d9e5a92d

Стимулы и ограничения деятельности иностранных предприятий

¦предприимчивость
¦трезвость
¦самосовершенствование
Результатом такого подхода является прагматизм и особое отношение к знаниям, как к обязательному элементу достижения успеха. При всем этом большое значение имеет религия.
Факторы, способствующие благоприятномупредпринимательскому климату
◊стабильность государственной поддержки предпринимательства (не прямое администрирование, а создание благоприятных условий для предпринимательства)
◊льготный налоговый режим
◊система мер, обеспечивающих приток денежных средств в область бизнеса
◊создание инновационных центров (сочетание государственного финансирования и частных вливаний)
◊создание и развитие сети фирм, оказывающих финансовую помощь предприятиям
◊консалтинговые центры
◊эффективная система защиты интеллектуальной собственности
◊упрощение процедур регулирования хозяйственной деятельностью, в том числе, упрощение отчетности
◊обеспечение информацией и средствами коммуникаций
◊свобода творчества
◊повышение качества рабочей силы
◊ориентиры на достижение успеха
Стимулы и ограничения деятельности иностранных предприятийна рынке США
1. Федеральный уровень
Стимулы:
¦те же льготы и налоги, что и для местных фирм
¦поощрение прямых вложений и инкорпарирования (вхождение в долю)
¦нет ограничения на частные вложения
¦нет ограничений на ввоз валюты и биржевые операции
Ограничения:
¦запрещена предпринимательская деятельность иностранных инвесторов на предприятиях национальной безопасности, авиационной промышленности, атомной промышленности, судоходства и связи
2. Уровень правительства штатов
Стимулы:
¦большая лояльность по отношению к иностранным вложениям: существует порядка 6000 комитетов по привлечению иностранного капитала (для создания, в частности, новых рабочих мест)
¦вводятся специальные стимулы для иностранных инвесторов
3. Отношение населения к иностранному капиталу:
¦в общем отношение нейтральное
¦положительное, когда иностранные инвестиции способствуют снижению цен на товары при росте объемов выпуска
4. Отношение местных предпринимателей к иностранному капиталу:
¦недоброжелательное, особенно в сфере товаров народного потребления (в следствии перенасыщенности рынка), и, как следствие, попытка давления на правительство с целью установления различных барьеров
Оформление нового иностранного предприятияв штате Калифорния
1. Подается заявление секретарю штата Калифорнии.
2. Предоставление сертификата о хорошей репутации, который должен быть подписан в своей стране и в США.
3. Предоставление квалификационного сертификата-удостоверения о регистрации + налоговая декларация.
Осуществление платежей:
¦200$ - за сертификат
¦350$ - за регистрацию
¦ежегодная плата - 9,6% от чистой прибыли
Помощь иностранным предпринимателям:
¦программа предоставления льготных займов:
?прямые займы (обычно из собственных средств администрации штата под 7% и не более 150 тыс. $)
?долевое участие в займах коммерческих банков (если общая сумма не превышает 350 тыс. $)
?гарантирование банковских кредитов (гарантирование выплаты до 90%, но гарантия дается на сумму не более 350 тыс. $)
?сроки займов:
*на 6 лет - займы на текущие нужды
*на 20 лет - займы на приобретение оборудования
*на 30 лет - займы на восстановление (например, от стихийных бедствий)
¦консультационная помощь:
?по законодательству штата
?по поиску места размещения предприятия
?по составлению плана развития
?по финансированию
Ограничения иностранного предпринимательства
1. Ограничения на сферы инвестирования (данную информацию можно получить в министерстве торговли).
2. Ограничения на владение недвижимостью.
3. Ограничения на разработку и аренду месторождений.
4. Ограничения на вложения в банковскую и страховую сферы.

Особенности налогообложения и их учет при выходе на рынок США.


