d9e5a92d

Ни с кем не объединяйся


Время от времени нужно разрешать им быть полезными вам, чего они, безусловно, не станут делать, если хоть раз выказать им свое пренебрежение. Ошибки часто прощают, пренебрежение никогда. Людская гордыня навсегда запоминает подобное". Лорд Честерфилд (1694-1773)
"Встретив воина с мечом, обнажи свой меч: не декламируй стихов тому, кто не является поэтом".
Из буддийской классики (Цит. по книге "Гром с неба")
ЗАКОН
20
НИ С КЕМ
НЕ ОБЪЕДИНЯЙСЯ
ФОРМУЛИРОВКА ЗАКОНА
Только глупец торопится примкнуть к одной из сторон. Не вверяйте себя никому, кроме себя самого, не связывайте себя обязательствами. Сохраняя независимость, вы получите возможность властвовать сталкивая людей между собой, заставляя их следовать за вами.
КЛЮЧИ К ВЛАСТИ
Власть чрезвычайно многолика, и следует научиться трюкам, улучшающим ваш имидж. Отказ от участия в группировках и альянсов с отдельными людьми один из таких трюков. Держась в стороне, вы вызовете не раздражение, а своеобразное уважение. Вы постоянно кажетесь сильным и властным из-за вашей неуловимости в противовес большинству людей, поддающихся влиянию группы или родства.

Эта аура власти со временем усиливается: растет ваша репутация независимого человека, и по мере этого все большее количество людей начинает нуждаться в вас, стремиться стать одним из тех, кому удастся склонить вас на свою сторону. Желание подобно вирусу: если мы видим, что окружающие тянутся к кому-либо, особа эта приобретает привлекательность и в наших глазах.
В ту минуту, когда вы отдаете кому-то предпочтение, магия рассеивается. Вы становитесь таким лее, как все. Люди начинают применять любые коварные приемы, чтобы перетянуть вас в свой лагерь. Они будут забрасывать вас подарками, оказывать бесчисленные услуги, и все это для того, чтобы вы почувствовали себя обязанным им. Благодарите их за внимание к вам, стимулируйте их интерес, но не примыкайте ни к кому и ни за что.

Если вам того хочется, можете принимать их подарки и услуги, но тщательно поддерживайте свою внутреннюю отстраненность. Вы не должны позволить себе почувствовать себя кому-либо обязанным.
Однако помните: ваша цель не в том, чтобы отделаться от всех или показаться неспособным на плодотворное сотрудничество. Подобно английской королеве Елизавете I, вы должны поддерживать кушанье подогретым, возбуждать интерес, соблазнять людей возможностью заполучить вас. Вам придется порой уступать их вниманию но не заходя слишком далеко.
Греческий воин и государственный деятель Алкивиад владел этой игрой в совершенстве. Именно он возглавил афинский флот, который вторгся в Сиракузы в 415 году до н. э. Когда завистники в Афинах попытались оклеветать его, сфабриковав против него обвинения, он, вместо того чтобы предстать перед судом на родине, попросил убежища у врагов спартанцев. Позже, когда афиняне были разбиты под Сиракузами, Алкивиад перебрался из Спарты в Персию, хотя Спарта в то время переживала расцвет. Теперь уже и афиняне, и спартанцы искали расположения Алкивиада из-за его влияния в Персии, персы же осыпали его почестями благодаря его влиянию в Афинах и Спарте.

Он давал обещания каждой стороне, но не выделял ни одну, и все козыри были у него в руках до самого конца.
Если вы стремитесь получить власть и влияние, испробуйте тактику Алкивиада: займите позицию между теми, кто ведет борьбу за власть. Обещайте одной стороне свою помощь. Другая сторона, всегда стремящаяся превзойти соперника, тоже постарается вас не упустить.

А раз каждая из сторон ищет вашей поддержки, это придает вам вид особы влиятельной и желанной. Так вы получите больше власти, чем если бы примкнули к одной из сторон.
Есть и еще одна составляющая этого закона. Ее можно сформулировать так: не принимай ничью сторону, будь над схваткой.
Не позволяйте окружающим втягивать вас в их мелочные склоки и дрязги. Проявляйте интерес, делайте вид, что поддерживаете, но любым способом сохраняйте нейтралитет. Предоставьте другим сражаться, а сами наблюдайте и ждите. Когда стороны устанут и немного успокоятся, то упадут прямо вам в руки готовенькими.

Вообще-то, можно бы взять за правило провоцировать ссоры и затем предлагать посредничество, преумножая свою власть.


