d9e5a92d

Метаструктура убеждений


Вербальные сообщения, или слова, являются лишь одной из модальностей, с помощью которых люди общаются и оказывают влияние друг на друга. Существует немало способов невербального взаимодействия, в том числе установление визуального контакта, покачивание головой, слезы, голосовое ударение. Невербальная коммуникация имеет такое же, если не большее, значение, как и вербальная.
По мнению Грегори Бейтсона, лишь около 8 % информации в ходе общения передается словами, или цифровой частью взаимодействия. Остальные 92 % сообщаются невербально, с помощью аналоговой системы. Аналоговый аспект коммуникации включает в себя язык тела, а также информацию, передаваемую тональной слуховой частью взаимодействия, то есть интонацией, темпом и громкостью речи. Например, в том, что рассказанная шутка кажется смешной, большую роль часто играют не только слова, но и сопровождающие их интонация, выражение лица, паузы и т. .
Невербальная коммуникация включает в себя такие знаки и сигналы, как выражение лица, жесты, поза тела, тон голоса и изменения темпа речи, движения глаз. Невербальные ключи нередко представляют собой метапослания, рассказывающие о вербальном содержании. Часто они определяют то, как будет воспринято и истолковано вербальное сообщение.

Если человек говорит Обрати внимание и показывает на свои глаза, смысл сообщения будет совершенно иным, чем если бы те же слова сопровождались указанием на уши. Если человек говорит Просто прекрасно саркастическим тоном, то фактически он передает невербальное сообщение, прямо противоположное по смыслу вербальной части.
Невербальные сигналы, например выражение лица и тон голоса, оказывают на нас эмоциональное воздействие, определяя наши чувства по отношению к чьим-либо словам. Фактически невербальные сообщения склонны отражать наше внутреннее состояние и воздействовать на него, тогда как вербальные послания в большей степени ассоциируются с когнитивными процессами (33). Невербальная коммуникация более примитивна и представляет собой первичную модальность, которой пользуются при общении животные (и с помощью которой мы общаемся с ними).

Если сердитым и угрожающим тоном сказать Хорошая собачка, нет сомнений, что пес отреагирует на тон, а не на слова.
 
33. Невербальная коммуникация в большей степени, чем вербальная, отражает наши внутренние состояния и воздействует на них
 
Таким образом, тон, которым человек разговаривает с окружающими, может оказать огромное влияние на то, как будет услышано и воспринято его вербальное сообщение. Фраза Ты способен на это, сказанная сердитым или разочарованным голосом, скорее вызовет сомнения, чем вселит в собеседника уверенность или убежденность (34).
Как правило, люди сосредоточивают внимание на вербальных аспектах коммуникации и часто не осознают невербальную ее часть. Работая с паттернами Фокусов языка, необходимо уделять внимание невербальным метапосланиям, сопровождающим наши слова. Правильные слова, сказанные неправильным тоном или с неправильным выражением лица, способны произвести эффект, прямо противоположный задуманному.
Степень конгруэнтности между нашими словами и невербальными посланиями прежде всего зависит от нашей конгруэнтности тому, что мы говорим, — т. е. конгруэнтности между посланием и отправителем. Таким образом, внутреннее состояние, в котором мы находимся, когда говорим, не менее важно, чем внутреннее состояние слушателя. Научившись следить за невербальными ключами и уделять больше внимания внутреннему состоянию, вы сможете намного эффективнее использовать паттерны Фокусов языка и с их помощью оказывать позитивное влияние на убеждения окружающих.
 
34. Невербальные метапослания оказывают существенное влияние на наши внутренние состояния и интерпретацию вербальных сообщений
 
МЫСЛИ-ВИРУСЫ И МЕТАСТРУКТУРА УБЕЖДЕНИЙ
Метаструктура убеждений
В этой книге мы исследовали целый ряд измерений нашего опыта, которые находятся под воздействием убеждений и включены в процесс формирования и поддержания этих убеждений.
Сенсорный опыт поставляет нам сырье, из которого мы строим свои карты мира. Убеждения представляют собой обобщения, сделанные нами на основе опыта, и, как правило, обновляются и корректируются по мере приобретения нового опыта. Являясь моделью этого опыта, убеждения неизбежно опускают и искажают определенные аспекты переживаний, на основе которых они сформированы.



