d9e5a92d

Карта и территория


По Бэндлеру и Гриндеру, язык служит средством репрезентации, или создания моделей, нашего опыта, равно как и средством их передачи. Как известно, древние греки пользовались разными словами для обозначения этих двух функций языка. Термин рема обозначал слова, используемые как средство общения, а термин логос — слова, связанные с мышлением и пониманием.

Понятие ремаотносилось к высказыванию, или словам как предметам, а понятие логос — к словам, связанным с проявлением разума. Древнегреческий философ Аристотель так описывал соотношение между словами и психическим опытом:
Сказанные слова обозначают умственный опыт, слова же написанные обозначают сказанные слова. Как различается почерк разных людей, так различаются и звуки их речи. Однако умственный опыт, который обозначают слова, является одним и тем же для всех, равно как и те предметы, из образов которых он состоит.
Утверждение Аристотеля о том, что слова обозначают наш умственный опыт, созвучно положению НЛП о том, что написанные и сказанные слова являются поверхностными структурами, которые, в свою очередь, представляют собой преобразованные психические и лингвистические глубинные структуры. Как следствие, слова могут одновременно отражать и формировать психический опыт. Это свойство делает их мощным орудием мысли и других сознательных или бессознательных психических процессов.

Проникая до уровня глубинных структур с помощью специфических слов, используемых индивидом, мы можем определять на те скрытые психические процессы, которые находят свое отражение в языковых паттернах этого человека, и влиять на них.
С этой точки зрения, язык является не просто эпифеноменом или набором произвольных знаков, посредством которых мы сообщаем другим свой психический опыт; это важнейшая составляющая нашего психического опыта. Как указывают Бэндлер и Гриндер:
Нервная система, ответственная за создание репрезентативной системы языка, есть та же самая нервная система, посредством которой люди создают и все другие модели мира — зрительные, кинестетические т.д. В этих системах действуют те же структурные принципы.
Таким образом, язык может дублировать и даже заменять собой наш опыт и нашу деятельность в других внутренних репрезентативных системах. Важно понять, что беседа не просто отражает наши представления о чем-либо, но действительно способна создавать новые убеждения или изменять прежние, А значит, язык играет потенциально глубокую и специфическую роль в процессах изменения жизни и исцеления.
Например, в философии древних греков понятие логос заключало в себе управляющий и объединяющий принцип вселенной. Гераклит (540-480 гг. до н. э. ) определял логос как универсальный принцип, с помощью которого все вещи связаны друг с другом и происходят все события в природе. Стоики называли логосом управляющий или созидающий космический принцип, присущий любой реальности и пронизывающий ее.

По мнению иудейско-эллинистического философа Филона (современника Иисуса Христа), логос есть посредник между абсолютной реальностью и чувственным миром.
Карта и территория
Краеугольным камнем Фокусов языка и подхода к языку, принятого в НЛП, является положение о том, что карта не тождественна территории. Этот принцип был впервые сформулирован основателем общей семантики Альфредом Кожибски (1879-1950). Он отражает фундаментальные различия между нашими картами мира и самим миром. Философия языка Кожибски оказала сильнейшее влияние на развитие НЛП.

Труды Кожибски в области семантики вместе с синтаксической теорией трансформационной грамматики Наума Хомского образуют ядро лингвистического аспекта нейро-лингвистического программирования.
В своем главном труде Science and Sanity (1933) Кожибски высказывает мнение о том, что прогресс нашего общества в немалой степени предопределен наличием у человека гибкой нервной системы, способной создавать и использовать символические репрезентации, или карты. Язык, к примеру, тоже является разновидностью карты или модели мира, которая позволяет суммировать или обобщать наш опыт и передавать его другим, тем самым спасая их от необходимости совершать те же ошибки или заново придумывать то, что уже изобретено. По утверждению Кожибски, именно эта способность к языковым обобщениям объясняет прогресс человека по сравнению с животными, однако ошибки в понимании и употреблении подобных механизмов являются причиной множества проблем.



Ученый предполагал, что человека необходимо учить правильно пользоваться языком, и за счет этого можно предотвратить ненужные конфликты и недоразумения, порождаемые путаницей между картой и территорией.
В частности, закон индивидуальности Кожибски гласит, что не существует двух полностью идентичных людей, или ситуаций, или этапов какого-либо процесса. Кожибски отметил, что сумма нашего уникального опыта намного превосходит запас слов и понятий, и это приводит к попыткам отождествить или перепутать две и более ситуации (то, что в НЛП получило название обобщения или двусмысленности). Слово кот, к примеру, употребляется по отношению к миллионам различных особей этого вида, к одному и тому же животному в разные периоды его жизни, к нашим мысленным образам, иллюстрациям и фотографиям, метафорически — по отношению к человеку (еще тот кот), и даже к сочетанию букв к-о-т.

