d9e5a92d

Подвижки при задержках


Кроме того, слабому оратору нужно объяснить, что политик никогда не должен оправдываться - все порочащие его высказывания надо сразу спокойно опровергать. Это делается либо таким способом: “Этого, конечно, не было”; либо таким: “Мне такие факты неизвестны”; и если уж совсем “прижали к стенке”, то допустимо сказать: “Это было, но на самом деле было не то, что вам кажется”.
В пропаганде и контрпропаганде есть одно простое правило: прежде, чем сделать какую-нибудь гадость сопернику, скажите, что вы ее делать не будете. Это - не просто дань вежливости по отношению к сопернику или предвыборное “правило хорошего тона”; нет, это работающая техника: “люди верят описаниям”. А уж если вас начали в чем-то подозревать - тем более надо убедить людей в том, что вы их не обманываете. Например:
1. “Я никогда не унижусь до распускания слухов о сопернике на пост мэра” (это значит, что уже заготовлены листовки с компрометирующими соперника материалами, а сотрудники команды получили инструкции по эффективному распусканию слухов);
2. “Денежной реформы и стране не будет!” (здесь и пояснять нет нужды - вся страна знает, что назавтра будет реформа);
3. “Моя команда не строит каких-либо препятствий сопернику в проведении предвыборной кампании и не будет этого делать никогда” (это значит, что завтра в избирательную комиссию поступят две жалобы на то, что соперник нарушает законодательство о выборах).
Оратора из любой группы имеет смысл познакомить со “спиральными” техниками построения речи (двойная и тройная “спираль”) и с техникой “кавычек”. Если вам это интересно, можно разобрать чуть подробнее... Хорошо, давайте разберем.
Техника “кавычек” - это оформление вашего высказывания, как сказанного кем-то другим. В индивидуальной работе с пациентом мы с помощью кавычек маскируем внушение, если мы произносим: “И тогда этот человек сказал мне: “успокойся и расслабься”, то пациент не может сознательно сопротивляться внушению, поскольку от нас он внушения как бы не получал. В работе оратора с группой очень удобно “закавычивать” рискованные высказывания (отзывы о соперниках на должность, отзывы о действующей власти и т. д.); если аудитория согласна с высказыванием, то для нее это произнес оратор, а если несогласна, то ведь оратор это не произносил, он только довел до публики чье-то мнение. Самые спорные фразы лучше заключать в двойные и тройные кавычки, например: “Сейчас мне передали записку, в которой пенсионер, отдавший всю жизнь своему заводу, пишет: “Возле проходной висит листовка с надписью “Губернатор - иуда”.

Подумайте, почему кто-то таким способом выразил свое мнение”. Или: “Я сам лично с моим соперником Б. не знаком, но приятель как-то дал мне газету, в которой написано, что сотрудники Б. считают его вором. Не знаю, что к этому можно добавить”.

После серии кавычек всегда уместно поставить многоточие-не давать конкретного вывода, пусть его сделают слушатели.
479
Очень интересно меняют восприятие речи “спиральные” техники. Их структура проста.
В двойной “спирали” вы рассказываете две истории одновременно: фрагмент первой истории - фрагмент второй, фрагмент первой - фрагмент второй и т. д. Хорошая иллюстрация - песенка любимых мной А. Иващенко и Г. Васильева:
“Уронили Мишку на пол,
Раз, два, три, четыре, пять.
Оторвали мишке лапу,
Вышел зайчик погулять...
Все равно его не брошу,
Вдруг охотник выбегает,
Потому что он хороший,
Прямо в зайчика стреляет!”
В тройной “спирали” вы рассказываете три истории, но совмещаете их в одну по другим правилам: вы начинаете рассказывать историю 1, прерываете ее примерно в середине (или на самом интересном месте) и начинаете рассказывать историю 2, которую тоже прерываете посередине (или на самом интересном месте), чтобы рассказать полностью историю 3; потом вы заканчиваете историю 2 и завершаете историю 1. В историю 3 включаете внушение (собственно, одна внушающая фраза и может быть всей историей 3), ничего не опасаясь при этом, потому что история 3 вместе с внушением будет забыта слушателями на сознательном уровне восприятия сразу после ее рассказывания. Можно составить простую графическую схему для последовательности историй (см. рисунок). “Спиральные” техники позволяют:


а) привлечь и постоянно удерживать внимание слушателей;
б) экономить время выступления (рассказывание составляющих “спираль” историй по отдельности заняло бы больше времени);
в) скрыто, неявно наводить гипнотический транс и (или) внедрять внушения;
г) создавать юмористический эффект рассказа;
д) “на стыке” отдельных историй “спирали” создавать добавочный смысл, не вытекающий непосредственно из смысла любой отдельной истории (чтобы это понять, перечтите еще раз текст песенки Иващенко и Васильева).
рассказа рассказа
“Спиральные” техники легко комбинируются и с приемами ораторского мастерства, и с приемами сопоставления терапевтических метафор. Есть, например, хороший прием, используемый в эриксонианском гипнозе в качестве “ловушки для сознания” - включение в речь множества подробностей. Сознание просто “увязает” в этих подробностях, что позволяет вам быстро выходить на общение с подсознанием.

Вот послушайте...
“Если бы вы оказались небывало жарким летним утром 3 июля 1852 года в Париже, на набережной Сены, вы обязательно обратили бы внимание на человека, стоявшего у подъезда весьма дорогой гостиницы. Человек был одет в не по сезону плотный плащ из дорогой шерстяной ткани. В руке он держал трость из черного дерева с золотым набалдашником в виде головы льва.

Внимание привлекал также его особый южный загар, очень подходящий к резким, но поразительно гармоничным чертам лица... Вы просто не могли не обратить внимания на этого человека, и не мудрено - это был знаменитый путешественник Жак Морель собственной персоной, и к нему было приковано внимание парижской публики в течение целых десяти лет! Но на самом деле вам стоило обратить внимание на другого человека - очень просто и небогато одетый, он шмыгнул в подъезд ближайшей бакалей-ной лавки и скрылся из виду, совсем не привлекая к себе

      История 2 [внушение)
     
    Начало истории 2
  Конец истории
   
Начало истории
          Конец истории 1



внимания. Его звали Клод Лекокю, никто в жизни не обращал на него внимания, так он и умер неизвестным...”
Теперь отдайте себе отчет в том, почему вы так внимательно слушали всю эту ахинею. Да, конечно, - сознание занималось подробностями, а подсознание принимало скрытые инструкции “быть внимательным”. Теперь посмотрите, как удачно совмещается этот прием с техникой “тройной спирали”...
В 1987 году я жил в Казахстане. Как-то раз субботним утром в середине августа я по обыкновению лежал на диване и читал “Литературную газету”... Тогда еще ее интересно было читать, но дело не в этом - я читал совершенно странную для меня статью.

Если бы вы меня знали в 1987 году, вы бы так и сказали: “Странно, что ты читаешь эту статью”, -тем не менее, я ее читал. В статье говорилось о том, что в Советском Союзе (тогда еще был Советский Союз) существует Всесоюзная ассоциация преподавателей русского языка и литературы - сокращенно ВАПРЯЛ. И в статье говорилось о том, что существует, оказывается, и Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы - сокращенно, по первым буквам, МАПРЯЛ. И еще в статье говорилось о том, что как раз в те дни эти две организации проводили в Москве совместную конференцию.

Казалось бы, что здесь интересного было для меня? А интересным был заголовок статьи. Стоило мне прочитать заголовок, и я прочел статью очень внимательно от начала до конца, потому что заголовок был для меня странным, мистическим, эзотерическим, а где-то - даже и трансцендентальным...
Если говорить о заголовках, то это будет очень интересной темой, как ни странно. С одной стороны, заголовок должен давать понятие о том, что содержится в статье. С другой стороны, заголовок должен интриговать читателя, то есть скрывать содержание статьи. Как-то раз мне попала в руки газета “Красноярский железнодорожник” - я ее, конечно, не читаю, она случайно попала ко мне - и там был заголовок, который показался мне поразительно универсальным.

Его можно было поместить в книгу о железной дороге, а можно было - в учебник акушерства и гинекологии. Бывают же такие универсальные словосочетания... Учитесь и скажите спасибо!
17 т,
схккка россыпью
Этот универсальный заголовок был таким -“ПОДВИЖКИ ПРИ ЗАДЕРЖКАХ” (смех в зале).
И если вернуться к “Литературной газете”, то заголовок, заставивший меня прочитать целую статью на совершенно ненужную мне тему, показался мне тогда мистическим, эзотерическим, трансцендентальным, а местами - так даже и инфернальным. Потому что заголовок был такой - “ВАПРЯЛ ЧЛЕН МАПРЯЛ” (смех в зале).



Содержание раздела