d9e5a92d

Киселева П. - Product placement по-русски

В течение последних четырех лет я являюсь учредителем и директором агентства маркетинговых коммуникаций Фабула, специализирующимся на продакт плейсменте в книгах. До того как заняться этим, я получила разносторонний опыт работы в крупных рекламных агентствах (Grey Moscow и Video International) и шесть лет проработала на должности директора по маркетингу двух крупных FMCG-компаний. Это позволяет мне хорошо понимать позиции и мотивацию сторон, находящихся по разные стороны баррикад: рекламодателя и агентства.

Накопился значительный опыт и желание им поделиться. Поэтому я с удовольствием приняла предложение издателей написать книгу о таком явлении, как продакт плейсмент в России.

В этой книге я постаралась ответить на часто задаваемые как клиентами, специалистами по рекламе, так и журналистами вопросы, напрямую или косвенно связанные с продакт плейсментом в нашей стране.
Я постаралась ограничиться минимумом теории, но привести побольше примеров из российской практики продакт плейсмента, наблюдений и рекомендаций, которые учитывают особенности как законодательства, так и национального менталитета россиян.
Хочу поблагодарить коллег по отрасли за предоставленный материал; особую благодарность хочу выразить Светлане Майоровой, директору отдела по размещению рекламы в программных продуктах и компьютерных играх фирмы 1C за новые интересные материалы.
Эта книга адресована профессионалам из рекламных агентств, работающим в этом направлении маркетинговых коммуникаций,
рекламодателям. планирующим использовать или уже использующим продлит плейсмепт и рамках своих стратегических маркетинговых коммуникаций в России.
Кроме того, в книге представлена новая возможность получения дополнительных материалов по теме услуга Продолжение. Эта услуга отмечена значком
Прогресс не стоит на месте, и теперь можно не ограничиваться рамками бумажной книги строго определенное количество страниц, невозможность детализации некоторых сюжетных моментов без потери направления основного сюжета и пр.

Обзорный материал

По мнению американского социолога Д. Бурстина, реклама в середине XIX в. способствовала осознанию американцами себя как нации путем унификации потребностей и вкусов населения, определения потребительских приоритетов и превращения товаров в символы страны. Неслучайно США до недавнего времени ассоциировались с такими товарами-символами, как кока-кола, жевательная резинка, джинсы и все они широко рекламировались по всему миру.
Об интеграционных возможностях рекламы говорил и М. Мак-люэн: Реклама это спрессованный образ современности. Она аккумулирует чувства и опыт всего общества.

В идеале она стремится к гармонии человеческих импульсов и желаний, к интеграции общества вокруг общих целей.
В современной России, с учетом стремительного изменения социально-экономических отношений, приведшего к резкой социальной дифференциации, появлению бедных и богатых, реклама должна активно выполнять свои конкретные интеграционные функции. Однако она не только не выполняет их, но и, неосторожно и неделикатно предлагая свои товары и услуги, предназначенные для богатых, еще больше подчеркивает дифференциацию населения.
Но, тем не менее, рекламный рынок в России развивается, движется вперед, набирает обороты. Президент АКАР С. Л. Писарев отметил, что рынок рекламы продолжает раеги прирост в 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. составил 24,1 %, а в некоторых сегментах, например интернет-рекламе. до 52 %,
В целом объем рынка составил 105 млрд руб., из которых 52 млрд приходится на телевидение. В сегменте ТВ-рекламысохраняется высокая динамика прироста 27%. Все больше рекламодателей доверяют радио здесь доходы составили 5,8 млрд руб. Стабильны показатели и по печатным СМИ: впечатляющий прирост в 28,7 % показала реклама в газетах.