Ставки федерального налога на прибыль:
♦15% - на первые 50 тыс. $ чистой прибыли
♦25% - на следующие 25 тыс. $ чистой прибыли
♦34% - на чистую прибыль сверх этой суммы
Ставки налогов с частных лиц:
◊15-17% при доходе от 0 до 17,9 тыс. $
◊28% при доходе 17,9-43,2 тыс. $
◊31% при доходе 43,2 тыс. $
Ставки налогов для супругов, оформляющих совместную декларацию:
*15% - совместный доход 0-29,8 тыс. $
*28% - доход 29,8-71,9 тыс. $
*31% - доход 71,9 тыс. $
Подоходным налогом облагаются:
¦заработная плата
¦прибыль от предпринимательской деятельности
¦пособия по безработице
¦частично пенсии и пособия по социальному страхованию
Подоходным налогом не облагаются:
¦проценты по государственным ценным бумагам
¦расходы на лечение
¦выплаты процентов по кредиту на покупку дома
¦налоги штату и пожертвования неприбыльным предприятиям



Различия налогов для фирм по штатам
¦Невада, Южная Дакота, Техас, Вашингтон, Вайоминг - отсутствуют налоги для корпораций
¦минимальные ставки налога (1-6%): Арканзас, Иллинойс (4%), Мичиган (2,3%), Оклахома (5%), Индиана (3,4%)
¦максимальные ставки налога (6-12%): Айова, Аризона (10,5%), Вермонт (9%), Калифорния, Коннектикут (11,5%), Нью-Йорк (9%), Колумбия (10%)
¦местные специальные налоги (1-2%): Миссури, Мичиган, Джорджия, Нью-Йорк

Этапы исследования.


Этапы исследования рынка

Изучение и анализ условий рынка Изучение форм и методов торговли
*анализ спроса
*анализ предложения
*анализ требований потребителей к товару
*анализ перспектив развития рынка
*изучение и оценка деятельности конкурирующих фирм
*изучение коммерческой практики транспортных правовых и торгово-политических условий данной страны


В практике изучения международных рынков используются кабинетные и полевые исследования. Изучение рынков осуществляется на различных этапах.

Предлагаемое исследование проводится с целью выбора рынка с наибольшим потенциалом и нужной ценой.
Поэтапное изучение международного рынка
1. Исследование доступности рынка (это исследование проводится кабинетным методом).
2. Исследование прибыльности рынков (проводятся кабинетные исследования ценовой ситуации).
3. Исследование объема рынка (кабинетные исследования численности потребителей и их доходов, определение доли расходов на ваш товар).

Исследования 1-3 проводятся в своей стране

4. Кабинетные исследования за границей с целью уточнения предположений, сделанных на предыдущих этапах.
5. Непосредственное изучение рынка за границей (полевое исследование).
6. Начальные полевые исследования (на малой выборке покупателей).
7. Основные полевые исследования.

Исследования 4-7 проводятся за границей

8. Составление плана маркетинга.
9. Проникновение на рынок.
При установлении длительных связей с зарубежными партнерами необходимо прогнозировать конъюнктуру рынка.
Прогноз конъюнктуры рынка - это функция нескольких факторов:
⇒прогноз общехозяйственной конъюнктуры
⇒прогноз валютно-хозяйственного состояния страны
⇒прогноз соотношения спроса и предложения
Прогноз при определении объемов спроса учитывает:
⇒объемы потребления товаров
⇒прогноз закупок в государственные запасы
⇒прогноз динамики запасов у потребителей
Прогноз предложения включает:
⇒прогноз производства (осуществляется на основе данных о вновь вводимых мощностях и по загрузке имеющихся
⇒прогноз динамики запасов у производителей
⇒прогноз поступлений из государственных запасов
При прогнозировании спроса обязательно учитывается:
⇒прогноз по вводу новых предприятий-потребителей
⇒прогноз по новым отраслям потребления
⇒прогноз конкуренции товаров-заменителей


Прогноз развития мировой торговли включает анализ:
⇒объема экспорта
⇒объема импорта
⇒баланса торговли
⇒прогноза возможностей правительственных организаций
⇒прогноза ограничивающих международных соглашений
Также осуществляется прогноз относительно ограничений, касающихся защиты окружающей среды.

