d9e5a92d

Причины нлп-эффективности


Упражнение 2.
В течении недели понаблюдайте за теми из своих знакомых, у которых имеются серьезные проблемы со здоровьем и попытайтесь представить себе
содержание Думающей части их мозга (и не только по поводу здоровья, болезни и излечения),
механизмы, с помощью которых Доказывающая их часть реализует в действительности это самое содержание.
Закончив, проделайте это упражнение с собой.
Упражнение 3.
- Расскажите самому терпеливому из ваших близких о том, что такое нейролингвистическое программирование.
1.2. Причины НЛП-эффективности
Три причины эффективности нейролингвистичес-кого программирования. Действительно, а почему НЛП столь эффективно? Тому есть как минимум три но очень крупные причины, каковые вытекают из отличий этой науки от прочих ей родственных.
Во-первых, это стратегичность нейролингвистичес-кого программирования, его постоянная нацеленность на результат.
Во-вторых, это опора НЛП на очень "экологичную" (т.е. просто помогающую жить) систему убеждений относительно масштабов человеческих возможностей и многого другого.
Ну, а в-третьих, это неукоснительная ориентация в работе на всю или, по крайней мере, большую часть потенциала человеческого мозга, заключенного в Бессознательном.
Рассмотрим все это более подробно.
Стратегичность и движение "К". Нейролингвистичес-кое программирование стратегично по самой своей сути. Безоговорочно нацелено на результат. И всегда идет не от негатива (плохого), а к позитиву (хорошему) .Это только кажется, что разница между этими последними отнк не очень-то существенна. На самом деле она кардинальна.

Предположим, что вы заболели и пришли к врачу. Зачем? Ну, конечно же, затем, чтобы избавиться от болезни. Но избавиться от чего-то вовсе не значит к чему-то прийти.

Если вы воскресным вечером после проведенного на природе уик-энда собираетесь вернуться домой, вам не удастся сделать это, просто идя от леса, в котором вы так хорошо провели свое время. Вам обязательно нужно идти к остановке автобуса, станции электрички или припрятанной неподалеку машине. Самолет, летящий от аэродрома и не знающий конечной точки своего маршрута другого аэродрома, на котором он сможет приземлиться, летит в никуда: к аварийной посадке где-нибудь в тайге. Да, человек это, конечно же, не самолет.

Но если он идет от чего-то, не зная, к чему он собирается придти, вероятность успеха "путешествия" становится воистину мизерной. Ней-ролингвистическое программирование, моделируя эффективность и совершенство, давно уже установило, что единственно действенным является именно движение к, а не от; приближение к позитиву, а не удаление от негатива. В условиях нынешнего базара, который мы ошибочно называем рыночной экономикой, миллионы людей занялись бизнесом. Примерно 80% процентов из них чтобы уйти от нищеты. И только 20% чтобы прийти к богатству.

Как вы думаете, кто из них добился большего успеха и преуспел?
Поясню одну из причин, по которой движение к позитиву куда эффективней удаления от негатива. Она в очень своеобразной, но почему-то малоизвестной многим особенности работы нашего мозга, который как бы не понимает частицы не и заложенного в ней момента отрица-
ния. В результате вы сплошь и рядом программируете себя с точностью до наоборот. Например, сейчас я прошу вас не думать о хромой белой обезьяне. Ни под каким видом! Никоим образом!

И никак не меньше минуты! Получилось? Вряд ли. Потому что для того, чтобы не думать об этой самой мартышке или другой разновидности четвероруких, вы сначала должны были о ней подумать. Как-то представить ее, после чего если вы, конечно же, были честны перед самим собой она накрепко засела в вашем сознании.

А теперь продолжая не думать о белой хромой обезьяне (она опять появилась?), подумайте о розовом медведе. Что, все? Обезьяна исчезла? Естественно. Но весь этот фокус нужен был и мне, и вам только, чтобы подчеркнуть единственное, но колоссальной важности положение (идею).

Что уходя от чего-то, вы, как это ни странно, именно к этому и приходите. Вы не хотите быть больным? Как это понятно и естественно! Но только лишь уходя от болезни, вы периодически, непременно и непреложно думаете именно о ней о том, от чего вы уходите.