Нельзя не отметить снижение доли специализированных рекламных изданий, что объясняется сегментацией рынка и уходом рекламы в узкопрофильные издания. Сверхдинамичен растущий сегмент indoor-реклама: при объеме рынка 700 млн руб. прирост до 50 %.
Удивительно, но о продакт плейсменте как канале коммуникаций для распределения рекламных бюджетов президент ЛКЛР даже не упоминает. Происходит это прежде всего потому, что ПП как явление не описан в Законе о рекламе. В этом есть ряд плюсов: запретить то, что по закону не существует, нельзя, сложно доказать неправомерность размещения определенных продуктов, реклама которых по закону не может быть размещена на ТВ. Но есть и минусы: многие рекламодатели настороженно относятся из-за этого к продакт плейсменту.



ПП по закону не является рекламой, т. е. затраты на него не уменьшают налоговую базу налога на прибыль организации*.
Глава 25 Налогового кодекса. Налог на прибыль организации К расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности, товарного знака и знака обслуживания (ст.

264 НК РФ).
Так можно смело утверждать, что на сегодняшний день минусы от неузаконенности перевешивают. Внесение в Закон о рекламе ПП как штатного коммуникационного канала позволит ему избавиться от клейма незаконнорожденного дитя российской рекламы и получить причитающуюся наследную часть от бюджета реюіамодателей, распределяющихся в пользу латеральных каналов коммуникаций.
Далее мы рассмотрим историю возникновения продакт штсй-смента в мире и его появление в России.

О рекламе


Подавляющее большинство россиян не любит рекламу и не доверяет ей. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного ROMIR Monitoring в 2007 г.
В ходе опроса о своем негативном отношении к рекламе заявили 75 % россиян, причем 38 % в категоричной форме.
В то же время каждый четвертый житель нашей страны (25 %) в той или иной мере выступил в защиту рекламы.
По сравнению с результатами исследования, проведенного в феврале 2006 г., на 6 % возросло количество респондентов, которые положительно относятся к рекламе. Большинство респондентов (73 %), по их утверждению, не доверяют тому, что показывают или о чем говорят в рекламе, а верят ей только 21 % россиян.
Согласно данным исследования, жители крупных городов доверяют рекламе несколько больше, чем россияне, проживающие в небольших городах и сельской местности. Так, 32 % жителей горо-дов-миллионников ей верят, а 78 % сельских жителей, принявших участие в опросе, напротив, высказывали свое недоверие (78 %).
...Нормальные герои всегда идут в обход
Современная среда обитания наполнена рекламным шумом, назойливым и раздражающим. Естественным барьером против него становится так называемый рекламный фильтр, позволяющий человеку смотреть, но не видеть, слушать, но не слышатъ.

Этот вектор развития рекламы приводит к все большему удорожанию контакта с потребителем. А это, в свою очередь, к тому, что стоимость размещения рекламы растет, количество рекламодателей не сокращается.

Стоимость входного билета на рынок FMCG-услуг только повышается, что приводит к тому, что небольшие компании, обладающие относительно низким бюджетом на продвижение, имеют невысокие шансы успешного развития, поскольку знание марки и лояльность к ней в современном обществе практически невозможны без инвесгиций в ее продвижение.
Логичным ответом на потребность рекламодателей в донесении информации, минуя пресловутый рекламный фильтр, стало развитие латеральных каналов коммуникаций.
Гак как же качественно донести информацию до целевой аудитории, не вызнав негатива и отторжения? Сделать это там, где потребитель не ожидает рекламного наступления.

Обойти все созданные сознанием потребителя рекламные фильтры. Где же проложены эти партизанские тропы к сознанию потребителя?

Там, где он отдыхает и проводит свободное время.
Согласно данным исследований ФОМ (Фонд Общественное мнение) от 14 июня 2007 г., россияне чаще всего проводят свое свободное время следующим образом (рис. 1).