Особенности кабинетных исследований.


Кабинетные исследования проводятся по каталогам, по консультациям в министерствах и посольствах, а также при содействии ООН (организация Компас). При этом используется правительственная статистика, списки фирм, торговых организаций, торговые и технические журналы, журналы ранее проведенных маркетинговых исследований.
Кабинетные исследования зарубежных рынков часто проводятся на основе неполной или искаженной информации, в следствии чего возникает риск получения неадекватных результатов.

Особенности полевых исследований.


Проблемы, возникающие при проведении полевых исследований:
♦проблема выборки
♦проблема опроса населения (в основном - языковая)
♦проблема опроса по телефону (в некоторых странах высокие тарифы, отсутствуют телефоны и т.п.)
♦отказ от дачи интервью (особенно в некоторых восточных странах)
Рекомендации к проведению полевых исследований
1. Персональные опросы являются наиболее эффективными.
2. Проводить групповые опросы при работе с товарами производственного назначения.
3. Показ перспективных образцов.
4. Специальная подготовка интервьюеров.
5. Иметь удостоверение.
6. Минимум политических вопросов.
7. Безобидность проведения опроса.

Особенности изучения международных рынков.


Формы изучения международных рынков
1. Использование правительственных агентств по исследованию рынка.
2. Местные национальные филиалы государственных агентств.
3. Местные агентства, имеющие связи с фирмами, специализирующимися на исследовании рынка.
4. Национальная фирма поручает выполнение исследования конкретной фирме.
5. Проведение исследований собственными силами фирмы.
Решение о том на какие рынке выходить связанно с классификацией рынков по странам.
Характеристики по которым происходит отбор (отсеивание) стран:
?размер рынка
?динамика роста рынка
?издержки по ведению дел на рынке
?конкурентные преимущества
?степень риска
Одним из основных критериев выбора рынка является долговременный доход на вложенный капитал.
При предварительном отборе стран используются следующие характеристики:
1. Политические и правовые факторы:
а) политическая система
б) законодательная система
в) стабильность
2. Социо-культурные факторы:
а) социальная структура общества
б) образование
в) значение религии
3. Географические и демографические факторы:
а) инфраструктура
б) сырьевые ресурсы
в) темпы роста численности населения
4. Экономико-технологические факторы6
а) экономическое развитие
б) технологическое развитие (уровень инноваций)
в) развитие населения (квалификация кадров)
5. Потенциал рынка:
а) объем рынка
б) рост рынка
в) покупательные способности
г) конкуренция
Таблица анализа маркетинговой ситуации на международном рынке

