d9e5a92d

Бизнес в сфере маркетинговых коммуникаций

Возникновение общественной потребности в продукции и услугах сферы маркетинговых коммуникаций
Комплекс маркетинговых коммуникаций в России - важнейшая институциональная и инфраструктурная система в формирующемся экономическом механизме.
Маркетинговые коммуникации являются универсальным инструментом маркетинга, который устанавливает, поддерживает и развивает двусторонние коммуникации между производителями и потребителями, промышленными, торговыми и сервисными фирмами, общественными и государственными организациями, их лидерами и обществом.
Они служат основой для всех сфер рыночной деятельности, направленных на достижение успешных результатов в процессе удовлетворения совокупных потребностей общества с наименьшими общественными затратами и в кратчайшие сроки.
Коммуникации в маркетинге представляют собой модель рыночного взаимодействия каждого субъекта рынка (предпринимательских кругов, общественно-политических и правительственных институтов, их лидеров, общественности, потребителей, СМИ) с партнерами, которая связана с движением товаров, обменом информации, технологией, знаниями, опытом. Без маркетинговых коммуникаций рвутся все звенья цепи рыночного взаимодействия, поскольку без соответствующего уровня коммуникативности субъект рынка, с одной стороны, не может адаптироваться к изменениям внешних условий своего функционирования, а, с другой - не оказывает в доступных пределах необходимого воздействия на рыночные условия.
Целями маркетинговых коммуникаций являются:
1) реализация социально-экономических задач маркетинговой политики товаропроизводителя;
2) представление и продвижение на рынке товаров и услуг;
3) формирование социального заказа на новые товары и услуги и изучение спроса на них;
4) обеспечение объективной информированности общества о деятельности предпринимательских кругов, общественно-политических и правительственных институтов.
Маркетинговые коммуникации являются важнейшей составной частью массовых коммуникаций и обладают рядом характерных лишь для них особенностей: целенаправленностью распространения, комплексным характером (одновременное использование вербальных и невербальных каналов коммуникации), повторяемостью воздействия.
С точки зрения современного экономического развития России, маркетинг и маркетинговые коммуникации выполняют двуединую задачу: на макроуровне - это инструмент формирования рыночной среды, а на микроуровне - в качестве инструмента встраивания промышленных, торговых и сервисных фирм в формируемую рыночную среду и как средство обеспечения привлечения инвестиций.
Для процесса формирования рынка в России характерны следующие черты:
- консервативный тип покупательского поведения, возникший и развившийся в советское время как следствие отсутствия рыночного свободного выбора и постоянного недостатка информации о товаре и его производителе;
- невозможность и неспособность связать информацию о товаре и его производителе с качеством товара;
- искаженная социальная структура общества, в которой исторически отсутствует средний класс;
- огромная протяженность России, которая привела к двум важным последствиям: дроблению на замкнутые региональные товарные рынки и неразвитости системы коммуникаций и т.д.
На российский рынок, в том числе на сферу маркетинговых коммуникаций, повлияли изменения в политической и экономической сферах не только в нашей стране, но и в мировом масштабе.
Мировой рынок развивается необычайно быстро. Бурный научнотехнический прогресс, высокий уровень науки и техники вооружили общество новыми орудиями труда и технологическими процессами, которые не только резко повысили эффективность производства, но и успешно решают прежде неразрешимые задачи. Беспрецедентно увеличилась производительность труда и объемы выпуска продукции, что привело к невиданному расширению и быстрой смене ее ассортимента и еще больше обострило международную конкуренцию.

Ключевой стала проблема сбыта.
Надо учесть, что мир стоит на пороге информационного общества, движущей и развивающей силой которого является информация, а ос-
новой инфраструктуры - информационные системы.
Радикальные сдвиги происходят и в обществе. В частности, повысился образовательный уровень, увеличилось число неполных семей.

У людей появляются новые, часто ранее нереальные возможности и соответственно новые потребности, например в здоровом образе жизни, расширении кругозора и повышении культурного уровня, экологически чистых продуктах, развлечениях.
С переходом экономики России на рыночные принципы хозяйствования отечественный рынок столкнулся с серьезными политическими, экономическими и социальными трудностями, препятствующими интеграции страны в мировой рынок. Страну наводнили зарубежные товары, более дешевые или более качественные и этим привлекательные для российских потребителей.


