d9e5a92d

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Разница в стоимости одного килограмма составляла 700 тенге. Также у ТОО "Ильяс" был закуплен станок для установки кнопок на готовые изделия. Больше никаких работ по поиску поставщиков сырья фирмой не проводилось.
Таблица 2.6

Крупнейшие поставщики % от всех
закупок
Не более
20 км
Более
500 км
Синтепон Кзыл-Орда 35 - Х
Фурнитура
Караганда, ТОО"ИЛЬЯС"
15 - Х
Остальные поставщики 50 Х -
Всего 100

Сбыт выпускаемой продукции на данном предприятии осуществляется следующими способами: 1. Магазины розничной торговли
2. Оптово-торговые организации
3. Посреднические компании
4. Заказы от фирм и организаций
5. Потребителям Основными покупателями выпускаемой продукции является население со средним уровнем достатка. Большая часть продукции реализовывается через РТД "ЗАНГАР".

Также был арендован отдел в магазине "Детский мир" для реализации продукции, производимой для детей. В1993 году произошло расширение рынка сбыта. Был заключен договор с Акционерным Обществом "ЦУМ" города Усть-Каменогорска.

По условиям данного договора заказчик оплачивал 100 процентов стоимости приобретаемой продукции с дальнейшим самовывозом с территории города Алматы. Данный договор являлся выгодным, так как наибольшая часть продукции реализовывалась на территории Восточно-Казахстанской области.
На территории города Алматы одним основных заказчиков является Алматинкая Радио-Телевизионная Передающая Станция, которая оформила долгосрочный заказ на пошив спецодежды для работников. В 1993 году был заключен договор с Центральным Спортивным Клубом Армии Республики Казахстан на пошив зимних тренировочных костюмов для спортсменов конькобежцев.

Одним из заказчиков является Акционерное общество "Ынтымаксервис", занимающееся предоставлением парикмахерских услуг населению города Алматы, заключившее договор на покупку спецодежды для мастеров парикмахеров.
В 1995 году фирма заключила договор с посреднической компанией "Ая", занимающейся посреднической деятельностью на территории Алтайского края в городе Бийске, на закупку выпускаемой продукции. Согласно условиям договора компания "Ая" оплачивала 100 процентов предоплаты, с последующим самовывозом со склада города Алматы, а также определяла ассортимент и количество единиц каждого наименования закупаемой продукции.

Также от компании "Ая" был получен заказ на пошив постельного белья, которое ранее не выпускалось фирмой, что послужило поводом для частичного технического перевооружения фирмы. Последнее время данная компания являлась самым крупным заказчиком для фирмы.
Также заключались договора с физическими лицами на покупку выпускаемой продукции для дальнейшей реализации на вещевых рынках города Алматы.
Таблица 2.7
Анализ крупнейших покупателей

Список
крупнейших заказчиков
% от всех продаж Не более 20 км Более 500 км Экс-порт в СНГ(%) Качество сервиса Своевр. поставок
(дни)
РТД "Зангар" 15 Х автотранспорт 1
Детский мир 15 Х автотранспорт 1
"АРТПС" 15 Х автотранспорт 2
Усть-Каменогор. 30 Х Железн. дорога 7
Россия 15 Х 20 Железн. дорога 10
Остальные заказчики 10
Всего 100

В 1994 году было реализовано продукции на сумму 1326.0 тыс. тенге. Их них на 198.9 тыс. тенге в России, по городу Алматы 729.3 тыс. тенге, по Казахстану 397.8 тыс. тенге. До 1994 года швейная отрасль Казахстана была представлена 26 швейными предприятиями. Предприятия отрасли выпускали товары для народа включая верхнюю одежду, костюмно-плательный ассортимент из различных видов ткани и материалов для всех возрастных групп.
По потребительским свойствам, уровню новизны, условиям реализации товара, условиям потребления и относительным ценам. К товарам-заменителям можно отнести такие товары, как пальто, полупальто из смесовых тканей с перо-пуховыми наполнителями, пальто, полупальто и куртки из смесовых тканей на синтепоне и другие, то есть они входят в одну товарную группу.
Потребители считают данные товары взаимозаменяемыми при отсутствии одного из них в продаже могут приобрести любой из товаров, включенных в товарную группу, если он имеется в продаже. Критерием выбора товара для различных групп покупателей является доступность по цене, а также качественные показатели.
Условия реализации для всех товаров данной товарной группы одинаковы - через сеть предприятий розничной торговли, через магазины, через оптовых покупателей или на различного вида вещевых рынках.
Условия потребления для всех товаров данной группы примерно одинаковы - есть некоторые различия в сроках службы пальто и курток.
В проведенных исследованиях не включены пальто и плащи из кожи, а также такая верхняя одежда, как шубы из натурального меха ввиду того, что при сложившихся доходах основной части населения данные товары являются недоступными.