1. Чаще всего россияне проводят свое свободное время за телевизором: смотрю любимые передачи; большую часть времени уделяю телевизору (28 % респондентов дали такого рода ответы на открытый вопрос: Скажите, пожалуйста, как вы обычно проводите свое свободное время?).
2. Для 14 % респондентов обычным занятием в свободное время является чтение (газеты читаю: читаю классику и периодику).
3. Столько же человек сказали, что свободное время посвящают общению с родными, чаще всего с детьми и внуками (все свободное время посвящаю своему ребенку; играю с внуками; к родителям уезжаю; с женой общаюсь...).
4. Некоторые респонденты проводят время на свежем воздухе, гуляют (на скамеечке люблю посидеть; гуляю в парке...; бываю на улице 12 %):
- одни отдаются дачной страсти (все время провожу на даче; на даче люблю сажать; в огороде вожусь 12 %);
- другие предпочитают активный отдых на природе (в лес хожу по ягоды, грибы, на рыбалку; на шашлыки езжу... 10 %).
5. Для кого-то лучший вид свободного времяпрепровождения это пассивный отдых (лежу на диване; отсыпаюсь; отдохну, полежу; на койке лежу 11 %).
6. Для 9 % понятие свободного времени ассоциируется с дружеским общением (музыку слушаю с друзьями; с друзьями собираемся, пиво пьем вечером), а б % проводят его на кухне и за домашними делами стирают, готовят, убирают, ремонтируют квартиру.
7. Для 4 % респондентов свободное время это культурный досуг (театры, музеи, кино; культурная программа, концерты. ..; хожу в театр, в развлекательный центр); столько же проводят его в спортзалах, на кортах, на лыжне и пр., а для 4 % любимым занятием в свободные часы является рукоделие.
8. Некоторые респонденты в свободное время ходят в гости или принимают гостей (3 %).
9. Столько же посвящают его своим хобби, любимым делам, перечень которых весьма разнообразен: от цветоводства до полетов на воздушных шарах.
10. За компьютером проводят свое свободное время 2 % респондентов.
11. Некоторые (1 %) в свободные часы пропадают в гараже, возятся с машинами: столько же коротают досуг за разгадыванием кроссвордов и сканвордов.
Таким оіір.мом, мі.і видим, что можно выделить три основных популярных способа отдыха россиян:
1) просмотр телепередач:
2) чтение;
3) общение с родными.
Основываясь на этих данных, можно предложить несколько путей донесения информации до целевой аудитории в описанных выше ситуациях, используя различные типы продакт плейсмента и избегая тем самым пресловутого рекламного фильтра:
- просмотр телепередач продакт плейсмент в фильмах, сериалах, ТВ-программах;
- чтение продакт плейсмент в книгах, эдветориалы в журналах и газетах, контекстная реклама в книгах;
- общение с родными создание на основе двух вышеперечисленных пунктов тем для обсуждения в семье, мерчендайзинг пространства отдыха потребителя.
Эдветориал размещение отрывка нового произведения популярного автора в прессе на основе материалов продакт плейсмента бренда.
Мерчендайзинг составная часть маркетинга; комплекс мероприятий, направленный на продвижение того или иного товара, марки или упаковки. Результатом мерчендайзинга является стимулирование желания потребителей выбрать и купить продвигаемый товар.
Контекстная реклама в книгах различные виды рекламных вложений в книгах (как правило, это пробники продукции, тканевые и бумажные брендированные закладки).
Теперь рассмотрим более подробно явление продакт плейсмента.

