d9e5a92d

Руководить - не руками водить!


Руководить - не руками водить! или Тайны харизматического лидерства
Нервный - тот,
кто кричит на
своего начальника.
Тот, кто кричит
на своих
подчиненных, - хам.
Лазарь Лагин
- Шутишь?
- Шучу.
- Молодец, шути!
А то на кол сажать
совсем некого стало...
Владимир Борисов
- Если лидер сумел
повести за собой
людей, какова его
дальнейшая цель?
- Погнать их
впереди себя.
Актуальное замечание
Любой работник знает, что хороших начальников не бывает. Это аксиома. А любой руководитель мечтает стать харизматическим лидером, гуру. Короче, как у Блока в поэме "Двенадцать": "В белом венчике из роз впереди Исус Христос".
Что такое харизма? Как ответить на этот вопрос? Харизма имеет прямое отношение к мотивационному менеджменту. Являясь самым тонким и труднообъяснимым инструментом, она по праву может быть названа и самым мощным средством влияния. Она действует очень мягко и неуловимо, но проникает в самое сердце, остается там и продолжает работать.
 
Квадрат Малевича: проба на лидерство
Определить, кто в команде настоящий харизматический лидер, просто. На тренингах НЛП я часто предлагаю участникам завязать глаза и встать в круг. Потом им в руки дается веревка. И я прошу их, сохраняя тишину, сделать из веревочного круга квадрат. Что тут начинается!
Одни впадают в растерянность.
Другие натягивают веревку перед собой и замирают.
Кто-то делает перед собой прямой угол и оберегает его до конца упражнения.
Секрет этого упражнения одновременно и прост, и сложен. Его можно выполнить только в том случае, если кто-то возьмет на себя ответственность за "проект" и подойдет к процессу творчески. Проявит себя лидером!
Харизматический лидер всегда найдет в себе смелость организовать процесс и взять ответственность за результат!
Но даже топ-менеджеры крупных компаний зачастую не готовы проявить по-настоящему лидерские качества. Они начинают говорить, подсматривать или откровенно тупить.
Креативный подход
Великий японский воитель Нобунага решил однажды атаковать врага, который десятикратно превосходил числом его солдат. Он знал, что победит, но солдаты его уверены не были. В дороге он остановился у синтоистского храма и сказал:
- Когда я выйду из храма, то брошу монету. Выпадет герб - мы победим, выпадет цифра - проиграем сражение.
Нобунага вошел в храм и стал безмолвно молиться. Затем, выйдя из храма, бросил монету. Выпал герб. Солдаты так неистово ринулись в бой, что легко одолели врага.
  • Ничего не изменить, когда действует рука судьбы, - сказал ему адъютант после сражения.
  • Верно, не изменить, - подтвердил Нобунага, показывая ему поддельную монету с гербами на обеих сторонах.
Условия хорошего руководства
Невероятно, но факт: в жизни большинства людей различные коммуникации занимают 70% времени. Управляющие, загребающие жар чужими руками, должны в совершенстве владеть искусством общения. Оценки показывают: 80% рабочего времени управляющих всех уровней расходуется на те или иные виды коммуникаций. Умение говорить, слушать, писать и читать - важнейшие способности человека.
Хороший руководитель должен:
1. Помнить об обратной связи.
Для уверенности в успехе недостаточно спросить "Вы меня поняли?" На такой вопрос люди почти всегда отвечают "да", даже если это неправда. Лучше задать вопрос по содержанию сообщения и попросить работника показать и рассказать о том, что ему нужно сделать.
Организуя обратную связь, важно знать, что существуют два основных пути распространения формальной информации в организации: вертикальный (вверх и вниз по иерархическим уровням) и горизонтальный (между сотрудниками одного уровня). Как показывают исследования горизонтальных коммуникаций, их эффективность достигает 90%. Столь высокая эффективность объясняется, видимо, тем, что люди, работающие на одном и том же уровне управления, хорошо понимают характер труда своих коллег, знают их проблемы и во многом догадываются о содержании вашего сообщения.

 
2. Внимательно относиться к персоналу, понимая, что кадры решают все!
Вам необходимо постоянно и внимательно наблюдать за поведением тех, с кем вы общаетесь. Научитесь калибровать выражение глаз, тон голоса, жесты. Внимательно следите за тем, насколько расходятся слова и поступки ваших работников.