Таким образом, когда кто-либо произносит слово кот, далеко не всегда очевидно, имеет ли в виду говорящий четвероногое животное, трехбуквенное слово или двуногого человекообразного.
По мнению Кожибски, чрезвычайно важно учить людей тому, как осознавать и расширять свои языковые возможности, чтобы достигать большего успеха в общении и по достоинству оценивать уникальность повседневных переживаний. Он стремился к созданию инструментов, которые помогали бы людям оценивать свой опыт, ориентируясь не на традиционные значения слов, но скорее на уникальные факты, присущие каждой конкретной ситуации. Кожибски был сторонником того, чтобы люди не торопились с непосредственными реакциями и обращали внимание на уникальные свойства каждой ситуации и ее альтернативные интерпретации.
Идеи и методы Кожибски являются одним из китов, на которых основывается НЛП. В 1941 г. Кожибски впервые назвал нейролингвистику важной областью научного поиска, связанной с общей семантикой.
В НЛП принято считать, что у каждого из нас есть собственная картина мира, основанная на внутренних картах мира, которые формируются с помощью языка и сенсорных репрезентативных систем как результат нашего повседневного опыта. Именно эти нейролингвистические карты в большей степени, чем сама действительность, определяют то, как мы интерпретируем и реагируем на окружающий мир, какой смысл придаем нашему поведению и опыту. Как говорил шекспировский Гамлет, Нет ничего ни хорошего, ни плохого; это размышление делает все таковым .
В книге Структура магии (том I) Бэндлер и Гриндер указывают на то, что различия между людьми, эффективно и неэффективно реагирующими на окружающий мир, являются в значительной степени функцией их внутренней модели мира:
Люди, которые реагируют творчески и эффективно справляются со своими трудностями... — это те, кто обладает полной репрезентацией, или моделью собственной ситуации, в рамках которой в момент принятия решения они видят широкий спектр возможностей. Другие же воспринимают самих себя как обладающих лишь немногими возможностями, ни одна из которых не является для них привлекательной... Мы обнаружили, что окружающий их мир не является ограниченным или лишенным альтернатив.

Но эти люди закрывают глаза на существующие возможности, которые кажутся недоступными в их моделях мира.
Обнаруженное Кожибски различие между картой и территорией подразумевает, что наши поступки определяются скорее внутренними моделями реальности, чем самой реальностью. Следовательно, необходимо постоянно расширять наши карты мира. По словам великого ученого Альберта Эйнштейна, наше мышление создает такие проблемы, которые невозможно решить с помощью мышления того же типа.
В НЛП утверждается, что если ты способен обогатить или расширить свою карту, в той же самой реальности ты увидишь больше альтернатив. В конечном итоге ты станешь более мудрым и удачливым во всем, что бы ты ни делал. Первичной целью НЛП является создание инструментов (таких как паттерны Фокусов языка), которые помогали бы людям расширять, обогащать и дополнять свои внутренние карты действительности.

В НЛП считается, что чем богаче твоя карта мира, тем больше возможностей тебе откроется при решении любой задачи, возникающей в реальности.
С точки зрения НЛП, не существует единственной верной, или правильной, карты мира. Каждый из нас обладает собственной уникальной картой, или моделью, мира, и ни одна карта не отражает реальность вернее, или правильнее, другой. Скорее, дело в том, что те из нас, кто успешнее справляется со своими проблемами, обладают такой картой мира, которая позволяет им видеть величайшее множество перспектив и возможностей выбора.

Такие люди богаче и шире воспринимают мир, организуют его и реагируют на него.
Опыт
Наши карты мира могут быть противопоставлены сенсорному опыту, т. е. процессу ощущения, переживания и восприятия мира вокруг нас, а также нашим внутренним реакциям на этот мир. Наш опыт созерцания заката солнца, спора с кем-либо или проведенного отпуска относится к личному восприятию и участию в этом событии. В НЛП принято полагать, что опыт складывается из информации, поступающей из внешнего окружения и воспринимаемой с помощью органов чувств, а также ассоциативных воспоминаний, фантазий, ощущений и эмоций, которые возникают внутри нас.



Содержание раздела