О продакт плейсменте


Продакт плейсмент (ПП) партизанская тропа к сознанию покупателя. Это технология размещения торговой марки, товара и (или) услуги в кинофильме, телевизионной программе, книге, коми моторной игре, неоне или внутри любого другого продукта индустрии развлечений с целью получения рекламной выгоды.
В течение многих лет реклама и промоушн развивались совместно и достигли определенной точки, в которой понимание развлекательного жанра и коммерческого интереса слились воедино. Так возник продакт плейсмент1.
Посмотрим, как оценивалась ситуация на этом рынке в 2006 г.
Теневая реклама набирает обороты
Маровой рынок продакт плейсмент скрытой рекламы в художественных произведениях демонстрирует впечатляющий рост.
Согласно отчету, опубликованному исследовательской компанией PQ Media, в 2005 г. объем мирового рынка продакт плейсмента, не включая скрытую рекламу, размещенную по бартеру, вырос на 42,2 % и составил 2,209 млрд долл.
В России объем этого сегмента рекламной индустрии, по оценкам экспертов, не превысил и 10 млн долл. Однако участники рынка отмечают, что ежегодный рост спроса на продакт плейсмент превышает 50 %.
В 2006 г., по прогнозам PQ Media, темпы роста рынка ПП замедлятся до 38,8 % (3,07 млрд долл.), а в 2010 г. его объем достигнет 7,5 млрд долл. С учетом же продакт плейсмента, оплаченного по бартеру, оборот индустрии в 2005 г.оценивается в 6 млрд долл,, а прирост в 27,9 %.
Лидером по размещению скрытой рекламы традиционно остается телевидение. В 2005 г. скрытая реклама в телепередачах, телешоу, сериалах и телефильмах показала рост в 56,8 %. Объем мирового рынка оплаченного продакт плейсмента на ТВ оценивался в 1,4 млрд долл.
Однако уже со следующего года темпы роста продакт плейсмента на ТВ замедлятся: по прогнозам экспертов PQ Media увеличение составит 47,8%, а объем рынка вырастет до 2,113 млрд долл.
Доля других медианосиіелей (прежде всего кинофильмы, радио, Интернет) пока невелика, но темпы роста здесь, в отличие от телевизионных носителей, увеличиваются. Если в 2005 г. объем продакт плейсмента в фильмах вырос на 20,5 %, до 721,8 млн долл., то в 2006 г. эти показатели составят уже 21,4 % и 876 млн долл, соответственно.

В остальныхмедианосителях (радио, Интернет, книги и журналы) темпы роста про-дакт плейсмента также ускорятся: с 32,3 % в 2005 г. до 33,7 % в 2006 г. Наблюдатели отмечают, что самой модной тенденцией последнего времени является продакт плейсмент в компьютерных и видеоиграх. Все больше производителей хотят, чтобы их логотипы и слоганы присутствовали на улицах виртуальных городов, на автомобилях гоночных симуляторов и т. д.
Говоря о лидерах мирового рынка продакт плейсмента, эксперты PQ Media подчеркивают, что США по-прежнему остаются недосягаемыми для других стран (табл. 1).

Из 2,2 млрд долл., потраченных на ПП в 2005 г., на долю США пришлось 1,5 млрд долл. Второе и третье места занимают Бразилия с 285 млн долл, и Австралия с 104 млн долл.

Европейский рынок (1П один из самых скромных: во многих странах ЕС скрытая реклама либо вовсе запрещена, либо допускается с большими оговорками. Ее развитию мешает неразвитая законодательная база.

Однако сейчас власти ЕС разрабатывают поправки к директиве Television Without Frontier (Телевидение без границ). Ожидается, что в 2008 г. ЕС структурирует общеевропейский рынок скрытой рекламы, что, по мнению экспертов, вызовет его взрывной рост.

