d9e5a92d

Определения и примеры паттернов фокусов языка


Например, человек может испытывать депрессию из-за онкологического заболевания и считать себя жертвой рака. Провести рефрейминг позволит следующая реплика: Вы не жертва рака, вы — нормальный человек, который пока не развил в себе способность использовать в полной мере связь между психикой и телом. Это поможет человеку изменить свое отношение к болезни, увидеть новые возможности, а также самого себя как участника процесса собственного исцеления.
Этот же тип рефрейминга можно провести с таким убеждением, как Я неудачник. В этом случае можно сказать: Дело не в том, что вы неудачник, просто вы еще не освоили все элементы, необходимые для успеха. И снова мы переносим ограничивающее суждение на уровне идентификации в контекст, способствующий проявлению активности и решению проблемы.
Задание
Для проведения подобного рефрейминга проделайте следующее:
а) Определите негативное утверждение на уровне идентификации:
Я____________________________________________________________________________
_________________________________________(например, Я — обуза для окружающих)
б) Определите отдельную способность или поведение, которое связано либо с настоящим, либо с желаемым состоянием, подразумеваемым утверждением на уровне идентификации:
Способность к_________________________________________________________________
_________________________________________(например, Способность самостоятельно решать свои проблемы)
с) Замените негативное утверждение этой способностью или поведением:
Вероятно, я вовсе не____________________________________________________________
__________________________________________(негативная идентификация: например, обуза для окружающих), просто я еще не обладаю
способностью_________________________________________________________________
__________________________________________(специфическая способность или поведение: например, самостоятельно решать свои проблемы).
Разумеется, этот прием можно использовать и наоборот, для создания убеждений, расширяющих наши возможности. Поведение или способность могут быть подняты до утверждения на уровне идентификации. К примеру, можно сказать: Твоя способность творчески подходить к ситуации означает, что ты — творчески мыслящий человек.

Другие примеры: побеждать = победитель, выздороветь = здоровый человек, достичь успеха = преуспевающий человек и т. д. Этот вид переопределения используется для того, чтобы углублять или укреплять в человеке осознание собственных возможностей и ресурсов.
ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ПАТТЕРНОВ
Определения и примеры паттернов Фокусов языка.
В этой книге мы рассмотрели целый ряд паттернов, характерных для Фокусов языка, а также принципы и методы, лежащие в основе способности создавать и использовать эти паттерны. Задача данной главы — свести их в единую систему понятий, которую можно было бы использовать в ходе общения, консультации или спора, чтобы помочь собеседнику усомниться в ограничивающих убеждениях и поверить в позитивные. Существуют четырнадцать паттернов Фокусов языка, каждый из которых помогает переключать внимание или расширять карты человека в том или ином направлении.
 
40. Структура формулировки ограничивающего убеждения об изменении
 
Задумайтесь над следующим убеждением: Я так долго был уверен в этом, что мне будет сложно изменить это убеждение (40). Это убеждение достаточно широко распространено, и многим приходится бороться с ним в попытке изменить собственную жизнь. Несмотря на то, что подобная точка зрения имеет право на существование, данное убеждение может стать ограничивающим, если понимать его буквально и интерпретировать в узком смысле. (Оно особенно опасно тем, что является убеждением относительно других убеждений и самого процесса изменения убеждений.

Наичие внутренней референции увеличивает вероятность его зацикленности и превращения в мысль-вирус. ) Применение различных паттернов Фокусов языка способно представить это убеждение в новом ракурсе и расширить связанную с ним карту.
Ниже приводятся определения и примеры применения четырнадцати паттернов Фокусов языка к данному убеждению. Помните, что задача Фокусов языка заключается не в том, чтобы критиковать человека или убеждения, а в том, чтобы произвести рефрейминг убеждения и расширить карту мира этого человека так, чтобы позитивные намерения, скрытые за убеждением, можно было бы реализовать с помощью других средств.


