d9e5a92d

Внушенные галлюцинации.


Теперь давайте соединим два способа наведения транса: наведение через рассказывание историй о трансе и
наведение через гипнотические феномены. Что у нас получится? Да, это будет рассказывание историй о гипнотических феноменах.

Эту технику можно использовать уже не столько для наведения транса, сколько для его утилизации.
Например, нам нужно обеспечить пациенту контроль над болевыми ощущениями. О чем мы можем ему рассказать, чтобы вызвать анальгезию? В каких обыденных ситуациях люди получают травму, но не чувствуют боли?
Ответы из зала: Когда человек увлечен достижением цели, он может не почувствовать боли. Спортсмены во время ответственных состязаний не ощущают боли от травм. Когда с кем-то дерешься, чувство боли значительно притупляется.
: Все верно. Более редкие контексты: очень тяжелая травма в первые минуты обычно не сопровождаются болью; угрожающая жизни ситуация притупляет чувство боли. Один из примеров работы Милтона Эриксона - пациентке, страдающей от хронической боли, Эриксон сказал что-то вроде: “Да, вам сейчас больно, но что бы вы почувствовали, если бы в комнату вошел тигр?” Понятно, что в такой ситуации боль теряет смысл - тигр сожрет вас вместе с болью; то есть обозначена ситуация, угрожающая жизни человека.

Впоследствии эта пациентка, переставшая чувствовать боль, говорила окружающим о причинах этого такими словами: “У меня под кроватью сидит тигр, и он рычит”.
Бывают случаи, когда достаточно вызвать анальгезию в кисти руки, в стопе ноги, то есть нужна анальгезия по типу “перчаток” и “носков”. Здесь тоже можно рассказать историю о том, как надевание реальных перчаток и носков изменяет ощущение в конечности: “Когда вы надеваете перчатку, ваша рука согревается, и ощущения становятся очень приятными, комфортными...”
Теперь возьмем другой феномен - внушенные галлюцинации. О чем здесь можно рассказать пациенту? Что сравнительно легко вспоминают люди с галлюцинаторной точностью?

Или что они конструируют легко, что они легко принимают одно за другое? Приведите примеры для положительных и отрицательных галлюцинаций.
Ответы из зала: Типичная отрицательная галлюцинация - старушка ищет очки, которые находятся у нее на лбу. Легко вспомнить запах духов любимой женщины...
: Слишком романтично, наверное. Думаю, что запах хлеба вспомнить легче.

Ответы из зала: Когда приезжаешь в новый город, часто кажется, что узнаешь в толпе кого-то из знакомых, оставшихся дома, в своем городе. Ребенок, увлеченный мультфильмом, не слышит, как его зовет мать.
: Я хотел бы обратить ваше внимание еще и на те явления, которые мы в свое время изучали в разделе “Психопатологические синдромы”, но они весьма распространены и у здоровых людей, так что описание этих явлений будет достаточно универсальным средством вызвать положительные или отрицательные галлюцинации. Я имею в виду “deja vu” и “jamais vu” - чувство уже виденного и никогда не виденного. Расскажите пациенту о том, что иногда идешь по знакомой улице и видишь ее так, будто увидел впервые в жизни... дома и деревья кажутся какими-то другими... возможно, изменился их цвет или их форма... и будьте уверены, что пациент хорошо поймет вас и найдет в своем личном опыте соответствие этому переживанию.
Хорошо, что мы придумаем в качестве сюжета, провоцирующего искаженное восприятие времени?
Ответы из зала: Когда смотришь интересный фильм, время летит очень быстро. Когда сидишь в приемной и ждешь, время тянется очень медленно. В кресле зубного врача каждая минута кажется часом.
: Еще один контекст - “счастливые часов не наблюдают”, общение влюбленных. Это тоже - искажение чувства времени.
Самые простые контексты для использования этого феномена... Например, вы хотите вызвать у пациента ощущение того, что работали с ним очень долго, и рассказываете историю о посещении стоматолога. При повременной оплате работы это бывает актуальным (смех в зале).

Или вы хотите, чтобы пациент за короткое время сделал большую работу при использовании вами какой-то сложной терапевтической техники - расскажите предварительно историю про общение влюбленных.


Так, истории про каталепсию?..
Ответы из зала: Рыбак, который сидит у речки в застывшей позе. Шофер, который замирает вместе с автомобилем перед красным сигналом светофора. Разрыв шаблона рукопожатия вызывает каталепсию, можно об этом рассказать.

