d9e5a92d

Бланк для применения паттернов фокусов языка


5. Объединение: Какие более крупные элементы или классы подразумеваются в данном убеждении, взаимосвязи которых были бы богаче или позитивнее, чем сформулированные в убеждении?
Сильные эмоции всегда лежат в основе нашей мотивации к изменению. Как сказал Карл Юнг, Ничто не приходит в сознание безболезненно.
(вред = сильные эмоции, боль)
Дискомфорт, который мы испытываем в ситуациях риска, делает из нас более сильных и компетентных людей.
(вред = дискомфорт опасность = ситуация риска)
6. Аналогия: Какая взаимосвязь аналогична той, которая определяется убеждением (т. е. является метафорой), однако обладает другим подтекстом?
Совершенствуя межличностные отношения, мы испытываем нечто подобное тому, как в детстве поднимались после падения с велосипеда, одержимые твердым намерением повторять попытки до тех пор, пока не научимся сохранять равновесие. Бесполезно сердиться на велосипед за то, что ты с него упал.
Сражаясь с намерениями других людей, мы в чем-то похожи на тореадора. В целях собственной безопасности необходимо знать, что привлекает внимание быка, как управлять этим вниманием, а также как уступать дорогу быку, который готов броситься в атаку.
7. Изменение размера фрейма: Какой временной фрейм (более длительный или более краткий), какое изменение количества людей, вовлеченных в ситуацию, какая широта перспективы могут сменить подтекст убеждения на более позитивный?
Одной из наиболее волнующих проблем, с которыми нам приходится бороться собственными средствами, является поведение в тот момент, когда мы страдаем от рук других людей. До тех пор пока мы не научимся решать эти проблемы с мудростью и состраданием, насилие, войны и геноцид будут продолжаться — как на глобальном, так и на индивидуальном уровне.
Каждому из нас стоит научиться взаимодействию с теневой стороной окружающих людей. Я уверен, что когда вы вспомните этот эпизод спустя много лет, он покажется вам лишь крошечной ямкой на жизненном пути.
8. Другой результат: Какой другой результат (или проблема) может обладать большей значимостью, чем заключенный в данном убеждении?
Следует стремиться не столько к тому, чтобы вам не причинил боли тот или иной человек, сколько к развитию у себя навыков, которые обеспечивали бы вам безопасность вне зависимости от того, что думают или делают другие люди.
По-моему, вопрос заключается не в намерениях данного человека, а в том, как заставить его изменить свои намерения.
9. Модель мира: Какая модель мира представит это убеждение в совершенно ином ракурсе?
Социобиологи сказали бы, что источником опасности для вас является эволюционное развитие гормонов X, а вовсе не то, что вы считаете (или он считает) его сознательными намерениями.
Подумайте о всех тех людях, кому приходится постоянно сталкиваться с реальностью социального притеснения, такого как расизм и религиозное преследование. Вероятно, они были бы рады оказаться в ситуации, когда им пришлось бы бороться с негативными намерениями и действиями одного-единственного, вполне конкретного человека.
10. Стратегия реальности: Какие когнитивные процессы участвуют в создании данного убеждения? Как именно должен человек воспринимать мир, чтобы это убеждение оказалось верным?
Когда вы вспоминаете, как вам причиняли боль, вы переживаете эти случаи по отдельности или они сливаются в один? Вы вспоминаете их с точки зрения участника ситуации или просматриваете отстранение, как документальный фильм, снятый о вашей жизни?
Что усиливает ощущение опасности — воспоминания о событиях прошлого или воображаемые будущие события, которые могут случиться, а могут и нет?
11. Противоположный пример: Какой пример или переживание является исключением к правилу, определяемому данным убеждением?
Если бы мы действительно могли не беспокоиться о чем-то только потому, что прежде этого не случалось! Вероятно, наибольшую опасность представляют именно те события, которые еще не произошли, и нам следует готовить себя к любым неожиданностям.
Для того чтобы обеспечить себе настоящую безопасность, важно осознать, что люди, которые руководствуются позитивными намерениями и никогда прежде не причиняли нам вреда, представляют для нас ничуть не меньшую опасность, чем остальные. Вспомните о тех, кто неумышленно убивает других в автомобильных авариях. Как говорится, благими намерениями вымощена дорога в ад.