Таким образом, для цели данного анализа в изучаемую товарную группу включены помимо пальто шерстяных, также пальто и куртки из смесовых тканей с пухо-перовыми наполнителями, пальто и куртки из смесовых тканей на синтепоне, другая верхняя зимняя и демисезонная одежда, кроме пальто и плащей из кожи и шуб из натурального меха.
Объём продаж за 1994 год составил 1645 штук из них в Казахстане реализовано 85 %, в России 15 %.
Импорт данной группы товаров в Казахстан производится торговыми домами, предприятиями и организациями оптовой и розничной торговли, а также " челноками " в основном из Китая, Турции, а также стран СНГ. Также следует учитывать, что в условиях постоянно расширяющихся внешних связей у граждан Казахстана появилась возможность приобретения качественных товаров данной группы за рубежом. По данным Госкомстата Республики Казахстан только за первое полугодие в Республику ввезено:
Таблица 2.8

Наименование товара Страна-поставщик Количество
( шт )
Удельный вес от общего импорта (%)
Пальто, включая плащи с капюшонами и подобные изделия из хим. волокон Китай 3400 4.9
Прочая верхняя одежда Китай 260 0.4
Прочая верхняя одежда Швейцария 3000 4.3
Прочая верхняя одежда США 20788 29.7


Данные сведения являются далеко не полными, так как отражают только поставки за первую половину 1994 года. Следует иметь ввиду, что коммерческие организации основную часть товаров этой группы приобретают в осенне-зимний сезон, то есть большая часть поставок приходится на вторую половину года.

С учетом вышеизложенного, объём поставок учитываемый органами статистики за год должен составить не менее 70 тысяч изделий.
Не учитывают поставки, проводимые физическими лицами - "челноками". По оценочным данным, объём реализуемых ими товаров сопоставим с официальными статистическими данными.
Учитывая объёмы производства верхней одежды в Республике Казахстан за 1994 год, а также оценочный объём импорта за этот же период можно рассчитать долю ТОО " АРТПС - Сервис ЛТД" ( см. Таблицу 2.9 )
Таблица 2.9

Наименование предприятий Объём поставок на республиканский рынок ( шт ) Удельный вес
(%)
ТОО "АРТПС-Сервис ЛТД" 1645 0.63
Прочие предприятия в Республике Казахстан 186.000 71.2
Объём импорта 70.000 27.5
Всего 257645


Для проверки полученных результатов были проведены дополнительные исследования, приняв во внимание объём платежеспособного спроса потенциальных групп покупателей, структуру основных групп потребителей, географическую структуру спроса и некоторые другие факторы, влияющие на структуру и объём потребительского рынка. В современных условиях большая часть населения не имеет возможности приобретения вещей длительного пользования, в том числе товаров анализируемого ассортимента.
Объём продаж платежеспособного спроса по данной группе товаров значительно сократился. По оценочным данным он упал в два раза.

Если зимняя одежда приобреталась раз в 3-6 лет, то теперь такая покупка произвадится не чаще раза в 6-9 лет.
Рассматривая структуру основных групп покупателей, представленных на рынке демисезонной верхней одежды можно сделать вывод, что практически каждый из покупателей имеет возможность выбора товаров, как по качеству, цене, так и по фирмам - производителям этих товаров.
При этом группы населения с высоким уровнем доходов предпочитают покупать импортные изделия, хотя их цена в 2 - 3 раза выше.
Население в возрасте до 28 лет, как показывают проведенные исследования, отдают предпочтение курткам из смесовых тканей с различными наполнителями импортного производства, по цене, сопоставимой с изделиями, производимыми ТОО "АРТПС - Сервис ЛТД". При этом срок службы курток несколько ниже, они заменяются чаще и в структуре рынка на каждую покупку пальто приходится две покупки куртки.
Так как рассматривается рынок демисезонной верхней одежды, то базовым числом будет количество населения - рабочих и служащих в народном хозяйстве Республики Казахстан. Кроме того для расчета объёма рынка принимается во внимание то, что каждый человек имеет одно демисезонное и одно зимнее пальто или другой вид верхней одежды. ( Данные приведены в Таблице 2.10 ).
Таблица 2.10