И по сути программируете свой мозг на поддержание и воспроизводство столь ненавистного вам болезненного состояния. Ведь услышав ваше "не болеть!", он сразу же воспроизвел все, что связано с "болеть", и замер в ожидании следующей команды. Которой так и не поступило. И "зависшее" в вашем биокомпьютере "болеть" (постоянно подпитываемое вашим "не болеть, не болеть, не болеть" в виде воспринимаемого им "болеть, болеть, болеть"), рано или поздно переполнит чашу (ну если хотите его, биокомпьютера, терпения), и он, как минимум, предпримет усилия для сохранения вашего болезненного состояния, от которого вы пытаетесь уйти.

До тех пор, пока не услышит команду к ("стать здоровым"), которую теперь, после столь долгого программирования на "болеть", вам придется повторять уже неоднократно, пока ваш биокомпьютер вам не поверит. А точнее "переверит" заново...
Вообще-то это едва ли не главная патология нашей с вами жизни движение от, а не к, в результате чего к этому от мы в конечном счете и приходим. Попробуйте произвести нехитрый психологический эксперимент. Где-нибудь в компании попросите присутствующих подумать о том, чего они хотят в жизни. А после того как они об этом подумают, предложите поднять руки тех, кто на ваш вопрос "чего вы хотите?" ответили "я не хочу...".

И, убедившись, что таковых большинство, в порядке тренировки энэлперского мышления обясните им, почему, например, упорно твердя про себя "я не хочу прозябать и быть бедным", они в конечном счете приходят именно к бедности и прозябанию...
Экологичность пресуппозиций нсйролингвистическо-го программирования. Эффективность НЛП закономерно вытекает из системы его базовых пресуппозиций, сиречь исходных предположений. Это та самая упомя1гутая мною в начале главы (см. определение нейролингвистического программирования) стройная система убеждений и посылок относительно масштабов человеческих возможностей, процессов, общения и изменений.
"При чем здесь убеждения?" возможно спросите вы. А при том, что именно они составляют фундамент содержания Думающей части вашего мозга, каковое и воспроизводится Доказывающей его частью. Скажите, например, вы никогда не пытались обяснить очень странный феномен, наблюдаемый людьми со времен Библии: при прочих равных в этом мире бедные становятся все беднее, а богатые все богаче?
Если исключить из этого вопроса политэкономичес-кие соображения, то окажется, что причина этого феномена в очень большой степени основывается на различиях содержания Думающей части у бедных и богатых. Воображение бедняка заполнено ожиданиями трудностей завтрашнего дня и дальнейшей бедности и именно эти ожидания и реализует его Доказывающий! В это же вре-
мя воображение богатого человека рисует картины приумножения и использования его богатстваи опять-таки услужливый Доказывающий делает все, чтобы картины эти реализовывались в действительности!
Поверьте, это именно так разумеется, не во всем, но в очень многом. Активное воображение это воистину психотронное оружие. Инструмент, который запускает механизм воплощения содержания наших мыслей в реальности. И если вы думаете, что жизнь это дерьмо, она, конечно же, очень скоро станет для вас полным дерьмом.

Но если вы верите, что жизнь прекрасна, она именно таковой и окажется в конечном счете...
Все это очень четко проявляется и в терапии. В своей книге "Психотерапия как духовная практика" Э. Минделл, жена известнейшего специалиста по процессуальной психологии А. Минделла, применила разработанное ее мужем понятие "метанавык". Этим словом она обозначила глубокие духовные качества, убеждения, верования и принципы, которые проявляются в повседневной жизни и работе психотерапевта.

Именно мета-навыки создают во взаимодействии психотерапевта и клиента некую чувственную атмосферу, в основе которой отношение к жизни, к природе и к развитию человека. И если психотерапевт внутренне (разумеется, он не показывает это внешне) ненавидит жизнь, считает природу (натуру, как говорили древние) патологически ущербной, а развитие человека практически невозможным, он никогда не добьется серьезного успеха в исцелении, сколь бы изощренные техники не использовались в терапевтическом процессе. Ибо без прочного фундамента позитивных метанавыков все эти техники окажутся легковесными конструкциями, не выдерживающими первого же столкновения с реальностью болезни.

Впрочем, это касается не только психотерапии. Ведь и в жизни одно только отсутствие веры (а это основа мета-навыков) в возможность существования или осуществления
чего угодно способно начисто уничтожить эти самые возможности и существования, и осуществления. Не случайно энэлперы так любят повторять удивительно мудрую фразу, в которой как бы заложена квинтэссенция человеческих возможностей: "Или ты веришь, что можешь, или ты ничего не можешь...".



Содержание раздела