Таблица 1. Крупнейшие рынки ПП в 2005 г.
Страна Совокупные затраты на ПП (млн долл.)*
США 4477,8
Бразилия 333,6
Япония 292,2
Австралия 162,8
Франция 122,9
' Включая возможные бартерные расходы. Учтены расходы на ПП на ТВ, в кинофильмах, а также в других медиа прессе. Интернете, видеоиграх, книгах, радио и музыкальных записях.
Источник: PQ Media.
® Евгений Хвостик, Сергей Соболев, Коммерсантъ, 21 августа 2006 г.
Затраты российских рекламодателей на продакт плейсмент в 2005 г. эксперты Ассоциации коммуникационных агентств России оценили в 5-6 млн долл. Правда, участники рынка считают, что этот показатель существенно занижен. Если весь рекламный рынок за 2005 г. вырос переднем на 28%, то спрос со стороны клиентов на продакт плейсмент более чем на 50%, говорит генеральный директор агентства Universal McCann Дмитрий Кураев. По его словам, наибольшую активность проявляют крупные рекламодатели, ищущие любую возможность выйти за границы традиционного рекламного блока, чтобы получить более качественный контакт с целевой аудиторией. Серьезно сдерживает развитие ПП отсутствие методик, позволяющих оценить эффективность таких коммуникаций. Большинство решений об использовании продакт плейсмента принимают, опираясь на здравый смысл и интуицию, а не на цифры, отмечает господин Кураев.
Анализ мирового рынка продакт плейсмента
Ежегодно американские компании тратят более 50 млн долл, на продакт плейсмент. Компания Seagram за эпизод в фильме Основной инстинкт (Basic Instinct) с использованием виски Jack Daniel’s заплатила 1,2 млн долл. Компания America Online за размещение в фильме Вам письмо (You’ve Got Mail) с Томом Хэнксом и Мэг Райан заплатила 6 млн долл.
Все крупнейшие компании на Западе прибегают к возможностям продакт плейсмента. К примеру, компания ATT делает ежегодно порядка 500 размещений в кино, компания Еогсі около 350, Mercedes около 650, а компания Apple (компьютеры Macintosh) рассматривает ПП как одно из основных направлений рекламной деятельности.

Популярность ПП растет


Нью-Йорк, 3 октября исследовательская компания PQ Media прогнозирует мировой рост затрат на продакт плейсмент до 4,38 млрд долл, к концу 2007 г.
По оценкам исследователей, на продакт плейсмент в 2007 г. будет потрачено на 1,02 млрд долл, больше, чем в 2006 г. (3,36 млрд долл.). Стоит отметить, что общие объемы продакт плейсмента (официальные размещения плюс неоплачиваемые) тоже повышаются: если в 2006 г. они составляли 7,76 млрд долл., то к концу этого года они достигнут 9,33 млрд долл.
Іакой рост отрасли объясняется высокой эффективностью канала. Согласно данным исследования узнаваемости бренда, проводившегося Nielsen Media с октября 2005 г. по июнь 2006 г., 58 % респондентов запомнили бренд после просмотра продакт плейсмента вместе с рекламным роликом.

А после просмотра отдельного рекламного ролика бренд запомнился лишь 47 % опрошенных.

История ПП


Определить точно дату возникновения продакт плейсмента непросто. Порой кажется, что в той или иной ипостаси этот рекламный прием появился сразу же после появления торговых марок. Но теперь явление ПП наиболее ярко представлено как раз в кино. Первопроходцами продакт плейсмента можно смело назвать американские радиостанции, которые еще в 1920-х гг. прошлого столетия активно использовали свое эфирное время для продвижения различных услуг и товаров.

Кинематограф последовал за ними чуть позже.

ПП в кинофильмах


Теперь ПП наиболее ярко представлен как раз в кино. Исполнительный продюсер студии XX Century Fox Дэрил Ф. Зэнак в одном из своих интервью заявил, что, используя возможности кинематографа, можно продать все что угодно, кроме политики и религии. Однако стоит отметить, что кинематограф всегда активно использовался власть предержащими для насаждения в умах масс требуемой идеологии.