Расчет приобретения верхней одежды в Республике Казахстан
Количество рабочих и служащих в Республике за 1994 год (чел) 4663000
Количество покупок верхней одежды в год ( шт ) 887667
Объём поставок ТОО "АРТПС -Сервис ЛТД " на республиканский рынок ( шт ) 1645

На первое января 1995 года на складе предприятия скопилось продукции на сумму 210 тысяч тенге. Нужна ли эта продукция потребителям? У предприятия произошло скопление продукции "замораживание" основных средств на стадии сбыта продукции и не оказалось средств для закупки сырья.

Анализируя создавшуюся обстановку в производстве и сбыте продукции можно сделать вывод о том, что нужна перестройка в области управления. Структурная перестройка всегда продолжительный и болезненный процесс. Во всем мире все компании перестраиваются, находят новые рынки сбыта, новые технологии. Новые государственные акты также заставляют перестраиваться.

В мире многие производители продукции работают с ограниченным кругом покупателей и поставщиков сырья пока не подберут нового покупателя или поставщика сырья или не повысят качество продукции.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИМАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИНА ТОО "АРТПС-СЕРВИС ЛТД"

Для совершенствования маркетинговой деятельности на предприятии по моему мнению необходимо провести реорганизационные мероприятия в следующем направлении:
3.1. Предложения по изменению организационной структуры управления фирмой.
Проанализировав организационную структуру управления фирмы "АРТПС-Сервис ЛТД", можно делать следующий вывод:
1. В структуре фирмы нет отдела, который должен заниматься разработкой перспективных планов развития и финансовой политикой фирмы.
2. Этапы прохождения финансовых документов слишком затянуты, что на стадии развития фирмы считается недопустимым.
Исходя из вышеизложенного предлагается изменить организационную структуру управления фирмы (см. 3.1) следующим образом:
1. Ввести в организационную структуру фирмы отдел Маркетинга и Рекламы, который будет отвечать за разработку планов развития предприятия, определение финансовой и рекламной политики фирмы, а также поиском новых поставщиков сырья и нового рынка сбыта выпускаемой продукции.
2. Убрать из подчинения Главному Менеджеру Коммерческого директора и Заместителя по производству, подчинив их непосредственно Директору фирмы.
В условиях растущей конкуренции производители товаров и услуг все большее значение будут придавать маркетингу, поэтому я считаю, что в самом ближайшем будущем на ТОО "АРТПС-Сервис ЛТД" необходимо открыть маркетинговую службу. В настоящее время на предприятии маркетинговыми исследованиями занимается отдел сбыта.

Сбыт продукции происходит достаточно медленно, но открытие маркетинговой службы, прямыми задачами которой являются выяснение общественных потребностей и путей наиболее полного их удовлетворения, позволило бы увеличить скорость реализации готовой продукции. С введением в организационную структуру управления отдела маркетинга будет реальным расширение ассортимента продукции, так как предвидеть, прогнозировать спрос возможно благодаря постоянному изучению потребителей так, чтобы разрабатывать и предлагать именно то, что они хотят и в чем нуждаются.
Выход на новые рынки сбыта продукции также обуславливается возможностью быстро реализовывать продукцию, чему безусловно способствует создание отдела маркетинга на предприятии.
Активная работа отдела маркетинга является залогом эффективной деятельности предприятия, так как он непосредственно занимается поиском реальных и потенциальных потребителей продукции и как следствие получение доходов от реализации.
Подбор кадров на этапе развития фирмы осуществляется директором фирмы, но после назначения человека на должность главного менеджера им будет осуществляться подбор кадров.
каналы прямой (обратной) связи (руководитель- подчинённый) каналы доверительной связи (вне прямого начальника)
каналы равноправной связи
3.1. Предлагаемая организационная структура управления с учетом влияния работы службы маркетинга
3.2. Поиск возможного расширения рынка сбыта Проанализировав организацию сбыта продукции, выпускаемой фирмой, можно сказать, что на фирме совершенно не организован сбыт продукции. Анализ требований потребителей проводится на основе информации, полученной из собственных наблюдений работников фирмы, а также на выставках, которые проводятся крайне редко и не являются основным аргументом при определении спроса на ту или иную продукцию.