Образ: Заросли кустов. В лесу один куст цепляется к другому, выставляя шипы в стороны соседей. Однако вдалеке на почтительном расстоянии друг от друга растут высокие, стройные деревья.

Только то, что не приближается слишком близко, может возвышаться над чащей.
Авторитетное мнение: "Считай, что более мужественно не дать вовлечь себя в схватку, чем выиграть сражение, а там, где уже есть один вмешавшийся глупец, позаботься, чтобы их не стало двое".
Бальтазар Грациан (16011658)
ЦЕНА ЗАВИСТИ
Бедная женщина торговала на рынке сырами. Кошка подкралась и стащила один. Собака, заметив воровку, хотела было отнять у нее сыр. Кошка и собака сцепились. Собака рычала и лаяла, кошка шипела и царапалась, но ни одна не могла взять верх в драке. "Пойдем к лису, пусть он нас рассудит", предложила наконец кошка, "Хорошо, пойдем", сказала собака.

И они отправились к лису. Тот выслушал обеих с рассудительным видом. "Глупые звери, упрекнул он их, кто же так себя ведет? Хотите, я поделю сыр пополам между вами, так что вы оба будете довольны". "Согласны", сказали собака и кошка. Лис вынул нож и разделил сыр, но, вместо того чтобы разрезать его вдоль, он рассек его по ширине. "Моя половина меньше", запротестовала собака.

Лис посмотрел оценивающе из-под очков на долю собаки. "Ты права, совершенно права!" решил он. Лис подошел и откусил кусочек от доли кошки. "Теперь они сравнялись", сказал он. Кошка, увидев, что сделал лис, начала мяукать: "Посмотрите только! Мой кусок теперь меньше!"
Снова лис надел очки и поглядел оценивающе на долю кошки. "Ты права! сказал он. Погодите-ка, я это исправлю". И он откусил кусочек от половинки собаки.

Так лис подравнивал то кошачью, то собачью долю, пока не доел весь сыр прямо у них на глазах.
Натан Озюбель, "Сокровища еврейского фольклора", 1948
ЗАКОН
21
ПРИКИНЬСЯ ПРОСТАКОМ,
ЧТОБЫ НАДУТЬ ПРОСТАКА:
КАЖИСЬ ГЛУПЕЕ СВОЕЙ
МИШЕНИ
ФОРМУЛИРОВКА ЗАКОНА
Никому не нравится чувствовать себя глупее другого. Поэтому хитрость в том, чтобы дать вашей жертве почувствовать себя умным и не просто умным, но более умным, чем вы. Однажды поверив в это, она никогда не заподозрит, что у вас могут быть скрытые мотивы.
КЛЮЧИ К ВЛАСТИ
Ощущение, что кто-то другой умнее нас, почти непереносимо. Мы обыкновенно стараемся найти этому любое оправдание: "Он просто нахватался из книг, а у меня настоящие знания", "Ее родители платили, чтобы дать ей хорошее образование. Были бы мои родители побогаче...", "Он не такой уж умный, как ему самому кажется".
Учитывая, насколько необходим ум для тщеславия большинства, невероятно важно не обидеть человека, поставив под сомнение его умственные способности. Это непростительный грех. Но если вы примете это железное правило и заставите его работать на вас, оно откроет необъятные возможности влияния на людей. Ненавязчиво показывая другим, что они умнее вас, убеждая их в вашем недалеком уме, даже слабоумии, вы сможете вить из них веревки.

Чувство интеллектуального превосходства, которое вы дадите им, ослабит их бдительность.
В 1865 году Отто фон Бисмарку нужно было, чтобы Австрия подписала одно соглашение. Соглашение полностью отвечало интересам Пруссии и было не в пользу Австрии, и Бисмарку приходилось хитрить, чтобы добиться своего. Участник переговоров с австрийской стороны граф Бломе был заядлым картежником. Его любимой игрой был куинс, и он часто говаривал, что мог бы судить о человеке по тому, как он играет в куинс.

Бисмарк знал об этом высказывании Бломе.
Вечером накануне начала переговоров Бисмарк с невинным видом пригласил Бломе на игру. Позднее он писал: "С тех пор я никогда больше не садился играть в куинс. Я играл так неосмотрительно, опрометчиво, что все были поражены. Я проиграл несколько тысяч талеров [денежная единица того времени], но мне удалось одурачить [Бломе], заставив его поверить, что я более азартен, чем на самом деле, и я не мешал ему так думать".

Бисмарк не только показался безрассудным, он вел себя как человек неумный и недалекий, говорил глупости, непрерывно болтал, показывая, что не может держать себя в руках.



Содержание раздела