Наименование фактора Характеристика фактора Весовой коэффициент фактора
1. Размеры потенциального рынка (млн. $) ?50 (млн. $)
от 30 до 50 (млн. $)
от 15 до 30 (млн. $)
от 8 до 15 (млн. $)
от 2 до 8 (млн. $)
8
16
24
32
40
2. Динамика роста торговли определенная в результате теста(поведение товаров) [% в год] ¦-5 и более
¦+5
¦ -5
¦~ 0
¦ +5
6
12
18
20
30
3. Перспектива на ближайшие 10 лет (%) в год ¦очень плохая перспектива (-40% и более)
¦плохая перспектива ( от -10 до -40 %)
¦средняя перспектива (нет снижений)
¦хорошая (10-40% роста)
¦очень хорошая (40% и более процентов роста)
4
8
12
16
20
4. Сезонность нашего экспортного товара, когда местный товар... ¦наиболее дешевый
¦продается по обычной цене
¦еще не продан
¦отсутствует как и любой другой импортный товар
¦наш товар всесезонен и продается постоянно
10
20
-
50
30
5. Наш товар стоит на данном рынке... ¦очень дорого
¦дорого
¦столько, сколько местный марочный
¦ дешевле всех
8
16
32
40
6. К нашему товару относятся... ¦очень отрицательно
¦с некоторой предубежденностью
¦отрицательно только подростки
¦нейтрально
¦положительно
2
4
6
8
10
7. Потребность в товаре ¦отсутствует в 75% региона
¦отсутствует в 50% региона
¦отсутствует в 25% региона
¦всюду положительное отношение к товару
¦всюду товар необходим
4
8
12
16
20
8. Частота покупок товара ¦2-3 раза в неделю
¦1 раз в 3 и более месяцев
¦1 раз в 3 месяца
¦1 раз в 4 недели
¦1 раз в 1-3 недели
6
12
18
24
30
9. Отношение к специфическому свойству товара ¦не одобрительное
¦равнодушное
¦положительное
¦очень хорошее
16
24
32
40
10. Отношение к товару торговых посредников ¦отрицательное
¦несколько отрицательное
¦равнодушное
¦осторожное оптимистическое
¦благоприятное
12
24
36
48
60
11. Упаковка ¦нужна новая
¦необходимы изменения
¦необходима доработка
¦нужно изменить надпись
¦вполне приемлема
10
20
30
40
50
12. Вид активности конкурентов ¦ценовая война
¦рекламная атака (от 3-х и более союзников)
¦рекламная атака 1-2 конкурентов
¦низкая рекламная активность
¦нет конкурентов
10
20
30
40
50
13. Необходимый объем рыночных исследований для приспособления товара к рынку ¦очень большой (до 1 года)
¦средний (до 0,5 года)
¦малый (до 3 месяцев)
¦незначительный (1 месяц)
¦нулевой
12
24
36
48
60

Торгово-политическая обстановка:


*торговый договор отсутствует:
*есть торговое соглашение, ограничивающее связи:
*есть торговое соглашение и хорошие торговые контакты:
*есть протокол о торговле и устойчивые связи:
-2
-1
+1
+2

2. Наличие ограничений по торговле:

◊эмбарго на ряд товаров
◊отсутствие ограничений
◊режим благоприятствования
-1
0
+1

3. Отношения с потенциальными покупателями:

♦в прошлом торговли не было
♦в прошлом была незначительная торговля
♦эпизодические деловые связи
♦устойчивые коммерческие связи
-2
-1
+1
+2

4. Эффективность рекламы:

?очень низкая
?средняя
?высокая
-2
-1
+2

5. Информация о рынке:

⇒почти отсутствует
⇒фрагментарна и ненадежна
⇒многочисленная, надежная
-2
-1
+2


Для получения окончательного вывода полученные значения суммируются и эта величина является корректирующей.
Пример.

По 1-ой таблице По 2-ой таблице
1-ый вариант: 500
2-ой вариант: 500
+3
-2

Вывод: выбирается 1-ый вариант.
При выборе международного рынка может быть использован подход, основанный на учете значимости сегментов рынка и бальной оценки, даваемой данному рынку по заданным характеристикам.
Оценка сегментов
1. Выбор системы критериев.
2. Взвешивание критериев.
3. Оценка доступности рынка и его привлекательности.
4. оценка способности работать на рынке.
5. Сравнение и выбор наилучшего сегмента.
Пример. Выходить на рынок А или В?
1) Оценка доступности и привлекательности:

Значимость Рынок А Рынок В
Характеристики αi Абсолютное значение Взвешенное значение Абсолютное значение Взвешенное значение
1. Общее количество потенциальных потребителей
2. Размеры потенциальных групп
3. Средний доход потребителей
4. Частота покупок
5. Интенсивность спроса
6. Стабильность спроса
7. Темп роста спроса
20
15
5
5
15
15
25
5
3
4
1
2
1
4
100
45
20
5
30
15
100
5
1
4
1
1
1
1
100
5
20
5
15
15
25
Сумма: 315 Сумма: 195


2) Оценка способности работать на данном рынке (внутренние возможности фирмы):

