d9e5a92d

Механизм работы метафоры


Плывет поручик Ржевский с Наташей по озеру на лодке. Поручик развалился на корме, потягивает из горлышка портвейн, Наташа гребет на веслах. Вдруг поручик громко рыгает. Наташа бросает весла, встает, и кричит:
-Поручик! Вы ассоциируетесь у меня со свиньей!
-А вы, Наташа… аосиии… сссоооуусыыы… ацоси.. отсоси у меня, Наташа!
То есть анекдоты, пословицы и поговорки представляют собой уже законченные метафоры, и их можно вполне к месту вставлять в рзговор под видом шутки. От этого метафора действовать не перестает.
Механизм работы метафоры
Метафора - идеальный скрытый метод воздействия на бессознательное. Как она работает? Очень просто.

Когда девушка (или человек, неважно) слушает красивую сказку или смотрит, например, кино, он совершенно естественно представляет себя на месте главного героя. Таким образом, он ассоциируется с ним, переживая за него, получая вместе с ним опыт и внушения, которые слышит главный герой. Вот так вот.

Именно поэтому метафора построена на аналогиях.
Чтобы метафора работала как надо, а не как всегда, следует использовать прием диссоциации. Для чего это нужно? Часто ли у вас бывало так, что, рассказывая историю своим друзьям, вы слышите в ответ Да что ты гонишь! Ты так не мог сделать!? Бывало?

Очень хорошо. Как и почему люди стремятся рассказывать истории от первого лица, мне, честно говоря, безразлично. Гораздо более важен тот факт, что истории, которые человек рассказывает от первого лица (Тут со мной произошел на днях занятных случай…), будут восприниматься слушателями через свое восприятие человека, рассказывающего историю, через свои собственные фильтры восприятия этого человека.
Совершенно естественно, неосознанно подвергая критике те события, которые с этим человеком ну никак не могли произойти. Это ни хорошо и не плохо, это нормальный механизм работы фильтров восприятия. С другой стороны, метафору более чем желательно воспринимать с нуля и без эмоциональной оценки происходящих событий. Именно по этому лучше всего рассказывать историю, которая произошла где-то, когда-то и с кем-то.

Причем, ступеней диссоциации много не бывает, хотя достаточно обычно от 3 до 5 ступеней диссоциации. Пример: Послушай одну историю, которую однажды услышал от дяди Васи (первая диссоциация), которую ему рассказал дядя Петя (вторая диссоциация). Однажды шаман собрал свое племя у костра и сказал: Послушайте старинную сказку… (третья).
И самое интересное, что есть в метафоре, так это ее косвенность и еще раз косвенность. С помощью метафоры мы плавно подводим человека принять через свой опыт то решение, которое нам нужно. Можно, конечно, вдолбить нужную мысль вот так сразу, затратив много усилий, а можно - рассказать сказку.

А если не поможет - еще одну.
Конструирование простой метафоры
Разумеется, что всякому овощу - своя консервная банка, а каждой метафоре свое применение. Тот вариант конструирования метафоры, который описан ниже, очень хорош Lля создания метафор, основная цель которых длительные и плавные изменения, причем эти изменения могут происходить очень длительное время. А могут происходить вообще моментально.

Кроме этой, базовой структуры конструирования метафор, есть структура упрощенная. (Ну конечно, а как же без упрощения?). Упрощенная структура выглядит следующим образом:
Проблема - Обобщенная проблема - Обобщенное решение - Варианты решений
То есть, если мы хотим создать краткую метафору на спокойное отношение к нашему опозданию, мы получаем шага для действий. Итак, разберем:
1. Проблема: должен был позвонить девушке вечером, позвонил утром, девушка злится.
2. Обобщенная проблема - негативная реакция на опоздание
3. Обобщенное решение - нормальное восприятие опоздания
4. Варианты решений:
-Ты мне вчера не позвонил. Ты не дорожишь нашими отношениями.
(а) - Цветок, ждущий дождя, рад ему независимо от того, был дождь утром или вечером.
(б) - Не так важно, когда накормят голодного человека. Главное, чтобы его накормили
(в) - что такое утро или вечер по сравнению с тем, что есть наша жизнь, полная удовольствий?


