(К. Симонов)
Эпифора - повторение слов или оборотов в конце смежных отрывков, например:
“Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня!” (А. Блок)
Параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи, например: “Молодым везде у нас дорога. Старикам везде у нас почет.”
(В. Лебедев-Кумач)
Антитеза - оборот, в котором для усиления выразительности речи противопоставляют понятия, явления, предметы, например: “Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет” (пословица).
Градация - расположение слов в предложении в порядке возрастающего или убывающего значения. Пример возрастающей градации:
“Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.”
(С. Есенин) Пример нисходящей градации:
“Присягаю ленинградским ранам, Первым разоренным очагам: Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам.”
(О. Бергольц)
Инверсия - расположение членов предложения в порядке, нарушающем обычный, например: “Душа к высокому тянется” (В. Панова).
Эллипсис - пропуск подразумеваемого члена предложения, например:
“Офицер - из пистолета, Теркин - в мягкое штыком.”
(А. Твардовский).
Умолчание - автор намеренно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю догадаться о невысказанном, например:
“Нет, я хотел... быть может, вы ...я думал, Что уж барону время умереть.”
(А. С. Пушкин)
Риторическое обращение - подчеркнутое обращение к кому-либо или чему-либо не с целью назвать адресата, а с целью выразить отношение к нему, например: “Тише, ораторы! Ваше слово,
товарищ маузер!”
(В. Маяковский).
Риторический вопрос - вопрос не с целью получить ответ, а для привлечения внимания к предмету речи, например: “Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!” (Н. В. Гоголь).
Многосоюзие - повторение союзов для логического и интонационного подчеркивания частей предложения, например: “По ночам горели дома, и дул ветер, и от ветра качались черные тела на виселицах, и над ними кричали вороны” (А. И. Куприн).
Бессоюзие - пропуск союзов между членами предложения с целью придать высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями, например:
“Швед, русский - колет, рубит, режет, бой барабанный, крики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон...”
(А. С. Пушкин).
Ценность вышеприведенных сведений в том, что они позволяют (при наличии времени и желания, конечно) заняться беллетризацией метафоры, что имеет не меньшее значение для ее эффективного воздействия на пациента, чем соответствие критериям эффективной терапии.
Метафора в повседневной практике
(стенограмма семинара)
:... Давайте разберемся, что заставляет метафору работать. Самый простой способ утилизации транса -это прямая инструкция.
Мы всегда можем к ней обратиться, она всегда при нас, но прямая инструкция имеет обыкновение вызывать прямое же противодействие - сопротивление пациента. Метафора, рассказ о ком-то другом в принципе не способны вызывать сопротивление, ибо чему сопротивляться? Тому, что кто-то кому-то приказал в вашем рассказе?
В то же время, если события метафоры чем-то напоминают события актуальной проблемы пациента, он подсознательно начинает “примерять” на себя то, что вы ему рассказываете, и по инерции “примерять” решение проблемы. Это в первом
приближении и есть то, что энэлписты называют “трансдеривационным поиском”. И если решение проблемы, имеющееся в метафоре, подходит пациенту, “не жмет” ему, он примет это решение как свое - а не как вашу инструкцию.
Интерес к метафорам у психотерапевтов огромен, на семинарах это обычно одна из ведущих тем, но в повседневной практике метафоры используются все же редко... Наверное, работа с метафорами представляется слишком сложной, требующей предварительных заготовок, и часто так оно и есть. Но существуют приемы, позволяющие составлять метафоры в жанре экспромта.
Один из таких приемов - то, что Д. Гордон называет “формальной метафорой”, а Милтон Эриксон - приемом “Мой друг Джо”. Вы рассказываете пациенту историю про якобы другого пациента (или своего знакомого), у которого была сходная проблема и который как-то ее разрешил. Здесь есть правило - не рассказывайте историю про самого себя, это способствует отвлечению внимания от проблемы и стимулирует совершенно ненужные обсуждения из серии “А вот у нас был случай”...
И если вашему ребенку сказка понравится, приготовьтесь рассказывать ее примерно три месяца каждый день, причем ребенок будет вас поправлять, будет требовать точного воспроизведения истории. .. Так что подумайте, прежде чем начинать).
.. .Особых трудностей с метафорами у вас, как мне кажется, быть не должно. Сюжет метафоры - это проблемная ситуация пациента, которую вы сводите к какой-то элементарной, максимально простой последовательности событий: событие 1, событие 2, проблема, нет решения. (Вы это уже умеете делать, поскольку работа в техниках НЛП постоянно вынуждает вас вычислять стратегии построения проблем).