Инвестиции и расширение товарной экспансии, прежде всего транснациональных корпораций, в недалеком будущем представляются реальными и масштабными, что приведет к серьезным структурным изменениям на рынке нашей страны.
Современная российская общественность в значительной мере еще испытывает давление устоявшихся прошлых традиций, стереотипов, иждивенческих настроений и других мнений консервативного характера.
В условиях инфляции, роста цен на сырье, услуги, транспорт, связь, рабочую силу, усиления налогового бремени большинство наших предприятий теряет конкурентоспособность, многие становятся банкротами, растет опасность социального взрыва. В решении конкретных проблем промышленных, торговых и сервисных фирм на российском рынке, достижении ими коммерческого успеха жизненно необходимыми факторами становятся информационное воздействие на рыночную среду, установление с ней обратной связи, т.е. систематический мониторинг рыночной ситуации.
Жизнь ломает стереотипы мышления не только в политике, но и в экономике, особенно в ее организационно-управленческой сфере, заставляет повышать предпринимательскую культуру.
Коммуникационная и продвиженческая деятельность, приспособление которой к требованиям цивилизованного рынка формирует новые общественные потребности в высококачественных и профессиональных услугах сферы маркетинговых коммуникаций, вызывает к жизни новые формы и более совершенные технологии маркетинговых коммуникаций. Коммуникационная и продвиженческая практика изменяется и усложняется с каждым днем и уже столкнулась с необходимостью резкого качественного роста для решения многочисленных за-
дач, требующих специфических знаний, владения новыми технологиями коммуникаций, профессионализма и компетентности тех, кто занимается маркетинговой коммуникационной деятельностью. Основными среди таких задач являются:
- повышение конкурентоспособности отечественных товаров и товаропроизводителей;
- поиск экономичных и при этом эффективных способов общения отечественных фирм с их целевыми аудиториями в условиях сокращения бюджетов маркетинга в результате экономического кризиса в стране;
- использование традиционных и новых коммуникационных элементов на фоне постоянно меняющихся российских социальных, экономических и конкурентных сил и т.д.
Это способствует возникновению в стране новых специализированных рынков маркетинговых коммуникаций, совершенствованию и увеличению объемов услуг на уже имеющихся рынках, усилению их специализации и интеграции.
1.2. Отраслевая структура сферы маркетинговых коммуникаций

Отраслевая структура рынка маркетинговых коммуникаций

- количественные соотношения между отраслями, формами и видами деятельности, входящими в состав сферы маркетинговых коммуникаций; отражает степень общественного разделения труда, дифференциации и специализации отраслей и форм бизнеса.
Под маркетинговыми коммуникациями понимают пять составляющих системы продвижения товара на рынке (promotion). В классической концепции маркетинга к ним принято относить прежде всего рекламу (advertising) (в том числе товарную, корпоративную, социальную и политическую), прямой маркетинг (direct marketing), продвижение продаж (sales promotion), выставочно-ярмарочную деятельность, а также общественные коммуникации (public relations), включая политические и корпоративные.
Сегодня каждый из перечисленных каналов маркетинговых коммуникаций стал не только самостоятельной экономической областью маркетинга и сферой бизнеса, но и самостоятельным социальным институтом.
В сфере маркетинговых коммуникаций наблюдается общая мировая тенденция - разветвление маркетинговых коммуникаций, воз-
никновение и развитие все новых и новых форм. До сих пор в современной теории маркетинга не проведена окончательная классификация форм маркетинговых коммуникаций (пока отсутствует не только единая классификация, но и единая терминология).

На сегодня наиболее продвинутая и совершенная классификация интегрированной маркетинговой коммуникации различает 12 форм: рекламу, персональные продажи, продвижение продаж, директ маркетинг (прямой маркетинг), паблик рилейшенз, выставки и ярмарки, рекламу в месте продаж, фирменный стиль, упаковку, спонсорство, новые медиа (включая их виртуальные формы) и всемирную сеть Интернет.
Провести четкую грань между ними часто невозможно. Так, достаточно трудно отделить друг от друга директ маркетинг и продвижение продаж. Персональные продажи на рынке потребительских товаров с развитием супермаркетов и различных форм самообслуживания в торговле утрачивают былую значимость и часто приравниваются к остальным методам директ маркетинга. А на рынке средств производства они остаются основной формой маркетинговых коммуникаций.

Рекламные объявления могут содержать элементы паблик рилейшенз либо включать в себя отрезаемые или отрывные купоны, например с правом на скидку с цены при покупке товара, что является одной из форм продвижения продаж. Директ маркетинг, осуществляемый методом прямой почтовой рассылки, может использовать формы распространения репринтов рекламных объявлений (реклама), престижных статей (паб-лик рилейшенз), образцов рекламируемого товара (так называемый сэмплинг, относящийся к продвижению продаж) и т.д.