Помогает конструировать на лету подобные короткие метафоры хорошо развитый Бредогенератор (смотри соответствующую главу).
Конструирование комплексной метафоры
Конструирование комплексной метафоры начинается с базового закона НЛП (Настоящее состояние перетекает в желаемое после вноса ресурса). То есть твоя задача на этом этапе состоит в трех действиях - определить желаемое состояние, которое ты хочешь изменить с помощью метафоры. Потом ты определяешь, какое состояние человек получит как результат действия метафоры, и, наконец, какие изменения должны произойти с человеком для перехода от настоящего состояния к желаемому. Рассмотрим на примере:
Дано: Девушка, чрезмерно ревнивая. Это проявляется в вопросах по любой задержке тебя на работе, и неадекватной реакции на любой звонок по телефону женским голосом.
Требуется: Спокойная реакция на твои деловые (и не только) встречи.
Ресурс: Спокойствие, желательно уравновешенность.
В дальнейшем я вернусь к этому примеру, и на этой основе будет сконструирована метафора.
После того, как мы определили исходные состояния, можно приступать непосредственно к конструированию метафоры. Метафоры конструируются по шагам, и важно соблюдать именно ту последовательность, которая описана ниже.
Первый Шаг - создание аналогий.
На этом шаге мы решаем, кто вообще будет главным героем нашей метафоры. Разумеется, что человек, который будет слушать эту метафору, будет ассоциирован с этим героем, то есть представлять, что именно с ним происходит действие, описанное в метафоре. Важное условие состоит в том, что эти аналогии надо делать максимально неявными, то есть нельзя рассказывать историю про Девочку, которая очень похожа на тебя. Оптимально рассказывать историю про различных зверей (кто вообще знает, что такое выхухоль и как оно себя ведет?), создавать главных героев из растений или вообще из капли воды. Так как это сказка, то тут возможно все - в том числе и говорящий дуб, например.

Давайте просто своей фантазии. После того, как вы определили главного героя (выхухоль), надо наделить этого героя некоторыми признаками человека, которому эту метафору рассказывают, и желательно сделать эти признаки более явными и проявленными, чем у человека. То есть, главный герой будет беспокойной выхухолью, которая очень активно участвует в общественной жизни леса, например.
Дополнительные приемы, которые увеличивают эффективность.
Один из таких приемов - не надо давать главным героям имен. Вообще. Лучше использовать оборот в стиле Я даже не знаю, как звали эту выхухоль. И это совершенно не важно, важно то, что будет дальше…. Зато можно давать обобщенную характеристику персонажа.

Помните, как в замечательном мультике Бременские Музыканты существовали Глупый Король, Прекрасная Принцесса и Молодой Трубадур? Так вот, пусть у нас будет Активная Выхухоль.
Второй Шаг - Работаем с проблемой.
Второй шаг в составлении метафоры состоит в создании мира, в котором живет персонаж, создания окружения и образа жизни. На этом шаге мы наделяем главного героя эмоциями, и потом создаем проблему. Разумеется, что проблема на персонаж сваливается совсем не просто так, а вовсе даже внезапно.

И тут есть очень важный момент - мы конструируем метафору так, что на нашего героя сваливается та проблема, которую мы хотим решить и в жизни. Очень важно подать эту проблему в гипертрофированном виде, близком к некоей грани абсурда. Помните принцессу на горошине, да? Такая постановка проблемного состояния создает еще одну ступень диссоциации внутри метафоры. Что нам только на руку.

Создавать проблему и описывать эту проблему для главного героя надо так, чтобы было понятно, почему герой сказки захотел эту проблему решить.
И следующая часть метафоры состоит в том, что герой направляется на решение своей проблемы, которая на него свалилась. Причем, очень важный моTент состоит в том, чтобы описать, как именно герой решил отправиться в путь, зачем ему это было необходимо, что стало с ним в путешествии. Интересная закономерность человеческого мышления состоит в том, что мы не ценим то, что досталось нам просто так. А мы ценим то, за что боролись или что доставалось нам путем длительных усилий.

Именно поэтому не надо делать в метафоре доброго волшебника в голубом вертолете.
Если мы вернемся к нашему примеру с Активной Выхухолью, то на этом шаге мы расскажем, что в некотором царстве, некотором государстве жила-была Активная Выхухоль. В один прекрасный день у этой Выхухоли возникли очередные дела, которые требовали ее немедленных действий. И когда она решила все вопросы она вдруг не смогла найти дороги домой. Знакомая тропинка все время выводила ее в совершенно незнакомый лес, в незнакомые места.

И Выхухоль твердо решила выяснить, что происходит и кто в этом виноват. Выхухоль решила найти то существо, или человека, или волшебника, или кто бы то ни был, который заколдовал ее тропинку и потребовать вернуть все взад. Долго ли, коротко ли продолжались ее поиски, я не знаю.

Выхухоль истоптала три пары железных сапог, стерла три железных посоха и нашла этого Злого Волшебника. (Тут можно описать приключение как на десять страниц с множеством второстепенных персонажей, так и оставить вот в таком вот сжатом виде).



Содержание раздела