Когда сделаешь очень тяжелую физическую работу и ложишься потом отдыхать, тебе удобно в любой позе.

: Прекрасно. Есть еще один гипнотический феномен, о котором мы не говорили: автоматическое письмо, автоматическая речь. Рассказывая истории о проявлении этого феномена, вы можете углубить транс, убрать фобию публичных выступлений, ускорить написание пациентом диссертации...

Вы можете также получить от пациента некоторую новую информацию, скрываемую им ранее или подсознательно скрытую от него самого; можете активизировать творческие способности пациента.
Самый простой пример автоматического письма - каракули, которые вы рисуете в блокноте во время скучной конференции. Автоматическая речь появляется, когда вы с кем-то крепко ругаетесь. У этих феноменов есть примеры в истории - так, пророк Мухаммед передавал людям информацию от Аллаха через автоматическую речь.
Для удобства можно свести то, о чем мы говорили, в таблицу.
ГИПНОТИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ: ВЫЗЫВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
(по М. Спарксу, переработано и дополнено)

Гипнотичес-
Сюжет истории для
Использование
кий феномен
вызывания феномена
 
    Субъективное
    увеличение
    продолжи-
Искажение
Посещение зубного
тельности сеанса.
чувства
врача. Ожидание в
Возможность
времени и
приемной, ожидание
проделать за
ошибочная
автобуса. Общение
короткое время
ориентация во
влюбленных
большой объем
времени
  работы Сок-
    ращение времени,
    в течение
    которого пациент
    испытывает боль
  Просмотр интересного
Возможность
  фильма. Перевод
ощутить себя в
  стрелок часов при
будущем,
  перемещении в другой
с достигнутым
  часовой пояс
результатом


Гипнотичес-
Сюжет истории для
Использование
кий феномен
вызывания феномена
 
  Запах и вкус, который
Наведение и
  можно было
углубление
Возрастная
почувствовать в
транса, ожив-
регрессия
детстве Возвращение в
ление приятных
  школьный класс
воспоминаний,
  Песни прошлых лет
доступ к
  Детские стихи и сказки
забытым
    навыкам и
    ресурсам энергии
  Наблюдение за своим
Терапия заикания
  отражением в зеркале
и навязчивых
  Отражение в
движений (тики,
  автомобильном зеркале
хореиформные
Диссоциация
заднего вида
подергивания и
“участник/
Просмотр кинофильма
др Осво-
наблюдатель”
с собой как
бождение от
  действующим лицом
эмоционально
    неприятных
    состояний,
    терапия фобий и
    последствий
    насилия
  Запах хлеба Deja vu.
Наведение и
  Ошибочное узнавание
углубление
  знакомых в толпе
транса, реали-
    зация новых
    умений
    конструирование
    м себя в
Положитель-
  ресурсном
ны е и
  состоянии,акти-
отрицательные
  визация
внушенные
  творческих
галлюцинации
  способностей
  Старушка, которая
Контроль над
  ищет очки,
болью
  находящиеся у нее на
 
  лбу Jamais vu
 
  Ребенок,увлеченный
 
  мультфильмом и не
 
  слышащий голос
 
  матери
 
Гипнотический феномен
Сюжет истории для вызывания феномена
Использование
Амнезия
4мя, которое “вертится на кончике языка”. Стирание с классной доски. Люди забывают что-то из вещей, забывают что-то сделать
Забывание травматических переживаний
Анальгезия и анестезия
Травмы, полученные во время спортивных состязаний, удары, получаемые во время драки. Появление новой ситуации, угрожающей жизни (“тигр под кроватью”). Изменение ощущений в руках и ногах при надевании перчаток и носков
контроль над болью
Каталепсия
Шофер, замирающий вместе с автомобилем перед красным сигналом светофора. Рыбак на речке. Отдых после тяжелой работы. Поднятие руки для привлечения внимания. Разрыв шаблона рукопожатия (или другого двигательного шаблона)
Наведение и углубление гранса
Автоматическая речь, автоматическое письмо
Рисование “чертиков” во время скучного доклада. Увлеченный обмен колкостями в ссоре. Речь влюбленного. Речь оракулов и пророков
Углубление гранса, получение новой информации от пациента


Содержание раздела