d9e5a92d

Причина и следствие


Это классическое чтение мыслей. Откуда вы знаете, как он к вам относится? В таких случаях полезнее замечать и словесные, и несловесные сигналы, не прикрепляя к ним ярлыков. Например:
Он наклонился вперед, его голос резче, чем обычно. Он говорит о проблемах, которые у нас были на втором этапе проекта.
Предполагать что-то большее означает напрашиваться на неприятности. Если кто-то разносит в пух и прах ваш проект, вам нужно использовать свой ум для рационального анализа ситуации, а не загружать свой ум чтением мыслей других людей. Конечно, пока вы читаете мысли, вы пропускаете много другой информации, которая могла бы вам пригодиться.
Вот еще один пример чтения мыслей ...
Я знаю, всем интересно узнать, кто же будет нашим специально приглашенным гостем, но, как и мне, вам не хотелось бы пропустить важное объявление, которого мы все ждем.
И ответы по мета-модели ...

  • Откуда вы знаете, что всем интересно?
  • Откуда вы знаете, что мне не хотелось бы пропустить объявление?
  • Откуда вы знаете, что мы все ждем объявление?

Причина и следствие В этом шаблоне что-то одно причинно связывается с чем-то другим-А вызывает Б. С помощью этого шаблона мы создаем себе одну проблему-мы строим взаимоотношения, которые нас ограничивают.
Например, можно сказать, что “солнце заставляет цветы расти”. Но когда вы говорите “директор заставляет меня нервничать”, причинная связь совершенно другого типа. В первом случае это биологический акт природы, при котором солнце участвует в процессе фотосинтеза, непосредственно биологически воздействуя на цветы. Во втором случае, директор не может заставить нервничать,-здесь нет прямой биологической связи.

Цветы не могут сделать выбор, фотосинтезировать или нет, а мы можем выбирать свое “состояние” ума как ответ на свою интерпретацию окружающего мира.
В предыдущих главах вы узнали, что мы управляем своим умом, и можем брать ответственность за собственные “состояния”. Многим людям трудно понять эту идею, и может потребоваться некоторое время, прежде чем возрастет контроль над состояниями ума и тела. Главное-практика, и использование мета-модели в работе над собой поможет вам управлять собой. Для приведенного выше примера проверочным вопросом может быть “каким образом директор заставляет тебя нервничать”, или “каким образом ты попадаешь в состояние нервозности при встрече с директором?”
Вот еще несколько примеров:
 
“Если я возьму отгул, это повредит работе.”
“Собрания утомляют меня.”
“Если привлечь персонал к активному участию в этой работе, это приведет к улучшениям.”
 
И ответы по мета-модели ...
 

  • Каким образом то, что ты возьмешь отгул, повредит работе?
  • Как ты входишь в состояние усталости, когда ты на собрании?
  • Каким образом привлечение персонала к участию приведет к улучшениям?

Комплексная равнозначность В этом шаблоне двум утверждениям дается один и тот же смысл. Например, “раз вы здесь, мы сможем продвигаться дальше”. “Продвигаться дальше” приравнивается к тому, что “вы здесь”. Вот еще несколько примеров ...
 
“Ты опаздываешь, значит, ты меня не уважаешь.”
“Эти результаты означают, что нам можно немного расслабиться.”
“Раз мы в ведущей рабочей группе, мы можем собой гордиться.”
 
И ответы по мета- модели ...
 

  • Каким образом то, что я опаздываю, значит, что я тебя не уважаю?
  • Каким образом эти результаты означают, что нам можно расслабиться?
  • Каким образом то, что мы в ведущей рабочей группе, означает, что мы можем собой гордиться?

Подразумеваемые предпосылки В нашей речи много шаблонов с подразумеваемыми предпосылками, среди них есть полезные и не особенно полезные. Это те часто встречающиеся предположения, которые должны быть истинными, чтобы наша речь имела смысл. Например, “в этот раз мы сделаем все возможное” предполагает, что в предыдущие разы не ВСЕ возможное было сделано.

Вот еще несколько подразумеваемых предпосылок ...


 
“Вы пользуетесь услугами компании “Акме” для маркетинга нового продукта?” (Предполагается, что я провожу маркетинг нового продукта.)
“Когда вы будете иметь такой опыт, как я, вы поймете мое решение.”
(Предполагается, что у меня нет такого опыта и я не понимаю решения.)
“Где вы собираетесь пилотировать проект, в восточных или западных областях?” (Предполагается, что я собираюсь пилотировать проект.)
“Вы допустили ту же ошибку, что и все остальные.” (Предполагается, что все остальные допустили эту ошибку.)
 