Хотя продукция фирмы расчитана в основном на покупателей со средним достатком, которые составляют основную часть населения рассматриваемого региона, реклама продукции не проводилась. Хотя реклама позволяет расширить кругозор покупателей относительно цен и производителей однородной продукции. На данный момент фирма использовала посредников для реализации производимого ей товара. На стадии развития данный путь самый рациональный.

Но для дальнейшего развития фирмы, завоевания нового рынка сбыта, укрепления конкурентоспособности фирмы необходимо в первую очередь снизить стоимость производимой продукции. Снижение стоимости возможно произвести двумя способами:
1. Снижение себестоимости продукции за счет снижения трудоемкости работ, стоимости сырья, усовершенствования технологии производства, снижения складских расходов и расходов на транспортировку продукции.
2. Снижение стоимости продукции путем устранения посредников между потребителями и производителем продукции, так как любой посредник берёт определенный процент от стоимости продукции за проведённые им работы.
На данном этапе нецелесообразно проводить снижение себестоимости выпускаемой продукции, так как никакой рекламной компании не проводилось и потребитель может и не знать о производимой продукции. Исходя из этого предлагается провести рекламную компанию основной продукции, а затем провести детальные маркетинговые исследования с целью дальнейшего улучшения финансового состояния фирмы.
При определении городов Республики Казахстан, наиболее интересных для реализации продукции, в качестве критериев использовались показатели
- потенциальная емкость рынка
- количество трудоспособного населения
При анализе использовались статистические данные Государственного Комитета Республики Казахстан по статистике и анализу за 1995 год.
1. Имеющиеся данные были сгруппированы следующим образом :
Характеристика потенциальной емкости рынка (Рейтинг ПБРO) - 1 группа важности
Общее количество предприятий O
Количество прибыльных предприятий П
Балансовая прибыль (убыток) предприятий Б
Норма рентабельности Р
Количество трудоспособного населения ( Рейтинг НТ ) - 2 группа важности
Население областного центра Н
Количество трудоспособного населения Т
в областном центре
При этом признаки первой группы были взяты, как индекс потенциальной емкости рынка. А признаки второй группы, как индекс ожидаемого объёма продаж.

Каждый из рейтингов принимает значение от 1 до 19 по количеству рассматриваемых областей и расставляет их в порядке возрастания важности.
2. В приложении 3.2 и 3.3 проведен анализ статистических данных приложения 3.1.
Рейтинг П, Р, Б и O с экспертной оценкой ( Приложение 3.3 )
получены при определении весомости признака с повышающим коэффициентом 0.2 (если областной центр имеет рейтинг 10) или с понижающим коэффициентом 0.8 ( если областной центр имеет рейтинг 10)
Рейтинг ПРБO (Приложение 3.3) получен как результат суммирования рейтингов П, Р, Б и O. Посредством этого показателя было проведено ранжирование по относительной величине потенциальной емкости рынка.
Рейтинг НТ( Приложение 3.4 ) получен, как результат обобщения признаков Н и Т при одинаковом весе признаков ( 0.5 и 0.5 )
Рейтинг НТ с экспертной оценкой (Приложение 3.4 )
получен при определении весомости признака с коэффициентом 1 при данном объединении, что отражает одинаковый уровень значимости. Результаты анализа ( Приложение 3.5 ).
На этом этапе применяется метод группировки признаков величины потенциальной емкости рынка ( Рейтинг БПРO ) и количество трудоспособного населения ( Рейтинг НТ ) по группам очерёдности для начала деятельности предприятия в очередном областном центре. Города объединялись в три группы по каждому из рейтингов БНРО и НТ следующим образом :
1-я группа показатели рейтинга от 1 до 7
2-я группа показатели рейтинга от 8 до 15
3-я группа показатели рейтинга от 16 до 19
Результатом группировки (см. Таблица 3.1) является разбиение на три множества по каждому из рейтингов БПРО и НТ.