Ничего не изменилось и в наши дни. Может, лишь с определенными поправками на политкорректность и терпимость по отношению к разного рода меньшинствам...
Интересна сама история возникновения ПП в кинематографе. Нще в 1945 г. руководитель отдела кинематографии при Министерстве торговли США Натан Д. Голден утверждал, что промышленные и коммерческие фильмы обещают стать одним из самых сильных стимулирующих средств для поддержания высокого уровня производственной активности и минимизации безработицы в ближайшие несколько лет. Предпринимателям было рекомендовано использовать универсальный подход, выпуская серии по пять фильмов:
1) обучающий фильм для работников магазинов;
2) фильм о новинках продукции и способах их продажи;
3) фильм об особенностях товара и оптимальных способах организации его сбыта;
4) фильм о профилактических мерах и видах ремонта, которые могут потребоваться;
5) фильм, созданный для того, чтобы продемонстрировать потребителям достоинства продукции и стимулировать желание приобрести ее.
Замети на полях. Еще работая директором по маркетингу, слышала следующую байку, касающуюся развития новых производств американских компаний на территории стран третьего мира: в силу языкового барьера, а иногда банальной неграмотности рабочих на фабриках, вместо того чтобы писать технические инструкции, приходится либо рисовать картинки, либо снимать фильмы с инструкциями для работников.

Так что прав был американский чиновник из Министерства торговли.
Одним из ярчайших голливудских примеров размещения продукта в кино стало присутствие шоколадных конфет Reese’s Pieces компании Hershey Foods Corporation в культовом фильме Спилберга Инопланетянин (ЕТ, 1982). Как гласит красивая маркетинговая легенда, первоначально возможность угощать инопланет ною гостя своими разноцветными конфетками предлагалась компании Mars (драже MM’s). Но Mars из каких-то неведомых соображений предложение не принял, за что и поплатился.

После показа фильма продажи конфет Reese’s Pieces резко выросли (на 65 % за 3 месяца).
Рекордсменом же по переполненности всевозможной рекламой по нраву считается киносериал о приключениях знаменитою агента 007 Джеймса бонда Тот факт, что автомобильный концерн
BMW заплатил 3 млн долл, только за то, чтобы тот разъезжал в одном из кинофильмов на новой модели бумера, считается, пожалуй, самым грандиозным и дорогостоящим примером продакт плейсмента за всю его историю.
Исследования американских рекламных аналитиков говорят о том, что к 1998 г. более 1000 компаний имели в своем маркетинговом портфеле примеры стратегии продакт плейсмента. Также стоит отметить, что рекламой были заполнены не только добрые и политкорректные семейные фильмы.

В конце 1990-х можно было встретить ПП и в фильмах с достаточно спорным, а зачастую и негативным содержанием. Живой пример из недалекого прошлого обильное присутствие бренда Pepsi-Cola в фильме Крик-2 (1997). По замыслу режиссера, а возможно и хитрых рекламщиков, двое опасных типов проливают реки крови на фоне огромного количества банок из-под Pepsi.

И, как ни удивительно, процент фильмов с отрицательной окраской, в которых размещена реклама фирменных брендов, достаточно высок. Секрет, скорее всего, кроется в том, что маркетологи любой ценой стараются обеспечить своей продукции максимум зрительского внимания.

Контекст, в котором при этом подается реклама, определяющего значения не имеет.
В отечественном кинематографе примеров ПП не так много, как на Западе. Однако и в России хорошо узнаваемые бренды в фильмах появились достаточно давно. Ярким и запомнившимся многим рекламным моментом стало присутствие сигарет Marlboro в комедии режиссера Аркадия Гайдая Иван Васильевич меняет профессию (рис. 2).

Мошенник Милославский несколько раз демонстрирует красную пачку с узнаваемым логотипом (можно еще вспомнить и отменный пассаж Граждане, храните деньги в сберегательной кассе, что вполне сойдет за рекламу Сбербанка СССР). Совершенно точно известно, что компания Philip Morris не заплатила за размещение своей продукции в этом фильме ни рубля. Тем не менее факт ПП налицо!

Первым же осознанным, оплаченным и вполне удачным ПП в российском кино считают появление духов Маруся в фильме Эльдара Рязанова 1991 г. Предсказание (продюсерская компания и киностудия Слово).



Содержание раздела