Значимость Рынок А Рынок В
Характеристики αi Абсолютное значение Взвешенное значение Абсолютное значение Взвешенное значение
1. Число конкурентных преимуществ
2. Сила конкурентных преимуществ
3. Постоянство конкурентных преимуществ
4. Внешние требования к развитию товара
5. Способность быстро реагировать на внешние требования
6. Способность к инвестированию в производство
7. Способность к развитию каналов сбыта
8
25
25
10
10
12
10
3
4
4
4
5
3
4
24
100
100
40
50
36
40
1
1
1
2
4
4
5
8
25
25
20
40
48
50
Сумма: 390 Сумма: 216


3) Выбор рынка:
В данном случае выбирается рынок В.
Конкурентоспособность фирмы
План.
1. Понятия и показатели конкурентоспособности.
2. Методы оценки конкурентоспособности.
3. Показатели эффективности деятельности фирмы на рынке.
4. Конкурентный статус фирмы и его использование при формировании стратегии фирмы.

Понятия и показатели конкурентоспособности.


Конкурентоспособность фирмы - это совокупность характеристик фирмы, обеспечивающих ей прибыльность в краткосрочном периоде и преимущества перед конкурентами.
Конкурентный потенциал - это совокупность характеристик фирмы, определяющих возможности предприятия в долгосрочном периоде по сравнению с конкурентами.
Оценка конкурентоспособности фирмы может происходить по двум показателям:
- конкурентоспособность по товарной массе:


,
где
ПСi - потребительская стоимость товара (качество)
Ц - цена товара
- конкурентоспособность по эффективности производственной деятельности

,
где
РЭi - любой экономический показатель вашей фирмы
РЭК - экономический показатель конкурента
Коэффициент конкурентоспособности:
Ki=IТi*IЭi

Методы оценки конкурентоспособности.


Методы оценки конкурентоспособности
1. Метод оценки по сравнительным преимуществам
В основе оценки лежат издержки по экспорту данной продукции.
2. Метод оценки по теории равновесия фирмы и отрасли (по факторам производства)
Конкурентоспособность оценивается по объему продаж как функции от факторов производства (чем больше функция, тем выше конкурентоспособность). Факторы производства:
¦% ставка по банковским кредитам
¦стоимость закупок оборудования
¦структура з/п

Метод оценки по профилю качества продукции


Данный метод строится на использовании секторограмм:
Можно произвести нормировку шкал с учетом значимости параметров.
4. Метод оценки по рыночным позициям фирм



5. Матричный метод
В данном методе оцениваются:
¦конкурентный статус фирмы
¦доля рынка фирмы

Показатели эффективности деятельности фирмы на рынке.


Показатели эффективности деятельности предприятия
1. Показатели рентабельности
2. Рентабельность продаж:


,
где П - выручка от продажи
N пр. - объем продаж (в ед.)
1.2.Рентабельность активов:

,
где
П - чистая прибыль
1.3. Рентабельность основного капитала:

,
где
П - чистая прибыль
Кос.к. - основной капитал
1.4. Рентабельность собственного капитала:

,
где
П - чистая прибыль
Кс.к. - собственный капитал
2. Показатели объемов продаж
2.1. Объем продаж в абсолютном выражении: Nпр.
2.2. Объем продаж на 1-го работника:

,
где
Ч∑ - количество работников
2.3. Отношение себестоимости товарного выпуска к объему продаж:

,
где Ns - себестоимость товарного выпуска
2.4. Отношение объема продаж к себестоимости материальных запасов:

,
где См.зап. - стоимость материальных запасов
2.5. Отношение объема продаж к нетто активам:

, где ∑Ан - нетто активы
2.6. Отношение объема продаж к основному капиталу:

,
где Кос.к. - стоимость основного капитала
2.7. Отношение объема продаж к оборотному капиталу:

,
где Коб.к. - стоимость оборотного капитала
При использовании функционального подхода при оценке конкурентоспособности фирмы все показатели разбиваются на 3 группы:
1. Группа показателей, характеризующих снабженческо-сбытовую деятельность
1.1.


1.2.


1.3.


2. Группа показателей, характеризующих интенсивность использования капитала:
2.1.


2.2.


2.3.


2.4.