Показатель же "Суммарный рейтинг" был получен как результат суммирования двух независимых рейтингов БПРО и НТ.
Таблица 3.1

Область Областной центр Рейтинг БПРО Рейтинг НТ Суммарный рейтинг
Восточно-Казахстанская Усть-Каменогорск 1 1 2
Карагандинская Караганда 1 1 2
Павлодарская Павлодар 1 1 2
Акмолиская Акмола 2 1 3
Актюбинская Актюбинск 1 2 3
Атырауская Атырау 1 2 3
Костанайская Костанай 1 2 3
Южно-Казахстанская Шымкент 2 1 3
Алматинская Алматы 3 1 4
Жамбыльская Жамбыл 3 1 4
Жесказганская Жесказган 1 3 4
Западно-Казахстанская Уральск 2 2 4
Кзыл-Ординская Кзыл-Орда 2 2 4
Кокшетауская Кокшетау 2 2 4
Семипалатинская Семипалатинск 2 2 4
Мангистауская Актау 2 3 5
Северо-Казахстанская Петропавловск 3 2 5
Тургайская Аркалык 2 3 5
Талдыкорганская Талдыкорган 3 3 6


Таким образом, учитывая суммарный рейтинг, была установлена следующая очередность областных центров Республики Казахстан, в которых в первую очередь рекомендуется реализовывать продукцию: 1-я очередь Усть-Каменогорск Караганда
Павлодар
2-я очередь Акмола
Актюбинск
Атырау
Кустанай
Шымкент
3-я очередь Жамбыл
Жесказган
Уральск
Кзыл-Орда
Кокшетау
Семипалатинск
4-я очередь Актау
Петропавловск
Аркалык
5-я очередь Талдыкорган

Схема существующего рынка сбыта.



3.3. Предлагаемая схема сбыта продукции

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Мировая практика почти за два столетия выработала и просто дарит нам эффективные подходы к регулированию спроса и предложения, товарно денежных отношений, как на уровне государства ( налоги, уровень жизни, проценты, законодательные акты и т.д. ) , так а на уровне предприятия, объединения и других форм и структур хозяйствования - маркетинговое управление в условиях конкуренции, борьбы за потребителя с целью удовлетворения его потребностей. Сущность маркетинга определяется принципом: производить то, что безусловно находит сбыт, а не пытаться навязывать покупателю не "согласованную" предварительно с рынком продукцию. Другими словами производить то, что продаётся, а не продавать то, что производится.

Ориентация на потребителя означает изучение не производственных мощностей, а реальных и потенциальных потребностей рынка. При этом товары и услуги являются лишь средством достижения цели, а не самой целью.

Маркетинг является руководством к управлению, планированию, действию в условиях рынка.
ТОО "АРТПС-Сервис ЛТД" было создано 5 октября 1992 года. Предприятие производило верхнюю мужскую, женскую и детскую одежду. На данном предприятии отсутствует отдел маркетинга, а данную функцию частично несёт отдел сбыта.