Хороший руководитель должен разобраться в метапро-граммах своего персонала. И откорректировать должностные обязанности каждого члена команды. Метапрограм-мы - своеобразные рельсы, по которым идет паровоз, который называется мышлением. Это глубинные верования, порождающие на свет целые обоймы стереотипов. Мета-программы отсекают информацию, не реальную для нас, и в то же время при их помощи вещи облекаются смыслом. Метапрограммы, как говорит НЛП, - это структура нашей реальности.
Метапрограмм более 25. Нелишним будет изучить их все. Но в бизнесе, как мне кажется, наиболее важна пара "Человек возможностей - Человек процедуры".
На вопрос, "Почему вы выбрали эту работу?" человек возможностей расскажет о перспективах, которые перед ним откроются в творчестве, зарабатывании денег, общении, освоении новых областей. Антипод Человека возможностей - Человек процедуры. На обозначенный выше вопрос будет отвечать, что ему необходимо это сделать потому, что он должен зарабатывать деньги, должен содержать семью. Он мотивирован, главным образом, необходимостью, правильным образом действий.
Разделяя обязанности между такими членами команды, помните что человек возможностей креативен, успешно реализуется в тех местах, где нужно творчество. В рекламе такие люди преобладают среди авторов рекламных роликов. В из-
дательском бизнесе - это писатели и пиарщики. Это также певцы, актеры, художники, поэты… Так что если в вашу туристическую компанию пришел устраиваться на работу бард, знайте: он - человек возможностей. Ему лучше поручить разрабатывать новые направления, чем посадить продавать чужой продукт. Ценностные слова, присущие этой категории людей: выбор, новое, свобода, возможность, интуиция, желание, лучший... Люди возможностей чаще всего мотивируют свои действия желаниями, но с трудом следуют процедурам, даже если сами их устанавливают. Многие из них любят начало дела больше, чем его продолжение
Человек процедуры стабилен и надежен. Ему можно поручить рутинную, однообразную, но очень ответственную работу. Он настороженно относится к нововведениям. Предпочитает продолжить то, что уже организовано. В рекламном бизнесе таких людей больше всего среди референтов. Среди иных профессий - большинство чиновников, военных, служащих крупных фирм. Ценностные слова человека процедуры: должен, инструкция, так надо, правильно, необходимо, запланировано
3. Поощрять своих сотрудников вербально и материально Научитесь благодарить за хорошую работу, дружески пожимать руки и хлопать по плечу. Вмените в обязанности секретаря предупреждать вас о днях рождения подчиненных, поздравляйте их лично и всем отделом. Радуйтесь внеслужебным успехам своих сотрудников. Не забывайте выписывать премии по важным датам и праздникам, когда людям предстоят большие расходы. Хотя бы раз в году выделяйте материальную помощь. Регулярно пересматривайте вопросы зарплатной политики вашего предприятия.
Зарплата - самая несчастная. Все ее ждут, но никто ее не любит. Если это и о вашей зарплате, то, может быть, пришло время менять работу?

 
Эти дневниковые записи "обывателя" и наемного работника я публикую и для руководителей, и для подчиненных. И тем и другим есть над чем поразмыслить...
• •
Моя работа
Три дня до зарплаты. Деньги приказали долго жить еще на прошлой неделе. В кошельке осталось тридцать рублей на непредвиденные обстоятельства, к коим относится покупка буханки хлеба и карточки на одну поездку в метро. В более экстренных случаях, например, проезд на такси или штраф за переход улицы в неположенном месте мне придется платить натурой. Черт с ним, заплачу, а то что-то давно никто не интересовался моей натурой.
Два дня до зарплаты. Одно непредвиденное обстоятельство все-таки случилось - закончился хлеб. Я пошла в булочную. Прикинула навскидку мои финансовые возможности, глянула на цены… У кассы произнесла: "Батон, половинка "Бородинского" и бутылка минералки". - "Тридцать три рубля", - невозмутимо произнесла кассирша и выбила чек.
Помните, вчера у меня осталось только тридцать. Ровно. И ни рубля больше в кошельке. М-да… Стало как-то ужасно неловко объяснять, что у меня не хватает трех рублей. Ну не бомжиха же, в конце концов! Пальцы нервно теребили перчатку в кармане плаща. "Ну", - вопросительно посмотрела на меня кассирша. Только я вдохнула, чтобы выпалить что-нибудь несуразное, как, о, боже, мои пальцы наткнулись в кармане на спасительную монетку - пять рублей. "Да-да, конечно", - я положила деньги.


Содержание раздела