За счет этого убеждения с одинаковой легкостью ограничивают и расширяют наши возможности.
Ценности наделяют значением наши убеждения и переживания и представляют собой те позитивные намерения высшего уровня, для поддержки или отображения которых эти убеждения создаются. Убеждения связывают ценности с нашими переживаниями через причинно-следственные связи и комплексные эквиваленты.
Ожидания создают мотивацию для поддержки определенного обобщения или убеждения. Ожидания связаны с последствиями, к которым, по нашим прогнозам, приведет то или иное убеждение. Эти последствия определяют полезность убеждения.
Внутренние состояния служат одновременно фильтром для восприятия и стимулом для действий. Они нередко представляют собой вместилище или основание для того или иного убеждения или обобщения и определяют эмоциональную энергию, затрачиваемую на поддержание этого убеждения.
Взаимосвязи между различными компонентами жизненного опыта образуют то, что Ричард Бэндлер называет тканью реальности. Функция наших убеждений заключается в том, чтобы создавать ключевые связи между базовыми элементами, входящими в нашу карту мира (35).
Представьте, к примеру, ребенка, который учится кататься на велосипеде. Позитивное убеждение я могу научиться может связать базовые ценности, лежащие в основе обучения, например развлечение и самосовершенствование, с внутренним состоянием уверенности в себе и ожиданием, что у меня будет получаться все лучше и лучше. В результате этого появятся мотивация и стимул для новых попыток, даже если ребенок будет регулярно падать с велосипеда.

Как только он научится удерживать равновесие достаточно долго, это укрепит обобaение Я могу научиться, а также состояние уверенности в себе, ожидание новых успехов и ценности развлечения и самосовершенствования.
 
35. Наши убеждения представляют собой обобщения, связывающие переживания, ценности, внутренние состояния и ожидания, а также образующие ткань нашей реальности
 
Здоровые убеждения сохраняют свои связи со всеми этими измерениями. Наши убеждения естественным образом изменяются и обновляются по мере того, как меняются наши ценности, ожидания, внутренние состояния, а также по мере приобретения нами нового опыта.
 
36. Ограничивающие убеждения создают фрейм проблемы
 
Ограничивающие убеждения могут появиться в результате изменения в любом из этих компонентов, приводящего к появлению негативной формулировки или фрейма проблемы. Возникшие ограничивающие убеждения способны оказывать влияние на любой или сразу все элементы системы (36). Допустим, у ребенка в нашем примере есть старший брат или сестра, давно освоившие езду на велосипеде. Этот факт может как усилить мотивацию к обучению, так и стать основой для неподходящих ожиданий, из-за которых младший ребенок будет негативно оценивать свои успехи в сравнении с достижениями старшего.

Поскольку эти успехи не будут соответствовать ожиданиям ребенка, он может начать воспринимать ситуацию во фрейме проблемы или ошибки, что приведет к внутреннему состоянию разочарования. Негативное внутреннее состояние может не только создать неприятные ощущения, но и повлиять на успехи ребенка, заставляя его падать чаще. Так может сформироваться ожидание я снова упаду, являющееся основой самоисполняющегося пророчества.

В конце концов, стремясь избежать постоянного дискомфорта и разочарования, ребенок может принять убеждение я никогда не научусь кататься на велосипеде и перестать даже пробовать.
Когда ограничивающие убеждения и обобщения сохраняют связь с намерениями и переживаниями, на основе которых они созданы, искажения и опущения информации постепенно обновляются или корректируются в результате приобретения нового опыта, изменений внутреннего состояния и ожиданий. Новые данные или противоположные примеры, которые не вписываются в то или иное обобщение, заставляют нас пересмотреть обоснованность соответствующего ограничивающего убеждения.
Если ребенок, создавший обобщение Я не могу кататься на велосипеде, получает поддержку и поощрение относительно дальнейших попыток научиться (и способен воспринимать свои поражения как обратную связь), то со временем он научится сохранять равновесие на велосипеде и достигнет определенных успехов. Как прHвило, это наводит детей на следующую мысль: Может быть, я все-таки на что-то способен. По мере закрепления успеха ребенок естественным образом проводит рефрейминг своих прежних убеждений, в результате чего оказывается готов поверить в свои способности и усомниться в кажущихся ограничениях.
Мысли-вирусы
Ограничивающие убеждения возникают на основе обобщений, опущений и искажений информации, помещенной во фреймы проблемы, ошибки или невозможности. Такие убеждения ограничивают нас еще больше и еще труднее поддаются изменению, если существуют независимо от переживаний, ценностей, внутренних состояний и ожиданий, производными которых являются. В подобных случаях убеждение может восприниматься как некая отвлеченная истина о реальности.

Вследствие этого люди начинают рассматривать убеждение уже не как карту, служащую нам ориентиром на каком-то участке территории нашего опыта, а как саму территорию. Ситуация может еще больше усугубиться, если ограничивающее убеждение не сформировано на основе нашего опыта, а навязано нам окружающими.



Содержание раздела