d9e5a92d

Фильтр субмодальностей


Самый простой способ определить предпочитаемую модальность человека - внимательно его послушать. Визуал будет говорить визуальным языком, то есть рассказывать о туманном прошлом и ярких перспективах, ясном понимании и темных планах конкурентов. Аудиал будет говорить про звонок проблем или тихом преимуществе. Ну и кинестетик расскажет о давящих проблемах, лежащих тяжким грузом на его плечах. В НЛП есть понятия сенсорных слов, то есть слов, которые могут быть только из одной системы восприятия.

Например, слово яркий может быть только визуальным. И по тому, какие слова чаще всего использует человек, можно определить его предпочитаемую модальность.

Визуальная система
Аудиальная система
Кинестетическая система
Яркий, четкий, ясный, цветной, контрастный, темный, бледный, мерцать, сиять, прозрачный, темный, огненный, созерцать, ясновидящий, мелькать, смотреть, видеть.
Звучит, звонкий, громко, тихо, глухо, петь, хрипеть, шлепать, бурлить, выть, урчать, тиканье, мяукать, кричать, орать, плакать, хныкать, музыкальный, чмокать, рассказывать, эхо.
Твердый, мягкий, упругий, теплый, ощущать, мокрый, сухой, весомый, гладить, мять, мыть, кусать, кислый, сладкий, соленый, терпкий, легкий, колючий, ощущать, чувствовать.

Таблица: сенсорно окрашенные слова
Разумеется, что это далеко не самый полный список сенсорно окрашенных слов. Ты можешь сам найти еще пару сотен, если сядешь и допишешь эту таблицу в спокойной обстановке. Кстати, это и рекомендую сделать в первую очередь для понимания этой модели.
Кроме этих слов, которые являются сенсорно окрашенными, существуют слова, которые относятся ко всем системам восприятия одновременно. В основном это оценочные слова, вроде большой, маленький, обычный, хороший. Эти слова вне контекста просто обычные слова, и только в паре с модальными словами они являются тоже модальными. То есть, слово большой не указывает ровным счетом ничего.

И кроме этого никакого слова, в нашем языке существует множество слов, которые вообще ни к какой модальности не относятся. Это абсолютно нормально.
И в конце этого раздела расскажу про весьма интересный механизм, который существует в нашем языке. Это механизм называется синестезия. Синестезия - это смешение слов из разных модальностей. Например, услышать запах, увидеть звук, сделать яркость погромче. Эти слова интересны сами по себе, почему - смотрите главу про трансы.

А с точки зрения наших фильтров восприятия, синестезия используется для получения доступа от ведущей системы восприятия к второстепенной. Слышу запах, в данном случае - переход от аудиальной системы восприятия к олфактороной.
Как увидеть модальность без слов
Кроме вербального проявления модальности, то есть при помощи слов, существует невербальная проявленность, которая есть в нашем теле. И это помогает нам определить ведущую модальность человека очень точно, гораздо точнее, чем по словам. Основных ключей несколько: голос, жесты, взгляд.
Для начала распишем проявления модальностей и их внутреннее протекание:
Визуальная модальность самая быстрая у человека, она позволяет мгновенно получать доступ к очень большим объемам информации, и одновременно к нескольким объектам. То есть мы можем видеть одновременно несколько образов, их сравнивать, изменять и играть с ними.
Аудиальная модальность несколько медленнее визуальной, и она дискретна, то есть, подвержена внутреннему ритму. Особенностью этой модальности является последовательность, то есть мы редко можем вспомнить вторую строку третьего куплета песни в лесу родилась елочка, если не прокрутим эту песню с самого начала. Аудиальная модальность редко используется для обработки информации, и у этой модальности обычно используется не более двух источников звука.
Кинестетическая модальность самая интересная. Для начала, можно разделить наши чувства на внешние, то есть то, что мы ощупываем и нюхаем, и на внутренние, то есть на наши эмоции. Одновременно мы можем чувствовать ровно одну эмоцию, которая перетекает в другую последовательно и достаточно медленно. Кинестетика всегда реальна, то если мы вспоминаем ощущения, то мы в них погружаемся. Еще одна интересная особенность этой системы восприятия состоит в том, что в ней нельзя заниматься конструированием.