И ответы по мета-модели ...
 

  • Почему вы считаете, что я провожу маркетинг нового продукта?
  • Почему вы думаете, что у меня нет такого опыта, как у вас?
  • Откуда вы знаете, что я не понимаю вашего решения?
  • Почему вы решили, что я собираюсь пилотировать этот проект?
  • Откуда вы знаете, что все остальные допустили ту же ошибку?

Кванторы общности Это шаблоны обобщения, в них входят такие слова, как: всё, никогда, каждый, ни один, все и всегда. Например, “всем политикам нельзя доверять”. В этом утверждении убеждение насчет политики применяется в отношении любой политической деятельности.
Обобщение-это способ распространения утверждения на все возможные случаи. Люди часто берут одно или несколько собственных переживаний и применяют их в отношении всех других возможностей. Обычно эти утверждения-мнения и убеждения, и когда мы применяем их ко всем возможным случаям, мы рискуем создать ограничения своему мыслительному процессу и тем самым ограничить свою гибкость.

Вот несколько примеров ...
“Нам всем нужно повысить производительность.”
“В этом году объемы продаж упали.”
“Менеджеры нас не понимают.”
“Я не могу добиться, чтобы подчиненные со мной сотрудничали.”
“В этом районе земельные участки слишком дороги.”
И ответы по мета-модели ...
 

  • Нам всем?
  • Все объемы продаж упали?
  • Хоть один менеджер вас когда-нибудь понял?
  • Есть хоть один человек, который сотрудничает с вами?
  • Все земельные участки?

Обобщения Кроме кванторов общности, есть множество других обобщений. Многие используемые в бизнесе слова-всего лишь обобщения идеи или понятия. Из них чаще всего к месту и не к месту используют слово “качество”.

Попробуйте спросить сотрудников, что значит качество, и они скорее всего ответят какими-то выученными утверждениями, например “сделать все как следует с первого раза”, или “выполнить работу мастерски”. Меня очень часто просят обучить людей “предоставлять качественные услуги, и меня не перестает удивлять тот озадаченный вид, который появляется после первого же моего ответного вопроса: “А чему именно вашему персоналу нужно научиться, чтобы они смогли предоставлять качественные услуги?”
Типичный ответ на это дается в форме дальнейших обобщений, например: “Им нужно получить навыки общения”. Обобщения полезны для общения на глобальном уровне. Тем не менее корпоративный диалект формулировок миссии и лозунгов качества нужно переводить на такой язык, который персонал может воплотить в действия при выполнении заданий, а иначе это только пустые, бессмысленные слова.
Модальные операторы необходимости С раннего детства нас приучают подчиняться правилам. Я помню, как мне с первых же месяцев детского садика говорили, куда можно и нельзя ходить; где я должен быть в определенное время; что я обязан говорить, обращаясь к учителям; что мне нужно и чего не нужно было делать на игровой площадке. И это воспитание остается у нас на всю жизнь.

Мы создаем порядок в своем окружении, навязывая себе и другим правила и методики, и иногда тот язык, который мы выбираем для построения собственных структур правил, и наши моральные кодексы поведения, накладывают ограничения на нашу гибкость.
Те модальные операторы, которые мы выбираем, влияют и на нашу мотивацию. То, кто думает: “Я должен сегодня выполнить заказ”, скорее сделает задание, чем то, кто думает: “Может быть, я сегодня выполню этот заказ”. Это не имеет ни малейшего отношения к качеству выполнения работы.

Первый человек скорее всего останется на работе дольше второго, чтобы довести задание до конца.
Если вам трудно мотивировать себя сделать что-то, проверьте, какие модальные операторы вы используете. Переход от “может быть” через “должен” к “буду” может полностью изменить дело, особенно если вы к тому же используете субмодальности * “буду” из какого-то другого задания, на которое вы очень мотивированы. Применяйте это вместе со стратегией шестого состояния (глава 4), чтобы еще больше усилить свое состояние мотивации.
В модальных операторах необходимости обычно содержатся слова должен / не должен, обязан / не обязан, нужно / не нужно, например: “Я должен без опоздания завершить этот доклад”. Ответ по мета-модели на модальный оператор необходимости-просто: “Что произойдет (чего не произойдет), если ты это сделаешь (не сделаешь этого)?”



Содержание раздела