2.5.


2.6.


4. Конкурентный статус фирмы и его использование при формировании стратегии фирмы.

Матричный способ оценки конкурентоспособности


Данный метод основан на определении конкурентного статуса фирмы.
Матрица МакКинзи

темп роста рынка
Конкурентный статус фирмы


Конкурентный статус фирмы (КСФ) - используется как показатель конкурентоспособности для выбора стратегической позиции фирмы.
Конкурентный статус фирмы отражает потенциал фирмы.
Конкурентный статус фирмы содержит три составляющие:
¦инвестиционная характеристика
¦стратегическая составляющая
¦потенциал фирмы
1. Инвестиционная составляющая (характеризует мощность фирмы):

, где
Iф - фактическое состояние
Iк - критическое состояние
I0 - оптимальное состояние
2. Стратегическая составляющая

, при этом оценивается:
♦система планирования
♦маркетинговые исследования
♦работы по разработке продукции
♦освоение продукции
Составляющие формулы определяются на основе заранее разработанных таблиц-шаблонов, где перечисляются характеристики по каждой составляющей и оценка по бальной шкале.
3. Потенциал фирмы:

, при этом оценивается:
?обучение, подготовка кадров
?приобретение новых технологий
?создание новых служб, изменение организационной структуры
Для получения обобщающего КСФ используют два подхода:
1. Адетивный подход (объединение по линейной шкале):

а) сильный статус
б) средний статус
в) слабый статус
0,7-1
0,5-0,7
0-0,4

2. Мультипликативный подход (объединение по нелинейной шкале):


а) сильный статус
б) средний статус
в) слабый статус
0,512-1
0,125-0,512
до 0,116

В качестве исходных документов для получения информации о фирмах могут быть использованы:
¦информационная карта фирмы
¦бизнес справка по фирме
¦бизнес профиль фирм
(их содержание приблизительно одинаковое)

Состав информационной карты фирмы


1. Общая характеристика фирмы:
2. характеристика деятельности фирмы
3. юридическая форма фирмы и форма собственности
4. национальная принадлежность капитала
5. номенклатура производства (основные товары)
6. номенклатура экспорта
7. номенклатура импорта
8. удельный вес в национальном (мировом) производстве или торговле
9. в каких банках пользуется кредитом
10. владелиц фирмы или акционерного общества
11. в какую финансовую группу входит
12. дочерние предприятия (название и доля участия головной компании в ее участии)
13. основные конкуренты
14. связи фирмы с другими компаниями (персональные, коммерческие, финансовые, производственные, патентные)
15. связи с представителями государственного аппарата
16. имеется ли собственный научно-исследовательский центр и патенты
17. с какими странами осуществляет торговлю
2. Финансово-экономические показатели фирмы:
3. акционерный капитал
4. собственный капитал
5. оборот
6. активы
7. прибыль
8. число занятых
3. Руководящий состав фирмы:
Имя, Фамилия, должность
4. Деловая характеристика фирмы:
5. выполнение обязательств по контракту
6. соблюдение сроков поставок
7. выполнение платежей
8. форма платежа
9. отстаивание своих цен
10. размер предоставляемой скидки
11. качество поставляемого товара
12. принимает ли встречные обязательства по контракту
13. спорные вопросы решает:
14. в судебном порядке
15. переговорами
16. смешанным способом
17. имелись ли арбитражные дела
18. предоставляет ли возможность посещения своих заводов
5. Адрес, телефоны, факсы и прочее.
Выбор способа выхода
на международный рынок
План.
1. Способы выхода на международный рынок и их сравнительный анализ.
2. Лицензирование. Особенности определения цены лицензии.

Виды (формы) платежей.
3. Франчайзинг как форма партнерства.
4. Совместные предприятия, порядок образования и виды.
5. Экономическое обоснование создания совместного предприятия.
6. Риски при выходе на внешний рынок и способы их учета.
1. Способы выхода на международный рынок и их сравнительный анализ.
Способы выхода на внешний рынок



Содержание раздела