основе чувства и ощущения обеспечивают соматический базис для точного и четкого очерчивания личности.

Ребенку в этом возрасте свойственно подсознательное стремление к укреплению уверенности в себе и в своих силах, тесно связанное с ощущением своего тела.
Третий период развития называется "генитальным" и подразделяется, в свою очередь, на отрочество, юность и фазу сексуальной зрелости, однако мы не будем рассматривать здесь их различия, в целях краткости изложения.
У мальчиков развитие продолжается в том же направлении, что и в предыдущий период. Генитальное ощущение приобретает характер сильного побудительного переживания, воспринимаемого как внешняя сила, вызывающая эрекцию пениса, во время которой растягивается крайняя плоть и обнажается головка. Мастурбация вызывает эякуляцию, которая для новичка становится на стоящим откровением. С точки зрения энергетики тела пенис можно рассматривать как его продолжение; это связано с ощущениями, которые испытывает мужчина, производя движения тазом в виде толчков, к которым его побуждает возбуждение, охватывающее тело и перетекающее в таз и в пенис.

Это чувство можно совершенно четко разделить на две составляющие. Первая представляет собой чувство агрессивного характера, распространяющееся вдоль спины и сосредоточивающееся в ягодицах и в нижней части таза; а вторая это нежное ощущение "плавления", перетекающее в переднюю часть тела.

Оба ощущения сливаются и создают импульс, возбуждающий пенис.
В отличие от мальчиков, развитие которых происходит постепенно, у девочек самые заметные изменения наступают в фазе полового созревания. Таз сильно увеличивается и отклоняется назад, в результате чего вагина, рас полагающаяся у девочек спереди (как пенис у мальчиков), теперь помещается между бедер.

Отклонение таза книзу вызывает поворот бедер внутрь, так что они сходятся вместе в своей верхней части. Еще большее значение имеет изменение направления потока возбуждения, который направляется не наружу, как у мальчиков, а внутрь, вдоль стенок вагины.

Это изменение обеспечивает функцию зрелой сексуальности и репродукции.
Название "вагина" имеет общий корень со словом "инвагинация", т. е. "обращение внутрь", но интересно то, что на эмбриональной стадии вагина развивается не путем углубления с поверхности, а формируется способом слияния "Мюллеровых проток", остатки которых имеются и в мужском организме. Хотя вагина формируется на ранней стадии существования эмбриона, она не является действующим органом до тех пор, пока, после полового созревания, ее не наполняет прилив энергии и ощущений; после этого в глубине вагины локализуются интенсивные генитальные чувства, проявляющиеся только при полном проникновении пениса. Именно наличие этих сильных вагинальных чувств позволяет четко различать поверхностный и глубинный отклик, тогда как до наступления половой зрелости такое различие отсутствует. Эти изменения позволяют объяснить так называемый "перенос возбуждения" с клитора на вагину.

На самом деле никакого переноса нет, и клитор сохраняет свою чувствительность, но его значение уменьшается в связи с появлением более сильных, глубоких и интенсивных ощущений, приуроченных к вагине. Нормальное развитие девочки, описанное выше, зависит от правильности процесса созревания ее индивидуальности и личности, который не должен нарушаться в ее ранние годы.

Существование в семье невротической ситуации может создать трудности или воспрепятствовать нормальному обращению сексуальных чувств внутрь, описанному выше. Если родители считают роль женщины второстепенной, то девушка может попытаться компенсировать чувство отверженности путем отождествления себя с мальчиками или склонностью к мужественности.

В ней развивается агрессивная напористость в ущерб терпимости, жесткость вместо мягкости, готовность дать отпор, а не желание сотрудничать. Это обращает поток ее чувств (или психической энергии) наружу, а не внутрь, и генитальное возбуждение, вместо того, чтобы, обходя клитор, фокусироваться на вагине, наоборот, фиксируется на поверхности клитора.

Благодаря этому органу она может чувствовать свою тождественность с мужчиной, но ее вагина остается неоживленной и неотзывчивой. Искажаются критерии оценки ее отличия от мужчин, которое сводится к разнице между главенствующим мужчиной (имеющим крупный пенис) и меньшим, подчиненным "мужчиной" (с малым "пенисом", т.



Содержание раздела