И если мы можем визуально или аудиально фантазировать, то кинестетически мы это делать не можем. Как только мы что-то там представим себе, то тут же погрузимся в это состояние. Это очень интересно.
И это описание характерно для многих аспектов нашей телесности. Давайте сделаем сводную таблицу характерных признаком предпочитаемой системы восприятия:

Что
Визуально
Аудиально
Кинестетически
Глаза
Направление взгляда выше горизонтали
взгляд прямо перед собой
Глаза опущены вниз
Речь
Достаточно быстрая, может быть невнятной, рваной, глотаться окончания слов.
Средняя скорость, плавность, последовательность, человек часто наслаждается звучанием своего голоса.
Достаточно мало слов, достаточно медленно, большие паузы между словами.
Жесты
Быстрые, широкие, руки часто выше уровня плеч.
Плавные жесты, часто последовательно двигается одна рука, потом другая, уровень груди.
Жестов очень мало, если они вообще есть, то на уровне пояса и ниже.
Дыхание
Быстрое, поверхностное, грудное
Равномерное, практически одинаковое время на вдох и выдох, углубленное
Глубокое, брюшное, медленное
Лицо
Обычно бледное
Лицо скорее естественного цвета и равномерного цвета
Обычно часто краснеет или имеет розоватый оттенок
Секс
Любит, чтобы все было красиво, в отличном белье и в хорошем интерьере
Любит быстрый, ритмичный секс, чаще всего под музыку
Больше всего любит прижаться к мужчине поближе и так провести ночь

Таблица: Телесные различия по предпочитаемым модальностям
Кстати, при всей своей необычности последний пункт таблицы имеет место быть. С другой стороны, он приведен как подтверждающий выводы. Если девушка с тобой занимается сексом, тебе имеет значение ее ведущая модальность?
Как смотреть на распальцовки
Тут мы немного подробнее остановимся на жестах, определяя ведущую модальность по жестам. В литературе по НЛП и многих семинарах предлагается следующая схема ВАК жестов. Визуальные жесты проходят высоко, кинестетические низко, аудиальные посередине.

С другой стороны, дядя Костя Коваленок в свое время предложил очень интересную теорию, которую я долго проверял и подтвердил на опыте.
Более точная система отсчета жестов по модальностям - от человеческого тела. То есть кинестетические жесты могут быть на уровне головы, но если они вплотную к ней приближены. То есть можно рассматривать жесты по удаленности от тела - и получается 3 зоны жестикуляции.
Первая - вплотную к телу, не более расстояния ладони, кинестетическая зона. Можно почесать нос, пошебуршить волосы, потрогать шею или обхватить себя руками - все это будет из области кинестетических жестов.
Вторая - от ладони до локтя, плавные жесты в этой зоне свидетельствуют о аудиальных предпочтениях.
Третья - от локтя до упору. Визуальные, широкие, быстрые жесты.
Заключение
Сразу хочу заметить, что любой признак модальности явSяется обобщением большого уровня, и у конкретного человека может совсем даже не работать. Работать будет совокупность признаков. То есть, медленный голос, большие паузы между словами, красноватое лицо, медленное и глубокое дыхание, и визуальные предикаты будут свидетельствовать о человеке, который вообще по жизни предпочитает кинестетическую модальность и рассказывает о своем визуальном опыте.
Так же есть еще люди, которые сильно развили в себе все системы восприятия. Например, я, простите за скромность. Тут уже не имеет значения, в какой модальности говорит такой человек - потому что он, скорее всего, каждую секунду будет ее изменять, давая очень полное и красивое описание.
И после того, что вы тут про этот фильтр узнали, вам осталось только одно. Использовать его. Для начала, научитесь слушать людей, потом слышать, определяя его предпочитаемые модальности. Для этого достаточно посмотреть телевизор, где показывают непрофессиональных актеров и ведущих, то есть обычных людей.

А потом, научись в разговоре проводить предварительную фильтрацию сам, для своего собеседника. То есть с визуалом говори визуально. Ты даже не сразу поймешь, почему речь идет проще и приятнее для вас обоих.
И маленькое предупреждение в конце - посмотри главу про процесс обучение и осознанное и неосознанное знание.
Глава 42. Фильтр субмодальностей
Отлично, информация к нам попала, обработалась и улеглась на дно нашего мышления. Только вот маленькое затруднение состоит в том, что мы нервными мыслями не мыслим, а мыслим образами, словами и чувствами. И, чтобы мы могли мыслить, у нас есть естественный фильтр субмодальностей. Субмодальности - это различия в пределах одной системы восприятия.

То есть, например, не что мы видим, а как мы видим. Чтобы было понятнее, привожу таблицу субмодальностей.

Визуальные
Аудиальные
Кинестетические
Цветная картинка / черно-белая
Яркость
Контрастность
Движение есть или нет
Это картинка или объемное видение
Насколько далеко до картинки
Сколько источников изображения
Восприятие из глаз или со стороны
Ясность
Глубина изображение
Расположение источника звука
Ритм (есть, какой)
Громкость
Тональность (высокая, низкая)
Темп
Количество источников звука
Расстояние до источника звука
Где в теле расположено чувствование
Какая площадь (большая, маленькая)
Температура
Интенсивность переживания
Сдавливание или расширение
Напряжение или расслабление
Есть ли в ощущении движение, какое
Вкусовые СМ (вкус, запах)


Содержание раздела