1. Намерение: переключение внимания на задачу или намерение, скрытые за убеждением. [См.: глава 2, с. 51-60. ]
Например: Я глубоко восхищен вашим желанием быть честным с самим собой и готов поддержать его (41). Позитивное намерение = честность
Чрезвычайно важно реально смотреть на процесс изменения убеждений. Давай будем реалистами в том, что касается данного убеждения и средств, необходимых для его изменения. Позитивное намерение = быть реалистом
 
41. Намерение
 
2. Переопределение: замена одного из слов, используемых в формулировке убеждения, новым словом, которое обозначает нечто сходное, однако наделено другим подтекстом. [См.: глава 2, с. 60-63. ]
Например: Конечно, не так-то просто бывает избавиться от того, за что ты так упорно держался (42). разделять долгое время = упорно держаться сложно изменить = не так-то просто избавиться
Согласен, поначалу стремление расширить привычные границы может показаться странным.
убеждение = привычная граница
сложно изменить = поначалу стремление расширить кажется странным
 
42. Переопределение
 
3. Последствия: внимание направляется на те позитивные или негативные последствия данного убеждения или определяемого им обобщения, которые позволят изменить или укрепить это убеждение. [См.: глава 5, с. 126-130. ]
Например: Если заранее настроиться на то, что задача окажется трудной, на практике ее решение может показаться гораздо более простым, чем можно было ожидать (43).
Полностью осознав свои проблемы, можно отложить их на время и сконцентрироваться на том, чего ты хочешь.
 
43. Последствия
 
4. Разделение: изменение или укрепление обобщения, определяемого убеждением, с помощью дробления элементов убеждения на меньшие части. [См.: глава 3, с. 72-74. ]
Например: Поскольку чем свежее убеждение, тем проще его изменить, попробуйте вспомнить свои ощущения в то время, когда данное убеждение только-только сформировалось. Представьте, что вы изменили его еще тогда (44). долгое время = краткое время
Возможно, процесс изменения убеждения окажется более легким и приятным, если попытаться изменить убеждение маленькими порциями, а не все сразу, изменение убеждения = изменение маленькими порциями
 
44. Разделение
 
5. Объединение: обобщение части убеждения до более высокого уровня, позволяющего изменить или укрепить взаимосвязи, определяемые данным убеждением. [См.: глава 3, с. 75-76. ]
Например: Прошлое далеко не всегда позволяет точно определить будущее. Знание может развиваться стремительно, если восстановить его связь с процессами, обеспечивающими естественное его обновление (45). долгое время разделял = прошлое убеждение = форма знания сложно изменить = будущее
изменение = связь с процессами, обеспечивающими естественное его обновление
Все процессы изменения обладают естественным циклом, который нельзя ускорить. Вопрос лишь в том, какова длительность естественного жизненного цикла данного убеждения.
сложно изменить = естественный цикл, который нельзя ускорить долгое время разделял убеждение = длительность жизненного цикла убеждения
 
45. Объединение
 
6. Аналогия: поиск взаимосвязи, которая была бы аналогична определяемой данным убеждением и ставила бы под сомнение (или укрепляла) соответствующее обобщение. [См.: глава 3, с. 76-79. ]
Например: Убеждение подобно закону. Даже очень старые законы можно с легкостью изменить, если достаточное количество людей проголосуют за что-то новое (46).
Убеждение подобно компьютерной программе. Не важно, сколько лет существует данная программа, важно знать нужный язык программирования.
Динозавры, наверное, тоже удивлялись тому, как быстро меняется их мир.
 
46. Аналогия
 
7. Изменение размера фрейма: переоценка (или усиление) подтекста убеждения в контексте более длительного (или краткого) временного фрейма, с точки зрения большего числа людей (или отдельного человека), в более широком или узком ракурсе. [См.: глава 2, с. 48-51. ]
 
47. Изменение размеров фрейма
 
Например: Скорее всего, вы не первый и не единственный обладатель данного убеждения. Вероятно, чем больше людей способны успешно изменить его сегодня, тем легче будет другим менять убеждения подобного типа в будущем (рис, 47).
Спустя несколько лет вы едва ли вспомните о том, что когда-то разделяли данное убеждение.
Я уверен, что ваши дети будут благодарны вам за то, что вы потрудились изменить это убеждение, а не передали его им по наследству.
8. Другой результат: переключение на другую цель (отличную от заявленной в убеждении), для того чтобы подвергнуть сомнению (или обосновать) своевременность данного убеждения. [См.: глава 2, с. 41-46. ]



Содержание раздела