12. Иерархия критериев: Какой критерий обладает потенциально большей значимостью, чем те, с которыми связано данное убеждение?
Я всегда считал, что горазд важнее оценить ресурсы, необходимые для успешного выполнения задачи по выбранному мной плану, чем беспокоиться о временных неприятностях, вызванных намерениями других людей.
Вам не кажется, что намного важнее избежать участи раба собственных страхов, чем пытаться уйти от неизбежных в любом деле неприятностей?
13. Примени к себе: Как можно оценить формулировку убеждения по определяемой им взаимосвязи или критериям? Поскольку негативные намерения могут быть чрезвычайно болезненными и опасными, важно четко осознавать, как именно мы понимаем собственные намерения и действуем согласно им. Вы уверены в позитивных намерениях собственного суждения?

Когда наши убеждения относительно чьих-либо негативных намерений служат оправданием, чтобы обращаться с этим человеком так же, как он обращается с нами, мы уподобляемся этому человеку.
Опасно думать, что угрозу для нас представляют лишь те, кто уже причинял нам боль. Внутренние убеждения, заставляющие нас снова и снова переживать болезненные эпизоды прошлого, способны причинить не меньшую боль, чем негативно настроенный человек вне нас.
14-Метафрейм: Какое убеждение относительно данного убеждения может изменить или расширить его восприятие?
Исследования показали, что чувство страха по отношению к намерениям других людей вполне естественно, если мы не развили в себе достаточно высокую самооценку и уверенность в собственных возможностях.
Чем дольше вы будете рассматривать поведение и намерения X во фрейме проблемы, тем дольше вы обречены страдать от последствий. Когда вы сумеете переключиться на фрейм результата, вам откроется множество возможностей для решения проблемы.
Практикум по Фокусам языка
Попробуйте потренироваться на себе в использовании этих вопросов. Ниже приводится бланк с примерами вопросов, которые могут быть использованы для идентификации и создания фреймов Фокусов языка. Для начала запишите ограничивающее убеждение, с которым вам хотелось бы поработать.

Убедитесь, что это законченное высказывание в форме либо комплексного эквивалента, либо причинно-следственного утверждения. Типичной здесь будет структура, указанная в табл. 5:
Структура ограничивающего высказывания

референт (быть)
суждение (потому что)
причина
Я
Ты
  Они
Это
плохой
бестолковый
  недостойны
невозможно
комплексный эквивалент причинно следственная связь

Помните, что цель ваших ответов — подтвердить идентификацию, позитивное намерение и поддержать человека, разделяющего это убеждение, и в то же время переформулировать убеждение так, чтобы оно оказалось внутри фрейма результата или обратной связи.
Задание
Бланк для применения паттернов Фокусов языка
Ограничивающее убеждение: __________________________________________________
______________________________________________________________означает/является причиной_____________________________________________________________________1. Намерение; Какова позитивная цель или намерение этого убеждения?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Переопределение: Каким словом можно заменить одно из использованных в формулировке данного убеждения, чтобы сохранить смысл высказывания, но наделить его новым позитивным подтекстом?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Последствия: К какому позитивному результату может привести это убеждение или определяемая им взаимосвязь?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Разделение: Какие меньшие элементы или составляющие заключены в данном убеждении, взаимосвязи внутри которых были бы богаче или более позитивными, чем та, которая определяется убеждением?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Объединение: Какие более крупные элементы или составляющие заключены в данном убеждении, взаимосвязи внутри которых были бы богаче или более позитивными, чем та, которая определяется убеждением?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________



Содержание раздела