Поэтому появляются понятия не только форм, но и вида, средства и метода маркетинговых коммуникаций, требующие конкретизации.
Вторая важнейшая тенденция современного маркетинга - переход от ставки исключительно на рекламу в СМИ к комплексному использованию всех форм маркетинговых коммуникаций. В середине 90-х годов в рамках современной теории маркетинга было установлено новое явление и сформулировано понятие интегрированной маркетинговой коммуникации, т.е. взаимодействие отдельных форм комплекса маркетинговых коммуникаций, при котором каждая из них должна быть интегрирована и подкреплена другими инструментами маркетинга для достижения максимальной экономической эффективности.
1.3. Формирование российского рынка маркетинговых коммуникаций. Организационно-экономический механизм его функционирования
В первой половине 90-х годов (1991-1994) в России сформировался не только рекламный бизнес как отрасль экономики и сфера занятости, но достаточно развитая система маркетинговых коммуникаций. Маркетинговые коммуникации стали важнейшим фактором современного экономического и социального развития страны.

По некоторым оценкам, оборот различных каналов маркетинговых коммуникаций в стране уже превысил 2-2,5 млрд долл. в год и эта сфера деятельности обеспечивает множество новых рабочих мест и продолжает интенсивно создавать новые рабочие места (более 5 тыс. мест ежегодно).
Отдельные формы маркетинговых коммуникаций в России исторически развивались и продолжают развиваться весьма неравномерно как с точки зрения общих объемов, так и с точки зрения распределения средств рекламодателей между отдельными каналами маркетинговых коммуникаций. Следует сразу отметить, что точные оценки российского рынка различных форм маркетинговых коммуникаций весьма затруднены: эта сфера в значительной мере исторически относится к теневой части отечественной экономики.

Особенно теневой характер сегодня присущ в России паблик рилейшенз и такой их составной части, как политический консалтинг в избирательных кампаниях.
В период 1991-1993 гг. в России в качестве практически единственной формы маркетинговой коммуникации использовалась реклама (в первую очередь - телевизионная и в прессе). Целью подавляющего большинства рекламных компаний было формирование оптово-розничной инфраструктуры товарного рынка для целевой аудитории в 3-5% населения, занятых предпринимательской деятельностью.
По оценкам специалистов, рынок рекламы как экономическое понятие возник в России в 1992 г., поскольку лишь с ноября 1991 г. появились более или менее заметные объемы рекламы в прессе и лишь с весны 1992 г. возникла в серьезных объемах телереклама.
Реклама в СМИ выполняла несвойственную ей в конце XX в. функцию - формирование разрушенных в результате слома централизованной командно-административной экономики сбытовых связей и инфраструктуры товарного рынка (прежде всего системы распределения товаров в ней), т.е. системы прохождения товаров от производителя или оптового поставщика в мелкооптовую, а затем в розничную торговлю.
Реклама, выполняющая функцию создания оптового и мелкоопто-
вого рынка, не формировала спроса на товар, не информировала о его качествах, ее вообще не интересовал розничный покупатель. Причем, именно за счет прямой рекламы в СМИ, при абсолютной неразвитости остальных каналов маркетинговой коммуникации, игнорировании выставок, отечественные предприниматели в 1991-1994 гг. пытались решить все без исключения маркетинговые задачи.

Журналы, наружная реклама, прямая почтовая реклама оставались невостребованными. Радио также практически не использовалось. И в этом нет ничего удивительного.

Чтобы заняться паблик рилейшенз, директ маркетингом или продвижением продаж, необходимо и осознание их роли, и достаточно высокая квалификация, поэтому наиболее полно интегрированная маркетинговая коммуникация стала осуществляться в России только последние 5-6 лет.
Специализированные рекламные издания как категория возникнут и получат развитие в России позже - с появлением в 1993-1994 гг. рекламных справочников для оптовиков Оптовик и Товары и цены (тираж 100 тыс. экз.) с их невиданными нигде в мире объемами и тиражами. Феномен бурного развития рекламных газет - чисто российское явление, вызванное необходимостью оперативной передачи огромного массива ценовой информации на оптовом и мелкооптовом рынке.