К концу 1994 года предприятие понесло убытки, так как возникла проблема с реализацией готовой продукции. Из-за отсутствия отдела, прямыми обязанностями которого было бы изучение рынка, а в частности изучение спроса на выпускаемую продукцию, я считаю не произошло бы кризиса в производстве.
Маркетинг с позиции фирмы производителя включает пять основных видов деятельности, образующих цикл маркетинга: определение потребности, установление цены, информирование потребителя, доставка продукта или услуг, обслуживание потребителя.
На примере ТОО "АРТПС-Сервис ЛТД" мы рассмотрели необходимость маркетинга в эффективной деятельности предприятия и последствия, которые могут привести к кризису из-за отсутствия этого отдела.
Данная работа позволила определить ряд проблем, связанных с отсутствием отдела маркетинга на предприятии. На основе теоретического и практического анализа были сделаны выводы и рекомендации:
1. Необходимо создать отдел маркетинга и рекламы, который бы решал вопросы по развитию предприятия, осуществлял рекламную политику фирмы.
2. Предприятию требуется организовать процесс поиска возможного расширения рынка сбыта, используя дифференцированный подход по областям Республики Казахстан.
Неоспоримым фактом является то, что маркетинг составляет важную часть деятельности в любом секторе экономики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Конституция Республики Казахстан. - Казахстан: Экономика и жизнь, 4, 1993.
2. Закон Республики Казахстан "О хозяйственных товариществах" от 2 мая 1995. - В сб. : Законы, указы и нормативные акты Республики Казахстан по вопросам рыночной экономики, - Алматы, 1995 .
3. Указ Президента Республики Казахстан от 12 февраля 1994 . "О налогообложении прибыли и доходов предприятий". - Советы Казахстана, 22 февраля 1994 .
4. Баркан Л.И. Практический маркетинг. Вып. 1. Л. : Аквилон, 1991.
5. Бизнес-план // Работница, 1992, 2-6
6. Бизнес-план, или как повысить доходность вашего предприятия. М.: Анкил, 1992.
7. Дойл Д. Как создать предприятие: Пер. с англ. Таллинн, 1992
8. Котлер Ф. Управление маркетингом: Пер. с англ. М.: Экономика, 1980
9. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990
10. Хойер В. Как делать бизнес в Европе. М.: Прогресс, 1990
11. Липсиц И. В. Ваша путеводная звезда. // Экономика и жизнь, 1991
12. Райзенберг Б. А. Предпринимательство и риск. М.: Знание, 1992
13. Экономика и бизнес: (Теория и практика предпринимательства) / Под. ред. В. Д. Камаева. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1993
14. Практическое руководство для предпринимателя. Зарубежный опыт: Пер. с англ. / Составитель Супруненко В. П. Спб.: Лениздат, 1992
15. Хозяйственный риск и методы его измерения/ Пер. с венг. Бачкаи Т., Месена Д., Мико Д., и др.-М.: Экономика, 1979
16. Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ./ Авт. предисл. и научн. ред. А. А. Горячев. М.: Экономика, 1990
17. Американская школа управления. Как повысить доходность Вашего предприятия.-М., 1992
18. Завьялов П. С., Демидов В. Е. Формула успеха. Маркетинг. - М., 1991
19. Иванов М. М. и др. США: управление наукой и нововведениями. - М., 1990
20. Пособие по подготовке промышленных технико-экономических исследований ЮНИДО, 1992
21. Роузен Х. Стань миллионером. - М., 1992
22. Как составить бизнес-план - Аризано, 1990
23. Абрамишвили Г.Г. Проблемы международного маркетинга. - М.: Международные отношения, 1984
24. Завьялов П. С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг, сто вопросов - сто ответов. - М.: Международные отношения, 1988
25. Капустина Н. Е. Теория и практика маркетинга в США. - М.: Международные отношения, 1981
26. Лавров С. Н., Злобин С. Ю. Основы маркетинга промышленных объектов. - М.: Внешторгиздат, 1989
27. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности предприятия / П. С. Завьялов, В. Е. Демидов, М. Н. Карпова и др. - М.: Внешторгиздат, 1989
28. Абрамова Г. П. Маркетинг. Вопросы и ответы. Рыночная экономика для всех. М.: ВО "АГРОПРОМИЗДАТ", 1991
29. Латыпов Т. Д. Рекомендации российскому предпринимателю // США: Экономика, политика, идеология, 1993
30. Р. Хизрич Предпринимательство, М., Прогресс-Универс, 1993
31. Р. Н. Холт Основы финансового менеджмента. М. : Издательство Дело, 1993
32. Современный маркетинг. Под ред. В. Е. Хруцкого. М.: Финансы и статистика, 1991
33. Академия рынка : Маркетинг. Пер. с фр.// А. Дайан, Ф. Бушрель, Р. Ланиар и др.; Науч. ред. Худакормов А. Г. М.: Экономика, 1993
34. Годовые отчеты ТОО "АРТПС-Сервис ЛТД" за 1992-1994 годы.




Содержание раздела