d9e5a92d

Прошлое настоящее будущее


"Я не пойму, что меня останавливает..." "Это глупо, но тем не менее..." "Это не то, что я могу себе позволить..." "Логически это может быть и так, однако..." Самым важным (и исходным) здесь является именно ваше признание этих неких неизвестных, но воздействующих на вас сторон вашей же личности (который обычно "уличенный" в них человек начинает яростно отрицать). И именно во всех случаях такого вот наметившегося конфликта ваших убеждений и ценностей (пусть даже неявного), вам может помочь техника интеграции конфликтных убеждений (опять-таки по материалам мастерского курса X. Бремера и X. Конгбах, ИГИСП).
Ресурсы юной части Нейтральная позиция Будущая часть |---------------------------------------,-----------------------------
Прошлое Настоящее Будущее
1. Установите на полу линию времени, обозначив ее чем угодно (см. выше).
2. Определите свое будущее "Я" и связанные с этим убеждешя ("Каким я хочу быть и во что я тогда буду верить?").
Войдите в ото самое будущее "Я" (встав на линию времени в соответствующее любое понравившееся вам место будущего) и немного помечтайте о том, как хорошо вам будет, когда вы таким станете.
3. Найдите в себе часть, которая имеет убеждения, мешающие вам достичь этого состояния. Буквально спросите себя: "А согласен ли я стать таким?" Обнаружив несогласие (а оно обязательно найдется), поместите выражающего его свою более "юную" часть себя в прошлое по линии времени во время, когда она образо-валась (в любое место прошлого, в которой, как вам по-Каясется, и находится "ее место"). Ассоциируйтесь с
этой "юной" частью (войдите на линию в это место) выясните, что вы (она) думаете (думает) о будущей части и какие ресурсы в пей можно обнаружить.
4. Снова перейдите в будущее "Я", стоя спиной к прошлому. Что вы (она будущая часть) думаете (думает) о более "юной" части? Она вам не нравится?

Тогда повернитесь так, чтобы вы могли увидеть эту часть какие чувства теперь появляются у вас по отношению к пей? И какие такие ресурсы есть у нее (а они у нее обязательно есть) ?
5. Перейдите в метапозицию и найдите намерения обеих частей (т.е. то, чего хочет каждая из них). Укрупните эти намерения до выяснения общей цели (ведь и та и другая желают вам не зла, а пользы) и назовите (опять) ресурсы этих частей.
6. Теперь перейдите в будущее состояние и ощутите ресурсы "юной" части так, как они видны оттуда как такие ресурсы могут обогатить все ваше существо?
7. Поставьте якорь на свое будущее "Я" (заякорите себя в будущем) и перенесите это состояние назад так, чтобы вы как бы встали непосредственно за "юной" частью как ее "ангел-хранитель". Окаэ/сите ей поддержку, а после вступите в это "юное существо" и, став им, ощутите как это здорово иметь за спиной ангела-хранителя. Как это изменяет ваши убеждения?
8. Затем, захватив с собой ресурсы "юной" части, перейдите в будущее и почувствуйте изменения. Закончите все это, вернувшись в настоящее.
Пример использования техники интеграции убеждений. Учтите, что более подробно принципы работы с этой техникой будут рассмотрены в параграфе 2 главы 5. Но для того, чтобы вы поняли, "как это работает", я приведу пример из собственной практики.
Проблема была если и не стандартной, то уж во всяком случае постоянно встречающейся. Виктор Иванови хотел излечиться от некой физиологической напасти (.
могу сказать какой), которая в общем-то вполне поддавалась лечению. Хотел излечиться, но не мог это сделать. 0 обратился ко мне как к человеку, который, как он слышал, "здорово вправил мозги моему соседу-алкоголику".
Я разметил на полу перед сидящим в кресле метапо-зинии Виктором Ивановичем линию времени, поместив будущее справа от него, а прошлое слева. И предложил сначала пройти рядом с этой линией в будущее, создав образ, время и обстоятельства, когда он вылечится, а потом войти в этот образ свое новое "я", обладающее необходимым здоровьем (ассоциироваться с ним).
Когда я убедился, что и образ, и обстоятельства, и время то есть результат стали видимыми, слышимыми и ощущаемыми, я заякорил все это и, вернув Виктора Ивановича в метапозицию, спросил его:


"Что вас останавливает?"
Несколько минут клиент сидел молча, а потом как бы про себя и очень тихо сказал:
"Это изменит все в моей жизни..."
Я попросил Виктора Ивановича найти место на линии времени разумеется, в прошлом, где находится его часть, убежденная, что излечение изменит всю его жизнь. Клиент вошел на линию и, медленно пройдя по ней в прошлое примерно на метр (расстояние здесь не важно), несколько неуверенно сказал:
"Кажется, здесь. Я как будто бы услышал, что мне кто-то сказал, что мне нельзя быть полноценным мужчиной" (после выяснилось, что голос этот принадлежал матери Виктора Ивановича, которую в свое время очень озаботила ранняя сексуальная активность ее сына но это не имеет особого отношения к описываемой технике).
Я вернул клиента на стул метапозиции и попросил его визуализировать на линии времени обе части: ту, которая хочет добиться выздоровления, и ту, которая боит-Ся что это изменит всю ее жизнь. А дальше попросил Виктора Ивановича войти в "будущую" часть (желающую
излечиться) и, стоя спиной к своей "прошлой" части (боя щейся, что это изменит всю ее жизнь), сказать, что она ("6v дущая" часть) о ней ("прошлой" части) думает. "Будущая часть сказала, что "прошлая" часть ведет себя очень глупо и боится того, чего бояться не следует. Тогда я предложил клиенту повернуться лицом к "прошлой" части, посмотреть на нее и сказать, что "будущая" часть думает о "прошлой" части теперь.
"Мне ее жаль", после паузы сказал Виктор Иванович. Это ведь тоже я, только молодой... И еще я хочу ей помочь!"
Я вернул клиента в метапозицию, а потом увел в прошлое и, когда он ассоциировался с частыо, боящейся, что излечение изменит всю ее жизнь, попросил эту часть сказать, что она думает о той части, которая в будущем.
"Я все-таки боюсь ее, промолвил Виктор Иванович, хотя как здорово было бы, если бы я этого не боялся..."
После мы определили намерения обеих частей ("безопасность" у одной и "мужской успех" у другой). Нашли обединяющую эти части мета-цель ("жить безопасно, эффективно и счастливо"). Определили ресурсы каждой части (осторожность и очень точную оценку происходящего у одной и жизнеутверждающий оптимизм и активность у другой). И интегрировали части в новую идентичность Виктора Ивановича. Для этого я попросил его войти в "прошлую" часть и проникнуться всеми ее ресурсами.

Медленно пройти к будущему себе, сохраняя все эти ресурсные ощущения. Войдя в будущее "Я", ассоциироваться уже с его (будущего "Я") ресурсами и перенести их в прошлое "я". А после вернуться в метапозицию и, как бы взяв обе части за руки, свести обе части в своем настоящем, дав им слиться в новую идентичность.-
Через неделю Виктор Иванович позвонил мне -i чтобы сообщить, что "сегодня ночью все наконец-т прошло без малейшей осечки и очень здорово"-
Расфиксирование идей по Ф. Фанчу. Уже неоднократно упоминавшийся мною Ф. Фанч в книге "Преобразующие диалоги" предложил свою систему работы с ограничивающими убеждениями, которые он называет фиксированными идеями.
Весьма важно здесь то, что данный автор создал своеобразную типологию фиксированных идей, которые он разделил на следующие пять типов или классов.
Фиксированные предположения. Это информация, которую человек считает истинной, не задумываясь об этой самой истинности. Информация, которая никогда не проверяется.
Фиксированные необходимости. Это то, что должно быть только так или никак не может быть так. Внутренняя уверенность в том, что возможны некие неуточ-ненные, но негативные последствия, если не соблюдать определенные правила.
Фиксированные шаблоны поведения. Это определенные шаблоны ролей, действий и отношений, которые человек автоматически, не задумываясь, сохраняет.
Фиксированные убеждения. А вот это и есть основные правила о мире и о себе, по которым человек живет, не осознавая, что они у него есть, и не зная, где, когда, как и почему он их выбрал.
Фиксированная правота. Ну а это, последнее, представляет собой навязчивую потребность считать себя правым, а других неправыми.
Сам по себе процесс расфиксирования всего того, что описано выше, по Ф. Фанчу (в несколько упрощенной форме), выглядит следующим образом.
Для начала нужно обнаружить фиксированную идею. Самый простой способ сделать это задать самому себе или другому вопрос: "По каким правилам или принципам ты живешь относительно", а далее, "уцепившись" за то, что появилось, раз за разом, последовательно или даже "вперемешку" задавать вопросы:



Содержание раздела