По мнению специалистов, по мере формирования устойчивых торговых связей на этом рынке, неизбежно будут сокращаться подобного рода рекламные объявления: ценовая и сбытовая информация перейдет из рекламных газет в прямую почтовую рекламу, компьютерные сети, Интернет. Возрастет значимость таких форм продаж, как оптовые ярмарки, телефонный маркетинг; появятся объединения российских товаропроизводителей с многосторонними договорами о взаимной рекламе.
1993-1994 гг. стали эпохой телевизионной рекламы коммерческих банков и финансовых пирамид (они обеспечивали до 30% всех объемов рекламного рынка). Появились великолепные образцы позиционирования товара в рекламе (с учетом национальной психологии) и сегментирования российского рынка, обеспечившие огромный эффект рекламных кампаний (телевизионные ролики МММ).

Однако крах финансовых пирамид усилил недоверие населения к рекламе как таковой.
Позже, в 1995-1996 гг., одновременно с западными товарами (по различным оценкам, они составляли в то время 40-60% потребительского рынка России) пришла и реклама их транснациональных производителей (сегодня именно она составляет до 80-85% всей телевизионной рекламы). Но в подавляющем большинстве западных рекламных
роликов (особенно это характерно для 1995-1996 гг.) не учитывались российские особенности восприятия рекламы, отечественный потребительский рынок неверно сегментировался, а сами товары неправильно позиционировались, что вызвало неприятие рекламы.
Директ маркетинг, продвижение продаж, паблик рилейшенз, спонсорство возникли лишь в 1993-1995 гг., практически на 100 лет позже, чем в странах Западной Европы и США.
Между тем, директ маркетинг и продвижение продаж имеют на российском рынке огромный (но практически не используемый) потенциал, поскольку соответствуют национальным особенностям потребительского поведения россиян гораздо больше, чем назойливая и часто агрессивная телевизионная реклама. Лишь с 1996-1997 гг. транснациональные компании начинают осознавать их преимущества при продвижении товаров на российском рынке.
О директ маркетинге как о канале маркетинговых коммуникаций на отечественном рынке можно говорить, лишь начиная с 1994 г., когда в Москве появилось несколько агентств этого профиля.
Директ маркетинг представляет собой интерактивную маркетинговую систему, в которой используется одно или несколько средств коммуникации для получения определенного отклика покупателя (обычно в виде заказа) и/или для совершения сделки в любом регионе. Определенным откликом, как правило, является заказ со стороны покупателя. Поэтому директ маркетинг иногда называют маркетингом прямых заказов.

К директ маркетингу обычно относят: продажи по каталогам, телемаркетинг (телемагазин), прямую почтовую рассылку, персональные продажи, многоуровневый и телефонный маркетинг.
Можно говорить о большом будущем в России множества традиционных и новых форм директ маркетинга, однако при условии существенной адаптации западных методов к российской специфике. Уже в 1996 г. доля затрат на директ маркетинг составила 7% в рекламных бюджетах российских рекламодателей (по сравнению с 1,5% в 1994 г. и 3% в 1995 г.).

По оценкам специалистов, если эти темпы сохранятся в ближайшие годы, доля затрат на директ маркетинг в рекламных бюджетах превысит 50%. Прямой маркетинг перспективен при ориентации прежде всего на высокодоходную целевую аудиторию и элитные товары.
Объем продаж через традиционные каналы директ маркетинга (каталоги, прямая почтовая реклама, продажи по телефону) непрерывно возрастает.
Хорошая перспектива в России у каталожной формы торговли -формы директ маркетинга, основанной на принципах торговли по ката-
логам и сниженным ценам. Имеющийся в стране на данный момент незначительный опыт продажи по каталогам в тех областях, где он получил наибольшее распространение, свидетельствует, что каталожная форма продажи быстро становится лидирующей на рынке директ маркетинга.

Так произошло, например, с продажей аудио- и видеокассет (концерны Союз и Видео-сервис).
Предприниматели, решившие сделать в развитие каталожной формы продажи значительные инвестиции, получают быструю и большую прибыль. К примеру, при рассылке каталога Семена почтой фирмой Книга-Сервис был достигнут показатель 28% откликов (против 2% откликов на западном рынке).
Очень привлекательными сферами для продажи по каталогам являются мебель (это показывает успех каталогов, издаваемых московским мебельным салоном Спутник и др.), садовое оборудование, оборудование для гаража и мастерской, недвижимость, одежда, обувь, пищевые продукты и т.д.
Система продаж по каталогам в российских условиях сдерживается двумя основными причинами: 1) плохой, ненадежной и очень дорогой работой почты с посылками и бандеролями; 2) неразвитостью системы электронных платежей. Поэтому на сегодня каталог - форма продажи, с социологической точки зрения, идеально ориентированная прежде всего на высокодоходные слои населения.
Телемаркетинг представляет собой директ маркетинг с использованием телевидения в качестве коммуникативного средства (другие названия данной формы директ маркетинга Магазин на диване, Телемагазин, TV-shop и т.д.). По оценкам экспертов, телепродажи в России планово-убыточны и неперспективны.

Во всяком, случае затраты телемагазинов на эфирное время на основных телеканалах (РТР, М1, ТВ6, Санкт-Петербург - 5-й канал и др.) явно не способны окупиться объемами продаж (на телерекламу в нашей стране откликается 34%). Кроме того, множество нареканий вызывают качество товаров, купленных в телемагазинах, их несоответствие демонстрируемым образцам, невозможность обменять некачественные товары в двухнедельный срок в нарушение закона РФ О защите прав потребителей.
Директ мейл (продажа по почте) - коллективное средство рекламы, включающее различные формы рекламных материалов (письма, проспекты, буклеты, каталоги, фирменные журналы, приглашения и др.), которые направляются респондентам по специально составленному адресному списку посредством различных методов рассылки (почтовая, курьерская, факсовая; доставка по почтовым ящикам, электронная почта).
Продажа по почте (директ мейл) осуществляется на основе использования СМИ; через объявления можно заказать тот или иной товар по почте. Эффективность директ мейла у нас выше, чем на Западе: там 2% откликов - уже очень приличный результат (для дорогих товаров хорошим будет и несколько десятых процента), в России на письменные обращения откликается до 10-20% адресатов.
Персональная продажа, т.е. один из способов продвижения товаров и услуг путем их устного представления либо аудитории приглашенных потенциальных покупателей (сбытовая презентация), либо в личной беседе с одним возможным покупателем (личная продажа) с целью продажи. Такие продажи были ловко использованы западными фирмами в период начавшейся массовой структурной безработицы в России.

При этом основным товаром выбирался товар с определенными характеристиками: далеко не первой необходимости, но в то же время с обязательным набором неких чудодейственных качеств (например, Гербалайф для мгновенного снижения веса). Продажи на дому оказались невозможны в условиях российского потребительского рынка в силу заметной степени криминализации общества: торговых агентов просто не пускают в квартиры.

Попытки поставить систему личных продаж в стране по месту работы также оказались неэффективны - коммерческие структуры охраняются, да и в прочие организации не просто попасть.
Особенно перспективной формой директ маркетинга в России является телефонный маркетинг - продажи по телефону, которые осуществляются для широкого спектра товаров и услуг. Телефонный маркетинг идеален при продаже оптовых партий товаров массового спроса. Даже по таким массовым видам потребительских товаров, как чай, кофе, сигареты и т.п. в России имеется всего 100-200 торговых домов с недостаточно развитой сетью мелкооптовых и розничных продаж в регионах (например, число торговых домов в Поволжье на рынке сигарет всего 98).

Следовательно, задача продвижения оптовых партий товаров на этом ограниченном рынке вполне по силам небольшой фирме прямого маркетинга с помощью нескольких операторов на телефоне.
Конечно, с развитием маркетинга в России такая примитивная форма, как телефонный маркетинг, постепенно отомрет; ценовая и товарная информация, передаваемая торговыми домами, перейдет из рекламных изданий и телефона в компьютерные сети.
Большую роль в развитии новых форм директ маркетинга призваны сыграть:
1) широкое внедрение кредитных карточек, что дает возможность покупателям пользоваться каналами обратной связи, переводя деньги
по безналичному расчету, а продавцам - гарантию получения денег;
2) появление людей нового типа, у которых много денег, но мало времени;
3) быстрое технологическое развитие, в частности, появление электронных СМИ, широкое распространение компьютеров.
Директ маркетинг и электронные СМИ, директ маркетинг и компьютер с доступом в Интернет обладают огромным потенциалом, принципиально меняющим привычный взгляд на методы продаж товаров и услуг, образования, любой работы с информацией. Видеотекст - центр информационных услуг, который доступен через любой современный компьютер, одновременно является и телефоном, и телевизором, и телеграфом и т.д.

Посредством него можно заказать билеты на самолет, получить отчет о ситуации на бирже, платить по счетам. Еще более широкие возможности для директ маркетинга предоставляет всемирная паутина Интернет, объединившая 100 млн. персональных компьютеров.
Увеличение оборота директ маркетинга ощущается во всем мире.



Содержание раздела